Государственный надзор и контроль за охраной труда на производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный надзор и контроль за охраной труда на производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

Поиск Лекций

В силу всеобщности и многоплановости требований охра­ны труда ее вопросы оказываются не только частью трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов по обеспечению специальных видов безопасности деятельности человека, например промышленной, транспортной, пожарной, экологической и т.п., но и подпадают под различные виды государственного надзора и контроля.

  • Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с по­мощью специально предназначенных для этого государствен­ных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами).
  • Деятельность органов государственного надзора осуществ­ляется на основе принципов законности, объективности, не­зависимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Высший государственный надзор за точным и единооб­разным исполнением всего законодательства, в том числе тру­дового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Россий­ской Федерации и подчиненными ему нижестоящими про­курорами.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г.

№ 875, Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

  1. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
  2. · с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности;
  3. · иными федеральными органами исполнительной власти;
  4. · органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. · органами местного самоуправления;
  6. · органами прокуратуры;
  7. · профессиональными союзами (их объединениями);
  8. · объединениями работодателей;

· другими организациями (ст.365 Трудового кодекса Российской Федерации).

  • Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
  • · обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • · обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • · обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. 1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. 4) расследовать в установленном порядке несчастные случа�� на производстве;
  5. 5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. 6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. 7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. 8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  10. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. 11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  12. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии; — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Направления ответственности прописаны в ст. 417 ТК РФ. Виновные в нарушениях привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Инспекция по охране труда: полномочия и обязанности

Первый вид ответственности включает: замечание, выговор, увольнение в зависимости от тяжести нарушения. За один проступок полагается только один вид наказания.

Материальная ответственность предполагает возмещение ущерба с использованием денежных средств. Договор о матответственности должен быть заключен заранее с соответствующим сотрудником. При возникновении ущерба любого характера в рамках данного договора, сотрудник будет обязан возместить его.

Важно! Работник несет ответственность в рамках своей зарплаты за месяц за исключением случаев, когда пострадали люди.

Административная ответственность прописана в ст. 5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Аудит системы управления охраной труда

Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:

  • определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
  • определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
  • рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
  • представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.

Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.

Особенности прав и обязанностей государственных инспекторов труда

Основываясь на том, что ограничивать права и свободы допустимо исключительно, базируясь на федеральном законе, ст.357 ТК обозначает ряд ключевых прав государственных инспекторов труда:

— в любое время, имея удостоверение установленного образца, посещать для того, чтобы проводить инспекцию компании всех организационно-правовых видов и форм собственности в порядке, который установлен федеральным законом и рядом иных нормативно-правовых актов РФ, на беспрепятственной основе;

  • запросить у работодателя и его представителя, органа исполнительной власти и органа местного самоуправления и на безвозмездной основе получить от них документацию, ряд объяснений, данные, которые необходимы для того, чтобы выполнить надзорные и контрольные функции;
  • совершать изъятия, для того чтобы проанализировать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются, при предварительном уведомлении об этом работодателей и их представителей, а также сформировать соответствующий акт;
  • производить расследование в необходимом порядке несчастных случаев во время производства;
  • направлять работодателю и его представителю ряд предписаний, которые являются обязательными для исполнения, относительно устранения нарушений и дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности в необходимом порядке;
  • осуществлять направление в ряд судов, имея заключение государственной экспертизы условий труда, ряд требований относительно ликвидации компании или остановки работы ее структурного подразделения из-за того, чтобы были нарушены требования охраны труда;
  • осуществлять отстранение от деятельности ряд лиц, которые не прошли обучение по безопасным способам и приемам осуществления деятельности, не ознакомились с инструкцией по охране труда, не прошли стажировку на ряде рабочих мест и проверку знаний относительно требований охраны труда;
  • не разрешать эксплуатацию средств защиты работников индивидуального или коллективного характера, у которых нет сертификата соответствия или декларации относительно соответствия или несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (сюда же входят требования технических регламентов);
  • формировать ряд протоколов и исследовать дела относительно административных правонарушений в рамках полномочий, формировать и направлять в ряд правоохранительных органов и суды иные материалы относительно привлечения тех, кто виновен, к ответственности на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ;
  • быть экспертом в суде относительно исков о нарушении закона и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, возмещения вреда, который нанес ущерб здоровью работника во время производства.
Читайте также:  Что такое форма СТД-Р и когда её нужно выдавать

Классификация обязанностей государственных инспекторов происходит на основании трех ключевых групп:

  • соблюдение установленных в РФ норм права. Речь идет о Конституции РФ, трудовом законодательстве и иных нормативно-правовых актах, которые содержат ряд норм трудового права, и нормативно-правовые акты, которые регулируют работу органов и должностных лиц ФИТ;
  • охрана тайны, которая охраняется законом, и стала известной во время осуществления ими своих полномочий, а также после того как была оставлена должность. Воспринимать в качестве абсолютно конфиденциальных ряд источников любых жалоб относительно недостатков или нарушений положений законов и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
  • воздержание от сообщений работодателям информации о заявителях, в ситуациях, когда проверка проходит из-за их обращения, а заявители возражают против того, чтобы работодателям сообщались данные относительно источника жалоб.

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль.

Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль.

Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль.

Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Глава 5. Осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда

  • 73. Целью
    контроля за соблюдением требований по
    охране труда является
  • создание
    здоровых и безопасных условий труда
    работников, предупреждение
  • несчастных
    случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний.

Контроль
может осуществляться в форме проверок,
обследований, осмот¬ров, систематического
учета показателей, характеризующих
состояние условий и охраны труда,
затребования необходимой информации,
рассмотрения жалоб, заявлений.

Контроль
предусматривает выявление причин
нарушений требова¬ний охраны труда и
разработку мероприятий по их устранению
и предупрежде¬нию.

74. Основными
задачами контроля являются:

74.1. выявление
и предупреждение нарушений государственных
норматив¬ных требований охраны труда
(далее — требования охраны труда);

74.2. оценка
состояния условий труда работников,
безопасности производ¬ственных
процессов, оборудования, приспособлений,
инструмента, сырья и материалов,
эффективности применения средств защиты
работниками;

74.3. выполнение
работниками должностных обязанностей
по охране труда и требований локальных
нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие
мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение
до каждого работника информации о
состоянии техники безопасности и условий
труда на рабочем месте, а также о
принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными
видами контроля являются:

75.1. контроль
за соблюдением законодательства об
охране труда, осуще¬ствляемый
руководителями и специалистами
организации в соответствии с их
должностными обязанностями;

75.2. контроль
по охране труда, осуществляемый службой
охраны труда организации в соответствии
с Типовым положением о службе охраны
труда организации и настоящим Положением
о СУОТ;

75.3. периодический
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
руководителями структурных подразделений
организа¬ций с участием общественных
инспекторов профсоюзов по охране труда
(упол¬номоченных лиц по охране труда
работников);

23

75.4.

производственный
контроль за соблюдением требований
промышлен¬ной безопасности на опасных
производственных объектах, осуществляемый
эксплуатирующей их организацией в
соответствии с Правилами организации
и осуществления производственного
контроля за соблюдением требований
про¬мышленной безопасности на опасных
производственных объектах, утвержден¬ными
постановлением Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики
Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный
реестр правовых актов Рес¬публики
Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

Читайте также:  Заявление об отмене дисциплинарного взыскания ТК РФ

75.5.

общественный
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
профсоюзами в соответствии с Порядком
осуществле¬ния профсоюзами общественного
контроля за соблюдением законодательства
Республики Беларусь о труде, утвержденным
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 23 октября 2000 г.
№ 1630 (Национальный реестр пра¬вовых
актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103,
5/4377).

  1. 76. Полномочия
    и ответственность руководителей и
    специалистов организа¬
  2. ции
    по осуществлению контроля за соблюдением
    законодательства об охране
  3. труда
    определяются их должностными инструкциями.
  4. При
    разработке должностных инструкций
    обязанности по осуществлению контроля
    за соблюдением законодательства об
    охране труда распределяются между
    руководителями и специалистами с учетом
    их трудовых функций, роли и места в
    системе управления охраной труда
    организации.
  5. 77. Руководители
    и специалисты организации (каждый в
    пределах своей
  6. компетенции)
    осуществляют контроль за:

Лекция по охране труда на тему «Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда»

Тема 3

Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда.

  1. Общие положения;

  2. Органы государственного специализированного надзора;

  • Ростехнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • Государственный пожарный надзор;
  • Государственные инспекции по видам транспорта.
  • 1. Общие положения:
  • Каждый человек, работающий на производственном предприятии, знает, что без прохождения инструктажа по охране и безопасности труда, к работе его не допустят.
  • Для того чтобы обеспечить безопасность труда на производстве, предотвратить производственный травматизм и профзаболевания создается служба охраны труда.
  • В каких случаях на предприятии создается такая служба, какие функции она выполняет и какие задачи решает, регулирует свод законов и положений об охране труда.
  • Вопросами предупреждения и устранения факторов, которые приводят к производственному травматизму и профзаболеваниям занимается государственный институт охраны труда.

Охрана труда это целая система. Она включает в себя не только охрану жизни и здоровья работников, это и правовые акты, и социально-экономические мероприятия, и санитарно-гигиенические и организационно-технические нормы. Также в систему охраны труда входят лечение, профилактика и реабилитация людей, пострадавших на производстве.

Государство гарантирует не только принятие, но и реализацию законов и правовых актов, регулирующих соблюдение охраны труда. Причем, на государстве лежит не только надзор за соблюдением трудового законодательства, но и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, экспертиза условий труда и профилактика несчастных случаев.

Одновременно с этим, Закон обязывает работодателей создавать безопасные и безвредные условия труда. Владелец получает от органов государственного надзора разрешение на работу предприятия и, таким образом, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье своих работников.

Он обязан ознакомить своих сотрудников с требованиями нормативных актов об охране труда и следить за их неукоснительным выполнением.

  1. 2. Органы государственного специализированного надзора:
  2. Помимо общего государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая требования охраны труда, государство в лице специальных органов исполнительной власти осуществляет специализированный государственный контроль и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых производственных объектах.
  3. Такой государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные службы государственного надзора, имеющие свои территориальные органы – инспекции.
  4. К важнейшим из них относятся:
  • Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (объединившая Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Государственный энергетический надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и ряд других структур);
  • Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (объединившая бывший Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и ряд других структур);
  • Государственный пожарный надзор, федеральные и территориальные органы которого являются частью Государственной противопожарной службы, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России);
  • Государственные инспекции по видам транспорта (автомобильного, речного, морского и др.).

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Важную роль в определении полномочий проверяющего, сроков проверки и т. п. играет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *