Штрафы за несвоевременное перечисление НДФЛ в период пандемии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за несвоевременное перечисление НДФЛ в период пандемии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один год. Как исправить ситуацию, если, например, в июле 2021 года не удержали НДФЛ, а в сентябре этого же года заметили, при этом сотрудник работает и продолжает получать заработную плату?

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

На 3 месяца перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.

До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

На 20 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

На 10 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.

Вид отчетности

Когда нужно было сдать

Перенос срока в связи с COVID-19

За 2019 год

Бухгалтерская отчетность

31.03.2020

30.06.2020

2-НДФЛ

02.03.2020

01.06.2020

6-НДФЛ

02.03.2020

01.06.2020

Налог на прибыль

30.03.2020

29.06.2020

Налог на имущество организаций

30.03.2020

30.06.2020

УСН организаций

31.03.2020

30.06.2020

УСН ИП

30.04.2020

30.07.2020

За I квартал 2020 года

6-НДФЛ

30.04.2020

30.07.2020

НДС

27.04.2020

15.05.2020

ЕНВД

20.04.2020

20.07.2020

Водный налог

20.04.2020

20.07.2020

4-ФСС

27.04.2020

15.05.2020

РСВ

30.04.2020

15.05.2020

Налог на прибыль

28.04.2020

28.07.2020

За январь–февраль 2020 года

Налог на прибыль

30.03.2020

29.06.2020

За январь–март 2020 года

Налог на прибыль

28.04.2020

28.07.2020

За январь–апрель 2020 года

Налог на прибыль

28.05.2020

28.08.2020

Выводы и рекомендации

  1. Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
  2. Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
  3. Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
  4. Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.

Что расценивают как непредставление отчета?

Непредставлением отчета будет считаться его:

  • несдача работодателем при наличии такой обязанности, в т. ч. непредставление отдельных отчетов по обособленным подразделениям;
  • сдача позже установленного срока.

В отношении 6-НДФЛ нарушениями (не расцениваемыми как непредставление) будут считаться также:

  • Включение в отчет недостоверных сведений. Ответственность за него наступит, если отчитывающееся лицо не исправит отчет до выявления этой ошибки налоговым органом (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).
  • Нарушение способа представления отчета. Сдать его на бумаге могут только те работодатели, число работников у которых меньше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ). Остальные должны отчитываться электронно.

Работодатель несет ответственность за отчисления сумм НДФЛ в пользу государства от доходов своих сотрудников. В данной ситуации не играет роли тот факт, какая форма собственности у предприятия и каков его статус.

В ситуации осуществления частной практики сумма дохода определяется как значение прибыли от ведения самостоятельной деятельности.

В ст.226 и 227 НК РФ законодательно установлены нормы исчисления и удержания исследуемого налога.

В конце налогового периода, исчисляемого годом, необходимо организацией предоставить в налоговую отчетность в виде справок 2-НДФЛ, которые выполняются в разрезе каждого сотрудника фирмы. В рамках данных справок обязательно указание сумм доходов, полученных работников за год по месяцам, а также сумм исчисленного и уплаченного в бюджет налога. Справки оп данной форме должны быть предоставлены не позже 1 апреля послеотчетного года.

Сроки в зависимости от способов оплаты

Соблюдение сроков по выплате сумм удержаний зависит также от вида и способа выплат. Данная информация отражена в таблице ниже.

В случае перевода безналом Дата выплаты = дата перечисления
В ситуации получения наличных выплат Не позже одних суток за днем получения денежных средств
Выплата оплаты наличным вариантом, но в кассе банка В день получения (момент получения)

Если речь идет об ИП или физлицах, то сумма налога может быть выплачена в соответствии с окончанием отчетного периода, то есть не позднее 15 числа послеотчетного месяца.

Возможность неначисления штрафов и санкций появляется только в одном случае: своевременное перечисление сумма налога в бюджет. Поэтому необходимость отслеживать сроки и выплаты является очень актуальной для работодателя.

Какие положены штрафы за неуплату НДФЛ в 2021 году

Сумма недоимки равняется величина НДФЛ, не уплаченного в срок. Ставка рефинансирования берется актуальная на момент просрочки. Дни задержки считаются со следующего дня после срока перечисления по день, предшествующий погашению долга. Дальше надо понять, как отчитываться за месяц, который указали по ошибке, например, если по ошибке указали код месяца 04, а надо было 03. Если после ваших возражений фонд исправил код отчетного периода с 04 на 03, направьте в ПФР новый отчет за апрель с кодом «исхд».

Снижение штрафа за неуплату НДФЛ возможно при наличии ходатайства о снижении штрафа со стороны налогоплательщика или налогового агента. Отправить ходатайство необходимо в течение месяца с момента:

  • получения акта от налоговых органов о выявленном правонарушении;
  • получения акта выездной или камеральной проверки, где выявлены нарушения в налогообложении по НДФЛ.

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (, ).

Налогоплательщик не вовремя заплатил НДФЛ — штраф за просрочку

Важно отметить, что начиная с 2021 года Налоговая Инспекция имеет право направлять такие извещения на адрес его компании-работодателя. Такое сообщение приходит в фирменном конверте. В нём также указаны все контактные данные учреждения.

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования.

Статья 123 НК РФ предусматривает возможность не платить штрафы за несвоевременную уплату НДФЛ в 2021 году.

Неуплата НДФЛ — ответственность за это нарушение несут как выгодоприобретатели, так и лица, от которых физические лица получают доходы.

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:

  • выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;

  • выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);

  • суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).

Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2022 году

Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.

Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).

Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.

В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.

Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.

При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).

Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а такж�� уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Читайте также:  Штраф езда без номеров в 2023 году

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ приме��яется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).


[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Если период нерабочих дней закончился 11 мая

Если документы на выплату, которыми регистрировались суммы удержанного НДФЛ, были проведены до обновления производственного календаря, достаточно выполнить одно из следующих действий:

  • перепровести документы выплат;
  • в Учётной политике на вкладке «НДФЛ» следует проверить, что флажки по периодам карантина не установлены (см. рисунок ниже) и нажать кнопку «Записать и закрыть», чтобы программа проанализировала совпадение срока перечисления НДФЛ по документам выплат с 1 марта по 8 мая с рабочими днями из производственного календаря. В случае если срок перечисления приходится на нерабочий день, он автоматически зарегистрируется датой 12.05.2020 г.

Наказуема ли досрочная уплата НДФЛ за работников

Предъявление налоговым органом штрафа по ст. 122 НК РФ ограничено 3 годами (ст. 113 НК РФ). Рассчитывать максимальный период получения штрафа следует согласно п. 4 ст. 109, ст. 6.1 НК РФ применительно к конкретным обстоятельствам.

А вот на налог и пени срок давности по ст. 113 не распространяется. Это объясняется тем, что пресекательный срок действителен исключительно для санкций, являющихся мерой ответственности за правонарушение. В силу этого момент возникновения обязанности по уплате НДФЛ не имеет значения для установления факта пропуска налоговым органом срока предъявления требования по уплате НДФЛ налогоплательщику в соответствии с абз. 3 ст. 45 НК РФ.

Неуплаченная своевременно сумма налога обнаруживается налоговым органом посредством проверки (камеральной или выездной) и иных контрольных процедур. В итоге составляется внутренний акт о наличии у физического лица просроченной задолженности. Извещать об этом плательщика налоговый орган не обязан. Факт выявления недоимки доводится до налогоплательщика, только если он удостоверен актом проверки.

Требование об уплате налога и пени выставляется налоговым органом при наличии недоимки в течение 3 месяцев после обнаружения факта неуплаты налога в установленный срок (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В дальнейшем согласно ст. 45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган обязан предпринять действия по взысканию налога путем обращения взыскания по банковским счетам, за счет иного имущества, в том числе посредством судебных процедур.

Согласно ст.113 НК РФ, общий срок давности составляет 3 года со дня совершения правонарушения

до его выявления либо со дня окончания проверки до привлечения к ответственности. Но если физическое лицо активно противодействовало ФНС, исчисление времени прерывается.

Ещё одна сторона медали – период, в течение которого могут быть взысканы штрафы, исчисленные на основании НК РФ. Согласно ст.115 Налогового кодекса, у ФНС есть 6 месяцев со дня, следующего за крайней датой, указанной в требовании об уплате средств.

Но если срок пропущен по уважительной причине, суд может его восстановить

. Как думаете, пойдут наши служители молотка и мантии навстречу доблестным работникам ФНС?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой налог в Российской Федерации, исчисляющийся в процентах от общего дохода физического лица (за исключением тех доходов, которые налогами не облагаются).

Важно подчеркнуть:

  • налог взимается только с дохода;
  • налог исчисляется в процентах;
  • не все доходы физического лица подлежат исчислению, удержанию, уплате НДФЛ.

Согласно со ст. 226 НК РФ обязаны исчислять, удерживать у физического лица (налогоплательщика) и уплачивать в бюджет определённую сумму налога следующие контрагенты:

  • организации, зарегистрированные в Российской Федерации;
  • предприниматели (обязаны уплачивать как за себя лично, так и за наёмных работников);
  • практикующие частным образом нотариусы;
  • адвокаты, организовавшие частные адвокатские кабинеты или консультации;
  • обособленные подразделения компаний, головные офисы которых зарегистрированы в иностранных государствах, но подразделения расположены на территории Российской Федерации.

Контрагенты в обязательном порядке производят исчисление налога, затем производится удержание и уплата налога в бюджет, т.е. налогоплательщик (работник) даже не получает исчисленную сумму на руки.

В Российской Федерации (ст. 224 НК РФ) принят единый налог на заработную плату налоговых резидентов и составляет 13% (в данной статье не рассматриваются иные ставки НДФЛ). Уплата налога происходит следующим образом:

Процедура Комментарий
Исчисление НДФЛ 13% от дохода работника
Определение налогового вычета · стандартный (ст. 218 НК РФ)

· социальный (ст. 219 НК РФ)

· имущественный (ст. 220 НК РФ)

Удержание НДФЛ Удержание производится при фактической выплате заработной платы
Перечисление удержанного налога в бюджет Перечисление производится не позднее дня, следующего за днём выплаты заработной платы (для отпускных и пособия по больничному – последний день месяца, в котором выплачены отпускные или больничное пособие работнику)

Когда налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату НДФЛ

Для привлечения к ответственности помимо события правонарушения (неуплаты налога) необходима вина налогоплательщика (ст. 109 НК РФ). Например, вина налогоплательщика очевидна, если при наличии у него такой обязанности он не задекларировал полученный доход и, соответственно, не уплатил с него налог в бюджет. Это дает все основания оштрафовать его за неуплату налога.

Иная ситуация складывается в отношении доходов, удерживать налог с которых должен источник выплаты — налоговый агент. Вот за его действия (бездействие) налогоплательщик отвечать не должен. Так, если агент не удержал налог у налогоплательщика, он должен уведомить об этом самого налогоплательщика и налоговиков. Срок уведомления — не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ). На основании данного сообщения налогового агента налоговики должны предъявить эту сумму НДФЛ к уплате налогоплательщику посредством направления ему налогового уведомления. Если агент свою уведомительскую функцию не исполнил, либо если налоговики по какой-то причине не направили уведомление, штрафовать налогоплательщика незаконно.

Установленное надлежащим образом обстоятельство, что налогоплательщик не знал о неудержании с него НДФЛ, является доказательством его безвинности. А это в силу п. 2 ст. 109 считается самостоятельным и достаточным доводом для невзыскания штрафа, установленного ст. 122 НК РФ. Об этом говорит и Минфин в письме от 10.06.2013 № 03-04-05/21472. Однако ведомство не делает однозначного заключения, а только указывает, что при образовавшейся в подобных обстоятельствах неуплате НДФЛ ответственность назначается с учетом наличия вины.

О том, какие доходы не надо облагать подоходным налогом, можно узнать из этой статьи.

Есть ли сроки давности по уплате налогов?

Согласно ст.113 НК РФ, общий срок давности составляет 3 года со дня совершения правонарушения

до его выявления либо со дня окончания проверки до привлечения к ответственности. Но если физическое лицо активно противодействовало ФНС, исчисление времени прерывается.

Ещё одна сторона медали – период, в течение которого могут быть взысканы штрафы, исчисленные на основании НК РФ. Согласно ст.115 Налогового кодекса, у ФНС есть 6 месяцев со дня, следующего за крайней датой, указанной в требовании об уплате средств.

Но если срок пропущен по уважительной причине, суд может его восстановить

. Как думаете, пойдут наши служители молотка и мантии навстречу доблестным работникам ФНС?

Как избежать штрафа за НДФЛ

Взаимодействие с налоговой службой происходит в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ. А это значит, что и штрафование должно происходить в соответствии с официальными постановлениями. Если вас оштрафовали необоснованно, вы имеете право на снижение штрафа по НДФЛ.

Чтобы уменьшить или полностью оспорить штраф, необходимо знать некоторые положения законодательства. С этими знаниями можно избежать начисления штрафа заранее или оспорить его, если он несправедлив и не обоснован.

Налоговая инспекция должна рассмотреть каждую ситуацию подробно и выявить смягчающие обстоятельства самостоятельно. Но надеяться на это не приходится. На практике это бывает редко.

Лучше всего найти все факты, которые могут сыграть на руку, и составить официальное ходатайство.

Данный список довольно условен, поскольку нестандартные обстоятельства потому и нестандартны. Эта информация была собрана на основе реальных судебных дел, по итогам которых произошло смягчение приговора. Основные правила, в соответствии с которыми начисляется штраф и рассчитывается пеня, прописаны в ст. 70 НК РФ.

Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля 2023 документы

ФНС рассказала, когда не будет штрафовать за задержку уплаты НДФЛ

Налоговые органы могут освободить от штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ только добросовестных налогоплательщиков, который допустили несвоевременное перечисление налога в силу технической либо иной ошибки (непреднамеренно).

Об этом сообщает ФНС в решении от 12.07.2018 № СА-4-9/12105@ по жалобе налогоплательщика, которого налоговые органы оштрафовали за несвоевременное перечисление в бюджет удержанного НДФЛ.

Вместе с тем, в постановлении Конституционного суда РФ от 06.02.2018 № 6-П, просрочка налоговых платежей возможна в результате упущений организационно-технического характера, связанных с удержанием данного налога, которые даже при правильном расчете подлежащего удержанию и перечислению налога не исключают ошибок и недоимок в ранее состоявшихся платежах. Штраф за несвоевременную уплату ндфл 2021 смягчающие обстоятельства? Напомним, по нормам статьи 123 НК РФ за неудержание или неперечисление налога налоговый агент наказывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению. Также должны отсутствовать доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налога носило преднамеренный характер и не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Ответственность за неправильное удержание или неуплату налога на доходы физических лиц

Обратите внимание: налоговая инспекция может оштрафовать организацию (индивидуального предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса РФ только в том случае, когда она имела возможность удержать налог из выплаты в пользу работника, но не сделала этого. Если такой возможности у налогового агента не было (например, при выдаче подарка), оштрафовать за неудержание налога нельзя.

Напомним, что если налоговый агент не может удержать налог, то он в течение месяца должен письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Для этого можно использовать справку по форме 2-НДФЛ, в которой указывается сумма дохода и сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган.

Если же налоговый агент не проинформирует налоговиков, инспекция вправе оштрафовать его по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Штраф – 50 руб. за каждый непредставленный документ. Этот же штраф грозит и в том случае, если справки по форме 2-НДФЛ не сданы в инспекцию по итогам отчетного года.

Обратите внимание, это важно: если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, инспекция может только оштрафовать его. Взыскать с него неудержанную сумму и пени она не вправе.

Правда, чиновники убеждены в обратном.

По их мнению, в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ они имеют право взыскивать недоимку и штрафные санкции во всех случаях неудержания НДФЛ и неперечисления его в бюджет. В качестве аргумента законности своих действий они приводят статью 75 Налогового кодекса РФ. Налоговики полагают, что пени по налогам платят как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты, которые рассчитались с бюджетом с опозданием.

Кроме того, чиновники ссылаются на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому уплата штрафа не освобождает организацию от перечисления пеней и самого налога. Последним козырем налоговиков является отсутствие в пункте 2 статьи 45, а также в статьях 46 и 75 Налогового кодекса РФ запрета на взыскание налога и пеней за счет средств налогового агента.

Здесь можно привести следующие контраргументы.

Статья 24 Налогового кодекса РФ гласит, что налоговый агент обязан удержать налоги с налогоплательщика и перечислить их в бюджет. Поскольку организация нарушила закон (не удержала налог), она должна заплатить штраф.

Но в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскать с налогового агента неуплаченный налог можно только тогда, когда он фактически удержан. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик (п. 2 ст.

Причем Налоговый кодекс запрещает уплату НДФЛ за счет средств налогового агента. Поэтому требование налоговиков заплатить неудержанный налог за счет средств организации или индивидуального предпринимателя незаконно. Это подтверждает и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. № А56-19855/01 и от 20 мая 2002 г. № А13-8039/01-08).

Если же говорить о пенях, то ответ на вопрос, когда они начисляются, нужно искать в статьях 75 и 108 Налогового кодекса РФ. Так, согласно статье 108, пени и штраф – совершенно разные платежи, которые начисляются каждый по своим правилам. Тот факт, что налогового агента оштрафовали, еще не повод для взыскания пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог. Если же налог удержан не был, перечислять его налоговый агент не обязан. Следовательно, ни о каких пенях за просрочку платежа не может быть и речи.

Здесь арбитражная практика также на стороне налоговых агентов. Такое решение принял, например, ФАС Уральского округа (постановления от 21 января 2002 г. Ф09-6/02-АК и от 6 марта 2003 г.

Таким образом, если налоговый агент не удержал с граждан налог на доходы физических лиц, он обязан заплатить только штраф.

Ответственность плательщиков НДФЛ

Если налогоплательщик по закону обязан сдать налоговую декларацию, но не сделал этого или сделал, но с нарушениями, у него могут быть серьезные неприятности. За это установлена как налоговая, так и уголовная ответственность.

Декларация не сдана в установленный срок

Штраф за это нарушение предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса.

Если налогоплательщик задержит сдачу декларации не более чем на 180 дней, налоговая инспекция вправе оштрафовать его за каждый полный или неполный месяц просрочки на 5 процентов от суммы налога, подлежащего доплате по декларации. Штраф не может быть меньше 100 рублей и больше 30 процентов от суммы налога.

ПРИМЕР А.В. Иванов в 2007 году работал по найму у частного лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя.

Декларацию Иванов подал в налоговую инспекцию только 25 июня 2008 года, а должен был сделать это до 2 мая 2008 года (перенос срока с 30 апреля, так 30 апреля 2008 года – воскресенье, а 1 мая – праздничный день). Таким, образом, задержка составила 2 месяца: один полный (с 3 мая по 3 июня) и один неполный (с 4 по 25 июня).

По декларации Иванов должен заплатить в бюджет 10 000 руб. Поэтому штраф составит 1000 руб. (10 000 руб. ? 5% ? 2 мес.).

Если же налогоплательщик задержит сдачу декларации более чем на 180 дней, штраф составит 30 процентов от суммы налога по декларации плюс 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня.

Если же налогоплательщик вообще не сдал декларацию, но был обязан сделать это по закону, налоговая инспекция, как только обнаружит это нарушение, также предъявит ему штраф по статье 119 Налогового кодекса. А кроме того, если это привело к недоплате налога в бюджет, последуют и другие наказания.

Ошибки в декларации или несдача декларации привели к недоплате налога в бюджет

Наказания за это предусмотрены статьями 122 Налогового кодекса и 198 Уголовного кодекса РФ. Степень наказания зависит от состава и тяжести правонарушения:

Причина и сумма недоплаты налога Возможное наказание Основание
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) 20 процентов от неуплаченной суммы п. 1 ст. 122 НК РФ
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до одного года п. 1 ст. 198 УК РФ
Недоплата совершена умышленно и в особо крупном размере (под особо крупным размером понимается недоимка за три года в сумме более 500 000 руб. (при условии, что доля недоимки превышает 20 процентов от подлежащей уплате суммы налога) либо недоимка более 1500 000 руб.) Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до трех лет п. 2 ст. 198 УК РФ

ВНИМАНИЕ! Eсли по факту неуплаты налога человека привлекают к уголовной ответственности, налоговая ответственность к нему не применяется. Если же ошибки в декларации не привели к недоплате налога в бюджет, оштрафовать налогоплательщика вообще не смогут, так как никакого наказания за это не предусмотрено.

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 9 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *