Виды расходов. Классификация видов расходов. Статьи расходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды расходов. Классификация видов расходов. Статьи расходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д. Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.

Минфин идет навстречу предприятиям, расширяя для них поле для маневра в части собственной учетной политики. Особенно вдохновляет приоритет международных стандартов, которые, как известно, гибче и либеральнее российских и подчас на спор противоположных сторон отвечают: «Оба правы!». То обстоятельство, что предприятия вправе самостоятельно решать неурегулированные вопросы (включая проблему корректного отражения в отчетности расходов), позволяет надеяться на снижение числа бухгалтерских ошибок и возможных претензий к составителям отчетности. Конечно, предоставленные предприятиям возможности не подразумевают под собой карт-бланш на перекраивание российских и международных правил учета; каждое действие должно быть подкреплено доказательной базой и способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.


[1] В развитие данного положения в ПБУ 10/99 уточнено, что для предприятий, предметом деятельности которых являются предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этими перечисленными предметами деятельности.

[2] Приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н.

[3] Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Оценка запасов и определение финансового результата

Затраты этого направления помогают выделять и учитывать суммы, используемые для выпуска и реализации продукции, а также сопутствующих этому процессу составляющих: создания запасов, оказания услуг и работ. Здесь присутствуют одноэлементные и составные виды затрат, которые используют для определения их состава и целей, а также контроля за следованием технологиям производства. Учет такого типа помогает проводить анализ себестоимости, устанавливать лимиты производства для отделов, а также принимает во внимание специфику производства. Все это создает необходимую платформу для анализа.

Истекшие и неистекшие. Затраты разделяют так, чтобы обеспечить оценивание прибыли и убытков, которые помогают определить финансовые результаты компании. То есть разницу между доходами и расходами на отчетный период. Именно для этого определяют затраты за отчетный период, а также баланс.

Истекшими затратами считают средства, которые израсходовали за конкретный отрезок времени ради доходов. Больше они не приносят доход.

Неистекшими или входящими считают затраты в виде доступных приобретенных средства и ресурсов, обладающих доходным потенциалом. Их также отображают в виде активов.

Производственные затраты и затраты периода. К первым относят затраты на изготовление продукции или покупку товаров для последующей продажи. В этот список включают: сырье, зарплату, амортизацию производственных приборов, цена купленного товара и так далее. Они входят в себестоимость продуктов и поддаются инвентаризации.

Затратами периода, или непроизводственными, являются издержки, которые использованы не для выпуска определенных активов, а которые связаны с конкретным календарным отрезком времени их появления. К ним относят коммерческие затраты и административные, недоступные для инвентаризации. Они никогда не находятся в категории запасов и влияют на подсчеты прибыли.

Читайте также:  Льготы на коммунальные услуги для многодетных семей в 2023 году

Прямые и косвенные затраты. Прямыми (основными) называют затраты, касающиеся производства продуктов. К ним относят сырье, комплектующие, материалы, заработную плату. Их учитывают поштучно, базируясь на первичке. Косвенными (накладными) называют общие затраты, не имеющие отношения к конкретным объектам. Они распределяются по методике, которую выбрала компания и коррелируют с организацией выпуска продуктов, обслуживанием и реализацией.

Их разделяют на 2 блока:

  • общепроизводственные затраты – на организацию, поддержание и руководство производством.

  • общехозяйственные – выполняемые для управления производством.

Мониторинг и координация

Представленной выше группировки недостаточно в работе по контролю затрат. Данные об их распределении не дают точной информации для участков производства. Связать затраты и доходы с обязанностями определенных менеджеров подразделений помогает подход, где учитывают затраты по центрам ответственности. Он реализован делением затрат на такие группы.

Контролируемые и неконтролируемые. Затраты, используемые в оценивании работы менеджеров подразделений и планирования работы этих подразделений. Контролируемыми затратами называют затраты, которые поддаются контролю и влиянию со стороны ответственных лиц. Неконтролируемыми называют затраты, неподдающиеся контролю и влиянию менеджеров.

Регулируемые и нерегулируемые. Поддающиеся и неподдающиеся влиянию менеджера затраты. Например, если в цехе появились затраты из-за нарушения технологии производства, то руководитель этого цеха способен воздействовать на них. Общехозяйственные расходы вне зоны его влияния, поскольку они находятся в компетенции управленцев высшего уровня.

Эффективные и неэффективные затраты. Первыми называют такие, которые приносят доход от реализации выпущенных продуктов, на которые они были потрачены. Неэффективными называют затраты, не приносящие доходов из-за того, что продукт не выпустили. Это непроизводственные затраты, такие как: брак, простой, недостача, порча ценностей и так далее. Такие затраты выделяют, чтобы предотвратить потери компании в будущем.

В пределах норм и с отклонениями от норм. Затраты, классифицирующиеся относительно к нормам и стандартам, ограничениям, действующим в компании. Включенные в себестоимость отделяют по признакам действующих норм и отклонений от них в ходе производства в рамках текущего месяца. Такой подход помогает оперативно контролировать уровень издержек на производстве и входит в основу нормативного учета.

Сторонники унификации терминологии затрат в управленческом учете предлагают пользоваться понятиями принятыми в финансовом учете и переносить их туда без изменений. Термины производственных и непроизводственных затрат оставить как есть, а остальные использовать по ситуации.

Прислушиваться к их советам или нет — личное дело каждого специалиста по управленческому учету. Главное, чтобы классификация затрат помогала руководству компании собирать и получать данные, помогающие увидеть детализированную картину использования средств по центрам ответственности, составить точные прогнозы, исправить прошлые ошибки и повлиять на будущую прибыль.

Материальные затраты с целью исчисления налогов на прибыль делятся на:

  • те, что идут на приобретение сырья, материалов, которые используются в производстве продукции или оказании услуг;
  • те, которые уходят на покупку материалов для упаковки товаров, предпродажную подготовку, а также на проведение испытаний или контроль качества;
  • те, что обеспечивают инструменты, инвентарь, приспособления, спецодежду и другие средства для индивидуальной и коллективной защиты, которые предусмотрены законодательством;
  • обеспечивающие комплектующие изделия, а также изделия, которые подвергаются монтажу, или полуфабрикаты, которые проходят дополнительную обработку у налогоплательщика;
  • те, которые позволяют приобрести топливо, воду и энергию всех видов, которая расходуется на отопление помещений, увеличение мощности производства;
  • такие, которые позволяют пользоваться посторонними услугами: транспортные, грузовые, почтовые средства, контроль качества продукции и др.;
  • связанные с сохранением окружающей среды: уничтожение опасных отходов, чистка сточных вод, плата за допустимые выбросы.

Материальные расходы – это денежные средства, которые покрывают затраты производства.

Наименование Вид расходов НУ
Списание материалов Материальные расходы
Материальные затраты (хоз.нужды) Материальные расходы
Материальные затраты (инвентарь) Материальные расходы
Материальные затраты (не учит. в НУ) Не учитываемые в целях налогообложения
Материальные затраты (спецодежда) Материальные расходы
Материальные затраты (услуги и работы сторонние) Материальные расходы
Неамортизируемое имущество Материальные расходы

Расходы на страхование

Наименование Вид расходов НУ
Обязательное страхование имущества Обязательное и добровольное страхование имущества
Добровольное страхование имущества Обязательное и добровольное страхование имущества
Страхование (КАСКО) Прочие расходы
Страхование (ОСАГО) Прочие расходы
Наименование Вид расходов НУ
Списание НДС Прочие расходы
Списание НДС (ЕНВД) Прочие расходы

Другой комментарий к статье 21 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию расходов бюджетов.

Классификация расходов бюджетов, так же, как и классификация доходов, имеет свой код, структура которого состоит из нескольких кодов:

1. Код главного распорядителя бюджетных средств.

2. Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

Читайте также:  Какие пенсии получат в регионах в 2023 году? Сделали подробные расчеты

3. Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Первым кодом классификации является код главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 6) главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что распорядителями бюджетных средств являются:

— орган государственной власти (государственный орган);

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— орган местного самоуправления;

— орган местной администрации;

— бюджетное учреждение. Все вышеперечисленные субъекты бюджетных правоотношений являются распорядителями бюджетных средств в том случае, если они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются:

— орган государственной власти (государственный орган);

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— орган местного самоуправления;

— орган местной администрации.

Получатели бюджетных средств должны находиться в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения и иметь право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Определение статуса главных распорядителей бюджетных средств является прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующего уровня.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете.

Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом о бюджете соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов устанавливается решением о соответствующем местном бюджете.

Перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета должен содержаться в составе ведомственной структуры расходов.

Классификация расходов бюджетов подразделяется на четыре уровня:

— разделы классификации расходов бюджетов;

— подразделы классификации расходов бюджетов;

— целевые статьи классификации расходов бюджетов;

— виды расходов.

Наиболее укрупненными в классификации расходов бюджетов являются разделы, а подразделы, целевые статьи и виды расходов более подробно детализируют разделы классификации расходов бюджетов.

Первые два уровня классификации расходов бюджетов являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы, что также свидетельствует о единстве бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно определению бюджета, данного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На этом основании разделы классификации расходов бюджетов формируются исходя из укрупненных задач и функций государства, так как все задачи и функции должны быть обеспечены денежными средствами. Подразделы детализируют задачи и функции, осуществляемые государством посредством органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Указанные разделы классификации расходов бюджетов определяют наиболее фундаментальные направления обеспечения функционирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности гражданина.

Общее понятие статей затрат

Статьи затрат – представляют собой совокупность статей затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), которые объединяются по определенным признакам. Бухгалтерский учет по статьям затрат обеспечивает группировку затрат предприятия по отношению к способу их включения их в себестоимость отдельного вида продукции. Перечень статей затрат их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Задачи, которые решаются с помощью учета производственных затрат в разрезе статей и элементов затрат:

  • Для расчета налога на прибыль формируется максимальная база;
  • Формируется фактическая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции или оказанных услуг с той степенью детализации, которая необходима;
  • Обеспечить интеграцию с процессом планирования, которая позволит проводить план-фактный анализ производственных расходов, выявлять причины возникающих отклонений и по результатам анализа принимать управленческие решения (например, корректировать планы поставок необходимых для производства ресурсов).

Понятие Затраты. но одно ли оно?

Читая книги и учебники по бухгалтерскому учету можно обнаружить, что вместе с понятием Затраты часто встречается понятие Расходы. Да так часто, что даже в одном предложении они порой бывают вместе. Можно подумать о равенстве этих понятий. Однако, между ними есть принципиальное различие.

Читайте также:  Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

Затраты в бухгалтерском учете — это уменьшение ресурса предприятия, но без его потери. Такие ресурсы как деньги, материалы или др. обмениваются на другой ресурс или обязательство. Например: Оплатили деньгами поставщику за полученные ранее материал — «деньги превратились в материалы». А могли сначала оплатить поставщику и тем самым «зафиксировать» его обязательство перед нами. В любом случае, ресурс «деньги» не потерян, а «превращен» либо в материалы, либо в обязательство.

Расходы в бухгалтерском учете — это безвозвратное превращение ресурсов фирмы для получения Выручки. Например: Продали товар и передали его покупателю. В этот момент себестоимость товара считается для фирмы Расходами.

Теперь, когда определена принципиальная разница между этими понятиями, следует быть внимательным к происходящим на предприятии событиям, чтобы для слов Затраты и Расходы ясно понимать каково их значение.

Основные и накладные затраты

Исходя из экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяют на основные и накладные.

Основными являются затраты, непосредственно связанные с производственным (технологическим) процессом изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Иными словами, к основным затратам относят израсходованные ресурсы, потребление которых связано с выпуском продукции (работ, услуг), – например, материалы, заработная плата производственных рабочих, амортизация основных средств и т.д.

Накладными признаются затраты, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.

Классификация обеспечивает стандартизацию бюджетной процедуры и необходима для:
— единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
— организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных средств в процессе исполнения бюджета;
— проведения анализа плановых и отчетных данных и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.

Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов;
— классификацию расходов бюджетов;
— классификацию источников финансирования бюджетов;
— классификацию операций публично-правовых образований.

Бюджет занимает важное место в жизни граждан, так как приобретение общественных благ, таких как образование, здравоохранение, гарантии безопасности и правопорядка, социальное обеспечение и других благ, происходит за счет бюджетных средств. Это те услуги, которые не могут быть эффективно предоставлены рынком, либо оплачены каждым из нас в отдельности.

Расходы бюджета направлены на финансовое обеспечение государственных программ города Москвы и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности органов государственной власти города Москвы.

Программные расходы – бюджетные средства, направленные на финансовое обеспечение государственных программ.

Государственная программа – это документ, определяющий:
цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
способы их достижения;
объемы используемых финансовых ресурсов;
— координаторов и участников государственной программы;
— непосредственные/ конечные результаты.

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы (социальные выплаты, не предусмотренные государственными программами; обеспечение деятельности органов государственной власти; другие расходы), называют непрограммными расходами.

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

Затраты — потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существует много видов затрат, и проявляют они себя по-разному. Службы управления и производственные подразделения нуждаются в самой разной информации о затратах, сгруппированной различным образом.

Система оперативного управленческого учета, использующего затратные показатели, позволяет достичь традиционных целей учета затрат и определения дохода, при этом одновременно удовлетворяются разнообразные потребности отдельных менеджеров организации. Обеспечивается это путем организации учета затрат в соответствии с системой их классификации. Данные по затратам подвергаются перекрестной классификации для удовлетворения практически всех потребностей, связанных с принятием управленческих решений и регулированием финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат. Вся эта информация объективно необходима менеджерам для управленческого учета. Для того чтобы лучше понять характер поведения затрат, проведем их классификацию по нескольким базовым признакам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *