Лишение специального звания как вид уголовного наказания. Лишение специального, воинского или почетного звания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение специального звания как вид уголовного наказания. Лишение специального, воинского или почетного звания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ является единственным наказанием, которое может применяться только в качестве дополнительного. Данное наказание не значится ни в одной санкции статей Особенной части УК РФ, что предполагает возможность его назначения с учетом личности виновного и только при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом суд должен прийти к выводу, что характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также общественная опасность личности самого виновного несовместимы с добрым именем награжденного государственной наградой или лица, имеющего специальное, воинское или почетное звание, классный чин.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 49 УК).
Обязательные работы — новый для уголовного закона России вид наказания. Он появился в УК 1996 г. после изучения зарубежной практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в Великобритании аналогичным наказанием является приказ суда о предоставлении услуг обществу (выполнение бесплатных полезных работ), во Франции — неоплачиваемые работы в общественных интересах.
Особенностями рассматриваемого вида наказания являются: 1) обязательность работ; 2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; 3) бесплатность работ; 4) определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательность работ предполагает их принудительность у осужденного, нет возможности выбора — он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен.
Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять их в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).
Бесплатность предполагает, что за обязательные работы осужденному не полагается денежного или иного вознаграждения.
Вид обязательных работ и места, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Следовательно, работы будут носить, как правило, неквалифицированный характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и т.п.).
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в смысле восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных (ч. 2 ст. 49 УК).
Обязательные работы применяются только в качестве основного наказания. Они предусматриваются, как правило, за преступления небольшой тяжести.
Учитывая возможный характер и тяжесть обязательных работ, они не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). При определении срока ограничения свободы, ареста или лишение свободы замена осуществляется из расчета 8 часов неотбытого срока обязательных работ за один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
Государственные награды РФ
За особые заслуги перед государством и обществом на профессиональном поприще или во время различных нештатных ситуаций, например, во время боевых действий, стихийном бедствии или при пожаре, правительством может быть принято решение о высшей форме поощрения гражданина в виде государственной награды. Самые достойные получают из рук Президента Звезду Героя РФ, а также ордена и медали, наряду с которыми могут вручаться знаки отличия РФ и почетные звания.
Каждая награда дает своему обладателю не только чувство гордости и уважение окружающих, но и ряд льгот, которые можно получить от государства в виде дотаций или поблажек по разнообразным платежам. Как следствие, утрата награды из-за совершенного проступка, имевшего тяжкие последствия, наносит удар не только по гордости, вызывая стыд и угрызения совести, но и ухудшает положение и социальный статус гражданина.
Порядок исполнения наказания
В Уголовном кодексе РФ определен порядок исполнения наказания военнообязанного гражданина за нарушение им своих полномочий, совершения преступлений и т.д.
Порядок лишения воинского звания в РФ следующий:
- суд рассматривает дело и выносит по нему решение;
- суд передает копию вынесенного решения должностному лицо, которое присвоило звание военнослужащему;
- должностное лицо заносит информацию о лишении военнослужащего воинского звания в соответствующие документы. Записи заносятся на основании приговора суда не позднее чем через месяц после вынесения приговора;
- должностное лицо лишает военнослужащего данных ему льгот и прав.
Порядок лишения военнослужащего воинского звания определяется 61 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лишение воинского звания считается одним из видов уголовных наказаний в отношении военнослужащего. Лишение звания происходит лишь после детального рассмотрения дела военнослужащего и вынесения судом соответствующего приговора. Суд при вынесении приговора опирается на 45 и 61 статью Уголовного кодекса Российской Федерации.
Процедура лишений званий и наград
Как уже было сказано выше, лишение специального воинского звания или классного чина регламентируется статьей 48 УК РФ. Регламент данной процедуры таков:
- Суд, после вынесения соответствующего решения, направляет копию обвинительного приговора уполномоченному лицу, в полномочиях кого было присвоение чина или же звания.
- Должностное лицо в соответствии с требованиями процессуального регламента, оформляет документацию относительно лишение звания, а также лишения привилегий и льгот, которые были выданы в соответствии со званием. На проведение данной процедуры отводится ровно месяц, по истечению которого должностное лицо должно отчитаться о проведении работы.
- Если речь идет о военнослужащем, то соответствующее решение также должно направляться в военный комиссариат.
После того, как судимость будет снята или погашена, можно подать ходатайство о возвращении воинского звания или классного чина.
Кс разрешил «разжалованным» вернуть воинское звание
Важное для многих военных решение принял Конституционный суд по заявлению жителя Рязани Бориса Цыганкова. Теперь те, у кого отняли звездочки на погонах не по решению суда, смогут их восстановить. А значит — вернуть льготы и соответствующие пенсии.
Такой вердикт — палочка-выручалочка всем тем, кто потерял воинское звание не по решению суда, а, как говорят юристы, во внесудебном порядке. То есть приказом самого высокого начальства.
Такие люди, а их немало, попадали в своеобразную правовую дыру, если решали восстановить воинское звание. Правовой тупик был в том, что их ситуации в законодательстве страны просто не было.
Тем же, кого суды за преступление лишали звания, было проще добиваться его восстановления — их ситуация была прописана в законе. Лишенных без суда эти правила не касались.
Возвращение воинского звания вещь очень серьезная и в моральном, и в материальном плане. Восстановление звания не только престиж, но и льготы, всевозможные выплаты, пенсии, наконец.
Вернемся к инициатору принятия такого важного решения. Бориса Цыганкова в 1991 году советское правительство лишило звания майора. Его проблемы начались с суда офицерской чести, а кончились приказом о разжаловании. Но даже через годы человек с таким решением не смирился.
16 лет спустя военкомат Рязанской области представил Цыганкова к восстановлению в прежнем воинском звании. И отправил в Москву такой запрос. Однако в министерстве обороны ответили военкомату отказом. И для этого у военных чиновников были основания — нынешний закон не предусматривает такой ситуации с возвратом звания.
В существующем законодательстве говорится только о тех, кого лишили звания решением профессионального суда.
Пришлось бывшему майору обращаться в Конституционный суд.
Заявитель оспаривал конституционность пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 28 марта 1998 года (N 53-ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» и пункта 1 статьи 25 Положения о порядке прохождения военной службы N 1237. По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения допускают возможность восстановления в прежнем воинском звании только тех граждан, которые были лишены этого звания по приговору суда.
Эти аргументы впечатлили судей, и они согласились с тем, что права Цыганкова ущемлены.
Как записал главный суд страны в своем определении, каждый осужденный имеет конституционное право добиваться смягчения своей участи.
Цыганков же оказался в худшем положении, чем осужденные за преступления военные. По мнению суда, ситуация, в которой очутился майор, «не имеет объективного и разумного оправдания».
Конституционный суд указал, что ограничение заявителя в правах в виде лишения воинского звания имело место по решению внесудебного органа, при этом по правовым последствиям данная санкция оказалась равной мере наказания, применяемого судами за совершение преступлений.
Порядок исполнения такого вида наказания, как лишение погон, регулируется главой 9 Уголовно-исполнительного кодекса и выглядит так. Сначала суд после вступления его приговора в законную силу направляет копию вердикта должностному лицу, присвоившему осужденному звание.
Чиновник вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры по лишению его прав и льгот. После этого в течение одного месяца сообщает в суд об исполнении приговора.
Но отбыв наказание и погасив судимость, такой человек может просить ему вернуть то, что заслужил.
Победа жителя Рязани теперь открыла всем, потерявшим звание без приговора, возможность вернуть погоны. Для этого им нужно всего две бумаги — получить положительный отзыв милиции и решение комиссии при военкомате.
Справка «РГ»
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
1. Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
2. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
За что военнослужащего могут лишить звания
Какие наказания и взыскания действуют в российской армии для офицеров и рядовых контрактников?
Военная служба – это особый вид государственной службы. Военнослужащие имеют дело с боевым оружием, а правила, которые действую в армии, на первый взгляд, серьезно ограничивают демократические права военнослужащего.
Военные не могут перечить старшим по званию, обязаны четко соблюдать субординацию, исполнять приказы и воинский долг. Существует множество требований к поведению военнослужащих и их внешнему виду.
В армии даже есть своя военная полиция и патрули, которые следят за поведением военных и соблюдения ими всех требований уставов.
Очевидно, что когда есть система жестких требований, то должна быть и система наказаний для тех, кто эти требования нарушает. Конечно же, в российской армии такая система есть. Она существенно отличается от ответственности, которую могут нести сотрудники других государственных органов.
При этом на всех военнослужащих распространяется также общий порядок наложения взысканий, применимый к гражданским лицам.
Они также несут административную и уголовную ответственность за проступки, не связанные с несением военной службы.
Уголовное наказание – обязательные работы
Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.
Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
Уголовное наказание – принудительные работы
Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.
Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.
Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.
Комментарий к статье 48 УК РФ
1. Указанное в комментируемой статье наказание, являясь только дополнительным видом, может быть назначено по усмотрению суда при совершении виновным тяжкого или особо тяжкого преступления и с учетом личности виновного.
2. Понятие тяжких и особо тяжких преступлений дано в ст. 15 УК. При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» ).
———————————
БВС РФ. 2010. N 1.
Учет личности виновного включает в себя анализ следующих характеристик:
1) социально-демографической (пол, возраст, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.);
2) уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной ответственности; если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.);
3) уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.).
3. Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, например в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической служб, юстиции; воинские звания — в Вооруженных Силах РФ, пограничных и других войсках, органах внешней разведки, службы безопасности и др.
Комментарий к статье 48 Уголовного Кодекса РФ
Данный вид наказания согласно ст. 48 УК РФ назначается судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в качестве дополнительного наказания. Необходимо обратить особое внимание на то, что санкции статей Особенной части УК РФ этот вид наказания не предусматривают. При назначении данного наказания суд обязан всесторонне изучить личность виновного и прийти к однозначному выводу о необходимости назначения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Исчерпывающий перечень специальных званий закрепляется в законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической служб. Специальные звания работников предусматриваются также на железнодорожном, морском и воздушном транспорте. Перечень воинских званий закреплен в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями и дополнениями.
Почетными считаются звания, которые присваиваются гражданам в целях поощрения их деятельности. При этом учитываются их заслуги, профессионализм, опыт, общественная активность и др. Например, «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации» и др.
Классные чины также предусматриваются и присваиваются отдельным категориям работников с учетом занимаемой ими должности, стажа и опыта работы.
Перечень государственных наград как высшей формы поощрения граждан закреплен в Положении о государственных наградах Российской Федерации и утвержден Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Виды наказаний военнослужащих
Для военнослужащих предусмотрены такие наказания, как:
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Арест;
- Ограничение по военной службе;
- Лишение воинского звания;
- в дисциплинарной воинской части;
- Лишение свободы;
- Пожизненное лишение свободы.
- Смертная казнь (в мирное время не применяется, в связи с подписанием Россией 16.04.1997 года Протокола № 6 к конвенции Совета Европы).
При этом, нужно заметить, что военный арест отличается от гражданского. В армии он является административным дисциплинарным наказанием, которое применяется по представлению командира воинской части или гарнизонного начальства.
Срок ареста не может превышать 45 суток непрерывного нахождения в помещении камерного типа. Такому наказанию могут быть подвергнуты как офицеры, так и рядовой и сержантский состав. Иначе это называется гауптвахта.
Аресту военнослужащего могут подвергнуть за:
- Нарушение устава гарнизонной или караульной службы;
- Небрежное обращение с оружием;
- Опоздание из увольнения или отпуска;
- Самовольное оставление воинской части на короткий срок;
- Нахождение на территории воинской части или во время несения воинской службы в состоянии опьянения.
Во время ареста военнослужащего не могут повысить в воинском звании, представить к наградам или поощрениям, назначить на новую должность или уволить по окончании срока службы. А вот понизить в воинском звании или лишить его — могут.
Комментарий к Статье 48 УК РФ
1. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды — мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, порочащего указанные звание, чин, награду.
2. Данное наказание может быть назначено лишь в дополнение к основной мере наказания (лишению свободы, аресту и т.д.). В отличие от других наказаний, назначаемых в дополнение к основным, исполнение этого наказания не имеет временных параметров.
3. Первоочередное значение для принятия судом решения о лишении виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды имеет характеристика личности виновного, его предкриминального поведения.
4. Для применения этой меры наказания специального указания в санкции статьи не требуется.
5. Исполняется наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и (или) государственных наград судом, вынесшим приговор. Требования приговора суда должны быть выполнены должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой либо соответствующими органами РФ (см. ч. 3 ст. 16 УИК).
5.1. Для исполнения данного вида наказания копия обвинительного приговора суда направляется должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Копия приговора в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета осужденного (см. ч. 1, 3 ст. 61 УИК).
6. В соответствии с ч. 6 ст. 86 погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней. Означает ли это, что специальное, воинское или почетное звание, классный чин могут быть восстановлены, а государственные награды возвращены? Такую возможность допускать не следует, поскольку снятие или погашение судимости означает не возвращение отнятых в счет исполнения наказания благ, а прекращение правовых последствий, связанных с судимостью.
Порядок исполнения наказания
В Уголовном кодексе РФ определен порядок исполнения наказания военнообязанного гражданина за нарушение им своих полномочий, совершения преступлений и т.д.
Порядок лишения воинского звания в РФ следующий:
- суд рассматривает дело и выносит по нему решение;
- суд передает копию вынесенного решения должностному лицо, которое присвоило звание военнослужащему;
- должностное лицо заносит информацию о лишении военнослужащего воинского звания в соответствующие документы. Записи заносятся на основании приговора суда не позднее чем через месяц после вынесения приговора;
- должностное лицо лишает военнослужащего данных ему льгот и прав.
Порядок лишения военнослужащего воинского звания определяется 61 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лишение воинского звания считается одним из видов уголовных наказаний в отношении военнослужащего. Лишение звания происходит лишь после детального рассмотрения дела военнослужащего и вынесения судом соответствующего приговора. Суд при вынесении приговора опирается на 45 и 61 статью Уголовного кодекса Российской Федерации.