Кто и за что оплачивает водный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и за что оплачивает водный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Комментарий к Статье 333.12 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает твердые ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Такой подход существенно отличается от процедуры определения платы за пользование водными объектами, установленной ранее действовавшим Законом «О плате за пользование водными объектами», в котором были определены лишь минимальные и максимальные ставки платы.

У налогоплательщиков водного налога при использовании водных объектов без изъятия воды часто возникают сложности в исчислении налоговой базы, а также неопределенность с корректировкой ее размера с учетом сезонного характера использования акватории водных объектов. Видами пользования водными объектами без изъятия воды, подлежащими налогообложению водным налогом, признаются использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а также водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).

Глава 25.2 Кодекса не содержит положений о корректировке налоговой базы по водному налогу в зависимости от сезонного характера использования водных объектов. Водный налог по указанным объектам исчисляется как произведение налоговой базы, определяемой за соответствующий квартал исходя из площади предоставленного в соответствии с лицензией водного пространства, количества произведенной электроэнергии и объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и налоговой ставки, установленной ст. 333.12 НК РФ.

Статья 333.12 Кодекса определяет налоговые ставки при заборе воды в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранных из поверхностных и подземных водных объектов, в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Обратите внимание, что ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты, указанные в лицензиях на водопользование. Если же налогоплательщику не утвердили квартальных лимитов, то их нужно определять самостоятельно расчетным путем. Для этого годовой лимит делится на 4. При уплате налога за сверхлимитную воду ставки нужно повышать в 5 раз.

Налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для населения. В этих лицензиях отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров, не применяются. И налогообложение в таком случае производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса

Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.

Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».

Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

При этом Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.

Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района — четыре налоговые ставки.

Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы — 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Читайте также:  Можно ли уволить или сократить предпенсионера

В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 — 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 — 4 раза.

При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод — в 1,6 — 2 раза.

При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.

Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.

Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда — городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель — это население; в больницах — больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах — отдыхающие; в школах, ПТУ — учащиеся; в институтах — студенты; в гостиницах — временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях — работающие; в детских садах и яслях — дошкольники; в общежитиях — проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.

Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.

Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?

Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.

Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.

217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е.

Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:

  • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
  • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

Освобождения от обязательств

Льгот и привилегий по ВН действующее законодательство не предусматривает. Но есть ряд видов деятельности, неотъемлемо связанных с водобъектами, которые не признаются налогооблагаемыми объектами.

Обязательный платеж по воде не перечисляют лица, осуществляющие такие виды деятельности:

  • деятельность, которая неотделимо связана с водоемом (купание, катание, рыболовство, разведение рыбы и т. д.);
  • деятельность, которая уже подпадает под другой фискальный сбор (добыча ископаемых, например);
  • деятельность по осуществлению водоохраны;
  • деятельность общественно-полезного характера (например, связана с тушением пожаров, забором для оборонных нужд и т. д.).
Читайте также:  Как узнать долги по налогам

У юрлиц, занимающихся этими видами деятельности, обязательств по водному налогообложению не возникает.

Комментарий к Статье 333.12 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает твердые ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Такой подход существенно отличается от процедуры определения платы за пользование водными объектами, установленной ранее действовавшим Законом «О плате за пользование водными объектами», в котором были определены лишь минимальные и максимальные ставки платы.

У налогоплательщиков водного налога при использовании водных объектов без изъятия воды часто возникают сложности в исчислении налоговой базы, а также неопределенность с корректировкой ее размера с учетом сезонного характера использования акватории водных объектов. Видами пользования водными объектами без изъятия воды, подлежащими налогообложению водным налогом, признаются использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а также водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).

Глава 25.2 Кодекса не содержит положений о корректировке налоговой базы по водному налогу в зависимости от сезонного характера использования водных объектов. Водный налог по указанным объектам исчисляется как произведение налоговой базы, определяемой за соответствующий квартал исходя из площади предоставленного в соответствии с лицензией водного пространства, количества произведенной электроэнергии и объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и налоговой ставки, установленной ст. 333.12 НК РФ.

Статья 333.12 Кодекса определяет налоговые ставки при заборе воды в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранных из поверхностных и подземных водных объектов, в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Обратите внимание, что ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты, указанные в лицензиях на водопользование. Если же налогоплательщику не утвердили квартальных лимитов, то их нужно определять самостоятельно расчетным путем. Для этого годовой лимит делится на 4. При уплате налога за сверхлимитную воду ставки нужно повышать в 5 раз.

Налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для населения. В этих лицензиях отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров, не применяются. И налогообложение в таком случае производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

Кто и на каких основаниях платит водный сбор

Водный налог кратко описан в статье 333.8 Налогового Кодекса. Налогоплательщиками водного налог признаются юр- и физлица (считая бизнесменов), использующие воду в сферах, где необходимо разрешение (это называют особое водопользование).

К особому водопользованию относят применение разнообразной техники (инструментов, приспособлений для работы на воде). Для законности подобных операций выдают лицензию.

Согласно НК РФ, водный налог не уплачивают фирмы и лица, с правом обращения резервов согласно контрактов. Решения о заключении контрактов имеют право принимать:

  • члены Правительства России;
  • муниципалитет и исполнительные органы власти.

Виды работ, не попадающие под обложение водным сбором:

  • ирригация полей и пастбищных угодий;
  • тушение пожаров;
  • обустройство лагерей летнего пребывания и санаторно-курортных зон для ветеранов, детей, лиц с инвалидностью на землях, примыкающих к воде;
  • пользование земель для промысловой охоты и рыболовства;
  • иные работы, сопряженные с государственными интересами.

Не признаются налогоплательщиками водного налога компании и граждане, пользующиеся ресурсом по контрактам, подписанным после внедрения в редакции Водного кодекса России. Материал о том, кто признается плательщиком водного налога, читайте на нашем сайте.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2021 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2021 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2021 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

Лицензированию подлежат следующие хозяйственные субъекты:

  • дачные и садовые товарищества;
  • коммерческие структуры;
  • частные сады, теплицы, владельцы которых выращивают продукцию для дальнейшей продажи.

До какой глубины разрешение не нужно

Закон не регламентирует расстояние водного горизонта от поверхности, начиная с которого, лицензия на скважину становится обязательной. Допустимыми для использования без разрешений считаются водоносные пласты верхнего горизонта грунтовых вод, если они не являются водозаборными для населенного пункта.

Разделение уровней по высотным отметкам различается даже на участках одной территории. Нужно знать усредненные данные по количеству метров от поверхности до водоносных пластов в некоторых горных породах – значения указаны среднестатистические:

6-12 – песчанистые грунты;
18 – слои гравийных отложений;
16-44 – известняковые массивы;
45-100 и более – плотные скальные породы, создающие давление на водные залежи: скважины на этот горизонт называют артезианскими.
Из представленного списка следует, что оформлять разрешение не нужно, если глубина выработки не превышает 20 м. Другой вывод из анализа – на артезианские скважины, включая те, которые пробурены на дачах, требуется получение лицензии на недропользование. Необходимо учитывать, в скольких метрах окажется второй пласт на водах, прописанных в государственном балансе запасов, – это интервал 20-44 м. Например, в окрестностях Москвы 2 водоносный горизонт находится в 15-30 м от поверхности.

Читайте также:  Документы для оформления пособия по потере кормильца на ребенка в 2023 году

Почему он вообще возник сейчас? Для понимания этого нужно вспомнить, что недра земли (в том числе и вода) — это государственная собственность. А поскольку эти недра ограничены, а их дальнейшая разведка требует постоянного финансирования, то государство устанавливает конкретные платежи за пользование природными ресурсами. Детали регламентирует Закон «О недрах». Нас в этом законе интересует регулятор деятельности с использованием подземных вод. Потому что в общем случае все водные объекты Российской Федерации делятся Водным кодексом на наземные и подземные.

Возьмем простейший пример — дачный колодец частного дома. Он будет отнесен к участку водной подземной среды регионального значения. Ибо он использует водоносный горизонт с водой питьевого и бытового назначения, а забор воды частником в данном случае не превышает значения 500 кубометров воды в сутки.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Businessman holding sand and coin

Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.

К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:

  • Забор воды;
  • Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
  • Водопользование объектами с целью лесосплава;
  • Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.

Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:

  1. Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
  2. С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
  3. В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
  4. Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
  5. Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
  6. Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
  7. Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
  8. Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
  9. Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
  10. Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
  11. Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
  12. Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
  13. использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
  14. Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
  15. Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *