Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто. И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса.

Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.

Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.

Важно! Водитель с поддельным ОСАГО без настоящей диагностической карты будет признан виновным в любом ДТП, и все выплаты по аварии лягут на его плечи. Страховая компания в данном случае самоустраняется.

Как заключить ОСАГО без бланка ТО

Немаловажно знать, что оформление страховки онлайн и получение полиса без техосмотра затруднительно. Ведь для заключения договора нужно внести в специальное поле уникальный номер, присеваемый каждой диагностической карте. Но это не означает, что доступных вариантов нет — их немало:

  • Оформление страховки ОСАГО без техосмотра с формальной выдачей бланка ТО сотрудниками СК. На ней не будет стоять подписи проводившего ТО автомобиля специалиста. Формально автомобиль будет застрахован, в реальности же такой полис будет недействительным. И при ДТП возмещать ущерб придётся владельцу авто;
  • Покупка диагностической карты. Этот вариант полностью раскрывает вопрос, для страховки онлайн нужен ли техосмотр и как поступают в этом случае для страховки ОСАГО. По этой схеме автовладельцем приобретается активная диагностическая карта, номер которой используется для оформления страховки. Такие услуги неофициально предоставляют как сами страховщики, так и операторы ТО. Минус способа в том, что при ДТП в страховой выплате будет отказано, поскольку такой полис объявят недействительным;
  • Приобретение «пустой» карты технического осмотра. Незаполненный бланк техосмотра также может использоваться для оформления полиса — ведь на нём будет присутствовать уникальный номер. Но, аналогично описанному выше случаю, такая страховка является недействительной.

Если вас интересует, можно ли заключить договор автострахования без ТО на законных основаниях, то есть только 2 способа: оформить его на новое авто или получить временную страховку для прохождения техосмотра.

Техосмотр отменили — что это значит?


Одна из самых огромных проблем, это то, как предоставляют данную новость СМИ. Ведь для привлечения внимания используются заголовки навроде “Техосмотр отменен” или “Больше не нужно проходить технический осмотр”. И так, давайте просто заменим заголовок “Техосмотр отменили” на “Обязательное предоставление диагностической карты для оформления полиса ОСАГО больше не требуется”. Теперь будет понятней что техосмотр по факту еще не отменен, он просто не обязателен для автострахования ОСАГО.

Читайте также:  Когда наступает право ветерана пед труда

Но если диагностическая карта не обязательна для ОСАГО, и на дорогах сотрудники ГАИ не проверяют наличие таковой, то зачем вообще необходимо прохождение технического осмотра? Ну нет карты, максимум выпишут штраф за отсутствие, да и шанс нарваться на такой штраф очень небольшой. Подбираемся к сути вопроса.

Требования для прохождения техосмотра в 2022 году

ТО обязаны проходить собственники всех машин, изготовленных свыше трёх лет назад. При расчёте нужно принять во внимание возраст авто. После приобретения нового автотранспорта важно указать год прохождения последующего ТО.

Сейчас государственная пошлина за техосмотр не взимается отдельно. Каждый центр, у которого имеется доступ к ЕАИСТО, выдаст собственнику авто полноценную диагностическую карту. С лета 2015 года прежние документы техосмотров уже не действуют. На данный момент актуальные только сертификаты ТО, оформленные в специальных лицензированных центрах.

Итак, обязателен ли техосмотр для ОСАГО? Для постоянного страхового сертификата – да. Без диагностической карты удастся оформить исключительно временную автогражданку на срок в 20 дней. Для постоянного документа требуется карта о пройденном техосмотре, исключением являются машины моложе трёх лет.

Осаго без техосмотра: оформление и способы приобретения полиса

Получение обязательного полиса страхования «автограждански» в обход установленных законодательством правил всегда интересовало автовладельцев. Но существуют ли способы легального получения полиса ОСАГО без техосмотра?

Каждый автовладелец с 1 июля 2003 года обязан иметь полис ОСАГО. Данная норма предусмотрена законом об ОСАГО. До этого времени оформление страхования автогражданской ответственности являлось добровольным.

Однако с ростом числа автомобилей и серьёзных ДТП, данная страховка стала обязательной, причем оформить её можно только при предъявлении талона ТО. А можно ли оформить ОСАГО без техосмотра?

Согласно законодательству об ОСАГО, полис автогражданки обязательных для всех владельцев автотранспортных средств, за исключением:

  • транспортных средств, у которых максимальная конструктивная скорость не превышает 20 км/ч;
  • транспортных средств, в силу технических характеристик которых не распространяются требования законодательства о допуске ТС к участию в движении;
  • транспортных средств ВС России;
  • транспортных средств, поставленных на учёте в других государствах при условии, если их владельцы застраховали гражданскую ответственность в рамках международной системы обязательного страхования;
  • прицепов к легковому автомобилю.

Как получить полис без прохождения техосмотра

Если у вас нет диагностической карты из-за того, что вы освобождены от техосмотра, то вам нужно предоставить документ, подтверждающий это освобождение. В случае с покупкой нового автомобиля это будет договор купли-продажи. Остальные документы и порядок оформления страховки остаются прежними.

Если вы покупаете новый автомобиль, то оформить ОСАГО онлайн вы не сможете, так как данных о машине еще нет в РСА. Вам придется обращаться в отделение страховой компании, чтобы получить бумажный полис.

Если срок диагностической карты истекает сразу после окончания срока действия полиса ОСАГО, то вы можете пройти техосмотр досрочно. Новый полис будет оформлен по новой карте. Новый период будет отсчитываться от даты досрочного погашения.

Ранее обязательное страхование автогражданской ответственности было только добровольным. Но с ростом количества машин на дороге и появления серьезных аварий, которые заканчивались смертельными случаями, государства Европы ввели эту страховку как обязательную.

Поэтому многие автовладельцы стали интересоваться, как получить выплаты по ОСАГО без техосмотра. ОСАГО было введено во всех развитых странах мира с целью создания определенных финансовых гарантий.

К тому же это неплохой стимул для соблюдения дорожных правил и уменьшения опасных ситуаций по вине водителей.Сущность обязательного страхования состоит в том, что страховка выплачивается тем лицом, который был признан главным виновником ДТП.

Такой полис имеет определенный установленный законом лимит. Страховка ОСАГО помимо пострадавшего автовладельца распространяется также на пассажиров, находившихся в салоне, которые получили телесные повреждения.

Полис ОСАГО обязательно должен быть оформлен у каждого автовладельца. Его отсутствие влечет за собой административную ответственность, которая оговорена в законе и приводит к уплате штрафа.

Чтобы не произошло на дороге, при любых нарушениях правил и причинения ущерба государственному или частному имуществу, требуется присутствие представителей закона.

Для получения страховки по полису ОСАГО необходимо иметь протокол, составленный сотрудником ГИБДД. Но участники ДТП также могут заполнить европротокол, не обращаясь к сотрудникам дорожной полиции.

Европротокол – это специальный документ, который может быть заполнен водителями, являющимися участниками дорожной аварии без вызова ГИБДД.

Такой вид оформления ДТП допускается только в строгих обстоятельствах:

  • если нет сильно травмированных или погибших пассажиров и ущерб нанесен только частному имуществу;
  • в дорожном происшествии участвуют только два автовладельца;
  • все участники имеют обязательный действующий полис автострахования;
  • оба водителя согласны на подписание документа;
  • сумма ущерба не больше 25 тысяч рублей;
  • водители находятся в трезвом состоянии.

По полису ОСАГО может быть выплачена страховка, не превышающая четыреста тысяч рублей. На восстановление имущества полагается не более ста шестидесяти тысяч, а остальная сумма идет на возмещение причиненного ущерба здоровью.

Если авария повлекла более существенные потери и ОСАГО не может возместить весь причиненный ущерб, то пострадавшим выплачивают компенсацию по отдельно заключенным добровольным страховым полисам.

ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям

По сути, новые правила никак не должны повлиять на добросовестных водителей. Однако на практике первые месяцы автомобилисты могут сталкиваться с очередями на ПТО. По словам директора по страхованию Сравни.ру Александра Крайника, сейчас в реестр Российского союза автостраховщиков входят всего 5077 операторов технического осмотра, где можно оформить диагностическую карту. Сами станции чаще всего находятся в городе или областном центре. Это значит, что остальным жителям региона приходится далеко ездить на диагностику. При этом к 1 марта число аккредитованных операторов может сократиться ещё больше, не все из них будут отвечать новым требованиям, а значит, их исключат из базы.

Читайте также:  Что делать, если ДДУ не зарегистрирован

«Из-за фотофиксации и загрузки этих данных в ЕАИСТО увеличится время на прохождение техосмотра. А количество оформляемых одним сервисом диагностических карт ограничат. Это создаст коллапс пунктов техосмотра, — объясняет эксперт. — При этом сама диагностическая карта связана с выдачей ОСАГО — в итоге сесть за руль, когда закончилось ОСАГО, и поехать на станцию осмотра нельзя — ведь без ОСАГО нельзя за руль, а ОСАГО не купить, ведь до станции нужно доехать».

Чтобы избежать этого, лучше сделать новую диагностическую карту заранее, до обновления процедуры.

По новым законам техпаспорт оформляется в режиме онлайн. Владелец авто обращается в автосервис, техник делает диагностику и фиксирует данные в ЕАИСТО, используя индивидуальную цифровую подпись.

При проверке автотранспорта техник вносит в базу замечания, фотографии, описание. Выдавать техосмотр смогут теперь авторизованные СЦ. Процедура фиксируется на камеру, информация отправляется по ЕАИСТО в МВД. Если при диагностировании допущены нарушения, программа заблокирует доступ.

При заезде и выезде автомобиль фотографируют. С момента первой фотофиксации запускается процесс технического освидетельствования. Дополнительно специалист вносит координаты транспорта.

К фотографиям предъявляются особые требования. При заезде у автомобиля должны хорошо просматриваться:

  • марка;
  • цвет;
  • регистрационный номер.

Фотофиксация позволит контролирующим органам убедиться, что водитель действительно посещал сервис в указанное время. Координаты, заносимые техником в базу, должны соответствовать адресу автосервиса. Это поможет исключить вероятность получения техпаспорта в неаккредитованных центрах. Фотографии и координаты заверяются ЭЦП.

Министерство экономического развития предложило пересмотреть действующие расценки на прохождение платного осмотра. Ставки, действующие в региональных сервисах, давно уже не актуальны. Они не включают расходы на заработную плату техников и амортизацию оборудования при диагностике.

Для пунктов ТО введут единую норму – минимальный и максимальный порог. Методика расчета готовится Министерством развития и Федеральной антимонопольной службой. Сервисы ТО против введения таких ограничений, поскольку стоимость услуги устанавливается в соответствии со спросом и предложением на рынке каждого региона.

Официальные изменения, вступившие в силу в 2020 году, ужесточают процедуру проверки в пунктах ТО. Теперь в обязанности оператора входит контроль следующих параметров состояния автомобиля:

  1. Оклейка фар, габаритных огней и указателей поворота любыми пленками и наклейками, как прозрачными, так и непрозрачными, недопустима.
  2. Все осветительные приборы должны работать.
  3. Утечка жидкостей в результате поломки, шины с шипами только на некоторых колесах машины, изменения в комплектации, которая изначально не предполагалась изготовителем – это нарушения, которые должны быть устранены.
  4. Установка незарегистрированных газовых баллонов не разрешена.

ДК представляет собой документ, который подтверждает, что владелец прошел ТО своего автомобиля, и ТС соответствует всем нормам безопасности. Карта выдается в формате листа А4 (в 2 экземплярах) с таблицей, в которую внесена информация о проверке. Помимо этого, она обязательно содержит в себе вывод эксперта (соответствие или несоответствие требованиям), его подпись и отражает срок, по истечении которого владельцу нужно повторно проверить автомобиль.

ТО можно пройти в любом пункте техосмотра по выбору владельца авто, так как проведение процедуры не зависит от места регистрации транспорта. При себе владелец должен иметь паспорт и свидетельство о регистрации машины.

На заметку! Право на осуществление ТО есть у дилерских центров и аккредитованных операторов.

В ходе ТО специалисты проверяют наличие и исправность около 65 составляющих транспортного средства:

  • исправность тормозной системы и рулевого управления;
  • рабочее состояние фар, стеклоочистителей;
  • состояние двигателя;
  • общую комплектацию автомобиля.
  • Цены
  • Характеристики
  • Тест-драйв
  • Полный привод
  • Багажник
  • Фото
  • Видео обзор
  • Новости
  • Седан Lada Vesta Cross
  • Цены
  • Характеристики
  • Тест-драйв
  • Багажник
  • Фото
  • Видео обзор
  • Дата выхода
  • Новости

Под диагностической картой понимается вид автомобильной документации, содержащей все основные технологические составляющие машины и данные об их исправности. Такая карта необходима для получения полиса ОСАГО и заполняется по факту прохождения техосмотра.

ОСАГО без техосмотра можно получить следующими способами:

  1. путем прохождения формальной процедуры осмотра машины;
  2. оформляя полис в специальной фирме без техосмотра;
  3. получая полис через интернет-брокера;
  4. купив полис с незаполненной картой диагностики;
  5. купив полис «с рук».

Плюсы формального техосмотра очевидны — можно получить легальный полис по стандартной цене. Оформление полиса в специальной комбинированной фирме, выдающей полиса, можно вообще обойтись даже без формального осмотра машины и получить полис ещё быстрее, но стоимость услуг таких компаний, как правило, на порядок выше стандартных.

Покупка полиса через интернет позволяет сэкономить время, и в ряде случаев — финансы. Покупка полиса с незаполненной или частично заполненной картой позволяет получить полностью легальный документ о наличии ОСАГО при возможности пройти техосмотр позднее (через 5-7 дней).

Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка?

При выборе способа оформления полиса ОСАГО без прохождения техосмотра, важно удостовериться в легальности фирмы, его выдающей, а также оценить стоимость оформления у разных страховщиков и операторов техосмотра. Наличие посредников между страховщиком и водителем в виде брокеров повышает стоимость и вероятность мошенничества, особенно при покупке через интернет.

С 1 марта 2021 года начнут аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были получены без фактического заезда на станцию техосмотра (ТО). Изменения вступают в силу на основании Федерального закона от 06.06.2019 №122-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…».

С указанной даты изменится и сам порядок получения диагностических карт. Их будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют перед началом диагностики и после. Только после этого водителю выдадут диагностическую карту, защищенную цифровыми подписями.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:

  • диагностическая карта была куплена (фактически ТО не пройден);
  • при прохождении контроля не удалось проверить все узлы и агрегаты авто;
  • процедура техосмотра прошла с нарушениями;
  • в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые не были зарегистрированы в ГИБДД (например, карта выдана на авто с незаконной тонировкой или нештатным ксеноном).

Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.

Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.

Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.

Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).

Карта может иметь три статуса:

  • Действительная – это значит, что карта действует.
  • Архивная – означает, что сроки действия карты завершились.
  • Аннулированная – это тот статус, который могут применить к карте после 1 марта 2021 года.

Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.

Когда все-таки можно ездить без страховки?

Закон суров, но есть случаи, когда без ОСАГО можно ездить:

  • Покупая автомобиль, как новый, так и с пробегом, вы получаете десять дней для регистрации права собственности. Все это время можно ездить без страховки, однако ДКП нужно всегда иметь при себе, чтобы показать инспектору. Имейте в виду, что если в период этих 10 дней вы попадете в аварию, ущерб будете компенсировать за свой счет.
  • Вступление в наследство. Если вы получили автомобиль по наследству, то через полгода после смерти его предыдущего владельца вы сможете оформить машину на себя и начать ездить на ней. При этом вам даются те же десять дней на оформление страховки, как при покупке автомобиля.
  • Езда по доверенности. В этом случае ОСАГО оформляете не на себя, а на доверенное лицо. Доверенность действует на указанный в ней срок или год, если период действия не указан.

Можно ли купить полис ОСАГО без техосмотра?

Страховка и техосмотр по новым правилам являются взаимозависимыми элементами, поэтому для каждой трехлетней машины прохождение ТО выступает обязательным процессом. Без него не получится приобрести полис ОСАГО, поэтому если в электронной системе будет отсутствовать информация об электронной диагностической карте, то страховая компания не сможет продать полис клиенту.

Существует возможность без техосмотра купить полис только на 20 дней в следующих ситуациях:

  • отсутствуют у автовладельца документы, на основании которых выдается диагностическая карта, например, утеряно свидетельство о регистрации или ПТС;
  • покупается зеленая карта для машины, обладающей иностранной регистрацией, поэтому требуется определенное количество времени, чтобы доехать до выбранной СТО.

Только в этих случаях выдается без техосмотра полис ОСАГО, но он действует только в течение 20 дней.

Техосмотр и страховка являются обязательными элементами для любого автовладельца. ТО необходимо проходить в разных ситуациях. К ним относится:

  • у водителя появляются сомнения в идеальном состоянии автомобиля, поэтому он хочет выявить все проблемы в машине, так как после проверки можно увидеть в заключении, какие требуется устранить неисправности, чтобы продолжать безопасную эксплуатацию ТС;
  • техосмотр и страховка являются взаимозависимыми элементами, поэтому если требуется купить полис ОСАГО, то придется заранее получить диагностическую карту, причем это необходимо для автомобилей, возраст которых превышает три года;
  • планируется поездка на личной машине в другое государство, причем использование авто в другой стране без диагностической карты считается серьезным правонарушением, за которое приходится уплачивать достаточно существенный штраф, поэтому необходимо заранее позаботиться о получении диагностической карты;
  • после ДТП часто страховые компании требуют от водителя предъявления диагностической карты, чтобы убедиться, что дорожное происшествие не связано с тем, что машина находилась в неисправном состоянии.

Если участник ДТП действительно не имеет диагностической карты, хотя его автомобиль старше трех лет, то это становится основанием для отказа в перечислении компенсации.

Каждый автовладельцу в определенный период времени задумывается о том, как сделать страховку и техосмотр. Все владельцы машин должны учитывать следующие особенности:

  • собственники легковых автомобилей обязаны покупать каждые два года диагностическую карту после того, как машине исполнится три года;
  • если у гражданина отсутствует действующая карта, то не получится приобрести полис ОСАГО;
  • если во время ТО обнаруживаются разные неисправности, то автовладелец должен заняться их оперативным исправлением;
  • сведения о наличии диагностической карты вносятся в специальную электронную систему, поэтому документ в бумажном виде может не находиться постоянно в машине;
  • наиболее выгодно обращаться за ТО и покупкой полиса ОСАГО в одну компанию.

Страховые фирмы требуют наличия диагностической карты даже при оформлении полиса КАСКО. Поэтому отказаться от приобретения данного документа невозможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *