КОАП охрана труда штрафы в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КОАП охрана труда штрафы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
Новые поправки в КоАП РФ
В 2022 году было принято множество изменений в КоАП РФ. С 1 сентября вступает в силу уже двадцатая новая редакция Кодекса, если считать с начала этого года! Естественно, в таком изобилии найдутся нововведения, интересные всем.
Читая статью, помните, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на того, кто совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении кого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
Возбуждение дела только после контакта с фигурантом
Если на организацию или ИП кто-то пожаловался, вышел материал в СМИ об имеющихся нарушениях, данные о нарушении поступили из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, то это еще не повод возбуждать дело об административном правонарушении. Сначала обязательно компетентным органом должны быть проведены проверка или иное контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом.
Эти новые правила, определенные ч. 3.1 – 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ и примечанием к ней, распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Новшества появились в КоАП РФ с 25.07.2022.
Как будет проходить тестирование
Шаг 1. Работодатель регистрирует личный кабинет в реестре обученных лиц по охране труда.
Шаг 2. Работодатель подает сведения о специалистах по охране труда в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (ЕИСОТ).
Шаг 3. Специалист по охране труда должен будет найти себя, правильно выбрать принадлежность к определенной отрасли — строительство, здравоохранение, и т.д.
Шаг 4. ЕИСОТ сформирует для тестируемого набор из 30 вопросов. В него войдут:
- общие вопросы по охране труда, например, спецоценка, медосмотры, оценка рисков;
- вопросы с отраслевой тематикой;
- вопросы по применению СИЗ, оказанию первой помощи.
Пока Минтруд не разместил вопросы для тестирования, но уже известно, что они будут взяты из правил по охране труда и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования.
Штраф для водителя за отсутствие тахографа
Сразу же хочу заметить, что статья 11.23 КоАП полностью переработана, теперь в ней есть отдельная часть с наказанием для водителя и отдельная — для должностных лиц.
Первое изменение внесено в часть 1 статьи 11.23:
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Старый штраф | Новый штраф | |
Для водителя | 1 000 — 3 000 | 3 000 — 5 000 |
Оформление взыскания за нарушение требований ОТ
Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.
Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:
- с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
- с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.
В срок не входит:
- время болезни работника;
- время его отпуска;
- время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).
Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:
- внесите данные организации или оформите на бланке;
- внесите дату, время и место составления;
- укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
- детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
- включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
- приложение — документы, объяснительные, докладные;
- рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
- подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).
Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.
Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.
Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:
- территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
- судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .
Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.
Увеличение штрафов в 2019 году
Все штрафные санкции стали намного больше. В прошлом их максимальный размер на одного руководителя составлял 5 000 рублей. С этого года он доходит и до 35 000 рублей. Если речь идет о юридическом лице – штраф может составить от 50 000 до 200 000 тысяч рублей.
Больше всего увеличили штрафы за нарушение охраны труда. Максимальная сумма штрафа равна 80 000 рублей. В редких, исключительных ситуациях, возможен рост суммы до 130 000 рублей.
Например, если сотрудников отправили исполнять свои непосредственные обязательства без надлежащей медицинской комиссии (либо если они не в курсе правил ОТ).
Предложенную законодательную норму формулируют следующим образом: любое нарушение имеет свой раздельный состав касательно определенного сотрудника.
Если в ранее организация с большим числом сотрудников, не прошедших обучение основам охраны труда, была вынуждена заплатить 50 000 рублей, в нынешнем году размер штрафных санкций устанавливается для каждого специалиста по отдельности.
Еще законодательные положения предусматривают наличие уведомления – нового административного наказания. Сперва может показаться, что оно более выгодное – не нужно оплачивать штраф. Но в такой ситуации про все выявленные нарушения будет написано в СМИ.
Если законодательные положения нарушаются неоднократно (допустим, при заключении договора ГПХ, а не трудового соглашения), должностное лицо может быть дисквалифицировано. Временной период – от года до трех. Здесь можно и исключить штрафы за нарушение требований охраны труда – мера наказания будет более существенной.
Чем грозит непредоставление работникам законного отпуска и неоплачиваемые переработки?
Работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 24 календарных дней. При этом, по различным причинам, работник не всегда может или желает использовать отпуск в течение года. Это не является нарушением ТК РК, однако, если такая ситуация продолжается более 2 лет (работник не использовал за это время отпуск ни полностью, ни частично) –работодателю грозит административная ответственность за нарушение права работника на отпуск по ст. 88 КоАП РК.
Также работодателю запрещено незаконное превышение рабочего времени работников (так называемые «переработки»). Если работник принуждается к более длительной продолжительности рабочего дня (смены), и при этом часы переработки никак не фиксируются и не оплачиваются –работодателю грозит предупреждение (при первом выявленном нарушении) и крупный штраф (при втором нарушении). Данная мера ответственности закреплена в ст.89 КоАП РК.
Таблица 2. Штрафы за непредоставление отпуска и принуждение к переработкам (ст.88, 89 КоАП РК).
№ |
Вид нарушения |
Штрафы (МРП) |
|||
Должностные лица |
Малый бизнес |
Средний бизнес |
Субъекты крупного предпринимательства |
||
1 |
Непредоставление отпуска (или его части) более 2 лет подряд |
20 |
40 |
60 |
100 |
2 |
Превышение нормы рабочего времени (смены) |
предупреждение |
|||
3 |
Повторное нарушение п.2 |
40 |
60 |
80 |
120 |
Чем грозит нарушение в сфере заключения коллективных договоров?
Многие нюансы, связанные с оплатой труда, предоставлением отпусков, режимом работы и прочими вопросами регулируются коллективным договором между работодателем и работниками. Поэтому этот документ имеет важное значение в вопросе защиты прав работников. За нарушения в этой сфере работодатель несет ответственность по ст.97 КоАП РК. При этом штраф накладывается не на организацию, а непосредственно на виновное уполномоченное лицо. Ответственность предусмотрена за следующие нарушения:
- уклонение от участия в переговорах по заключению договора -400 МРП
- необоснованный отказ от заключения договора -400 МРП;
- невыполнение (нарушение) обязательств по договору -400 МПР;
- коллективных переговоров и контроля за выполнением условий договора -80 МРП.
Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)
Административная ответственность за нарушение | ||
32–96 руб. | от 1 до 3 б.в |
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.10 настоящего Кодекса
Административная ответственность за нарушение | ||
32–160 руб. | от 1 до 5 б.в. |
Скоростной режим на трассах будут выравнивать
Ближе к 2023 году ожидается публикация еще одного важного документа для региональных властей от Минтранса — его на мероприятии Road Traffic Russia анонсировал замдиректора госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. Так, ведомство готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы искоренить резкие перепады, например 110/60/110 км/ч.
О необходимости провести полную инспекцию дорог и избавиться от таких опасных мест, где водителям приходится неожиданно резко тормозить, уже несколько лет говорят в ГИБДД, эти рекомендации стали одним из первых шагов в этом направлении. После выхода документа планируется его обсуждение со всеми профильными госорганами.
Ответственность за нарушение требований ОТ
ПЕРВИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ требований охраны труда, предусмотренное частями 1, 2, 3, 4 статьи 5.27.1 и частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в следующем размере:
Размер штрафа за первичное нарушение (рублей) | Должностное лицо | Индивидуальный предприниматель | Организация |
Нарушение порядка проведения спецоценки или её непроведение * | 5 000 – 10 000 | 5 000 – 10 000 | 60 000 – 80 000 |
Допуск работника к работе без обучения по охране труда, медосмотра или при наличии медицинских противопоказаний ** | 15 000 – 25 000 | 15 000 – 25 000 | 110 000 – 130 000 |
Необеспечение работников СИЗ ** | 20 000 – 30 000 | 20 000 – 30 000 | 130 000 – 150 000 |
Прочие нарушения требований охраны труда * | 2 000 – 5 000 | 2 000 – 5 000 | 50 000 – 80 000 |
Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания инспектора | 30 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года | 30 000 – 50 000 | 100 000 – 200 000 |