Смазочные масла — классификация, виды и применение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смазочные масла — классификация, виды и применение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.

  1. Все масло для двигателя выделяется в три основных группы по основе:
    • синтетическое. Такое масло для двигателя на банке (коробке) обозначается надписью «Fully Synthetic». Основу составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетается с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладает свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах (в пределах указанных). Сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур;
    • полусинтетическое («Semi-Synthetic»). Некий компромисс между «минералкой» и синтетикой. Однако основа – минеральная, с большим количеством присадок. Такой состав имеет сходства с синтетическим, отсюда – похожие эксплуатационные показатели при более низкой цене;
    • минеральное («Mineral»). Минеральная основа – это продукт, получающийся в процессе перегонки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании;
  2. Моторное масло делится и классифицируется по типам силовых агрегатов:
    • бензиновые моторы;
    • дизельные;
    • турбированные.

    Систематизирование по свойствам вязкости/температуры

    В настоящее время массово применяется международный стандарт SAE в большом количестве составов масляных жидкостей. SAE регулирует густоту масла, что является критерием выбора при покупке. Автомасло обладает двумя видами эксплуатации — зимний и летний. Стандарт SAE использует обозначение в виде цифра-латинская буква-цифра. Числа считаются показателем вязкости (высокий/низкий режим температуры).

    Например: масляной состав 5W-40, где W означает оптимизацию под низкую температуру зимой; 5 — максимально низкий температурный режим, который сохранит исходные свойства моторного масла; 40 – предельная плюсовая температура, при которой сохранятся полезные свойства состава масла.

    В ситуациях использования масла в летний период, маркировка будет иметь значение “SAE 40”. Число имеет значение самого высокого температурного режима, при котором сохранятся полезные свойства смазочной жидкости.

    Делаем правильный выбор моторного масла

    Для правильного выбора моторного масла, кроме информации на этикетке смазочного материала и параметров температуры, используемого автотранспорта, рекомендуется обращать внимание на следующие данные:

    • Если новый двигатель не отработал четверти от заявленного ресурса, то необходимо использовать масло 5W30 /10W30 (SAE);

    • Силовая установка с ресурсом работы в 25-75% является намного лояльнее. Поэтому рекомендуется применять масло типа 15W40/5W30/10W30 в зимний период, а при стандартном использовании 5W40;

    • А вот уже с отработанным ресурсом в 75% и выше, стоит использовать масло 15W40 /20W40 (SAE) – летний период, 5W40 /SAE 10W40 (SAE) – зимний период, 5W40 (SAE) – стандартное применение.

    Учитывайте тот факт, что использовать моторное масло для вашей силовой установки стоит только от проверенной торговой марки. Только в данном случае ваш двигатель прослужит много лет, без неожиданных поломок и “сюрпризов”.

    Выбор моторного масла для двигателей на газу

    На рынке есть специальные составы, позиционируемые как масла для двигателей на газу: по обещаниям изготовителей, такие масла идеально приспособлены именно под данный тип топлива, и надо использовать только их из-за разницы температур, при которых в камере сгорания воспламеняются газ и бензин. Но если для бензина эта температура равна +2000 °С… +2500 °С, то, например, для бутана и пропана – +2400 °С… +2700 °С, а для метана – +2050 °С… +2200 °С. Разница, как видите, несущественная, так что можно смело брать масло для бензинового двигателя и для машин, которые работают на метане.

    А вот с пропаном и бутаном все сложнее: совместимость определяется примесями в обоих составах – и в масле, и в самом газе. К примеру, сжигание топливной смеси при больших температурах может со временем привести к отложениям золы на стенках камеры, а это загрязняет двигатель. Многие современные модели авто рассчитаны только на малозольные масла. Смазочный материал должен уменьшить зольность двигателя и сделать выхлоп более чистым. Если у вас машина с ГБО, принцип подбора масла для нее будет тем же.

    Но есть две сложности. Во-первых, не для любого мотора подойдет малозольное (энергосберегающее) масло. Необходимо сверяться с допусками по ACEA от производителя автомобиля. У малозольных масел обозначения будут С1, С2 и С3 (Low SAPS и Middle SAPS). Во-вторых, стоимость малозольных средств выше, чем обычных. Необходимость использовать только их ставит под сомнение рентабельность ГБО.

    То есть, выбирая моторное масло для машины с ГБО, действовать следует так же, как и в случае обычного бензинового двигателя. Если менять масло вовремя и брать только современные марки (исключая откровенные подделки), то оно будет нормально работать при высоких температурах, особенно если недолго.

    Какие бывают моторные масла для автомобилей и их назначение

    Согласно химическому составу, материалы для смазки рабочих узлов транспорта делятся на четыре основных вида:

    • минеральные смазки — получаются из продуктов нефти;
    • органические — имеют растительное или животное происхождение;
    • полусинтетические — смесь натуральных и химических веществ;
    • синтетические смазочные жидкости — получаются путем синтеза нефтепродуктов.

    Минеральные жидкости производятся из мазута. Отличаются выгодным соотношением стоимости и качества. По способу изготовления делятся на дистиллированные и остаточные. Первые значительно лучше вторых по температурным характеристикам и термической стабильности, но обладают худшими смазочными свойствами. Минеральные используются благодаря смешиванию дистиллированных и остаточных жидкостей согласно определенным пропорциям.

    Органические материалы обладают отличными качественными характеристиками и являются экологически безопасными. Их недостаток — работа в узком диапазоне температурных режимов, что делает продукты, изготовленные из органики, малопригодными для использования при высоких и низких температурах. Кроме того, органические смазки дорогостоящие, поэтому редко используются в чистом виде.

    Полусинтетические смазочные жидкости состоят из 50-70% минеральных и 30-50% синтетических веществ. Такие пропорции смешивания обеспечивают хорошие эксплуатационные качества смазки и небольшую стоимость.

    Синтетические субстанции получают с помощью химической переработки нефтепродуктов или природного газа. Результат этого процесса — синтез смазочных жидкостей, отвечающих техническим требованиям:

    • небольшое пенообразование;
    • повышенный индекс вязкости;
    • низкий уровень летучести.

    Стоимость синтетических материалов значительно выше минеральных. Этот недостаток нивелируется устойчивым функционированием механизмов авто в широком диапазоне температур, легким пуском силового агрегата и небольшими потерями мощности в результате трения узлов двигателя.

    Как хранить моторное масло

    Чтобы в процессе хранения моторного масла оно сохраняло свои эксплуатационные параметры, следует придерживаться правил:

    • Емкость. Тара для хранения масла должна быть герметичной. Это сводит к минимуму взаимодействие жидкости с воздухом и предотвращает процесс окисления. Срок годности моторного масла в хорошо закрытой канистре не заканчивается раньше указанной даты на упаковке.

    • Температура. Следует соблюдать температурный режим. Идеальная температура для хранения автосмазок находится в пределах 18–40 °С.

    • Влага. Категорически не допускается попадание в канистру воды и других жидкостей.

    • Свет. Хранить рекомендуется в темном месте.

    • Посторонние вещества. В емкость со смазкой не должны попадать частицы грязи и какие-либо посторонние вещества во избежание опасных реакций.

    Подобрать оптимальное моторное масло просто, если вы знаете, как изучать этикету и на что смотреть в первую очередь. Главное – не ошибиться в основных моментах. Вот что мы рекомендуем:

    • Выбирайте масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не ниже и не выше. Если выберете вариант с низкими значениями, получите высокий расход материала и увеличение нагара. А если решите залить масло с высокими значениями, то обеспечите маслосъемным кольцам преждевременный износ.
    • Какая спецификация моторного масла правильная? Безошибочный выбор по API такой: для дизеля – не ниже СL-4 PLUS или СJ-4, для б/у иномарки с бензиновым мотором – SМ или SN. Но стоит обращать внимание на допуски производителей.
    • Следите, чтобы смазочные материалы были оригинальными. Иначе на механизме образуются отложения, что спровоцирует сбои в работе, преждевременный износ, дорогостоящий ремонт или затраты на покупку и установку нового ДВС. Последнее особенно неприятно, если у мотора небольшой пробег.

    Чтобы окончательно разобраться в кодах и цифрах на канистрах, изучайте расшифровки спецификации моторных масел и требования производителя вашего автомобиля к смазочным материалам. Вы быстро научитесь определять продукты с необходимой вязкостью, оптимальными допусками по API, ACEA, ILSAC и другими параметрами.

    Следующая не менее важная классификация — ILSAC, International Lubricant Standardization and Approval Committee, он же Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Организация была создана, чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей в рамках классификации API.

    Стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к маслу — оно должно:

    • сохранять свои свойства при работе в условиях повышенного давления;
    • способствовать экономии топлива;
    • подлежать фильтрации при работе на пониженных температурах;
    • иметь пониженную степень угара;
    • содержать меньше фосфора в составе для продления срока службы катализаторов;
    • иметь меньшую склонность к пенообразованию;
    • иметь пониженную вязкость.

    В сегодняшней статье нам удалось разобраться в том, что такое автомобильное моторное масло и какие разновидности оно имеет. Поэтому вопросов с расшифровкой маркировок на канистрах смазывающих жидкостей больше возникать не должно. Главное, помните – функциональность вашего средства передвижения напрямую зависит от выбранной топливной смеси.

    Мало того, что вы должны соблюдать требования автопроизводителя о параметрах масла, вы должны внимательно следить за его своевременной заменой. Никогда не используйте летнее масло в зимний период, и наоборот. Всегда проверяйте его уровень перед поездками на дальние расстояния и не видитесь на рекламные слоганы.

    Для того чтобы продлить срок службы автомобиля, внимательно подходите к вопросу выбора смазочного материала.

    Как часто нужно менять моторную жидкость

    Периодичность зависит от нескольких факторов: тип ДВС, марка масла, условия, в которых ездит автомашина, и др.

    В среднем, рекомендуется заливать новое каждые 5-10 тыс км или каждые полгода (в зависимости от того, что случается раньше). Однако, если вы часто используете машину в условиях экстремальных температур, в пыли, грязи, или у вас экстремальный стиль езды, то замена требуется и чаще.

    В любом случае следуйте рекомендациям производителя автомобиля и смазки, а также держите на контроле регулярность замены смазочной жидкости.

    Выявить момент можно по нескольким признакам:

    1. Цвет. Свежая смазка полупрозрачная, золотисто-желтая. Если темнеет и становится черной, значит уже сильно загрязнена. Однако надо учитывать, что иногда изменение цвета говорит о том, присадки выполняют свою моющую функцию.
    2. Уровень в баке. Регулярно проверяйте количество моторки. Если уменьшается быстрее, чем раньше, это может значить, что где-то протекает или сжигается в двигателе.
    3. Шум. Если в двигателе появляются странные шумы, это может говорить о нехватке масла или засорении фильтра.
    4. Давление. Если машина оборудована масляным датчиком давления, можно контролировать уровень: снижение говорит о загрязнении либо о недостаточном количестве лубриканта.

    А вот когда упустить момент и приступить к замене слишком поздно, можно столкнуться с обидными последствиями: образование загрязнений, нагара, увеличение расхода горючего, потеря защитных свойств жидкости, выход из строя ДВС.

    Как поменять масло в двигателе

    Самостоятельная замена технической жидкости может иногда показаться сложной задачей, но с понятными инструкциями и инструментами реальна. Вот простые шаги, которые расставят все по полочкам:

    1. Подготовительный этап. Обеспечьте доступ к моторному отсеку и подготовьте нужные инструменты и расходные материалы.
    2. Открытие бака. Найдите масляный бак, откройте ключом.
    3. Откачивание. Откройте сливной болт, чтобы старый материал вытек. Подставьте лист бумаги или картон, чтобы защитить поверхность под машиной.
    4. Замена фильтра. Открутите фильтр с помощью ключа и замените на новый.
    5. Заливка нового. Через воронку постепенно заливайте свежий материал, проверяя уровень с помощью щупа.
    6. Проверка. Проверьте уровень жидкости и добавьте, если ниже нормы.
    7. Закрытие бака. Закройте масляной бак, запустите двигатель, что смазка циркулирует правильно.
    8. Отработанное. Соберите старую смазку и утилизируйте в соответствии с правилами.

    При замене моторной жидкости старую рекомендуют сливать полностью. Это позволяет удалить загрязнения и отложения, а также остатки отработанного материала, которые негативно сказываются на работе. Исключением станет ситуация, если вы недавно уже проводили замену. В этом случае моторка еще не успела утратить свойства и загрязниться.

    При этом всегда необходимо проверять, подходит ли тип масла к вашему ТС, сколько требуется залить, свежесть средства, состояние масляного фильтра, рекомендации производителя по срокам.

    Рекомендации по выбору масла в двигатель

    Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного моторного масла?

    О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции. Цвет может изменяться зависимо от входящих в него добавок. Кстати, добавление присадок сказывается на свойствах описываемого нефтепродукта. Можно улучшить одни свойства, но в то же время ухудшить другие. В нем уже содержится набор присадок, необходимых для нормальной работы мотора.

    Потемнение материала говорит о прекрасных моющих способностях. При этом он прекрасно удерживает продукты неполного сгорания топлива.

    На упаковке указываются лишь наставления по режиму температурного использования, а не наставления.

    Нельзя смешивать автомобильные нефтепродукты на разных основах.

    Если необходимо заменить масло – промойте двигатель.

    Сегодня изготавливается большое количество моторных нефтепродуктов отечественного и зарубежного производства. Опасайтесь подделки! Приобретайте материал у производителя или его официальных представителей.

    Допустим, если самостоятельный выбор описанного материала для автотранспорта невозможен, то можно воспользоваться специальными службами, которые специализируются на его подборе по марке авто. Таких служб на просторах Интернета огромное количество.

    Также помните, что современные моторы очень чувствительны к нефтепродуктам, поэтому к их подбору следует отнестись со всей ответственностью.

    Как выбирать и использовать моторное масло: рекомендации


    • Используйте максимально качественную продукцию даже для старых двигателей, если вы хотите продлить срок службы силового агрегата.
    • Качество масло не всегда пропорционально цене. Важно следить за развитием конкретной линейки. Некоторые компании-производители, заслужившие мировое имя, выпускают устаревшие составы. И наоборот, ряд новых фирм выпускает достаточно качественные смазочные материалы.
    • Учитывайте. Что для каждого мотора разработаны специальные линейки составов. Они оптимально подходят для конкретного ДВС. Перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
    • Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
    • Использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
    • Важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто.
      При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует производить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее «старится»; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями;
    • При замене масла желательно менять и масляный фильтр;
    • Недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка; не доливайте минеральное масло в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок;
    • Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
    • Периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей; нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
    • Маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
    • Хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.
    • Не оценивайте масло по цвету, поскольку большинство присадок в нем делают масло более темным;
    • Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.

    На что еще обратить внимание

    При выборе масла можно услышать о параметре – класс качества. Это показатель того, на какой двигатель рассчитано масло – на бензиновый или дизельный. Понять это можно также рассмотрев маркировку.

    Чаще всего на масле можно встретить следующий знак API SJ/CF-4. Первое обозначение (API) говорит о способе классификации масла. Следующий знак (SJ/CF) – это показатель того, для какого двигателя используется масло: S – бензиновый, C – дизельный. Если указаны оба знака, значит, масло универсальное и может использоваться на любом автомобиле. Но тот знак, который стоит первым, является приоритетным и более эффективно масло будет работать именно с таким типом двигателя.

    Вторая буква в обозначении означает класс качества масла. Чем дальше буква по алфавиту, тем масло более качественное. Так, например, буква L – это масла для машин 2000 года выпуска, J – для автомобилей старше 1996 года.

    Также на упаковке можно встретить маркировку допуска. Допуск – это знак того, что масло прошло детальные исследования, рекомендовано для применения в конкретной марке автомобиля. Маркировка допуска выглядит так – FORD WSS M2C, MB-APPROVAL 229.5.

    Выбор по классификациям

    Если говорить о том, как правильно выбирать моторные масла для автомобилей, то здесь нужно обязательно брать в расчёт классификацию жидкостей. Это имеет большее значение, нежели выбор по основе.

    Параметры о классификации указаны в технической документации к транспортному средству. Автопроизводитель проводит соответствующие испытания и подбирает для своих моторов оптимально подходящие масла. Потому автовладельцы, которые не знают, как правильно выбрать моторное масло конкретно для своего транспортного средства, обязаны отталкиваться именно от рекомендаций изготовителя автомобиля. Отклонения от этих параметров может спровоцировать поломку мотора или минимум его нестабильную работу. Причём одинаково неправильно выбирать масла меньшего и высшего класса в сравнении с рекомендуемым.

    Наиболее правильным решением будет выбрать именно оригинальное автомобильное моторное масло, которое прописано в мануале. Но практика показывает, что такие составы обычно довольно дорогие. Плюс не всегда их можно легко найти и приобрести. Этим объясняется стремление автовладельцев найти более дешёвые и доступные альтернативы, не нарушая при этом рекомендации от автопроизводителя. То есть за основу берутся рекомендуемые параметры и классификация от изготовителя двигателя, и по этим критериям выбираются смазки.

    Существует несколько основных классификаций. А именно:

    • ACEA.
    • SAE.
    • API.

    Про каждую из них следует рассказать отдельно. Это немаловажный момент, позволяющий грамотно выбрать качественное моторное масло, предназначенное для бензиновых силовых установок или дизельного двигателя.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *