Региональный оператор по вывозу ТБО законодательство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Региональный оператор по вывозу ТБО законодательство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

На каком основании действует регоператор ТКО

Региональный оператор ведет работу по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на вверенной территории на основании следующих документов:

  • Территориальной схемы в области обращения с отходами;
  • Правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ;
  • Соглашения, составленного между региональным оператором, управлением ЖКХ, со связанными Министерствами.

Регионального оператора выбирают на срок до 10 лет. Компанию могут преждевременно лишить лицензии и права на ведение деятельности в сфере обращения с отходами. Причины, ведущие к этому:

  • Неоднократное нарушение правил обращения с отходами, в том числе, повлекшие вред жизни, здоровью граждан;
  • Задолженность по оплате в размере, установленном законом;
  • Нарушение схем транспортировки отходов;
  • Нарушение условий предоставления банковской гарантии.

В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет

За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.

Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:

  • Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
  • Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.

В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:

  • Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
  • Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).

Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.

Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.

После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:

Надзорный орган

Причина жалобы

Росприроднадзор

Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии

Роспотребнадзор

Нарушения санитарно-эпидемиологических норм

Государственный орган, подписавший соглашение с РО

Нарушение требований, изложенных в соглашении

Энергетическая комиссия

Проверка обоснованности установленных тарифов

Как отстоять право не заключать договор

В качестве примера разберем прецедент, случившийся с одним предприятием Московской области.

Компания занимается производственной деятельностью. Экологическая политика компании гласит, что отходы от производственной и хозяйственной деятельности необходимо утилизировать и обезвреживать, без передачи на захоронение. Для этого на предприятии налажена сортировка всего образующегося мусора без возможности смешения отходов.

Несмотря на то, что ТКО у компании отсутствовали, ей приходили неоднократные извещения о совершении административного правонарушения, поскольку не был заключен договор с регоператором, и дело дошло до судебных разбирательств.

Перед предприятием стояла задача — доказать, что компания действует в рамках закона и заключение договора ей не требуется. Несмотря на то, что процедура оказалась нелегкой, совместными усилиями добиться нужного результата удалось.

Читайте также:  Сколько алименты на одного ребенка с безработного в 2023 году в Беларуси

Еще в 2019 году, когда заключение договора с региональным оператором стало обязательным требованием, компания провела инвентаризацию всей площадки с выявлением всех отходов, образующихся от производственной и хозяйственной деятельности. В результате чего были определены отходы, среди которых входящих в список ТКО не было.

По запросу компании региональный оператор подтвердил, что необходимости заключать договор нет, так как отсутствуют отходы, которые оператор должен забирать.

Однако позже компании пришло извещение о совершении административного правонарушения в связи с тем, что не был заключен договор с регоператором. Поэтому, чтобы доказать отсутствие ТКО на площадке и, соответственно, отсутствие необходимости заключения договора, нужна была прочная доказательная база.

На территории предприятия расположено более 60 контейнеров в производственных и административных корпусах, в том числе специально отведенные под различные виды отходов:

  • бумажные стаканчики,
  • пищевые отходы,
  • пластик,
  • стекло,
  • алюминий
  • и другие.

Все контейнеры имеют маркировку и используются строго по назначению. После их заполнения накопленные в них отходы отправляются на утилизацию в специализированные компании.

Для подтверждения работоспособности всей цепочки, начиная от накопления отходов и заканчивая их утилизацией, было принято решение — зафиксировать этот путь на видеосъемку.

Видеонаблюдение велось за местами накопления, а также процессом транспортировки и передачи отходов на утилизацию. При помощи камеры контролировалось соблюдение правильности разделения образующихся отходов по видам. Съемкой было подтверждено, что все сотрудники предприятия сортируют 100% образуемых отходов.

Договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание всех видов отсортированных отходов компанией был заключен. Дополнительно специалистами экологического отдела был проведен аудит организаций, принимающих отходы.

