Какие штрафы получает грузоперевозчик и что с ними делать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие штрафы получает грузоперевозчик и что с ними делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон обязывает владельцев фур регистрироваться в системе взимания платы. При регистрации необходимо приложить пакет документов. После чего на официальном сайте системы открывается личный кабинет пользователя и формируется расчетная запись для учета денежных средств.
Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?
Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:
- Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
- Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.
При этом, из числа таких ТС исключаются:
- Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
- Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
- Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.
Как работает система Платон
Закон обязывает владельцев фур регистрироваться в системе взимания платы. При регистрации необходимо приложить пакет документов. После чего на официальном сайте системы открывается личный кабинет пользователя и формируется расчетная запись для учета денежных средств.
Размер платы можно рассчитывать одним из двух способов на выбор:
- С помощью бортового устройства. В автомобиль устанавливается специальное бортовое устройство, которое фиксирует платные километры при помощи спутниковой связи. Деньги списываются с расчетной записи во время поездки за фактически пройденное расстояние. Поэтому перед выездом нужно обязательно пополнить баланс.
Плюсы:
- не нужно каждый раз оформлять маршрутную карту и согласовывать маршрут, деньги списываются с предоплаченного баланса;
- есть возможность пользоваться постоплатой при выполнении определенных условий (об этом ниже).
Минусы:
- затраты на покупку и установку бортового устройства;
- необходимо следить за исправностью бортового устройства;
- необходима периодическая замена устройства;
- в самый неподходящий момент заканчиваются деньги на балансе.
- Путем оформления маршрутной карты. В этом случае перед каждым рейсом нужно оформлять разовую маршрутную карту. Сделать это можно через интернет в личном кабинете Платона, через терминал самообслуживания либо в центрах поддержки пользователей. Карта рассчитывает путь, приходящийся на федеральные трассы, который необходимо сразу оплатить.
Плюсы:
- не нужно следить за исправностью бортового устройства;
- не нужно думать о текущем балансе в системе Платон.
Минусы:
- карту необходимо оформлять на каждый рейс;
- нельзя менять маршрут движения;
- нельзя воспользоваться постоплатой.
Если штраф вынесен на тягач без полуприцепа
В начальных редакциях части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было указано:
В случае движения транспортного средства с прицепом, разрешенная максимальная масса такого сочлененного транспортного средства определяется суммированием значений разрешенной максимальной массы каждого транспортного средства, указанной в паспортах этих ТС в качестве максимально допустимой, за исключением седельного тягача, для которого при суммировании применяется значение массы без нагрузки.
Таким образом, если под фиксацию нарушения попадал только тягач без полуприцепа, штрафовать собственника ТС было незаконно.
Такое трактование привело к большому числу обжалований со стороны владельцев ТС. Некоторые из них злоупотребяли этим правом и обжаловали решения на основании того, что на материалах фотофиксации не видно есть прицеп у тягача или его нет.
В 2020 году в часть 3 указанного Федерального закона внесены изменения. После принятия изменений законодатель однозначно определил:
Под разрешенной максимальной массой транспортного средства понимается масса снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой.
Движение ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
В результате суды заняли однозначную позицию в этом вопросе: с прицепом или без, если плата не внесена — собственник ТС привлекается к адм. ответственности в виде штрафа. Пример решения суда.
Если вынесено два и более штрафа за сутки
Часто собственники грузового транспорта привлекаются к ответственности несколько раз в течение одного дня. Это незаконно. В примечании 2 к статьи 12.21.3. КоАП РФ указано:
Собственник (владелец) транспортного средства, в случае, если административное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.
Таким образом, “повторные” в течение суток штрафы необходимо обжаловать.
Где и как проверить штрафы по
Проверить штраф за «Платон» можно на сайте Ространснадзора, портале «Госуслуги» и в личном кабинете системы «Платон». Штрафы составляют за первичное нарушение 5000 рублей, а за повторное нарушение – 10 000 руб.
Дальнобойщики, проезжающие по федеральным трассам, обязаны оплатить компенсацию за причинение вреда дорожному покрытию. За несвоевременную оплату Ространснадзор имеет право применить штрафные санкции к собственнику грузовика. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию владельцы большегрузов должны регулярно проверять штрафы за «Платон».
Система «Платон» введена Постановлением Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 г. и подразумевает дополнительную оплату за тонны для большегрузных автомобилей, движущихся по федеральным трассам с большой скоростью и наносящим ежедневный урон дорогам.
Согласно регламенту системы автомобили, весящие свыше 12 тонн, обязаны внести плату за использование федеральной трассы из расчета 1,90 руб. за каждый километр (по состоянию на декабрь 2020 года). Если транспортное средство весит меньше установленной массы, то его владельцу не нужно оплачивать компенсацию.
От оплаты компенсации за использование федеральных дорог также освобождаются:
- автомобили, предназначенные для перевозки людей, кроме грузопассажирских фургонов;
- специальный транспорт, осуществляющий деятельность пожарной охраны, медицинской помощи, полиции, спасательных служб, а также транспорт военной инспекции;
- транспорт, осуществляющий перевозку военной техники.
Кроме того, на сегодняшний день для собственников автомобилей, зарегистрированных в системе «Платон», действует право вычета уплаченных сумм из транспортного налога, т. е. транспортный налог для них отменяется.
Система «Платон» напрямую взаимодействует с Ространснадзором, который также имеет право выписывать постановления за неоплату компенсации. Согласно требованиям владелец грузовика обязан оплатить поездку заранее, т. е. еще до того как автомобиль выедет на маршрут.
Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?
Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:
- Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
- Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.
При этом, из числа таких ТС исключаются:
- Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
- Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
- Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.
Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.
Что это за система взимания платы и как она работает?
Это система платы за тоннаж, введена с 2015 года. Сокращение от этих слов и дало название программе – Платон. Суть ее в том, что за каждый километр проезда по федеральной трассе взимается определенная стоимость, часть которой и поступает в дорожный фонд для дальнейшего финансирования восстановительных работ на дорожном покрытии.
Для учета километража применяются специальные бортовые устройства, фиксирующие перемещения и километраж с помощью вмонтированных блоков мобильной связи и спутникового позиционирования (ГЛОНАСС / GPS), или маршрутные карты – документы, предварительно оформляемые владельцем ТС, с указанием планируемого маршрута.
Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.
Какие размеры взысканий приняты
Особый интерес для водителей представляет то, какие суммы будут взыскиваться с гражданина при нарушении установленных правил. Суммы штрафов могут быть следующими:
Кому, и по какой причине выписывают штраф | Сумма штрафа, в рублях |
Водитель нарушил установленные правила передвижения | 5 тыс. |
Должностное лицо, если ответственность за перемещение автомобиля несет именно оно | 40 тыс. |
ИП, если буду нарушены действующие правила | 40 тыс. |
Юрлицо за упущения, имеющие место, при работе с системой | 450 тыс. |
Как узнать о штрафе за Платон
Отслеживание нарушений осуществляется с помощью установленных на дорогах камер, которые в случае проезда «зайцем» автоматически отправят данные в Ространснадзор, от куда нарушитель получит штраф. Уведомление о штрафе будет направлено нарушителю в личном кабинете системы «Платон» или на портале «Госуслуги» в течение 1-3 дней с момента вынесения наказания.
Рис 1. Передвижение грузовиков регулярно отслеживается специалистами, и, в случае неоплаты положенной компенсации, данные автомобиля будут переданы в Ространснадзор для применения санкций
Владелец автомобиля может самостоятельно проверить по номеру автомобиля или свидетельства о регистрации ТС имеющиеся наказания на сайте Ространснадзора, портале «Госуслуги» и в личном кабинете системы «Платон».
Как появляется задолженность перед Автодором?
С марта 2021 года в России в тестовом режиме применяется система «Свободный поток». Подразумевается, что оплата за пользование платными участками автомобильных дорог будет производиться без остановки. То есть, автовладельцы смогут заказать соответствующие услуги заблаговременно или внести оплату постфактум уже после использования услуги.
Свободный поток на ЦКАД
Для справки! Для обеспечения заблаговременной оплаты предлагается приобрести и установить на лобовое стекло автомобиля электронное устройство – транспондер. При проезде пунктов взимания платы необходимо снизить скорость до 30 км/ч.
Если плата по техническим или другим причинам не снята, по государственному номеру автомобиля возникает задолженность. Погасить ее можно как на официальном сайте Автодор, так и другими способами. Но сделать это нужно в течение 5 дней. В противном случае на владельца автомобиля начисляется административный штраф по ст. 12.21.4. КоАП:
- легковых транспортных средств – 1500 р.;
- грузовых автомобилей – 5000 р.
Если в последующие 20 дней внести оплату, штраф аннулируется. Также в течение 10 дней при наложении штрафа его можно оспорить через суд. Предварительно нужно проверить задолженность Росавтодор и оплатить любым доступным способом.
Лицензирование пассажирских перевозок в Ространснадзоре
Лицензия на пассажирские перевозки оформляется в виде типографского бланка, который включает в себя следующую информацию:
1 Наименование органа Ространснадзора.
2 Название самого документа. В случае лицензирования автобуса это «Лицензия».
3 Дата выдачи, серия и номер.
4 Вид деятельности – «пассажирские перевозки».
5 Данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, которому лицензия выдана.
6 Особенности документа – регион действия, виды применяемого транспорта и оборудования.
7 Срок действия лицензии.
Документ подписывается должностным лицом органа Ространснадзора и заверяется печатью. Лицензия на перевозку требуется лицам, выполняющим на регулярной основе городские, пригородные и междугородние маршруты, в отношении более 8 пассажиров.
Основанием для получения лицензии на перевозку пассажиров является заявление заинтересованного лица, в котором указывается:
1 Сведения об организации или ИП, претендующем на получение разрешения – наименование, адрес, номер контактного телефона.
2 Идентификационный номер налогоплательщика.
3 Вид деятельности на который требуется лицензия, то есть пассажирские перевозки.
4 Реквизиты документа об уплате государственной пошлины или другие сведения, подтверждающие внесение денежных средств.
Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Как была создана и внедрена система контроля «Платон»
Для начала давайте ответим на очень простой вопрос – что же такое система «Платон» и зачем она была создана. Существенным моментом также является дата начала ее функционирования.
Дело в том, что с этого момента появились первые штрафы и вполне возможно, что не все водители имеют о них представления.
Итак, уникальный контрольный сервис был разработан для того, чтобы компенсировать ущерб, который большегрузы наносят дорожному покрытию во время проезда по трассам федерального значения и общего пользования. Плата взимается с автомобилей, тоннаж которых составляет более 12 тонн.
Необычное название система получила в результате сложения первых букв фразы «плата за тонны». Оплата взимается с перевозчика и передается в соответствующее ведомство для последующего проведения ремонта трасс, дорог, шоссе.
Впервые сервис заработал в 2015 году, хотя создан был на год раньше. В указанный период плата с водителей–дальнобойщиков еще не взималась, однако, такой порядок начала действовать в мае 2019 года. Именно в эти дни и были зафиксированы первые штрафные санкции.
Как узнать об имеющихся штрафах
Вот мы и добрались до ответа на вопрос, заданный в начале статьи. Достаточно многих владельцев грузового автомобиля и пользователей новой системы, волнует вопрос получения необходимых сведений о наличии/отсутствии штрафов за допущенные правонарушения. Ответ в этом случае весьма прост.
Можно воспользоваться персональным компьютером и доступом в Интернет. Для получения информации потребуется всего лишь ввести некоторые данные, позволяющие системе обнаружить вынесенные санкции, если таковые в принципе имеются. Существуют два способам:
- Следует зайти на сервис (), предоставляемый ГИБДД для осуществления проверки транспортного сервиса по номеру и другим данным.
- Необходимо зайти в систему «Платон» и проверить данные именно на сайте , путем заполнения и отправления стандартной формы.
Все сказанное следует дополнить тем, что оба способа являются действующими и никакой регистрации проходить не требуется.
Важно правильно ввести необходимые данные и дождаться ответа выбранного сервиса. Используя полученные сведения, можно попытаться опротестовать начисления, руководствуясь отдельными пунктами и положениями соответствующего законопроекта.
Какой штраф за «Платон» установлен в 2021 году
Если за «Платон» не заплатить, собственнику фуры придет штраф Ространснадзора — он похож на штраф ГИБДД. Оплату контролируют на рамках стационарного контроля и с помощью камер.
За что штрафуют. Собственника большегруза оштрафуют, если машина выехала на маршрут:
Штраф за «Платон» для юридических лиц. Если машина больше 12 тонн едет по федеральной автотрассе без оплаты «Платона», штраф будет 5 тыс. руб.
При повторном нарушении в течение года штраф в два раза выше — 10 тыс. рублей.
Ространснадзор налагает штраф не больше одного раза в сутки. Постановление оформляют на собственника машины — организацию или частное лицо. Если машина принадлежит иностранному перевозчику, штраф получит лично водитель.
Штраф за «Платон» для физических лиц. Для водителей, частных собственников и ИП суммы штрафа те же — 5 тыс. при первом нарушении, 10 тыс. руб. — при повторном.
Оплата со скидкой. В первые 20 дней штрафы можно оплатить со скидкой 20%. Например, 2,5 вместо 5 тыс. руб.
Что выгоднее — штраф или плата за «Платон». Штраф почти всегда выше платы за проезд. Например, большегруз едет из Владивостока в Москву, расстояние между городами — 9 014 км. За «Платон» придется заплатить 21 092 рубля:
С учетом отдыха путь занимает 8 суток. Каждый день собственник фуры может получить по одному штрафу за неоплаченный проезд. Это 5 тыс. в первый раз, и по 10 тыс. руб. — в следующие. Общая сумма штрафов составит 75 тыс. рублей:
5000 + 10 000 × 7 = 75 000
При оплате в первые 20 дней можно погасить вполовину меньше — 37,5 тыс. руб. Это все равно почти в два раза больше, чем плата за «Платон».
Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»
Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.
Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.
Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.
Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.
Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.