3.2. Понятие жилищного фонда и его виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.2. Понятие жилищного фонда и его виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специализированная недвижимость – вид объектов жилищного фонда, которые предназначены для временного общественного использования. Форма собственности – муниципальная или государственная. Также в эту категорию может входить имущество, которым владеют физические и юридические лица, но передающие жилье во временное пользование на основании договора коммерческой аренды.

Разделение жилищного фонда

Форма учета объектов Госжилфонда подразумевает формирование сложной структуры. Это дает возможность разделить всю недвижимость на группы для дальнейшего эффективного управления ею. В зависимости от формы собственности зданием, выделяют следующую классификацию:

  • жилые объекты, принадлежащие государству;
  • принадлежность муниципалитета (местных властей субъекта Российской Федерации или конкретного населенного пункта);
  • собственность юридического лица (садовые товарищества, кооперативы с неприватизированными объектами);
  • частное жилье.

В частный жилищный фонд будут входить:

  • индивидуальные дома;
  • квартиры, в отношении которых завершена процедура приватизации;
  • коммунальное жилье.

Разделение жилищного фонда

Форма учета объектов Госжилфонда подразумевает формирование сложной структуры. Это дает возможность разделить всю недвижимость на группы для дальнейшего эффективного управления ею. В зависимости от формы собственности зданием, выделяют следующую классификацию:

  • жилые объекты, принадлежащие государству;
  • принадлежность муниципалитета (местных властей субъекта Российской Федерации или конкретного населенного пункта);
  • собственность юридического лица (садовые товарищества, кооперативы с неприватизированными объектами);
  • частное жилье.

В частный жилищный фонд будут входить:

  • индивидуальные дома;
  • квартиры, в отношении которых завершена процедура приватизации;
  • коммунальное жилье.

Возможно ли принудительное выселение

Арендаторы могут самостоятельно съехать из социального жилья, если оно не отвечает требованиям законодательства или при появлении нового члена семьи. Добровольное расторжение договора приводит к тому, что граждане теряют право на получение нового объекта недвижимости на основании соцнайма.

Даже государство, представленное арендодателем, может в одностороннем порядке расторгнуть соглашение. Это возможно только при условии, если арендаторы нарушают условия документа. Обычно к причинам такого решения со стороны муниципалитета относится:

  • граждане отказываются оплачивать коммунальные услуги больше полугода или большего периода времени;
  • не поддерживается оптимальное состояние недвижимости, например, люди не желают проводить косметический ремонт;
  • нарушаются правила общественного порядка.

При принудительном расторжении договора граждане теряют право пользоваться жилым помещением, а также не смогут получить еще один объект для проживания. Хотя фактически люди могут вновь подать документы на постановку в очереди, но обычно они сталкиваются с отказом.

Порядок получения соцжилья

Если граждане нуждаются в жилом помещении по разным основаниям, то для заключения договора соцнайма с представителем муниципалитета необходимо выполнить последующие действия:

  • получение информации от представителя жилищного отдела местной администрации о правилах постановки в очередь на получение социального жилья;
  • подготовка документов, к которым относятся паспорта или свидетельства о рождении граждан, выписка из домовой книги, справка из ЕГРН, подтверждающая отсутствие жилой недвижимости, а также справка о доходах;
  • если претендует на жилье инвалид или человек с хроническими заболеваниями, то подготавливаются документы, доказывающие данные факторы;
  • собранный пакет документов с правильно составленным заявлением передается представителю администрации;
  • документация изучается в течение месяца, после чего выдается письменный ответ;
  • если принимается положительное решение, то семья ставится на учет и в очередь на получение жилья от государства;
  • люди, принадлежащие к стандартным категориям населения, должны ожидать своей очереди, причем нередко приходится ждать несколько лет, но стандартно выдаются объекты через 2 года после подачи документов;
  • как только подходит очередь конкретной семьи, она получает решение о выдачи жилого объекта, причем в документе указывается дата предоставления квартиры или дома, а также период, за который нужно получить документацию;
  • составляется и подписывается договор соцнайма, в котором указываются все члены семьи нанимателя.

Жилищный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцами по нормативным актам признаются лица, которые вынуждены переселиться на территорию Российской Федерации по причине угроз личному здоровью и жизни. Такой статус подтверждается в России путем подачи доказательных документов. Только после подтверждения статуса можно претендовать на льготное жилье.

Составными элементами такого ЖФ являются отдельные квартиры, комнаты в коммуналках и общежития. На какой вид недвижимости могут претендовать беженцы, зависит от состава семьи и количества родственников. Также в учет принимаются возможности конкретной территории. Не все муниципалитеты готовы сразу выдать в аренду несколько квартир.

Право на жилье теряется вместе с потерей льготного статуса переселенца, который подлежит регулярному подтверждению. Беженцы кроме возможности социальной аренды недвижимости, также претендуют на равные права в трудоустройстве и доступе до основных государственных и муниципальных сервисов.

Коммерческая аренда недвижимости одна из самых прибыльных сфер деятельности. В зависимости от города, цена проживания за месяц может достигать 20 – 30 тысяч рублей. Дополнительный доход получают агенты – посредники при сдаче собственности. Социальный наем – выгодный способ получить квартиру безвозмездно, который является еще одним способом социальной защиты интересов граждан.

Сведения обо всех объектах Жилищного фонда РФ содержатся в базе Госреестра. Информация обновляется регулярно благодаря подаче документов от владельцев. Актуальность сведений подтверждается тем, что после заключения юридических соглашений о смене прав собственности на жилье, информация вносится в реестр. И только после этого сделка считается полностью завершенной.

Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

Так, в зависимости от форм собственности жилищный фонд согласно п. 2 ст. 19 ЖК подразделяется на:

  1. частный жилищный фонд, который состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и собственности юридических лиц;
  2. государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  3. муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Читайте также:  Как уплатить взносы на травматизм в феврале 2023 года

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ на:

  1. жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  4. жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Практическое значение приведенной дифференциации жилищных фондов на указанные состоит в том, что законодатель связывает правовой режим жилого помещения с тем, в каком жилищном фонде оно находится. Наряду с указанными фондами, которые можно, условно говоря, назвать основными, существуют по крайней мере два фонда, которые носят вспомогательный характер. К таковым следует отнести: 1) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 2) аварийный жилищный фонд .
———————————
Нормативной основой образования и функционирования названных Фондов является Федеральный закон (принят Государственной Думой РФ 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 2007 г.) N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета. N 162. 2007. 27 июля.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образуется и действует в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания и деятельности некоммерческой организации.

Согласно названному Закону Фонд осуществляет следующие функции:

  1. рассматривает подготовленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  2. принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Федеральным законом N 185-ФЗ;
  3. принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок;
  4. осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  5. осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечисленные функции четко характеризуют как цели деятельности Фонда, так и его сущностное назначение. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млн. руб., а также доходов, полученных фондами от размещения временно свободных средств и других не запрещенных законом поступлений. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций.

По своей юридической природе Фонд представляет собой государственную корпорацию, которая создается Российской Федерацией со сроком действия до 1 января 2012 г. и с 1 января 2012 г. подлежит ликвидации. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до истечения указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Аварийный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Физический износ жилых зданий определяется правилами оценки физического износа жилых зданий. Эти Правила утверждены Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 и введены в действие 1 июля 1987 г. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом согласно указанным Правилам понимается утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Изменения в составе государственного и муниципального жилищных фондов происходят в связи с осуществляемой в стране приватизацией государственного и муниципального жилищных фондов. Приватизация гражданами нашей страны жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищных фондах, претерпела с 4 июля 1991 г., с момента начала действия Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», по настоящее время ряд существенных изменений. Провозгласив, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, законодатель, видимо, пришел к выводу, что указанная цель достигнута, и признал ст. 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая объявила приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, утратившей силу с 1 января 2007 г. .

Другие важные условия договора найма жилого помещения

Рекомендуем сторонам договора найма жилья не ограничиваться согласованием только двух существенных условий – описании жилья и размера оплаты.

Обязательно надо согласовать условие об оплате коммунальных платежей. По общему правилу, это является обязанностью нанимателя (статья 678 ГК РФ), но стороны могут договориться по-другому. Например, что наниматель будет оплачивать только коммунальные услуги, связанные с приборами учета (электроэнергия, вода, Интернет).

Дополнительной статьей затрат нанимателя могут быть расходы на ремонт снятого жилья. Гражданский кодекс перекладывает обязанность по проведению текущего ремонта на нанимателя, а капитального – на наймодателя, но опять же, можно договориться иначе.

В отличие от договора социального найма, сдача жилья частного фонда ограничивается сроком — не более пяти лет. Если срок в договоре найма указан не будет, то признается, что он заключен на 5 лет. Договор, который заключен на срок менее одного года, считается краткосрочным.

Договор найма жилья не надо регистрировать в кадастровых органах, независимо от того, на какой он срок заключен. Необходимость государственной регистрации распространяется только на договор аренды помещения, заключенный на срок не менее года.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2022 году

Дополнительно стороны могут внести в текст договора согласованные условия, которые не ущемляют их человеческих прав (например, наймодатель может требовать запрета на проживание в его жилье домашних животных).

Кроме разделения по форме принадлежности к собственникам-учредителям, гражданско-правовая структура организации и управления, совместно с жилищным законодательством, различают группы имущественных объектов Фонда, выполняющих многообразные функции для разных социальных групп и слоёв населения.

На основании чего, помещения предоставляются и используются не хаотично, а организованно.

Это допускает формирование системы организации ЖФ на основании гармоничного и целесообразного применения резерва в ситуациях, требующих незамедлительного решения насущных вопросов населения или планомерного развития и внедрения государственных и муниципальных программ.

По целевому назначению выделяют следующие классы (группы) объектов недвижимости Фонда:

  • специализированный;
  • социальный;
  • индивидуального назначения;
  • коммерческого использования;
  • для беженцев и вынужденных переселенцев.

Государственный жилищный фонд

Помещениями, входящими в состав государственного фонда, распоряжаются:

  1. министерство государственного имущества РФ;
  2. уполномоченные органы власти субъектов Федерации;
  3. государственные предприятия или учреждения.

Замечание 1

Несмотря на то, что собственником ведомственного жилья является государство, оно передает хозяйствующим субъектам часть вещных прав по использованию помещений. Они предназначены, как правило, для проживания сотрудников предприятий и учреждений, на балансе которых находятся конкретные здания и сооружения.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Статья $294$ Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо, распоряжающееся имуществом на праве хозяйственного ведения, хоть и не обладает всеми полномочиями собственника, но вправе использовать данное жилье по собственному усмотрению.

Кроме того, федеральные и казенные учреждения могут быть наделены правом оперативного управления жилищным фондом. В соответствии со статьей $296$ Гражданского кодекса РФ, они могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, распоряжениями органов государственной власти и назначением жилья.

При этом министерство госимущества РФ и аналогичные региональные структуры способны изъять у предприятия права оперативного управления вверенным ему жилищным фондом, но только при обстоятельствах, специально оговоренных законом.

Жилищный фонд: вопросы классификации

Конституционное право граждан Республики Беларусь обеспечивается, в частности, развитием государственного и частного жилищного фонда. В связи с этим большое практическое значение имеют вопросы точного определения и классификации жилищного фонда в конкретных социально-экономических условиях.

  • Правильное
    отнесение
    жилых
    помещений
    к
    конкретному
    виду
    жилищного
    фонда
    имеет
    важное
    значение
    для
    плановых,
    статистических
    и
    других
    органов
    государственного
    управления,
    контролирующих
    и
    судебных
    инстанций.
  • В
    соответствии
    с
    действующим
    законодательством
    различаются
    порядок
    предоставления
    и
    пользования
    жилыми
    помещениями,
    а
    также
    объем
    прав
    граждан,
    проживающих
    в
    домах
    разных
    видов
    жилищного
    фонда.
  • Определенные
    различия
    имеются
    и
    в
    функциях
    государственных
    органов
    и
    владельцев
    разных
    жилищных
    фондов
    по
    управлению
    этими
    фондами,
    организации
    надлежащей
    эксплуатации
    и
    обеспечению
    сохранности
    жилых
    домов.

Правильная
классификация
жилых
домов
и
жилых
помещений
имеет
весьма
важное
значение
и
для
определения
конкретных
полномочий
субъектов
жилищных
правоотношений
в
отношении
объектов
права
собственности
(жилые
дома,
комнаты,
квартиры
и
другие
связанные
с
жилым
домом
объекты
недвижимости).
Соответственно
по-разному
решаются
и
вопросы,
связанные
с
отчуждением
жилых
помещений,
относящихся
к
разным
видам
жилищного
фонда.

§5.1. Жилищный фонд: понятие и виды. Жилищное право

Жилищное право

§5.1. Жилищный фонд: понятие и виды

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.

  • Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
  • 1) частный — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
  • 2) государственный — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • 3) муниципальный — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
  • В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
  • 1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • 2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • 3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  • 4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.
  • В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России*(94). Основная задача государственного учета жилищного фонда — получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.

Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Учету в бюро технической инвентаризации подлежат построенные и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.

Комментарий к Статье 19 ЖК РФ

1. В ч. 1 ст. 19 содержится универсальное юридическое определение понятия «жилищный фонд». При этом не имеют значения формы собственности на жилые помещения и цели использования таких помещений. Иными словами, жилищный фонд образуют все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, о которых говорилось выше. Таким образом, в этой части Кодекс воспринял положения ст. 1 Основ о том, что жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, отказавшись при этом от закрепления конкретного перечня объектов, образующих жилищный фонд (в ст. 16 Кодекса определены только общие виды таких объектов).

Читайте также:  Порядок государственной регистрации договора аренды земельного участка

2. Установлена новая классификация видов жилищного фонда, при этом введено дополнительное основание классификации. Напомним, что в прежнем жилищном законодательстве виды жилищного фонда определялись по одному основанию — принадлежности к тем или иным формам собственности. Кодекс сохранил данное основание, но одновременно ввел новое — цели использования жилищного фонда (ч. 3 ст. 19 Кодекса).

В зависимости от формы собственности ЖК 1983 г. различал государственный, общественный, индивидуальный жилищный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов. В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5). Основы в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством о собственности выделяли частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд (ст. 7).

Кодекс, основываясь на ст. ст. 212 — 215 ГК РФ, в зависимости от формы собственности закрепляет три вида жилищного фонда: 1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц); 2) государственный (принадлежащий на праве собственности: Российской Федерации — жилищный фонд Российской Федерации, субъектам Российской Федерации — жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований).

3. В зависимости от целей использования Кодекс впервые установил четыре вида жилищного фонда.

Жилые помещения из жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены гражданам для проживания на условиях, определяемых статьями раздела III Кодекса и договорами социального найма жилых помещений. При этом по договорам социального найма предоставляются жилые помещения только государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 49 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут предоставляться по правилам раздела IV Кодекса только для проживания отдельных категорий граждан на условиях, установленных договорами найма соответствующих специализированных жилых помещений. В качестве специализированных жилых помещений (общежитий, служебных и др.) должны использоваться исключительно жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 92 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения частного жилищного фонда предназначены для использования гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. Использование указанных жилых помещений осуществляется по правилам, установленным в статьях раздела II Кодекса.

Жилые помещения фонда коммерческого использования предназначены для извлечения прибыли. Они могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставляться гражданам по иным договорам, а также предоставляться собственниками таких помещений гражданам и юридическим лицам во владение и (или) в пользование. Владение и пользование жилыми помещениями жилищного фонда коммерческого использования на условиях жилищного найма осуществляется по правилам главы 35 ГК РФ. К жилым помещениям, переданным их собственниками в аренду, доверительное управление или предоставленным на иных условиях, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие соответствующие отношения .
———————————
См., например: Тихомиров М.Ю. Договоры о передаче гражданами жилых помещений во временное пользование: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.

Следует обратить внимание на то, что жилые помещения фонда коммерческого использования могут находиться в составе частного, государственного или муниципального жилищного фонда.

4 — 5. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда осуществляется по правилам, установленным в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787; 2009. N 19. Ст. 2345.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30. Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. ст. 2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635; РГ. 2009. 27 ноября.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *