Лицензия дает право страховщику заниматься

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия дает право страховщику заниматься». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для получения лицензии на страховую деятельность в России необходимо предоставить определенный набор документов и заполнить соответствующую заявку. Срок получения лицензии может варьироваться в зависимости от различных факторов, включая тип страховой деятельности и решение органа надзора.

В общем случае, срок рассмотрения заявки на получение лицензии составляет 30 дней со дня ее регистрации. Организация, желающая получить лицензию, должна иметь действующий регистрационный документ и быть зарегистрированной на территории Российской Федерации.

Для проведения страховой деятельности различных видов, субъектов страхования и участников рынка страхования существуют различные требования и сроки получения лицензии. Основные требования и порядок проведения деятельности страховщиков определены Федеральным законом «О страховой деятельности в Российской Федерации».

Государственная пошлина для получения лицензии на страховую деятельность может варьироваться в зависимости от величины уставного капитала организации и видов страхования, которыми планирует заниматься компания. Полный список видов страхового надзора и их госпошлина может быть найден на официальном сайте Российской Ассоциации страховщиков (РАС).

Проверить положение своей организации в рамках получения лицензии можно на сайте Центрального банка РФ, предоставив регистрационный номер организации.

Также необходимо учесть, что после получения лицензии банком или организацией, занимающейся страховой деятельностью, будет установлен ряд ограничений и запретов по совершению определенных действий в своей деятельности.

В случае неправильного заполнения документов или подачи поддельных документов, лицензия может быть отозвана. Действующая лицензия на осуществление страховой деятельности имеет срок действия до 1 января 2023 года. Однако страховщику рекомендуется подавать заявку на продление лицензии не позднее чем за 180 дней до истечения срока ее действия.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

Итак, чем страховой агент занимается? В его обязанности входит:

  • поиск новых страхователей (клиентов);
  • повторное страхование уже имеющихся клиентов;
  • объяснение страхователю условий договора;
  • заполнение за клиента бумаг для подписания;
  • при оформлении «вживую» – прием оплаты и дальнейшая передача ее в страховую, при оформлении онлайн – выдача ссылки на оплату;
  • если предусмотрено договором с компанией – выплата часть компенсации клиенту.

Права страхового агента зависят от договора, но всегда включают в себя право на часть (процент) от сделки. Кроме того, по закону агент имеет право на получение информации об уставном капитале, лицензии, страховых резервах и сроке деятельности страховщика.

Так же, естественно, специалист имеет право на получение исчерпывающей информации о всех страховых продуктах компании.

Читайте также:  Льготы по оплате ЖКХ для ветеранов труда в Москве в 2024 году

Согласно закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», специалист несет ответственность за:

  • полноту и объективность переданной клиенту информации;
  • неразглашение финансовой и другой личной информации о страхователе;
  • достоверность переданных на подпись документов;
  • сохранность денег и документов, взятых у клиента;
  • своевременную подачу отчетов страховщику.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:

  • ведением реестра брокеров страхования;
  • ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
  • разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.

Банк России вправе:

  1. Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
  2. Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.

Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.

Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование

В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:

  • применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
  • наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
  • несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
  • несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
  • наличие в документах недостоверных сведений;
  • наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
  • несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
  • неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.

Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.

Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:

  • непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
  • установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.

На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?

Приостановление, ограничение и возобновление лицензии

При выявлении нарушений страхового законодательства объекту лицензирования органом по страховому надзору выдается предписание, в котором указываются условия для их устранения.

Предписания даются в таких случаях:

  1. Осуществления объектом лицензирования деятельности, которая запрещена в законодательстве, а также деятельности, при которой нарушаются условия, установленные для выдачи лицензии.
  2. При несоблюдении страховщиком законодательства в части размещения либо формирования средств страховых резервов, прочих фондов, гарантирующих осуществление выплат по страховым случаям.
  3. При несоблюдении страховщиком установленных нормативными актами требований по обеспечению соотношения принятых обязательств и активов, а также иных требований к обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости;
  4. При нарушении субъектом требований о представлении в страховой надзор либо его территориальный орган отчетности.
  5. При непредставлении субъектом в установленные сроки документов, которые затребованы в порядке страхового надзора в размерах компетенции соответствующего органа.
  6. При установлении факта представления субъектом неполных или недостоверных информационных данных.
  7. При непредставлении в установленный срок в информации о дополнениях и различных изменениях, которые были внесены в учредительные документы.

Предписание направляют объекту лицензирования, в случае необходимости его копия может быть направлена в определенные органы исполнительной власти. Объект лицензирования в установленный данным предписанием срок должен предоставить представляет в страховой надзор документацию, подтверждающую ликвидацию выявленного нарушения. Указанные документы рассматриваются в течение 30 суток с момента получения. Таков порядок лицензирования страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности (стр. 1 из 2)

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Читайте также:  Мать-одиночка льготы и пособия в 2024 за второго ребенка Воронеж

Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.

Виды страховой деятельности

Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.

Страхованию как самостоятельному элементу финансовой системы присущ ряд характерных особенностей. Экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в экономической теории, где существуют две альтернативные точки зрения по данному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая является исторически более ранней и естественной. Согласно ей страховой фонд имеет амортизационную природу, он обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. При социализме считалось, что страховые фонды носят исключительно перераспределительный характер, т. е. образуются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это было вполне естественно в условиях монополии государственной собственности на средства производства, когда предприятия не имели необходимости страховать свое имущество.

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

Читайте также:  Программа лада финанс 2024 что это такое

Устная консультация по лицензированию

Цена: 2 400 рублей.

Наши юристы профессионально проведут устную юридическую консультацию, которая позволит оценить Ваше положение и просчитать возможность возникновения рисков и различных неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе лицензирования вашего вида деятельности. Наша компания оказывает высококвалифицированные юридические услуги по получению лицензии даже в самых тяжёлых случаях. Наши юридические услуги не ограничены устной консультацией, мы предлагаем полное сопровождение процесса лицензирования от консультации до представительства в судах разных инстанций по всем областям права. Заказать консультацию и оценить профессионализм наших юристов вы можете прямо на нашем сайте, наши специалисты в течение получаса свяжутся с Вами.

Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

• наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;

• наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на которое имеет право страховщик;

• территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов);

• номер лицензии и дата ее выдачи;

• подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать органа, выдавшего лицензию;

• регистрационный номер по Государственному реестру страховщиков.

Лицензия на страховую деятельность не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

• личного страхования (страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское);

• имущественного страхования (страхование средств наземного, воздушного, водного транспорта, грузов, других видов имущества, кроме перечисленных, финансовых рисков);

• страхования ответственности (гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, перевозчика, предприятий – источников повышенной опасности, профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, иных видов гражданской ответственности, кроме перечисленных);

• перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Для получения лицензии на право страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным уставным капиталом в соответствии с действующим законодательством. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика.

Перейти к версии для печати

Название работы Аннотация

Название практикума Аннотация

Требования к страховщику

Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:

  1. С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
  2. Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
  3. Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.

Требование к лицензированию страхового дела

Деятельность субъектов страхового дела подлежит обязательному лицензированию. Исключением является деятельность страховых актуариев, которая подлежат аттестации. (п.2 ст. 4.1. Закона № 4015-1 от 27.11.1992 г.)

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера – это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела (ст. 32 Закона № 4015-1 от 27.11.1992 г.).

Органом страхового надзора в данном случае выступает Банк России (п.3 ст. 30 Закона № 4015-1 от 27.11.1992 г.).

Форма бланка лицензии установлена Указанием Банка России «Об установлении формы бланка лицензии на осуществление страховой деятельности» № 3238-У от 23.04.2014 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *