Что такое доход в целях налогообложения прибыль налогоплательщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое доход в целях налогообложения прибыль налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

Комментарий к ст. 248 НК РФ

Понятия доходов от реализации и внереализационных доходов определены соответственно статьями 249 и 250 НК РФ.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

По общему правилу, установленному в главе 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Статьей 311 НК РФ установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.

При применении пункта 2 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что, по смыслу статей 415 и 423 ГК РФ, прощение долга является безвозмездной сделкой, поскольку отказ кредитора от права требования не обусловлен каким-либо встречным предоставлением со стороны должника.

Средства, полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, рассматриваются для целей налогообложения прибыли в качестве безвозмездно полученных.

Такой позиции придерживается Минфин России в письме от 11.10.2011 N 03-03-06/1/652.

Ситуация, когда товары предоставляются безвозмездно, это свидетельствует о существовании между сторонами отношений по договору дарения, а значит, у одаряемого возникает безвозмездно полученное имущество.

При этом в статье 575 ГК РФ указаны случаи, когда дарение не допускается.

Налоговый учет безвозмездно полученного организацией имущества должен осуществляться в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Минфин России в письмах от 15.09.2005 N 03-03-04/1/190 и от 14.11.2005 N 03-03-04/1/354 указал, что, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Согласно положениям статьи 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Учитывая изложенное, а также то, что к правоотношениям, возникшим в связи с заключением договора мены, применяются правила о купле-продаже, имущество, полученное по вышеуказанному договору, не является безвозмездно полученным.

Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 30.03.2010 N 03-03-06/2/61.

В случае когда имущество получено в качестве отступного в счет образовавшейся по договору задолженности, такая передача носит возмездный характер. Кроме того, сам по себе факт несоответствия балансовой стоимости передаваемого имущества цене первоначальной сделки не свидетельствует о безвозмездном характере такой передачи (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2009 N А32-14927/2008-51/113).

При применении пункта 3 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что доходы, единожды учтенные для целей налогообложения прибыли, более не подлежат включению в расчет налоговой базы.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

Читайте также:  Изменение собственника транспортного средства без замены номеров

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Комментарий к ст. 248 НК РФ

Доходы, которые получает налогоплательщик, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Причем, к первому виду доходов относятся поступления от продажи товаров (работ, услуг), имущественных прав. Что считать товаром для целей налогообложения, сказано в статье 38 Налогового кодекса РФ. Это любое имущество организации, реализуемое или предназначенное для реализации. То есть помимо собственно товаров и готовой продукции, сюда относятся также продаваемые объекты основных средств, сырье, материалы и т.п.

Пункт 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ определяет, что товары (работы, услуги) и имущественные права считаются полученными безвозмездно, если налогоплательщик не обязан в обмен на них передать свое имущество (имущественные права) или выполнить работы (оказать услуги).

Из сумм доходов исключают взимаемые с покупателей косвенные налоги: НДС и акцизы.

Доходы могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. Последние надо пересчитать в рубли по курсу Центрального банка РФ, который установлен на дату признания этих доходов.

Налогооблагаемые доходы определяются на основании первичных документов, других документов, так или иначе подтверждающих доход, а также документов налогового учета. Налоговому учету посвящены статьи 313 — 333 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: формулировка «других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы» появилась в Кодексе только с 2006 года. Другими словами, с этого года фискалы могут включить в доход фирмы поступления на основании любой бумаги, которая хотя бы косвенным образом свидетельствует о получении дохода. Понятно, что такая вольная трактовка законодательства не может не стать причиной судебных разбирательств. Ведь не исключено, что наиболее рьяные проверяющие могут посчитать доходом и, скажем, сумму, указанную в рамочном договоре.

Категории «доходы» и «расходы»: итоги

Проведенный анализ предписаний НК РФ в части определения категорий «доходы», «расходы» и «прибыль» позволяет сформулировать общее правило трактовки и применения норм НК в данной области.

Общее определение понятий доходы, расходы и прибыль, которое дается статьей 41 НК РФ отсылает нас к нормам глав 23 и 25 НК РФ, указывая при этом на то, что данные понятия для целей формирования норм налогового законодательства могут определяться только в данных главах НК РФ. Следовательно, использование данных категорий в иных главах кодекса должно соответствовать предписаниям глав 23 и 25 НК РФ. Согласно общему принципу построения НК РФ, определяемого в статье 11 НК РФ, нормы отдельных глав НК РФ (если специально не указывается иное) применимы исключительно в целях определения порядка исчисления и уплаты соответствующих налогов и имеют самостоятельное по отношению друг к другу значение.

Исходя из этого, при использовании понятий «доходы», «расходы» и «прибыль» в иных главах НК РФ соответствующие нормы должны содержать прямые отсылки к той главе НК РФ (23 или 25), определениям доходов и расходов в которых они соответствуют. Реализацию этого общего правила мы могли видеть на примере построения норм о специальных режимах налогообложения.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Читайте также:  Можно ли расторгнуть с беременной женщиной срочный трудовой договор

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли

Появление в НК РФ главы 25 «Налог на прибыль организаций» породило налоговый учет прибыли, который существенно отличается от правил ведения бухгалтерского учета и определения прибыли организации. Это усложняет применение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. Правила ведения учета прибыли для целей налогообложения установлены ст. 313-333 НК РФ.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в ст. 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).

Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, с 2005 г. организациям позволено формировать в налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете. Предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.

В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход (уплата налога «у источника»).

По истечении налогового периода налог уплачивается в срок, установленный для подачи декларации — до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое законодательство РФ стремится реализовать принцип устранения двойного налогообложения. С этой целью суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате ею налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому уплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. Из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы на налоге на основе этих исходных документов. (Св. 313 Кодов налога Российской Федерации)

Налогоплательщики оценивают налоговую базу после результатов каждого бухгалтерского (налог) период на основе данных налогового учета. Система налогового учета будет организована налогоплательщиками независимо.

Подтверждение данных налогового учета:

  • источник бухгалтерские документы (включая ссылку бухгалтера)
  • аналитические реестры налогового учета
  • определение налоговой базы

Аналитические реестры налогового учета являются итоговыми формами систематизации данных налогового учета для бухгалтерского (налог) период.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций.

Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.

Налог на прибыль организаций наряду с фискальной выполняет и регулирующую функцию налогообложения. Рассматриваемый налог является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение.

При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, так как законодательство многих стран предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в первые годы от момента создания малых предприятий (так было и в России в период 1992—2001 гг.).

Налогообложению прибыли в РФ свойственны элементы преемственности. Платежи (отчисления) из прибыли предприятий существовали все годы советской власти, а с 1 января 1992 г. был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который на протяжении уже многих лет обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета. В период 1999—2002 гг. государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

Начиная с 1 января 2002 г. взимание налога на прибыль организаций в РФ осуществляется в соответствии с гл. 25 НК. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:

  1. была значительно снижена ставка налога с 35 до 24% (а для некоторых видов деятельности, например банков, кредитных, страховых организаций, брокерских контор, ставка снижена с 43 до 24%). С 1 января 2009 г. ставка налога снижена до 20%;
  2. снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
  3. было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК содержится вся необходимая информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
  4. с 1 января 2002 г. для исчисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета.
Читайте также:  Материальная помощь и взносы в ФСЗН

В результате вышеназванных изменений с момента введения главы 25 НК величина налогооблагаемой прибыли (налоговой базы) также подверглась корректировке. Основные факторы, оказывающие влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г., сгруппированы в таблице.

Как видно из таблицы, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджеты различных уровней после 2002 г. Следует также отметить, что в результате изложенных выше изменений произошло снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации.

Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 г.
Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы

1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений;

на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции;

по перечислениям на благотворительные цели; других льгот

2. Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начислений

1 Либерализация налоговых вычетов

1.1 Замена вычетами ранее действовавших льгот:

по предприятиям, использующим труд инвалидов;

по общественным организациям инвалидов

1.2 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества, в виде процентов по долговым обязательствам и т.п.)

1.3 Новые правила образования резервов

1.4 Новые методы расчета амортизации

1.5 Принятие к вычету убытков по амортизируемому оборудованию и другому имуществу

2. Снижение ставки налога

3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет

4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса (УСН, ЕНВД), сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)

Основные элементы налога на прибыль представлены на рисунке. Согласно ст. 246—247 НК плательщиками налога на прибыль признаются организации, а объектом налогообложения — прибыль, полученная налогоплательщиком.

В части второй пункта 3 статьи 217 НК указывается что «при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются» определенные выплаты. Можно ли на основании этого прийти к выводу, что иные компенсации расходов на командирование при той же гипотезе, наоборот, облагаются? Или имеется в виду, что такие выплаты облагаются, в случае если они выплачены не работодателем? Анализируемая норма является частным случаем более общей нормы об освобождении от налогообложения всех видов компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации (субъектами РФ, органами местного самоуправления), связанных с исполнением трудовых обязанностей.

Каких-либо свидетельств о том, что анализируемый абзац ограничивает общее правило о том, что освобождаются все выплаты, нам обнаружить не удалось, кроме как установления предельного размера суточных (и неподтвержденных расходов), в отношении которых употреблен исключающий оборот «но не более…». В связи с этим на поставленные выше вопросы следует ответить отрицательно — иные выплаты, помимо тех, которые прямо перечислены во второй части пункта 3, при командировании также не облагаются, и, если выплата произведена не работодателем, компенсации расходов при командировании должны быть освобождены от налогообложения. При этом исходя из принципов равенства налогообложения и недискриминации нормы необлагаемых суточных должны применяться как для выплат, произведенных «своим» работодателем, так и иной организацией.

В связи с вышеизложенным оплата принимающей стороной работникам другой организации компенсационных выплат, установленных трудовым законодательством РФ (субъектами РФ, органами местного самоуправления), связанных с возмещением командировочных расходов, не облагается налогом на доходы на основании пункта 3 статьи 217 НК.

В рамках данной статьи возможно рассмотреть и случай, когда налоговый агент уплачивает сумму налога за физическое лицо. Например, работодатель по договору должен уплатить работнику-резиденту на руки 100 рублей в виде оплаты труда и 13 рублей в бюджет в виде налога такого работника, т.е. работник получает права на сумму в размере 113 рублей. Права на сумму НДФЛ (например, право на возврат налога) будут ровно теми же, как если бы работник уплатил налог из собственных средств. В связи с этим такой налог должен быть признан доходом налогоплательщика, и с него должен быть дополнительно исчислен налог.

А является ли соответствующим налоговому законодательству указание в трудовом договоре, что работнику полагается сумма, которая после налогообложения равна определенной сумме (оговорка grossing-up)? Уплата налога запрещена за счет средств налогового агента. Средства работодателя превращаются в средства работника (заработную плату) не реже чем каждые полмесяца, а их размер определяется в соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством, т.е. средства работника (за счет которых налог и должен быть удержан) — это те суммы, которые начислены работодателем. При включении оговорки grossing-up работнику будет начислена в соответствии с трудовым договором такая сумма, которая при выплате заработной платы и одновременном удержании налога будет равна сумме, которая определена работнику к выплате «на руки». Таким образом, можно заключить, что включение оговорки grossing-up не противоречит налоговому законодательству, так как налог уплачивается за счет средств работника.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *