Как увеличить площадь земельного участка. 4 законных способа
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как увеличить площадь земельного участка. 4 законных способа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Комментарии к статье 39.28 земельного кодекса РФ
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.
Перераспределение земель проводят, опираясь на нормы действующего российского законодательства. Перечень конкретных действий, которые нужно произвести, напрямую зависит от того, кто является собственником участка. Если один объект принадлежит частнику, а второй – муниципалитету, то можно опираться на следующую общепринятую инструкцию:
- собираем документы;
- подаем заявку в местную администрацию;
- ожидаем решения, если оно положительное, заключаем с администрацией соглашение;
- ставим новый земельный участок н кадастровый учет и регистрируем права собственности на него в Росреестре.
Случаи отказа в перераспределении земель
Администрация имеет право отказать в проведении рассматриваемой процедуры. В таком случае заявителю направляют мотивированный отказ, с объяснением причин принятия такого решения:
- заявление не соответствует законодательно установленным требованиям;
- к заявке приложены не все документы;
- земли ограничены или изъяты из оборота;
- на зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
- участок является предметом аукциона;
- после перераспределения, надел гражданина или организации станет больше максимально допустимых размеров, принятых в субъекте;
- границы зу, принадлежащего заявителю, предстоит уточнить;
- схема расположения зу не соответствует установленным требованиям.
Основания для отказа в перераспределении земель
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:
- отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
- прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
- площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
- границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
B каких случаях возможна процедура перераспределения земельных участков?
Необходимость формирования новых участков из нескольких уже существующих может возникнуть по самым разными причинам:
- необходимость в исключении ломаных границ;
- улучшение логистики;
- невозможность провести или обслуживать коммуникации в текущих границах участков;
- удаленность участков от дорог общего пользования;
- неудачная для землепользования форма участка;
- недостаточная площадь участка;
- вмешательство федеральных программ;
- перераспределение ЗУ в кооперативе;
- выделение смежных границ и т.д.
Как правило, заинтересованный в перераспределении участков собственник предлагает второй стороне сделки денежное вознаграждение (компенсацию). Такой порядок является совершенно законным, но условие о доплате должно быть включено в соглашение, на основании которого осуществляется формирование новых участков.
Важно! До 2014 года допускалось изменять форму, границы и площадь участков только при условии, что все они имеют одинаковую форму собственности. В настоящий момент такое ограничение отсутствует. Заинтересованное лицо может (при соблюдении определенного порядка) присоединить к своему участку земли территориальных общин, муниципалитетов и государства и даже смежные земли, которые никому не принадлежат и фактически были «захвачены» будущим собственником.
Сейчас то же самое, для перерапсрделения необходимо, чтобы участко основной и тот который переаспроедется имели одинаковый вид разрешнного использования и находился в одной территориальной зоне.
В качестве документального основания для перераспределения участков земли могут выступать два документа:
- соглашение владельцев наделов, если все они находятся в частной собственности;
- административное решение органа власти (государственной или муниципальной).
Порядок перераспределения участков в собственности определяется прежде всего тем, в чьей собственности они находятся. Однако в любом случае процедура не может быть проведена без кадастровых работ и оформления документов в ЕГРН. При этом важно поручать землеустроительные работы опытному профессионалу, поскольку их цель – не только правильное определение границ будущих участков, но и оценка и обеспечение рациональности землепользования с учетом всех актуальных условий и характеристик земли.
Свои особенности имеет процесс перераспределения земель, которые были искусственно созданы человеком. Отдельные нормы земельного законодательства применяются также в случае образования так называемых многоконтурных участков.
Можно ли перераспределить земельный участок если он в аренде
Регистрация перераспределения земельных участков Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.
- отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
- предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
- в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
- границы исходного участка подлежат уточнению;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст.
Перераспределение возможно
Тот факт, что смежные земельные участки являются участками «неразграниченной государственной собственности», означает следующее. Они находятся в ведении одного и того же субъекта, к которому следует обратиться в соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ для разрешения возникшего вопроса. Например, в городах Москве и Санкт-Петербурге «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2022 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Классификация процесса
В зависимости от категорий собственников, которые участвуют в процедуре перераспределения или становятся таковыми после ее проведения, предусмотрена и классификация самого процесса:
- перераспределение земель частных граждан и организаций. В этом случае составляется особое соглашение, а госорганы выдают подтверждающие документы;
- перераспределение муниципальных землевладений и участков, последнее происходит в ходе передачи земель муниципалитета государству, а также при передаче участков между муниципалитетами и муниципальными органами;
- перераспределение участков или изменение границ в ситуации, когда делимая земля переходит от частного лица к государству.
Заключение соглашения о перераспределении земель.
В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.
Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.
Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.
Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.
Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.
Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.
Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.
Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?
- Провести прирезку земли площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ.
- Прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.
Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:
- границы участка не должны пересекать границы муниципального образования, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
- новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
- прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.
Процедура оформления аренды
Независимо от способа индивидуализации оформление аренды части земельного участка происходит с помощью заключения договора. Он представляет собой письменный документ, на основании которого арендодатель должен предоставить арендатору свою землю (или ее часть) на безвозмездной основе во временное владение и пользование (или во временное пользование).
Договор должен содержать следующие существенные положения:
- Предмет — подробное описание части участка с данными о его площади, местонахождении, кадастровом номере (при его наличии).
- Цена — размер арендной платы за пользование недвижимостью, а также порядок и график внесения платежей.
- Срок действия — период на который заключено соглашение (иначе сделка будет признана бессрочной).
- Сведения о сторонах, их правах, обязанностях, ответственности.
При этом порядок заключения договора аренды зависит от его срока:
- Краткосрочный документ (до года) составляется в простой письменной форме и подписывается каждой из сторон.
- Долгосрочный (более года) требует последующей регистрации в Росреестре.
Перераспределение земельных участков
- Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
- Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
- Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).
- Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
- Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
- Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.
Перераспределение земельных участков судебная практика 2019
В рамках осуществления своих полномочий, определенных ст. 9 — 10.1 ЗК РФ, органы государства, муниципальных образований совершают самые различные действия: от формирования норм права и установления условий реализации прав, осуществления обязанностей до собственного участия в конкретных отношениях, в том числе в качестве участников соответствующих договоров. В последнем случае они выступают одной из сторон соответствующего соглашения и на них распространяются соответствующие правила о договорах и сделках, определенные преимущественно Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Вместе с тем публичные образования (в лице своих органов) являются участниками и специфических организационных земельных отношений. В их числе отношения по перераспределению земель и земельных участков (глава V.4 ЗК РФ). В целом эти вопросы составляют самостоятельную и особую тему, поскольку соответствующие действия органов государства и муниципальных образований здесь в своей основе вызваны осуществлением ими публичных функций. В актах, направленных на перераспределение земель, заметен властный характер органов, принимающих соответствующие решения. Это обстоятельство отмечалось еще в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 5.
В Земельный кодекс были внесены дополнительные поправки и новая глава, в которой идет речь о перераспределении земель. Главным условием должна быть подходящая категория нужного земельного участка. Если это территории специального назначения или особо охраняемые зоны, то рассчитывать на положительное решение нельзя. Проверить категорию можно на публичной кадастровой карте.