Судьба автомобилей с правым рулём в России в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судьба автомобилей с правым рулём в России в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Краснодарском крае и некоторых других регионах России уже больше года идет «война» в отношении владельцев авто с армянскими номерами. Чаще всего на водителей составляют протоколы по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, штрафуют, а транспортные средства помещают на штрафстоянку.

Особенности запрета правого руля

Итак, рассмотрим Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». К автомобилям с правым рулем относится пункт 19 главы IV:

19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 и М3.

В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям.

Начнем со второго абзаца, так как именно он является более простым для понимания. В нем запрещается выпуск в обращение любых праворульных автомобилей на территории Беларуси и Казахстана.

Что касается территории России, то о ней речь идет в первом абзаце, то есть запрет правого руля касается только автомобилей категорий М2 и М3.

История противостояния

В Россию праворульные автомобили приехали из Японии. Их обилие на Дальнем Востоке и в Сибири связано с большим потоком подержанных машин, начавшимся не в самые лучшие времена для россиян и продолжавшимся вплоть до середины нулевых. Объём поставок постепенно снижается и даже то небольшое количество ввозить становится всё сложнее. Согласно данным, собранным в 2021 году статистическим агентством «Автостат» в среднем 73% дальневосточного автопарка составляют японские иномарки с правым рулём, и это в исследовании не были учтены такие крупные города, как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительна доля «праворуких» машин и в больших сибирских городах – Новосибирск, Красноярск, Омск и другие. Стоит ли говорить, что уже поколение автомобилистов использует праворульные автомобили, поэтому сложно представить, что будет, если введут полный запрет на эксплуатацию этих авто.

Ограничения на ввоз экземпляров с правым рулём появились ещё в 2003 году, когда поднялся транспортный налог на машины с моторами мощностью более 250 лошадиных сил, но большинство «японцев» всё же укладывались в нужные пределы, поскольку такими показателями не обладали. В 2005 году они снова оказались под угрозой исчезновения с дорог по причине введения экологического стандарта Евро 2, в последующие годы требования к авто только повышались, с 2021 года в России официально уже действуют нормы Евро-5. Так, легальный ввоз в РФ автомашин, собранных до 1995 года и не соответствующих жёстким экологическим нормам, невозможен. При этом выросли и пошлины, создавшие дополнительные препятствия для ввоза японских машин, теперь многие из них гнать просто невыгодно.

Следующий этап войны с «праворукими» авто начался в 2010-м, когда был запрещён ввоз авто с 11-значными VIN-номерами, но жители отстояли своё мнение по этому поводу многочисленными массовыми акциями протеста. Тогда же было устроено ритуальное сожжение вазовской «копейки». Власти отменили своё решение, опасаясь столь сильного недовольства народа, но ещё через 2 года снова принялись за своё, прикрываясь теперь техническим регламентом, принятым Таможенным союзом. Не прижилось нововведение и на сей раз.

То, что изменения в законодательстве всё же были. Но они несвежие и датируются концом 2021 года. Вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 О перечне ГОСТов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.

Данный документ вводит в действие список стандартов, которые сами по себе не являются обязательными, а только добровольными, но при следовании которым обеспечивается соблюдение Техрегламента.

Таким образом, в число таких ГОСТов попали и те, что вводят обязательную сертификацию праворульных машин для получения свидетельства о безопасности конструкции ТС (СБКТС). И именно обязательная сертификация несколько усложняет ввоз «праворуких» авто на территорию России.

Читайте также:  Детские пособия в Краснодарском крае 2022: размеры выплат, кто может получить

Обратите внимание, что дата «1 июля 2021 года» здесь совершенно ни при чём. Указанное Решение вступило в силу 27 января 2021 года, и новые правила ввоза праворульных автомобилей действует именно с этой даты. Да, это новый закон, но, при этом, нет никакого запрета на ввоз авто с правым расположением системы управления – есть только некоторое усложнение их ввоза. Последнее станет причиной также запрета на регистрацию несертифицированных «праворуких» машин и, соответственно, их последующую эксплуатацию.

Вас также заинтересует:

  • В России запретили тонировку полностью, в том числе задних стёкол – правда или нет?
  • Можно ли получить красивые номера на автомобиль в ГИБДД официально и как?
  • Срок постановки на учёт автомобиля и срок действия техосмотра продлили – это правда?

Стоит ли покупать машину с правым рулём

Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2021 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.

Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.

Преимущества покупки праворульного автомобиля очевидны. Подержанные японские авто, составляющие львиную долю дальневосточного автопарка, стоят в разы дешевле. Даже аналогичная машина, но с левым рулём будет практически вдвое дороже своего собрата. Запчасти к таким авто имеются в изобилии и стоимость их также невысока. К тому же «праворукие» автомобили создавались для эксплуатации внутри страны, и они значительно отличаются качеством сборки и комплектацией от моделей, предназначенных на экспорт. Японские машины с правым рулём надёжны, экономичны и достаточно приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Они попадают в Россию после 3-5 лет эксплуатации практически в идеальном состоянии, ведь их не заправляют низкопробным топливом, не заливают сомнительное масло, да и к тому же автомобили не измождены плохими дорогами.

Многие, приобретая праворульные авто, практикуют также переброску руля на левую сторону. Такая процедура потребует дополнительных вложений и не всегда целесообразна. ПДД не запрещают переставить руль на левый край, позволяя затем поставить на учёт переделанную машину, но кроме переброски рулевого колеса боливар придётся полностью переоборудовать. Перестановка руля также является вмешательством в заводскую конструкцию и затрагивает важные узлы и агрегаты, что может отразиться на безопасности. Учитывая наличие волокиты с прохождением проверки на безопасность перед постановкой «праворуких» машин на учёт (регистрироваться авто будет всё равно как ТС с правым рулём), заниматься подобным апгрейдом довольно рискованная затея.

Насколько в России распространены праворульные автомобили?

Тема нового закона беспокоит граждан РФ, которые проживают на Дальнем Востоке, поскольку именно в этом регионе люди эксплуатируют больше всего автомобилей с правым расположением руля. Эти ТС привозят из Японии, где подобное расположение руля является нормой. Поэтому владельцы рассматриваемого транспорта больше всего заинтересованы в получении актуальной информации по этому вопросу.

Их заинтересованность понятна, поскольку машины с правым рулем занимают около половины рынка. Как правило, это японские машины, что подержанными привезли на территорию РФ для перепродажи. Люди, которые их купили, остаются довольны качеством автопрома из соседнего зарубежья. Что касается граждан, которые проживают в Европейской части РФ, то праворульные автомобили здесь скорее редкость, чем привычное явление. Поэтому изменения правил их не слишком волнует.

Читайте также:  Можно ли издать приказ об увольнении заранее?

А вот в дальневосточных регионах автомобили с правым рулем важный сегмент дорожного движения. Существуют автошколы, где людей учат ездить на японских автомобилях или переучивают водителей, которые привыкли к левому расположению руля и нуждаются в переучивании. Если автошкол мало, то частных автоинструкторов очень много.

Другими словами, каждая вторая семья пользуется праворульным авто, и не хотела бы менять его на классический аналог. Давайте разбираться, нужно ли это?

Автомобиль в лизинге может иметь ограничения на регистрационные действия. И все бы ничего, но сайт ГИБДД вам не покажет эту информацию. Более того, общей базы лизинговых ограничений нет. И существует большая вероятность того, что узнаете вы о них только, когда придете регистрировать свою машину в ГИБДД. Сотрудники ГИБДД не поставят ее на учет, пока вы не предоставите документ о том, что автомобиль больше не числится в лизинге.

Как заранее проверить, имеет ли автомобиль отношение к лизингу, мы расскажем в конце материала. Но уже сейчас следует запомнить, если вы узнали о лизинге, то обязательно убедитесь, что он уже закрыт и попросите у продавца подтверждающие документы.

Также читайте: Чем опасна покупка лизингового автомобиля

Что изменится в 2021 году

Представителями таможенного союза были утверждены новые нормы технического регламента. Отныне в страны с левосторонним движением будет запрещено ввозить коммерческие автомобили, автобусы и специальную технику.

Кроме того, ожидается осложнение процесса получения сертификатов для прочих автомобилей. Владельцы транспортных средств будут нести дополнительные расходы при постановке машины на учет и подобных ему регистрационных манипуляций.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что вводить полный запрет на ввоз в России правосторонних автомобилей не планируется. Но из-за ряда нововведений жизнь автовладельцев сильно осложнится. На транспортное средство в обязательном порядке придется устанавливать систему Глонасс, а также проводить дополнительную подготовку машины к прохождению ТО в соответствии с новыми правилами.

Еще одним серьезным недостатком транспортных средств с правым рулем является обязательное наличие семнадцатизначного кода автомобиля, обозначающего класс экологической нормы. В старых японских автомобилях его попросту нет.

Что изменится в 2022 году

Представителями таможенного союза были утверждены новые нормы технического регламента. Отныне в страны с левосторонним движением будет запрещено ввозить коммерческие автомобили, автобусы и специальную технику.

Кроме того, ожидается осложнение процесса получения сертификатов для прочих автомобилей. Владельцы транспортных средств будут нести дополнительные расходы при постановке машины на учет и подобных ему регистрационных манипуляций.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что вводить полный запрет на ввоз в России правосторонних автомобилей не планируется. Но из-за ряда нововведений жизнь автовладельцев сильно осложнится. На транспортное средство в обязательном порядке придется устанавливать систему Глонасс, а также проводить дополнительную подготовку машины к прохождению ТО в соответствии с новыми правилами.

Еще одним серьезным недостатком транспортных средств с правым рулем является обязательное наличие семнадцатизначного кода автомобиля, обозначающего класс экологической нормы. В старых японских автомобилях его попросту нет.

Какие проблемы необходимо решить в ближайшее время

По подсчетам экспертов на территории России зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей с правым рулем. Следовательно, необходимо выдать столько же документов, подтверждающих возможность их эксплуатации.

При этом в стране действует слишком мало лабораторий, которые имеют право на проведение испытаний и выдачу разрешительных документов. Если оставить этот момент без внимания, то владельцы транспортных средств будут вынуждены долгое время ожидать своей очереди, стоимость услуг неизбежно возрастет. Кроме того, мошенники не преминут воспользоваться такой ситуацией.

Что думаете по этому поводу вы? Разумно ли полностью запрещать эксплуатацию праворульных машин на территории Российской Федерации?

Старые водительские продолжат действовать

Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.

Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.

Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.

Предпосылки для запрета праворульных авто

Запрет коснется прежде всего автолюбителей с Дальнего Востока. В этом регионе сложилась особая ситуация, здесь ездят, в основном, на подержанных японских автомобилях. Для наглядности можно привести следующие статистические показатели: только 4,5% рынка автомобилей Дальнего Востока составляют новые авто, остальной сегмент – это подержанные машины. В целом по России ситуация иная – примерно четверть всех сделок купли-продажи приходится на новые автомобили. Через Владивосток в Россию ежегодно попадает от 3 до 5 миллионов подержанных «японок».

Между тем для рынка это ненормально, во Владивостоке есть завод Мазда, здесь действуют представители Ниссан и Тойота, предлагающие новые автомобили по конкурентоспособной стоимости, кроме того, в регионе действует большое количество местных программ по получению льготных кредитов, благодаря которым стоимость совершенно новой машины снижается почти на 20%. Поэтому стремление властей пересадить граждан на авто с левым рулем вполне понятно. Однако сами жители Дальнего Востока воспринимают любые подобные инициативы крайне негативно.

Итак, почему же праворульные машины снова на грани запрета? Действующий Технический регламент предполагает запрет на использование автомобилей с правым рулём определённой категории, эти правила были внесены ещё в 2015 году. Согласно пункту 19 раздела 4 запрещён выпуск в обращение ТС с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 (транспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 и допустимой массой до 5 тонн) и М3 (то же, но с массой более 5 тонн). Для этих транспортных средств необходима категория D водительских прав. Импорт и регистрация обозначенных автомашин невозможна. Легковые и грузовые авто под данный запрет не попадают. Однако в конце 2021 года были внесены и другие изменения.

Вступление в силу в 2021 году Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза», о чём проинформировала Федеральная служба по аккредитации, спровоцировало вновь тот факт, что «праворукие» авто в очередной раз рискуют оказаться под запретом. ГОСТы из списка предполагают обязательную сертификацию автомобилей для получения свидетельства о безопасности конструкции. Полного запрета на ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин пока нет (такие меры были бы крайне рискованны с учётом опыта прошлых лет), но значительное усложнение их ввоза вследствие необходимости получения сертификата безопасности обеспечено, это обусловит и тот факт, что поставить на учёт несертифицированный автомобиль будет невозможно, соответственно и эксплуатировать тоже.

Запрос сертификации японских машин не может быть выполнена по базе, в их маркировке отсутствует VIN-код, есть только номер кузова и рамы, так что такие машины подвергнут испытаниям на соответствие. ГОСТ оказания услуг аккредитованных лабораторий, которые будут проводить проверку, вступает в силу с 1 июля 2021 года. Машины с правым рулём управления в обязательном порядке будут проходить сертификацию по аналогии с теми авто, в чью штатную конструкцию вносились изменения (тюнинг). Проходить проверку для получения сертификата безопасности вынуждены будут все ввозимые транспортные средства. Сделать это можно будет, как и в случае, если производился тюнинг авто, исключительно в аккредитованных лабораториях, и таких не так и много – на данный момент всего 15 по всей стране. Можно только представить эти очереди в Приморском крае, там уполномоченная организация всего одна, а пройти испытания в другой нельзя.

Автомобиль нужно будет передать на специальную площадку лаборатории для проведения проверки. При прохождении тестов выдадут заключение о пригодности транспорта и возможности его эксплуатации. В том случае, если авто проверку не пройдёт, эксплуатировать его на дорогах России нельзя. Перед проверкой владельцу нужно поменять фары, чтобы они соответствовали техническим нормам правостороннего движения, меняется головной свет, настраивается направление потока света, чтобы освещением не слепило встречные машины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *