Обособленное подразделение – открываем, закрываем и уплачиваем налоги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обособленное подразделение – открываем, закрываем и уплачиваем налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Сведения о филиалах и представительствах должны быть включены в ЕГРЮЛ (пп. «н» п.1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Налоговая служба поставит их на учет автоматически на основании данных из реестра (п. 3 ст. 83 НК РФ).

О создании другого обособленного подразделения необходимо уведомить налоговиков, подав сообщение по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение одного месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Прикладывать какие-либо подтверждающие документы не требуется (письмо ФНС РФ от 30.10.2018 № ГД-4-14/21195). За непредставление сообщения в установленные сроки организации грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ), генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

  • при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
  • при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.

Cнятие с учета обособленного подразделения

Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.

Для этого нужно подать в налоговую службу сообщение по форме № С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС РФ № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение срока грозит штраф:

  • организации в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ),
  • генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Если не сообщить об открытии

Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.

Величина штрафа Норма Основание
10 000,00 рублей П. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей П. 2 ст. 116 НК РФ Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС
5000,00 рублей П. 1 ст. 129.1 НК РФ Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений
200 рублей П. 1 ст. 126 НК РФ Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок

За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.

Особенности сдачи налоговых деклараций и уплаты налогов обособленными подразделениями

Налоговое законодательство кроме понятия «обособленное подразделение», которое подробно рассмотрено нами в данной статье, предусматривает также «обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс» и «обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, расчетный счет и начисляющее выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц».

Учитывая, что такое понятие, как «отдельный баланс», было исключено из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», для целей применения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27).

В зависимости от вида обособленного подразделения у организации могут возникать различные обязанности по предоставлению налоговых деклараций и уплате налогов по месту регистрации головной организации и/или обособленного подразделения. Порядок сдачи налоговых деклараций и уплаты налогов головной организацией и обособленными подразделениями для удобства представим в таблице.

Налог

Головная организация

Обособленное

подразделение

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, расчетный счет и начисляющее выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц

Постановка на учет

Представление Сообщения о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях (ф. N С-09-3-1) в ИФНС по месту регистрации самой организации в течение месяца – со дня создания подразделения, в течение трех рабочих дней – со дня изменения соответствующего сведения о подразделении (пп. 3 п. 2 ст. 23, абз. 1 п. 4 ст. 83 НК РФ). ИФНС по месту регистрации организации направляет данную информацию в налоговый орган по месту нахождения нового ОП для постановки организации на учет. В течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения о создании ОП ИФНС направит уведомление о постановке организации на учет по месту нахождения ОП.

Закрытие обособленного подразделения

Представление Сообщения об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией) (ф. N С-09-3-2) в ИФНС по месту регистрации самой организации в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). ИФНС по месту учета организации направит сообще­ние в ИФНС по месту учета ОП, которая после снятия ОП с учета вышлет уведомление по форме N 1-5-Учет.

НДС

Представление налоговой декларации и уплата налога.

Налог на прибыль (федеральный бюджет)

Представление налоговой декларации и уплата налога.

Налог на прибыль (бюджет субъектов)

Представление налоговой декларации и уплата налога исходя из доли прибыли, приходящейся на головное подразделение (ст. 288 НК РФ).

Представление налоговой декларации и уплата налога исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (ст. 288 НК РФ).

Представление налоговой декларации и уплата налога исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (ст. 288 НК РФ).

Представление налоговой декларации и уплата налога исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (ст. 288 НК РФ).

Если организация и ее обособленное подразделение находятся на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Налог на имущество

Представление налоговой декларации и уплата налога.

Представление налоговой декларации и уплата налога в отношении объектов недвижимого имущества, местонахождением которых является обособленное подразделение.

Представление налоговой декларации и уплата налога в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе, и объектов недвижимого имущества, местонахождением которых является обособленное подразделение.

Представление налоговой декларации и уплата налога в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе, и объектов недвижимого имущества, местонахождением которых является обособленное подразделение.

Транспортный налог

Представление налоговой декларации и уплата налога по месту нахождения (регистрации) транспортных средств.

Земельный налог

Представление налоговой декларации и уплата налога по месту нахождения земельных участков.

НДФЛ

Представление сведений и уплата налога кроме обособленных подразделений.

Представление сведений и уплата налога исходя из суммы дохода работников обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Представление сведений и уплата налога исходя из суммы дохода работников обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Представление сведений и уплата налога исходя из суммы дохода работников обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Если несколько обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, зарегистрированы в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких подразделений, НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в муниципальном образовании, либо в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе должен быть перечислен в бюджет по месту учета выбранного обособленного подразделения. Платежные поручения заполняются на каждое обособленное подразделение с указанием КПП обособленного подразделения.

Взносы во внебюджетные фонды

Представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов кроме обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов исходя из величины базы, относящейся к этому обособленному подразделению, кроме обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ.

УСН

Представление налоговой декларации и уплата налога.

ЕНВД

Постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, представление налоговой декларации и уплата налога по следующим видам предпринимательской деятельности: оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети (развозной и разносной розничной торговли); размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств (п. 2 ст. 346.28, ст. 346.32 НК РФ).

Постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, представление налоговой декларации и уплата налога по видам предпринимательской деятельности, не указанным по головной организации (п. 2 ст. 346.28, ст. 346.32 НК РФ).

Постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, представление налоговой декларации и уплата налога по видам предпринимательской деятельности, не указанным по головной организации (п. 2 ст. 346.28, ст. 346.32 НК РФ).

Постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, представление налоговой декларации и уплата налога по видам предпринимательской деятельности, не указанным по головной организации (п. 2 ст. 346.28, ст. 346.32 НК РФ).

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Представление налоговой декларации и уплата налога по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога (п.2 ст.346.28 НК РФ).

Читайте также:  Электронный больничный при коронавирусе и карантине

Постановка на налоговый учет

Обособленное подразделение создается на основании приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом не требуется решения учредителей организации о внесении соответствующих изменений в устав.

Порядок определения дня создания обособленного подразделения законодательно не регламентирован. Представляется целесообразным считать им день создания стационарных рабочих мест.

Анализ сложившейся арбитражной практики дает основание считать, что момент создания стационарных рабочих мест могут подтверждать:

  • приказ о создании рабочих мест;
  • факт подписания договора аренды помещения, в котором будут располагаться рабочие места;
  • приказ о принятии на работу руководителя обособленного подразделения либо работника.

Основным признаком обособленного подразделения является его территориальная обособленность, под которой понимается его создание вне местонахождения самой организации (в другом регионе, городе, районе, в том же городе, но на территории, подведомственной другой инспекции Федеральной налоговой службы).

Выездные налоговые проверки

Пункт 7 ст. 89 НК РФ предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе контролировать деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Таким образом, право проведения указанной проверки обособленного подразделения, которое не является филиалом или представительством, законом не предусмотрено. Указанная точка зрения содержится в Письме Минфина России от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327, а также подтверждается арбитражной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2008 N А56-11379/2008).

В то же время арбитражная практика признает достаточным условием для проведения выездной проверки постановку организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.08.2008 N Ф08-4572/2008 указал, что налоговый орган вправе провести самостоятельную выездную проверку обособленных подразделений независимо от того, являются ли они филиалами или представительствами.

Отметим, что выездные проверки обособленных подразделений могут проводиться в рамках выездной проверки всей организации.

Законодательно установлено, что территориальный налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом остается открытым вопрос о его праве в рамках самостоятельной проверки филиалов проверять федеральные налоги, зачисляемые в региональный и местный бюджеты.

Позиция официальных органов по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики показывает, что налоговые органы по месту учета обособленного подразделения не вправе проверять федеральные налоги, даже если они зачисляются в региональный и местный бюджеты. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2008 N А56-11379/2008 указывается, что статус налога как федерального не зависит от того, в какой бюджет он зачисляется. Следовательно, налоговый орган по месту нахождения филиала не вправе проводить такую проверку.

Читайте также:  Что будет за спаивание несовершеннолетних в России грозит

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

Когда обособленные подразделения не ставят на учет

Постановка обособленных подразделений на учет в налоговой инспекции продолжает вызывать вопросы у бухгалтеров.Причина? Разнообразие определений термина в законодательстве и противоречивая судебная практика. В вопросе разобралась Юлия Майфет, кандидат юридических наук, адвокат по налоговым спорам и партнер компании «Майфет – налоговый эксперт».

На основании требований пункта 1 статьи 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях как по месту нахождения самой компании, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Обратите внимание, в законодательстве в качестве обособленных подразделений указываются филиалы и представительства юридического лица, однако в НК РФ и других актах о налогах и сборах используется более широкое понятие, например, в пункте 2 статьи 11 НК РФ говорится, что ОП представляет собой любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

На основании п. 1 ст. 83 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Исходя из п. 4 ст. 83 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ), при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
Как закреплено в п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В силу п. 1 ст. 117 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 117 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.
Одновременно п. 1 ст. 116 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) закреплено, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ).
Следовательно, положениями НК РФ не урегулирован вопрос о наличии либо отсутствии оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 117 НК РФ организации, поставленной на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, в случае ведения деятельности через обособленное подразделение, на учет не поставленное.
Рассмотрим судебную практику по данному вопросу.
По мнению части судов, оснований для привлечения к ответственности по ст. 117 НК РФ в подобной ситуации нет, к ответственности организация может быть привлечена только по ст. 116 НК РФ.

Читайте также:  Как получить вид на жительство в РФ гражданину Украины

Пример. Суть дела.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности по п. п. 1 и 2 ст. 117 НК РФ.
Указанное решение принято ответчиком по результатам выездной налоговой проверки общества.
Позиция суда.
Соглашаясь с выводом ответчика о совершении заявителем налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. п. 1 и 2 ст. 117 НК РФ, апелляционный суд исходил из того, что заявителем не исполнена обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Обособленным подразделением, исходя из толкования положений ст. 11 НК РФ, суд признал местонахождение генерального директора организации, единственного сотрудника организации.
Суд посчитал, что уклонение заявителя от постановки на учет по месту фактического нахождения препятствует учету налогоплательщика и проведению налогового контроля.
Между тем суд не учел следующее.
Объективной стороной состава правонарушения, квалифицируемого по ст. 117 НК РФ, является ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе. Это д��яние характеризуется прямым умыслом и состоит в уклонении от постановки на учет в налоговом органе как таковом, независимо от причины постановки на учет.
Буквальное значение этой нормы состоит в наказании лица, являющегося налогоплательщиком в силу закона, но уклоняющегося от учета в этом качестве в налоговых органах и противодействующего тем самым налоговому контролю.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 117 НК РФ, т.к. организация состояла на налоговом учете в налоговом органе и представляла ей налоговые декларации. Налоговый орган в ходе проверки не установил фактов сокрытия заявителем доходов или уклонения от налогового контроля.
Статьей 83 НК РФ установлен срок постановки на налоговый учет в связи с образованием обособленного подразделения. Ответственность за нарушение этого срока установлена ст. 116 НК РФ.
Составы правонарушений, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 НК РФ, обособлены друг от друга, что предполагает их самостоятельный характер и специфику применения.
Кроме того, диспозиция статьи закона, устанавливающей ответственность за совершение нарушения, не должна допускать неоднозначность толкования. В ст. 117 НК РФ отсутствует четкое указание на возможность наложения санкции в связи с ведением деятельности вне места налогового учета налогоплательщика. Напротив, речь в норме идет не о налоговых органах, а налоговом органе. Следовательно, санкция может быть наложена лишь в связи с ведением деятельности вообще без постановки на налоговый учет.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о законности привлечения организации к ответственности по ст. 117 НК РФ основан на ошибочном толковании норм права, в связи с чем постановление в этой части подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
(По материалам Постановления ФАС Московского округа от 18.06.2007, 20.06.2007 N КА-А40/5386-07.)

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03 отмечено, что п. 2 ст. 117 НК РФ предусмотрена ответственность только за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, в связи с чем у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля, а не за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями ст. 83 НК РФ.
Однако в судебной практике существуют решения и с другими выводами.

Собственная печать подразделения: нужна или нет?

Здесь все зависит от желания руководителя головной фирмы и обособленного подразделения. В законодательстве нет указания на обязательность или запрет на отдельную печать для обособленного подразделения. Если руководитель головного предприятия разрешит, то подразделение может заказать собственную печать.

В Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» указано, что общества могут (но не обязаны) иметь собственную печать, эмблему, штампы.

Однако обособленные подразделения нельзя отнести к самостоятельно действующим обществам, так как согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса России они не признаются юридическим лицом. Это связано с тем, что у подразделений и филиалов нет собственного имущества.

Есть несколько разновидностей. Но принято считать, что обособленное предприятие (что это мы уже разобрались выше) может иметь 2 основные формы:

  1. представительство;
  2. филиал.
Критерий ОП Представительство Филиал
Для чего нужно Представляет интересы компании, занимается их непосредственной защитой в соответствии с ГК РФ и другими законами. Название этой формы ОП полностью соответствует его функционалу. Работа в новых регионах, возможность получения более достоверной информации и выстраивания на ее основе более грамотной маркетинговой политики
Главные признаки Имеет адрес, не имеющий отношения к адресу главного офиса, указанному в учредительных документах Имеет различный с головным офисом адрес (расположены обычно в разных городах или регионах).
Создается ли отдельное юрлицо Создания нового юридического лица не происходит. Представительством руководит человек, имеющий доверенность, составленную руководителем самой организации. Большее по сравнению с представительством количество полномочий не подразумевает открытия отдельной организации. Во главе стоит директор филиала, действующий на основании полученной от руководителя компании доверенности.
На основании чего ведет деятельность Руководитель представительства действует в соответствии с положением, регламентирующим работу этого обособленного подразделения. Создает такое положение головной офис. В соответствии с положением, принятым в головной организации.
Чем может заниматься (примеры) Маркетингом, разработкой рекламной стратегии и ведением деятельности, направленной на привлечение новых клиентов. Представительство может продвигать создаваемый организацией продукт или услугу в другие регионы (страны) Может частично или в полном объеме выполнять функции головного офиса. Филиал может быть наделен и функциями представительства.

Отличия филиала от обособленного подразделения

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, находящееся на другой территории и выполняющее какие-либо обязанности головного предпрития. Решение о необходимости создания филиала принимается собственниками юрлица. Информация о наличии филиалов, их адресах и прочих показателях, обязательно отражается в ЕГРЮЛ, дополнительно сообщать о них в ФНС не требуется.

Филиалу позволено осуществлять коммерческую деятельность через собственный банковский счет, а также играть роль представительства. Работа филиала фиксируется в собственном бухучете, но отчетность, где показана работа всех филиалов, в ФНС предоставляется головным предприятием.

Обратите внимание

Отличие филиала от обособленного подразделения: выполняет обязанности головного предприятия, представительства и вносится в ЕГРЮЛ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *