В Беларуси появился транспортный налог. Разбираемся, когда и сколько платить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси появился транспортный налог. Разбираемся, когда и сколько платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Также сокращается перечень тех, кто может применять упрощенку. В 2022 году ее еще могли использовать турфирмы, общепит, айтишники, оформившие ИП, предприниматели, которые работали в сфере здравоохранения. При УСН «ипэшники» уплачивали 6% от валовой выручки (в отношении некоторых доходов — 16%: например, если получали выручку от организации, учредитель которой — близкий родственник).

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.

Льготы для ветеранов, инвалидов, пенсионеров и многодетных родителей

Предполагается также уточнить льготные условия по транспортному налогу для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, инвалидов I или II группы, пенсионеров и многодетных родителей. Сейчас эти категории граждан имеют право на снижение налоговой ставки до 50% только при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории. Поправки вносят и в отношении автовладельцев, которые являются инвалидами III группы. На данный момент они уплачивают транспортный налог в размере 75% от полной ставки.

Планируется, что эти льготники смогут получить скидку в том же размере, что и раньше, но расширится список типов транспортных средств. В него хотят включить прицеп (полуприцеп) и транспортные средства, в отношении которых отсутствуют сведения о их типе. Условие для получения льготы остается прежним – нужно предъявить действительное водительское удостоверение соответствующей категории.

Налог на выкупленный транспорт

В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.

Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.

Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.

Читайте также:  Имущественный вычет при покупке квартиры пенсионерам

Льготы по уплате транспортного налога

В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки).

Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

Появится налог на профессиональный доход

В налоговой объясняют, что это специальный налоговый режим для физлиц, перейти на который можно добровольно. Для применения этого налога нужно использовать приложение «Налог на профессиональный доход».

Кто имеет право его применять?

Читайте также:  Размер пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Физлица, которые получают профессиональный доход от:

  • деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам;
  • использования имущества.

Уплата налога на профессиональный доход заменяет уплату:

  • подоходного налога с физических лиц;
  • сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  • единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Кому платить и как быть с лизингом

Плательщиками являются физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, за которыми в ГАИ МВД числятся транспортные средства. Если авто передано в лизинг, то плательщиком сбора будет лизингополучатель.

– Налогообложению подлежат транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ, – пояснили в Министерстве по налогам и сборам. – Человек должен уплатить пошлину вне зависимости от того, участвует автомобиль в дорожном движении или нет.

В Налоговом кодексе определили перечень транспорта, за который налог взимать не будут. Это автомобили, выпущенные в 1991-м году и ранее. Не придется уплачивать также, если сведения про год изготовления отсутствуют или авто находится в угоне. Освобождаются от оплаты владельцы автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами.

– Хорошая новость: по 31 декабря 2025 года владельцы электрокаров категории M1 или M1G, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем, освобождаются от уплаты налогов, – уточнили в ведомстве.

Сумма транспортного налога определяется исходя из количества транспортных средств и зависит от:

  • вида транспортного средства: легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.;
  • разрешенной максимальной массы;
  • вместимости транспортного средства;
  • принадлежности транспортного средства физическому или юридическому лицу.

Примечание:

При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства.

Транспортный налог рассчитывается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена регистрация транспортного средства в ГАИ;
  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Пошаговая инструкция растаможки авто из Белоруссии

Растаможка автомобиля из Белоруссии требует выполнения следующих действий:

  1. Гражданин выполняет оценку транспортного средства. Узнать информацию необходимо для того, чтобы понимать, какое количество денежных средств потребуется потратить на прохождение растаможки.
  2. Лицо вносит депозит. Действие необходимо провести до начала растаможки. Сумму перечисляют в адрес таможни. Допустимо предоставление большего количества средств. Избыток можно вернуть. Перечисление производится банковским переводом. Плательщику предоставят расписку. Она выступает подтверждением факта внесения денежных средств.
  3. Человек пересекает границу и направляется в таможенный пункт по месту регистрации. Здесь нужно обратиться к представителям службы и сообщить о желание ввезти автомобиль в РФ для личного пользования. Машину осмотрят и проверят документы.
  4. Выполняется оформление декларации. Бумаги помогут подготовить представители таможенной службы.
  5. Если в процессе проверок не было найдено нарушений, лицу выдадут документацию, предварительно проставив на ней подписи и печати.
  6. Потребуется обратиться в подразделение ГИБДД РФ и поставить авто на учёт. Обращаться можно в любое подразделение. Пройдя процедуру оформления, лицо сможет легально использовать автомобиль из Белоруссии и совершать с ним юридически значимые операции.
Читайте также:  Что изменится в трудовом законодательстве в 2023 году: 10 главных новелл

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

В Минск самостоятельно на машине в 2022 году: что учесть

Беларусь — одна из самых недорогих для туристов стран в Европе. При этом люди здесь очень дружелюбные, дорога и сервис отличные и даже гаишники в Беларуси не требуют взятки. На март 2022 года литр 95-го стоил 2,18 белорусских рубля, 98-го — 2,32. В пересчете на нашу валюту это около 66 и 70 рублей соответственно.

Мы не шутили, когда говорили, что белорусские гаишники не берут взятки. И не только из опасений получить уголовный срок. Гаишник — профессия в Беларуси престижная и оплачивается очень хорошо. Белорусский свод ПДД во многом напоминает российский. Есть и свои нюансы: например, учтите, что действие знака распространяется не до первого перекрестка, как у нас, а до первого специально обозначенного перекрестка. Будьте внимательны на круговых перекрестках — приоритет у тех, кто уже едет по кругу.

Обязательно следите за скоростью: кругом камеры, а за превышение нещадно штрафуют даже иностранных граждан. Превышение скорости на 10–20 км/ч обойдется вам примерно в 400 наших рублей. Так же строго в Беларуси относятся к пьяным водителям. У злостных нарушителей могут даже отобрать права. Если вы собираетесь в Минск на машине с детьми, обязательно проверьте исправность детских ремней и устройств безопасности. Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров — до трех с половиной тысяч российских рублей.

Если у вашего авто тонированы задние стекла, помните, в Беларуси тонировка запрещена полностью, но штрафуют за нее только граждан государства. На все предложения автоинспекторов разобраться с вашей тонировкой отвечайте отказом и просите очной ставки с начальством этого ретивого сотрудника ГАИ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *