Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Программы домашнего обучения

На семейном образовании родители могут выбирать для ребенка любую учебную программу, по своему вкусу, а на заочном условия жестче: нужно учитывать, что аттестацию ребенку все равно придется сдавать по классической школьной программе.

Часто программы домашних школ совмещаются с программами традиционных школ. По сути, знания дети получают одни и те же. Темы могут предлагаться в другом порядке, подача может быть другая, домашние задания могут отличаться, но в итоге общий пакет знаний — идентичный школьному.

Хорошо, когда ребенок на семейном обучении учится видеть связи между дисциплинами. Например, тема «великие географические открытия» у него может связываться не только с географией, но и с историей, а тема войны 1812 года — и с историей, и с литературой («Бородино», «Война и мир»…). В школе часто происходит «рассинхрон» по гуманитарным предметам, и общей картины мира у ребенка в голове не остается, а у «семейников» (нечасто, но прецеденты есть) программа выстраивается так, что эта общая картина логично складывается. В итоге образование получается более глубоким, более системным.

Плюсы и минусы обучения на дому

Преимущество дистанционного обучения — в значительном сокращении визитов в школу, что особенно важно для детей с физическими ограничениями, часто болеющих детей, а также для живущих далеко.

Кроме того, дистанционное обучение в стенах дома оказывается более комфортным: ученик находиться в удобной для него одежде, может не спеша пообедать и т.д. Автоматизированность процесса помогает экономить драгоценное время урока, поскольку не нужно делать перекличку, успокаивать класс и раздавать тетради.

Дистанционное обучение позволяет комфортно использовать время, выбирая удобные часы для занятий. Это учит ребенка дисциплине и помогает прививать навыки рационального планирования дня. Такой формат можно назвать индивидуальным: у школьника есть возможность замедлиться и вернуться к тому, что непонятно. В то же время можно углубленно изучать те темы и предметы, что вызывают наибольший интерес.

Эффективность такого подхода обусловлена и возможностью задействовать сразу несколько каналов восприятия (слух, зрение), а также различных форматов получения информации (видео, аудио, общение с педагогом, схемы на экране).

А что с социализацией

Большим минусом семейного образования принято считать социализацию ребенка. Когда он ходит в обычную школу, ему приходится вписываться в коллектив. А еще, кроме одноклассников, в школе есть учителя, поэтому ребенок общается и договаривается с разными людьми в разных ситуациях. По идее, это должно дать ребенку важный жизненный навык. А дети на домашнем обучении отчасти этого лишены: например, им не нужно звонить по телефону и спрашивать у старосты домашку.

С другой стороны, взаимодействовать с другими людьми ребенок может не только на уроках и переменах, но и на выставках, соревнованиях, в кружках — в местах, где с другими людьми его будут объединять общие интересы.

В то же время традиционная школа облегчает коммуникацию: детям, которые сидят за одной партой и проводят вместе много времени, общаться между собой легче — как минимум один попросит у другого карандаш, а там появятся и другие поводы для разговора. А на выставке ребенку придется подойти к кому-то незнакомому, чтобы поговорить с ним. Не всем детям это дается легко. Поэтому при переходе на домашнее обучение важно учитывать темперамент и характер ребенка.

Читайте также:  Сколько платят за первого ребенка

И все же в отличие от школ, где состав преподавателей и одноклассников задан заранее, домашнее образование дает выбор. Никто не заставит ребенка сидеть вместе с нелюбимым одноклассником за одной партой, переписывать параграф или выслушивать, что его класс — худший из всех, что были у классного руководителя. А если репетитор или преподаватель из онлайн-школы окажется недостаточно силен, можно найти нового.

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно.
В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание.
В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Вариант 2. Семейное образование

Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:

  • Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
  • Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
  • Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
  • Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

Читайте также:  Оштрафуют ли за пересечение желтой линии разметки обочины

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Как готовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе? Лучше всего его вообще не готовить.

Когда детей не учили писать и читать до школы, то они воспринимали первый класс как нечто выдающееся, смену статуса (из дошкольника в школьника). Это было для них событием, качественным скачком.

40 лет назад почти не было детей, которые не хотели идти в школу. В последние годы очень много таких детей. Они говорят, что хотят остаться маленькими. Почему это происходит? Размылись границы между школой и детским садом (дошкольным возрастом). То есть, дети не понимают, что они будут делать в школе. Читать и считать их уже научили, они давно ходят по разным кружкам и развивашкам. Дети заранее знают, что в первом классе они будут изучать то, что уже знают.

У современных детей мотивация к учебе теряется еще до поступления в школу.

Что надо знать о готовности к школе

Существует несколько видов:

  • физиологическая
  • психологическая
  • социальная

Над каждой из них следует работать по-отдельности.

Как Вы думаете, что эти виды включают в себя?

«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает

Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!

Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.

Они определяют возможность или невозможность нормального обучения независимо от интеллектуальных способностей.

Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.

Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:

  • произвольность внимания
  • запоминания и поведения
  • математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее

Вы можете самостоятельно понять, нужна ли ребенку подготовка к школе.
Для диагностики готовности существует множество интересных методик.

Вот некоторые из них:

  • «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн, Я. Йирасек) — определение уровня развития зрительной памяти и физиологических характеристик (усидчивость, мелкая моторика)
  • «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) — изучение визуальной логики, мелкой моторики, произвольности психических процессов, выявление умения ориентироваться на систему требований
  • «Рисование по точкам»/ «Образец и правило» (А.Л. Венгер) — выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, а также изучение визуальной логики
  • «Последовательность событий» (Н.А.Бернштейн) — изучение способности к логическому мышлению, обобщению, умения понимать связь событий и строить последовательное умозаключение
  • «Методика интерпретации пословиц» (Б. В. Зейгарник) — изучение словесно-логического мышления
  • «Стандартная беседа с ребенком» (Т.А. Нежнова) — исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
  • «Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости» (С.Л. Бланков) — выявление психосоциальной зрелости
  • «Почтальон» (А.З. Зак) — определение способности составлять внутренний план действий, изучение визуальной логики и словесно-логического мышления
  • «Сказка» (Н.И. Гуткина) — определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Если это желание ученика или инициатива родителей

Перевод школьника на дистанционное образование – это право родителей. Вы можете добровольно перевестись в любой момент и вне зависимости от причины. Это может быть и весомое основание (допустим, вы живете на 2 страны), и ваша инициатива, например, желание проводить больше времени с ребенком. Иногда подростки и сами хотят перейти на дистанционное обучение.

Достаточно оформить заявление с указанием «по собственному желанию». Вы не обязаны объяснять свои мотивы директору школы, департаменту образования или другим контролирующим органам.

Родители могут выбрать, как будет учиться их ребенок:

На нашем сайте собраны лучшие учебные программы от проверенных онлайн-школ для детей, которые получают образование на дому. Вы можете выбрать школьный курс, экстернат, развивающие занятия и пр.

Для тех, кто будет обучаться на экстернате

Заявление на экстернат составляется по тем же принципам, что и заявление на дистанционную форму обучения.

Сначала нужно перейти на семейное обучение, подав заявление в департамент образования и в школу об отчислении, затем остается выбрать новую школу и составить заявление о зачислении на время аттестаций.

На нашем сайте вы можете подробнее узнать о том, как перейти на экстернат, и подобрать ускоренную программу обучения для вашего ребенка.

Родителям бывает нелегко справиться с организацией домашнего обучения, а когда школьник осваивает предметы быстрее обычного, это становится еще сложнее. Опытные педагоги в онлайн-школах помогут систематизировать учебный процесс. Формат видеолекций и интерактивные задания сделают обучение удобным и увлекательным. А благодаря чуткому вниманию и поддержке со стороны учителей, способности ребенка раскроются в полной мере. У нас на сервисе можно сравнить условия обучения в разных школах и почитать отзывы родителей.

Читайте также:  Инструкция: как эвакуированным из Донбасса получить 10 тысяч

Какие нужны документы

Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.

Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.

В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.

Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.

После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2019 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.

Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.

Здоровье ребёнка и школа

Отдельно стоит обсудить вопрос здоровья ребёнка, который готовится пойти в школу. Пока родители занимаются образованием малыша дома, они часто забывают о его здоровье.

6-7 лет— это период активных изменений в организме каждого ребёнка. Обычно в это время меняются молочные зубы и происходит рост всего организма. В этом возрасте детям необходимо больше физической активности. Если ребёнок должен сесть за парту, то лучше отправить его в школу в возрасте 7 лет (с точки зрения здоровья, так лучше будет для малыша). Если вы все-таки отдаёте ребёнка в школу в 6 лет, изучите внимательно какую физическую подготовку предлагает школа. Очень хорошо, если в школе имеется бассейн и оборудованный спортивный зал, ведь растущему организму требуется физическая нагрузка несколько раз в неделю, чтобы исправно работало сердце, сосуды и суставы. Кроме того, помним и о переменах между уроками. В это время ученик должен отдохнуть вне класса, а помещение должно проветриваться.

В каких случаях директор может отказать в приеме в образовательное учреждение ребенка?

Ежегодно директора школ принимают большое количество учащихся в образовательные учреждения. В каждой школе этот процесс отлажен по-своему. Существует определенный порядок приема детей в школу.

Для родителей, чьи дети идут в школу в первый класс необходимо собрать целый перечень документов и предоставить их в образовательное учреждение. Нередко, даже при наличии целого пакета документов родители могут получить отказ в приеме в образовательное учреждение.

С каждым годом требования для поступления в образовательные организации модернизируются и совершенствуются.

Во многих регионах для того, чтобы подать документы необходимо зарегистрироваться на государственном интернет ресурсе и заполнить множественные сведения, касающиеся личных данных ребенка, например, места регистрации, данные свидетельства о рождении и т. д. В большинстве случаев заинтересованные и добросовестные родители без проблем справляются с этой задачей.

В каких случаях, можно быть уверенным, в том, что вашего ребенка обязаны взять в образовательное учреждение рассмотрим ниже. Обратимся к основному закону в сфере образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) в общеобразовательные организации должен быть обеспечен прием всех граждан:

  1. подлежащих обучению,
  2. проживающих на закрепленной территории,
  3. имеющих право на получение образования соответствующего уровня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *