Федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Кто имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
Условия и порядок реализации государственного пенсионного обеспечения регламентируются нормами Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Так, статья 3 Закона устанавливает право на пенсию, которое в согласно документу имеют следующие лица:
- граждане РФ при соблюдении условий, о которых речь пойдет дальше;
- иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ на тех же основаниях, что и граждане РФ, если другое не предусмотрено Законом или международным договором РФ. При этом факт постоянного проживания в России, как основание назначения пенсии, может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания в стране и иных обстоятельств дела.
Кроме того, данная статья Закона устанавливает факт того, что гражданам, которые имеют право на два вида пенсии, устанавливается одна, по их выбору. Право же на одновременное получение двух пенсий, имеют:
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, ставшие инвалидом вследствие военной травмы;
- родители военнослужащих, которые проходили военную службу по призыву, погибли в период прохождения службы или умерли вследствие военной травмы после увольнения (исключением являются случаи, когда смерть наступила в результате противоправных действий военнослужащих);
- вдовы военнослужащих, погибшие в период прохождения военной службы из-за военной травмы, при условии не вступления в новый брак;
- нетрудоспособные члены семей граждан, ставших инвалидами, получивших или перенесших лучевую болезнь или иное заболевание, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы ЧАЭС, а также граждан, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- члены семьи погибших либо умерших граждан из числа космонавтов.
Непосредственно право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению установлено статьей 4 Закона для следующих граждан:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- участники ВОВ;
- военнослужащие;
- граждане, пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава;
- нетрудоспособные граждане;
- члены семьи граждан, указанных выше, в случаях, предусмотренных обсуждаемым Законом.
Условия назначения пенсии по государственному обеспечению
Статьями 7-13 главы 2 Закона установлены условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению для каждой категории граждан. Статья 7 Федерального закона устанавливает условия назначения пенсии государственным служащим, где фиксируется, что назначение пенсии осуществляется на основании некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
- Служащие, при наличии необходимого стажа службы и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении на основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Закона о гражданской службе.
- Гражданские служащие, при наличии стажа службы не менее 25 лет и при увольнении на основании, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о гражданской службе до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности имеют право на пенсию по выслуге лет в случае, если перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.
Пенсия гражданским служащим за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.
Условия назначения пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей регламентирует статья 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении, при этом некоторые вопросы пенсионного обеспечения таких граждан регулируют нормы Постановления Правительства РФ № 883 от 2 ноября 2009 г. Нормы статьи 7.1 фиксируют:
- Право на пенсию за выслугу лет, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, имеют граждане РФ из числа космонавтов — испытателей и исследователей-инструкторов — космонавтов испытателей и исследователей.
- Пенсия назначается при оставлении работы в должностях, указанных выше, в отрядах и группах космонавтов, являющихся летно-испытательными подразделениями научно-испытательных и иных организаций. При этом, список соответствующих должностей при необходимости утверждается Правительством РФ.
- Пенсия по инвалидности назначается гражданам из числа кандидатов в космонавты, испытатели или исследователи, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, а также заболеваний, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, в независимости от продолжительности выслуги.
- Следующие члены семьи погибших/умерших граждан из числа космонавтов имеют право на указанную пенсию:
- дети погибшего/умершего кормильца, не достигшие возраста совершеннолетия, либо до достижения ими возраста 23, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижении совершеннолетия;
- родители погибшего/умершего кормильца, которые достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо более раннего возраста, если при этом они являлись инвалидами и находились на иждивении у погибшего/умершего;
- супруг погибшего/умершего кормильца в независимости от возраста и трудоспособности.
За назначение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава отвечает статья 7.2. Закона, согласно которой:
- Граждане соответствующей категории имеют право на пенсию за выслугу лет при условии выслуги не менее 25 лет для мужчин и 20 для женщин, а при оставлении летного дела по состоянию здоровья – не менее 20 и 15 лет соответственно.
- Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления работы и назначение указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
- Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности.
Условия назначения государственной пенсии военнослужащим и членам их семей прописаны в статье 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, которая устанавливает:
- Пенсия за выслугу лет или по инвалидности для военнослужащих, а также пенсия по потере кормильца для членов их семей назначается в соответствии с нормами Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
- Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения службы по призыву в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении инвалидности позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания.
- В случае гибели или смерти военнослужащего, проходившего службу по призыву в качестве матроса, солдата, сержанта и старшины не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении смерти позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания, нетрудоспособным членам его семьи назначается пенсия по потере кормильца, при этом нетрудоспособными членами семьи признаются:
- дети, сестры и братья, внуки в возрасте до 18 лет либо не достигшие 23 лет при обучении на ��чной форме либо старше, если они стали инвалидом до достижения 18 лет, при этом сестры и братья, а также внуки признаются нетрудоспособными, если они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супругов, дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего кормильца независимо от возраста или трудоспособности, если он/она были заняты уходом за детьми, сестрами/братьями умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет;
- родители и супруг погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно или являются инвалидами;
- родители погибшего, если смерть наступила в период прохождения службы по призыву или после увольнения вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет соответственно;
- бабушки и дедушки погибшего кормильца, если они достигли возраста 55 и 60 соответственно или являются инвалидами и отсутствуют лица, которые должны их содержать в соответствии с законодательством РФ;
- вдовы погибших в период военной службы по призыву военнослужащих вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак и достигшие возраста 55 лет.
Важно! При наступлении инвалидности или гибели кормильца в результате совершения им преступления, гражданам, указанным в статье 8, назначается социальная пенсия.
Условия назначения государственной пенсии участником ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда», установлены в статье 9 Закона. Согласно нормам законодательства право на пенсию имеют участники ВОВ и граждане, награжденные знаком блокадного Ленинграда – инвалиды I, II и III группы, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности при совершении гражданами противоправных действий или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (назначается только социальная пенсия).
В соответствии со статьей 10 Закона право на пенсию имеют:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иное заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС;
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы;
- граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения или эвакуированные из зоны отчуждения или переселяемые из зоны отселения;
- граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение или в зоне с льготно социально-экономическим статусом;
- граждане, постоянно проживающие в зоне отселения (до переселения их в другие районы) или занятые в этой зоне на работах;
- граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства;
- нетрудоспособные члены семьи граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС либо принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает список лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи);
- граждане и нетрудоспособные члены их семьи, которые пострадали в результате других техногенных или радиационных катастроф.
Куда обращаться при оформлении
Существует несколько способов подачи заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности:
- Личное посещение клиентской службы Пенсионного фонда с необходимыми документами. Чтобы обезопасить себя от длительного ожидания в очереди на прием, целесообразно предварительно записаться по телефону или через портал. Время приема у специалиста не занимает более 50 минут. Период назначения пенсии – 10 дней, после чего заявителю отправляется уведомление либо о назначении, либо об отказе в этом;
- Если заявитель не располагает временем или возможностью посещения Пенсионного фонда, он может отправить на прием свое доверенное лицо, снабдив его пакетом документов. Также можно отправить заявление почтой, однако тогда придется заверить копии документов у нотариуса, что довольно накладно;
- Самое популярное средство отправки заявления в официальные органы – портал Госуслуг ПФ. Подтвердить свою учетную запись можно в Центре обслуживания, который располагается в многофункциональном центре (Мои документы) и в Управлениях ПФ.
Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:
- Участвовавших в ВОВ;
- Военных;
- Космонавтов;
- Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.
Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.
Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:
- ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
- ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В этом году такой вид выплат назначается определенным пенсионерам. Право на нее получают те, кому не положена стандартная трудовая пенсия. Касается это людей, которые достигли пенсионного возраста, назначенного законодательством (для мужчин – 60 полных лет, для женщин планка ниже – 55 полных лет), но не наработавшие в течение жизни стаж в 5 лет.
Размер данных выплат достаточно скромен. Такая ограниченность обусловлена тем, что эта категория населения все-таки была дееспособной, но в течение жизни гражданин не выплачивал отчислений в Пенсионный фонд. Поскольку эти граждане не пополняли государственный бюджет, то и права их в данном случае ограничены. Однако совсем оставить без поддержки такие слои населения государство не может, потому определенную сумму все же перечисляет в их пользу.
Еще почитать: Какие льготы положены ветеранам военной службы в ростовской области в 2020 году
Виды пенсии по государственному обеспечению
Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:
- пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
- пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
- пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
- пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Исчисление и перерасчет пенсий. Назначение и выплата пенсий
Исчисление пенсии – элемент процедурной деятельности пенсионного органа при ее назначении или перерасчете, направленной на определение персонального размера пенсии в связи с возникновением, изменением или прекращением обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Перерасчет пенсии – способ изменения ранее исчисленного размера пенсии. Основанием для перерасчета служит изменение фактических обстоятельств, с которыми закон связывает право на пенсию и которые влияют на ее величину.
Перерасчет следует отличать от индексации пенсии. Индексация – это увеличение денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен, целью которого является поддержание покупательной способности денежных доходов граждан.
Когда обычно выдают пособия на детей в России – точное расписание
Выплаты на детей обычно поступают согласно установленному графику. Так, расписание выдачи начислений выглядит следующим образом:
- Фонд социального страхования занимается начислением пособий на детей до 1,5 лет: выплаты производятся с первого по пятнадцатое число каждого месяца. Для неработающих родителей, которые не платят страховые взносы, выплаты производит ПФР.
- Отдел социального обеспечения выдает детские пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Выплаты производятся с 1 по 25 число каждого месяца без какой-либо точной даты.
- Детские пособия от 8 до 16 лет назначает и выплачивает ПФР. Для социальных пособий у него выделен один день в месяце – 3 число. При этом, если заявитель получается деньги через «Почту России», устанавливается специальный график конкретным отделением.
С первого января 2023 года начнут действовать новые правила выплат, однако в декабре россияне смогут получить деньги по ранее установленной схеме.
Государственная пенсия по старости
Данное субсидирование предусмотрено для людей, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Сюда относятся и те, кто работал, ликвидировал, проживал в зоне радиационного облучения.
Условия назначения данной материальной помощи различны. Рассмотрим их в зависимости от предусмотренной законом градации:
Категория людей | Возраст выхода на пенсию мужчины | Возраст выхода на пенсию женщины |
Ликвидаторы аварии на ЧАЭС в 1986-87гг. Эвакуированные из зоны поражения. Инвалиды из-за катастрофы на ЧАЭС | 50 | 45 |
Ликвидаторы аварии на ЧАЭС в 1988-90гг. Перенесшие лучевую иди другую болезнь, связанную с облучением при самой катастрофе ЧАЭС или ликвидации ее. Работники в зоне отчуждения. Инвалиды из-за катастрофы на ЧАЭС | 55 | 50 |
Переселенцы из зоны облучения. Жители зоны облучения до миграции. Трудящиеся в этой зоне, но не проживающие там | На 3 года раньше возраста выхода на пенсию по старости. Также за каждый прожитый или проработавший год минус 6 месяцев, но суммарно не более 7 лет | На 3 года раньше возраста выхода на пенсию по старости. Также за каждый прожитый или проработавший год минус 6 месяцев, но суммарно не более 7 лет |
Жители зоны с правом миграции. Добровольно переехавшие из этой зоны | На 2 года раньше возраста выхода на пенсию по старости. Также за каждые 3 года прожитые или проработавшие в такой зоне год минус 12 месяцев, но суммарно не более 5 лет | тоже самое |
Жители зоны с льготным соц. экономическим статусом | На 12 месяцев раньше возраста выхода на пенсию по старости. Также за каждые 4 года прожитые или проработавшие в такой зоне год минус 12 месяцев, но суммарно не более 3 лет | тоже самое |
Инвалиды в результате подобных катастроф, но не чернобыльской | Согласно нормативным актам, разработанных для этой категории граждан. | тоже самое |
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению– ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
федеральные государственные служащие– граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;
военнослужащие– граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф– граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане– инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»;
члены семей вышеназванных граждан– в случаях, предусмотренных законом.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.
ФЗ «О госуд пенсион обеспеч» Статья 22. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой
1. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.
2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.
В других случаях производится перевод с одного вида пенси�� на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Государственная социальная пенсия выплачивается нетрудоспособным гражданам, а именно:
- инвалидам I, IIи III группы;
- инвалидам с детства;
- детям-инвалидам;
- при потере родителей или одного родителя детям до 18 лет, а также до 23 лет студентам на очной форме обучения;
- детям-подкидышам, если родители неизвестны;
- по старости народам Севера с малой численностью в возрасте 55 для мужчин и 50 для женщин, остальным гражданам РФ в возрасте 70 (мужчинам) и 65 (женщинам), в этом же возрасте иностранцам, постоянно проживающим на территории РФ более 15 лет.
Для оформления таких выплат обязательно соответствие требованиям:
- Постоянно проживать в России.
- Быть признанным нетрудоспособным.
Выплаты производятся каждый месяц, с первого дня месяца подачи заявления. Срок выплат:
- по старости – до конца жизни;
- по инвалидности — пока она подтверждается или бессрочно;
- по потере кормильца или при неизвестности родителей — до достижения работоспособного возраста либо бессрочно.
По видам различают государственные выплаты пенсий:
- По старости после достижения определенного возраста, установленного законом
- При получении травм и увечий, в итоге – инвалидности. Для 1,2,3 группы зафиксирован соответствующий размер пенсии
- За выслугу лет при работе по специфической профессии, сопряженной с опасностью, особенными условиями ее выполнения. Этой категории граждан подлежат летчики-космонавты, госслужащие, военнослужащие
- По потере кормильца в случае смерти родственника (матери, отца) на иждивении которых остались нетрудоспособные, не достигшие совершеннолетия дети
- По социальным факторам: потере кормильца, старости, инвалидности.