Для полного подтверждения того, что ТКО не остаются на площадке предприятия, камерой были зафиксированы процессы загрузки и транспортировки отходов до утилизирующих компаний, а после их передачи получены соответствующие акты с указанием наименований отходов и их объемов.

Итоговая доказательная база включала:

  1. документы, подтверждающие отсутствие отходов, входящих в список ТКО;
  2. договоры на вывоз, утилизацию и обезвреживание всех отходов, образованных на предприятии;
  3. фото- и видеоматериалы, в которых прослеживался весь процесс обращения с отходами;
  4. акты от утилизирующей компании с указанием сведений о принятых отходах.

Примеры употребления на «Секрете»

«Региональные операторы смогут рассчитывать на субсидии и льготные займы. Кроме того, «антикризисные» деньги на поддержку мусорных компаний планируется выделить непосредственно регионам».

(Из новости о борьбе с мусорным коллапсом, который грозил России из-за коронавируса.)

«Эксперт считает, что увеличение сборов за капремонт с населения — избыточная мера. У фондов и так есть деньги на проведение необходимых работ, но тратятся они неэффективно. По её словам, регоператоров и их расходы, по сути, никто не контролирует».

Должен ли региональный оператор вывозить биологические отходы?

Региональный оператор не обязан вывозить отходы животного и растительного происхождения.
В отличие от дачников, в деревнях и поселках городского типа люди живут постоянно. Особенность в том, что у жителей этой местности образуется большое количество отходов животного и растительного происхождения. Они пытаются их утилизировать в качестве ТКО, но рискуют получить отказ регионального оператора.

Причина в том, что биологические отходы не относятся к ТКО. А это значит, что организация не обязана их принимать для вывоза, переработки и утилизации. Но это не означает, что она не может этого сделать при наличии соответствующего производственного потенциала – транспорт, места скопления и утилизации.

Для решения этой проблемы стороны должны дополнительно обсудить условия вывоза биологического мусора. Заключается отдельный договор, определяется стоимость услуг, которая может быть выше, чем за традиционный мусор. Если стороны не приходят к соглашению, можно остановить выбор регионального оператора по обращению с отходами на другой организации.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
Читайте также:  Приватизация в России — сроки, особенности, выгоды

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Регоператор: кто это такой и для исполнения каких функций он необходим

Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

Структура и главные положения ФЗ 89 об отходах производства и потребления

При работе с отходами главными приоритетами являются:

Все применяемые меры направлены на защиту человеческого здоровья, сохранение здоровой экологической обстановки и видового разнообразия живой природы.
Законодательство должно обеспечить связь между экологическими и экономическими интересами

Это необходимо для обеспечения стабильного развития общества.
Внедрение прогрессивных технологий сбора и утилизации мусора.
Необходимо выполнять переработку мусора в максимальных объёмах.
Важно применять экономические рычаги для сокращения объёмов образования мусора и увеличения его переработки с целью полезного использования.
Организация доступа к информации в соответствии с требованиями закона.
Поощряется участие в международном сотрудничестве для развития деятельности в этой сфере.. В экономике государства наиболее приоритетными положениями в рассматриваемой сфере считаются следующие:

В экономике государства наиболее приоритетными положениями в рассматриваемой сфере считаются следующие:

  • В экономике стремятся к максимальному использованию ресурсов.
  • По возможности применять меры, приводящие к сокращению объёмов образования мусора.
  • Стремление к снижению объёма существующего мусора.
  • Понижение классов опасности отходов в местах их хранения.
  • Проведение утилизационных мероприятий в максимальном объёме.

Рассматриваемый закон об отходах производства и потребления состоит из следующих частей:

  • В первой главе даны определения основных понятий.
  • Во второй указаны полномочия российских органов власти по контролю над работой по сбору и утилизации мусора.
  • В третьей главе рассматриваются действия по хранению и утилизации мусора с учётом особенностей различных классов опасности. Здесь сформулированы общие требования по обращению с отходами.
  • В четвертой рассмотрены вопросы нормирования и отчётности, связанной с рассматриваемой сферой деятельности.
  • В пятой главе подробно освещены вопросы экономического регулирования и налогообложения.
  • В шестой представлены общие положения по государственному надзору при обращении с отходами.
  • В седьмой главе федерального закона рассмотрена ответственность за нарушения положений этого закона.
  • В восьмой приведены заключительные положения документа.

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Читайте также:  Депутат назвала среднемесячный размер пенсии по возрасту в 2023 году

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Тарифы на транспортировку ТБО в некоторых регионах страны

Субъект РФ Для многоквартирных домов Для жителей частного сектора
Тюменская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Московская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Ленинградская обл. действует плата за кв. м. действует плата за кв. м.
Новгородская обл. 57,39 руб/чел 39,86 руб/чел
Воронежская обл. 165,02 руб/чел 157,64 руб/чел
Республика Алтай 53,68 руб/чел 61,73 руб/чел
Краснодарский край 121,69 руб/чел 139,6 руб/чел
Брянская область 91,65 руб/чел 70,76 руб/чел
Курганская обл. (отложена, применяется старая схема) (отложена, прим. старая схема)
Пермский край действует плата за кв. м. 71,70 руб/чел
Астраханская обл. 96,46 руб/чел 63,12 руб/чел

Правила обращения с ТКО, нововведения

Заключая договор с оператором, важно помнить о своих обязанностях в соблюдении правил обращения с ТКО. Правила изложены в утвержденном правительством нормативном акте — в постановлении № 641. Правила включают в себя следующие положения:

  • изложены разъяснения относительно основных понятий раздела работы с ТКО;
  • объясняется необходимость сбора, транспортировки и хранения отходов согласно санитарных норм и обеспечения экологической безопасности;
  • изложены основные аспекты сотрудничества граждан и оператора.

В таблице ниже представлены нововведения, которые наглядно показывают, что изменилось.

Было Стало
Свободные тарифы на вывоз отходом, устанавливаемые на усмотрение исполняющей стороны Тарифы определяются региональными властями и едины для всей области
Организация вывоза отходов была в компетенции местных органов власти Оплата услуг осуществляется собственниками домов, участков
Тариф входил в сумму оплаты услуг управляющей компании Оплата вывоза мусора относится к перечню коммунальных платежей

Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?

  1. Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
  2. Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
  3. B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.

Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:

  • cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
  • пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
  • oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
  • имyщecтвeнный apecт.

Основные положения «мусорной реформы»

Появление в квитанциях новой строки с аббревиатурой ТКО напрямую связано с введенными изменениями в системе обращения с отходами – так называемой «мусорной реформой». Необходимость в этой реформе назревала давно, ФЗ No89 «Об отходах», принятый в 1998 году, уже давно не мог обеспечить порядок в области обращения с отходами, несмотря на постоянное внесение поправок.

В результате в декабре 2020 г. был утвержден N 503-ФЗ об изменениях в ФЗ «Об отходах», который был введен в действие с 2019 г., ознаменовав начало «мусорной реформы». Изменения коснулись системы обращения с ТКО и затронули всех граждан РФ, поскольку по принятой терминологии все мы являемся производителями ТКО. По всей стране мусорная реформа начала действовать с первых дней 2020 г., и только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ее вступление в действие было отсрочено до 2022 года.

Аббревиатура ТКО в коммунальных квитанциях расшифровывается как «твердые коммунальные отходы». Нашему слуху привычнее словосочетание «твердые бытовые отходы» – ТБО, к которым относится весь бытовой мусор, образующийся в процессе проживания в квартирах и домах.

Понятие ТКО несколько шире – в него помимо бытового мусора, образующегося в жилом фонде, включены также аналогичные отходы, появляющиеся в процессе работы различных компаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *