Штрафы за езду по обочине с 2023 года: действующие нормы и последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за езду по обочине с 2023 года: действующие нормы и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Водители, попавшие в пробку, могут позволить себе остановиться на обочине. Какие штрафы за это предусмотрены и кто может пользоваться обочиной? В рамках программы «Тамбов: дороги без опасности» корреспондент РИА «ТОП68» ответил на эти вопросы Коллегии адвокатов.

Общие тенденции усиления наказаний

С начала сентября 2023-го вступили в силу новые правила дорожного движения, которые привели к ужесточению ряда наказаний и появлению дополнительных требований:

  • обязательное применение зимней резины в период с декабря по февраль;
  • запрет на применение шипованых шин в период с июня по август;
  • появление риска потери права на управления ТС на срок 6-8 месяцев в случае превышения скорости;
  • лишение права управления в случае превышения скорости более чем на 60 км/ч без оформления протокола;
  • запрет эксплуатации автомобиля с неисправной АБС, самопроизвольным выворачиванием рулевого колеса и т. д;
  • ограничение на размещение разных устройств в центральной зоне лобового стекла;
  • взыскание штрафа в размере 500 рублей при езде с неисправностями.

В случае неявки человека в военкомат его удостоверение считается недействительным (если водитель сел за руль, его ждет штраф 30 000 рублей, арест до 15 дней или работы до 200 часов).

Также обновился закон о такси, который повышает уровень бюрократии в этом направлении. Чтобы стать таксистом, придется иметь стаж от 3-х лет и более, не иметь медицинских противопоказаний и арестов за нарушение ПДД (двух и более раза за год).

Также не получится зарабатывать на вождении при наличии судимости за тяжкое преступление. Для работы придется заключать договор с юридическим лицом, оформлять ИП (Индивидуального Предпринимателя) или статус самозанятого.

Размеры штрафов за езду по обочине

Штрафы за езду по обочине указаны в статье 12.15 КоАП РФ. Согласно Административному кодексу, штрафы за езду по обочине в 2023 году будут следующими

Нарушение правил расположения транспортного средства Штраф.
Выезд на край дороги с правой стороны 1 500 руб.
Езда по краю дороги с левой стороны 5 000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев. За повторное нарушение — лишение водительских прав на срок до одного года.
Езда по пешеходным дорожкам и газонам 2 000 РУБЛЕЙ.

Какое наказание за езду по обочине в 2021 году?

Если вы решили выехать на встречную полосу движения (направо), то это нарушение квалифицируется в соответствии со ст. 12.15, ст. 1 КоАП РФ — на вас может быть наложен штраф в размере 1, 500 рублей.

Если вы решили совершить обгон транспортного потока во встречном потоке (слева) и для этого пересекли компактную линию дорожной разметки (неважно, разделяет она встречный поток с полосой встречного движения или дорогой), то на вас налагается штраф в размере 12. Наказание по части 4 статьи 15: штраф 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.

За повторную езду по обочине водительских прав лишают на один год. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой, штраф составляет 5 000 рублей.

Левосторонняя обочина

С этой стороной проблем и вопросов еще больше.

Человеку управляющему машиной по встречной обочине инспектора ГИБДД часто предъявляют четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ. Эта часть содержит в себе штраф в 5000 т.р иначе отбирают разрешение на вождение до шесть месяцев срока. При совершении нового преступления после осуждения за предыдущие деяния также могут ограничить в правах в срок один год.

Вместе с тем, если управляющий автомобилем объезжал препятствие, то он вполне законно может просить смены обвинения на более упрощенную часть третью той же статьи. Размер упрощенного составляет -1500 рублей.

По правде даже если преграды не было на пути, некоторые водителя хотят сменить нарушение под первую часть статьи 12.15.КоАП РФ. Они говорят, что направление может существовать только у «проезжай части», не относя к ней обочину. Если убеждение инспектора или суда сработает, то
сумма наказания — 1500 т.р.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Читайте также:  Как получить пенсионные накопления умершего?

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

Новые правила на дорогах

Согласно новым правилам движения, езда по обочине будет наказуемой противоправной деятельностью. Штраф за использование обочины будет выдаваться в случаях, когда это запрещено законодательством.

Теперь можно ездить по обочинам только в случаях, когда это допустимо с точки зрения ПДД. Например, если на дороге создаются препятствия, мешающие движению. Исключений больше не будет, поэтому водителям нужно быть более внимательными к новым правилам.

Проверка наличия штрафов за езду по обочине будет проводиться ГИБДД. Размер штрафа будет определяться в зависимости от термина, когда был нарушен порядок движения, а также от того, какие цели преследовал водитель и кому мешал. Оплата штрафа возможна только после изучения причин нарушения.

Для тех, кто получил штраф, предусмотрены скидки до 50% в случае оплаты в течение установленного периода. Чтобы избежать дополнительных штрафов, нужно следить за тем, какие правила действуют на дорогах и когда можно выезжать на обочину.

  • При определении правил движения следует учитывать, что по обочинам можно ездить в тех случаях, когда создаются препятствия для движения по дороге;
  • Водителям запрещено получать преимущества перед остальными участниками движения за исключением аварийной ситуации;
  • Что же такое обочина? Обочина — это участок земли или засеянный газон между крайним левым полосой движения и покрытием дороги. Эта зона предназначена для обхода препятствий и не является дополнительным полосой для движения.

Рекомендации для водителей: как правильно использовать обочину?

Что такое обочина и для чего она предназначена?
Обочина – это неотъемлемая часть дороги, которая находится между проезжей частью и границей тротуара или кювета. Она не предназначена для движения транспортных средств, а служит для размещения различных инженерных коммуникаций, для остановки или парковки автомобилей, для прохождения пешеходов. Таким образом, ездить по обочине в нарушение ПДД запрещено.

Читайте также:  Группа компаний: особенности, специфика

Когда разрешено использовать обочину?
Использование обочины допустимо только в экстремальных ситуациях, когда это необходимо для обхода препятствия на проезжей части. В этом случае, выезжать на обочину можно только тогда, когда это разрешено дорожными знаками или когда движение по проезжей части затруднено.

Какие могут быть причины ездить по обочине?
Среди возможных причин – заезд на обочину из-за технических проблем с автомобилем, проезд по обочине на перекрестке для объезда грузовых автомобилей, движение по обочине на стройке и т.д.

Что грозит за езду по обочине?
Езда по обочине может вызвать опасность для пешеходов и других участников дорожного движения и стать причиной аварийных ситуаций. За нарушение правил дорожного движения водитель может получить штраф в размере от 5 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Оплата штрафа может быть снижена до 50% в случае уплаты в определенный срок. Проверку на езду по обочине может проводить ГИБДД.

Кому рекомендуется следовать данным рекомендациям?
Рекомендации даны для всех водителей, которые хотят соблюдать ПДД, избежать штрафов и создания пробок на дорогах.

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что транспортным средствам запрещается находиться на обочине во всех случаях. В местах, где правилами не запрещается остановка или стоянка транспорта, всегда можно свернуть на данный элемент дороги и поставить машину.

По окончании остановки и стоянки вы также без проблем сможете уехать с обочины – наказуема только езда по ней. Но в некоторых местах рельеф достаточно сложен, и волей-неволей автомобилистам приходится немного проехать по обочине.

Если этот случай зафиксирован проверкой и к водителю предъявляются претензии, можно попробовать убедить инспектора, что автомобиль выезжал с обочины после окончания остановки, стоянки, а намерения проехать при этом по ней не было. Во избежание подобных неприятностей можно также, выполняя поворот на обочину, включить аварийную сигнализацию.

Обратите внимание! Иногда водители при объезде по встречной обочине пытаются объяснить свой поступок тем, что объезжали препятствие – в такой ситуации можно отделаться штрафом.

Кому разрешено движение по обочине

Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:

  • водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
  • на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
  • нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
  • водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.

Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.

Также движение автомобиля по обочине разрешено для:

  • коммерческих транспортных средств;
  • авто, принадлежащих коммунальным службам;
  • транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.
Читайте также:  Как развестись с мужем, находящимся в федеральном розыске 19 лет?

Любое движение транспортного средства, не предусмотренное правилами дорожного движения, является нарушением на обочине. Рассмотрим типичные случаи:

  • На автостраде. Автомагистрали обозначаются дорожным знаком в соответствии с правилами дорожного движения. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только ездить, но даже останавливаться.

Особые места — «карманы» — созданы для остановки вдоль автомагистралей. Только в исключительных случаях водителю разрешается остановиться на обочине, когда ситуация вызвана поломкой автомобиля, не позволяющей продолжить движение.

Однако движение по обочине строго запрещено.

  • Реверсирование. На обычной дороге без ограничения скорости и без специальных знаков вы можете воспользоваться обочиной для остановки — это не является нарушением.

Как безопасно выехать с обочины и «влиться» в основной поток

Основное правило безопасности — нужно точно знать о дорожной ситуации вокруг автомобиля. Поскольку автомобиль на обочине стоит параллельно дороге «носом» вперед по движению, а основной поток машин приближается сзади, перед стартом и выездом на проезжую часть нужно выяснить обстановку сзади автомобиля.

Для этого нужно посмотреть в зеркала заднего вида, а еще лучше, повернуться и посмотреть влево-назад. Взгляд в ту сторону даст более полную картину.

Оценив ситуацию на дороге, и убедившись, что едущим сзади (которые еще далеко) не будет создано помех, можно приступать к движению — старт автомобиля и выезд с обочины на проезжую часть. Далее следует разгон и набор скорости.

В зависимости от обстоятельств, особенно, когда поток попутных машин плотный, иногда приходится очень быстро увеличивать скорость, чтобы «задние» машины не смогли быстро догнать ваш автомобиль.

Можно ли объезжать пробку по обочине?

В 2023 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.

Пробка не считается препятствием. Поэтому ее объезд по обочине недопустим. Съезжая с дороги, гражданин препятствует движению транспортных средств, имеющих право перемещаться в этой зоне, а также создает опасность для пешеходов.

Причины езды по обочине

Езда по обочине — это нарушение Правил дорожного движения, которое может повлечь серьезные последствия и опасно для всех участников дорожного движения. Однако, водители часто прибегают к этому правонарушению по разным причинам:

  1. Пробки на дороге. Одной из основных причин, по которой водители выбирают езду по обочине, является сдвиг маршрута из-за длительных пробок на дороге. В таких ситуациях водители могут решить обогнать все пробки, двигаясь по обочине.
  2. Избегание оплаты на платных дорогах. В некоторых случаях водители пытаются избежать оплаты на платных дорогах, выбирая езду по обочине. Это позволяет им обойти пункты оплаты и сэкономить деньги.
  3. Спешка или опоздание. Некоторые водители, находясь в спешке или опаздывая, выбирают езду по обочине как путь быстрого передвижения. Они рассчитывают, что обгоняя других участников движения по обочине, смогут сэкономить время и достичь своей цели быстрее.
  4. Несоблюдение Правил дорожного движения. Некоторые водители едут по обочине из-за неправильной парковки других автомобилей на проезжей части. Их выбор связан с несоблюдением другими водителями Правил дорожного движения, что приводит к заторам и создает неудобства для других участников движения.
  5. Недостаток понимания последствий. Водители могут ехать по обочине из-за недостатка понимания о возможных последствиях данного нарушения. Они не осознают, что их действия опасны и могут привести к авариям, пострадавшим или даже гибели.

Несмотря на причины, которые могут побудить водителей выбрать езду по обочине, следует помнить о том, что это нарушение Правил дорожного движения и влечет за собой установленные законом штрафы и наказания. Поэтому водителям следует быть внимательными и ответственными на дороге, соблюдать Правила дорожного движения и обеспечивать безопасность себя и других участников дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *