Землевладелец, землепользователь и собственник: 2 главных отличия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Землевладелец, землепользователь и собственник: 2 главных отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В советское время этот юридический титул был основным и единственным (за некоторыми исключениями) основанием законного пользования земельными участками для граждан и юридических лиц. С принятием действующего ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного пользования) находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (п. 2, 3 ст. 20 ЗК РФ) при некотором ограничении их прав по распоряжению сохранившимся в их пользовании земельным участком. Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного), пользования, — сказано в ныне действующем ЗК РФ, — не вправе распоряжаться этими земельными участками. Данное положение расходится со ст. 270 ГК РФ, на основании которой обладатель земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования может с согласия собственника передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование. Это предписание ГК РФ теперь надо считать утратившим юридическую силу, поскольку имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Граждане, обладающие земельными участками праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.

В настоящее время земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Читайте также:  Путевой лист легкового автомобиля. Форма 3

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Законодательное регулирование использования земель

Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.

Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:

  1. Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
  2. Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.

Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.

Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:

  • общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
  • отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.

Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.

Права и обязанности правообладателя земельного участка

Предварительно согласованные со всеми заинтересованными лицами границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

Зеленые бананы богаты витамином B6. Он важен для почти 100 ферментативных реакций в организме и необходим для производства гемоглобина, который также насыщает организм кислородом.

Однако распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Право собственника земельного участка на застройку земельного участка, закрепленное в этой статье, не может быть реализовано без получения разрешения на строительство.

Землевладелец владеет и пользуется земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.

На текущий момент получить участок на праве пожизненного наследуемого владения нельзя.

Невозможность получения земли в пожизненное наследуемое владение объясняется следующими причинами.

Право пожизненного наследуемого владения действовало еще в СССР.

Новый земельный кодекс, введенный в действие в 2001 году, признает это право.

Однако, он не предусматривает возможность новым землевладельцам получать участки в пожизненное наследуемое владение.

Иными словами, старые землевладельцы сохранили права на ранее полученные участки.

При этом, появление новых землевладельцев юридически невозможно.

Таким образом, пожизненное наследуемое владение исчезающий вид права.

Основные понятия в землепользовании. Совершенствование системы землевладений и землепользовании

Источник: Веселовская Л.Ф. Землеустройство: Учебник. М.:ЮРКНИГА, 2004. – 256с.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство сельскохозяйственных предприятий проводится с целью приведения размещения, размеров и состава их землевладениями землепользования в соответствие с задачами сельского хозяйства и рационального использования земли.

В зависимости от зоны расположения и специализации сельскохозяйственные предприятия имеют в своем составе разные виды угодий и в различном сочетании, но может также почти целиком состоять из пашни, кормовых угодий и многолетних насаждений.

Новые землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий образуются в следующих случаях:

— при освоении массивов новых земель (целинных, орошаемых, осушаемых);

— в результате укрупнения (объединения) хозяйств;

— в результате разукрупнения (разделения) хозяйств;

— при значительной реорганизации группы землевладений и землепользовании с изменением их числа, размеров и расположения;

— при образовании на землях сельскохозяйственных предприятий хозяйств других форм.

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий характеризуются местоположением, площадью, составом, количеством и соотношением угодий, расположением отдельных их частей относительно усадеб, взаимным расположением частей, конфигурацией и компактностью, расположением границ.

Для того чтобы вновь организуемые или улучшаемые землевладения и землепользования были рациональными, они должны быть организованы на основе следующих принципов:

— размещение каждого землевладения и землепользования в соответствии с социально-экономическими интересами сельского хозяйства, а также во взаимосвязи и с учетом интересов всех объектов, расположенных на данной территории;

— рациональные (оптимальные) размеры землевладений и землепользований, соответствующие зональным условиям специализации хозяйств;

— целесообразные виды и соотношения в составе землевладений и землепользований, соответствующие специализации хозяйства и позволяющие эффективно использовать землю;

— компактность землевладения и землепользования, удобство и приспособленность на конфигурации для организации производства;

— правильное расположение внутри землевладения и землепользования хозяйственных центров и удобная связь их с угодьями, между собой и с внешними экономическими и административными центрами;

Читайте также:  Как вернуть страховку по кредиту в Росбанке: 2 основных варианта

— правильные внешние границы объектов, удобные для внутрихозяйственной организации территории и обеспечивающие возможность правильного использования и охраны земель.

Землепользователь и землевладелец – это лица, которые имеют не только права, но и обязанности. К последним относятся:

  • Эксплуатация земельного участка с его целенаправленным назначением и применением тех способов, которые не навредят окружающей среде, в частности самому земельному участку как объекту природы.
  • Сохранение межевых, геодезических и иных спецзнаков, которые установлены на участке соответственно законодательству.
  • Осуществление природоохранных мероприятий, в частности соблюдение пожарной безопасности.
  • Своевременное начало пользования землей, если данный факт предусмотрен договором.
  • Своевременная оплата земельного налога.
  • Соблюдение всех градостроительных регламентов при пользовании земельным участком.
  • Соблюдение и следование строительным, экологическим, санитарным, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам.
  • Пресечение загрязнения, истощения, деградации, оскуднения земли и почвы на конкретном земельном участке.
  • Выполнение других требований, которые предусмотрены ЗК РФ.

Установление частного сервитута на основании решения суда

В случае необходимости установления частного сервитута любой гражданин может совершить данную операцию в судебном порядке.

Важно помнить, что судебный орган не компетентен обязать владельца участка к подписанию соглашения об установлении частного сервитута.

Суд выносит решение, согласно которому возможна регистрация земельного обременения.

Судебное решение об установлении частного сервитута должно содержать в себе все условия договора. Судебный орган может самостоятельно определять данные условия, если же такая операция будет невозможна, то к судебному разбирательству привлекается специальный эксперт, который занимается земельными вопросами.

Помимо условий судебное решение должно содержать точные сведения о расположении земли. Для этого может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ, результатом которых станет определение границ и расположения территории.

Землепользователей, землевладельцев и арендаторов

Права собственников земельных участков на использование земельных участков.

Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Осуществление прав на земельный участок.

Тема 11. Прекращение и ограничение прав на землю

Основания прекращения права собственности на земельный участок.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования

земельным участком, права пожизненного наследуемого владения им.

Основания прекращения аренды земельного участка.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Основания прекращения сервитута.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Конфискация земельного участка.

Реквизиция земельного участка.

Условия и порядок отчуждения земельного участка.

Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок.

Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный

участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего

использования земельного участка.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или

Тема 12. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного

Производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для

Государственных или муниципальных нужд

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства.

Тема 13. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Признание права на земельный участок.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на

земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный

участок или создающих угрозу его нарушения.

Признание недействительным акта исполнительного органа

государственной власти или акта органа местного самоуправления.

Понятие и виды земельных споров. Рассмотрение земельных споров.

Тема 14. Плата за землю

Платность использования земли. Формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Использование средств, поступающих от платы за землю.

Тема 15. Мониторинг земель, землеустройство и государственный

Земельный кадастр

Государственный мониторинг земель.

Организация и порядок проведения землеустройства.

Государственный земельный кадастр.

Тема 16. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Понятие земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Административная ответственность за земельные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Гражданско-правовая ответственность: возмещение ущерба,

причиненного нарушением земельного законодательства.

Специальная земельно-правовая ответственность (принудительное прекращение прав на земельный участок).

Ограниченные вещные права на земельные участки

Владелец земельного участка, не являющийся собственником, имеет право распоряжаться данным объектом недвижимого имущества только в рамках закона или договора, заключенного с собственником такого участка. К примеру, в договоре, заключенном между собственником и арендатором, может содержаться запрет на передачу участка земли в субаренду.

Отдельно стоит отметить тот факт, что предоставление участка в пользование не является автоматическим предоставлением права на распоряжение данным участком.

На законодательном уровне предусматривается запрет владельцу на распоряжение участком земли. При этом, в Гражданском кодексе РФ также предусматриваются некоторые исключения из данного правила. К примеру, арендатор имеет право:

  • передать принадлежащий ему на праве временной возмездной собственности участок третьему лицу, оформив договор субаренды;
  • внести участок в качестве вклада в уставной капитал;
  • передать участок в залог.

Данные действия могут быть совершены без получения согласия собственника, если в договоре отсутствует запрет на совершение подобных действий. Однако при этом собственник участка должен быть уведомлен о совершаемых действиях.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Земель­ные участ­ки, кро­ме огра­ни­чен­ных в обо­ро­те, на осно­ва­нии ст. 27 ЗК РФ, могут сда­вать­ся по пра­ву арен­ды лицам, не име­ю­щим граж­дан­ства, а так­же ино­стран­цам (ст. 22 ЗК).

  • Арен­да земель­но­го участ­ка носит воз­мезд­ный харак­тер: аренд­ная пла­та опре­де­ля­ет­ся соглас­но договору.
  • Арен­да­тор вправе:
    • пере­дать свои пра­ва по арен­де дру­го­му лицу;
    • отдать их в залог;
    • сдать уча­сток в субаренду;
    • вне­сти как пай в устав­ный капи­тал това­ри­ще­ства или кооператива.
  • Дан­ные дей­ствия осу­ществ­ля­ют­ся в пре­де­лах сро­ка аренд­но­го договора.
  • Запре­ща­ет­ся сле­ду­ю­щим арен­да­то­рам пере­да­вать свои пра­ва по арен­де, зало­гу и суб­арен­де без одно­вре­мен­ной пере­да­чи прав по дого­во­рам ОЭЗ (осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах), ОТ и КОТ(освоении тер­ри­то­рии и ком­плекс­ном осво­е­нии территории):
    • рези­ден­там и участ­ни­кам ОЭЗ, в част­но­сти, в Кры­му, Севастополе;
    • участ­ни­кам дого­во­ров об осво­е­нии тер­ри­то­рии, напри­мер, в целях стро­и­тель­ства ком­мер­че­ско­го, соци­аль­но­го или стан­дарт­но­го жилья.
  • Изме­нить или рас­торг­нуть дого­вор арен­ды земель­но­го участ­ка рань­ше вре­ме­ни нельзя.
  • Если пери­од дей­ствия дого­во­ра 5 лет, то арен­да­тор впра­ве пере­да­вать свои пра­ва и обя­зан­но­сти по арен­де, не спра­ши­вая согла­сия собственника.
Читайте также:  Как увеличить размер алиментов - инструкция от R.TIGER

При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Литература для Бизнеса» на которую и рекомендуем вам подписаться.

Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.

Право постоянного (бессрочного) пользования является одним из основных видов вещных прав на землю, предусмотренных как земельным, так и гражданским законодательством.

Каково соотношение «убытков», «потерь» и «вреда»?

Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций.

1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Убытки представляют собой, прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входит реальный ущерб (стоимость утраченного имущества) и затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). К убыткам относятся также недополученные доходы, которые при обычных условиях могли бы быть получены (упущенная выгода).

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Наиболее часто убытки причиняются в результате изъятия используе­мого земельного участка. Такое изъятие возможно лишь в случаях, преду­смотренных законом. В частности, в ст. 235 ГК РФ названы основания прекращения права собственности: изъятие земельного участка для госу­дарственных или муниципальных нужд и по другим основаниям, отчуж­дение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция.

28 января 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ от № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землеполь­зователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 27 ноября 1995 г., 1 июля 1996 г.)

Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке возме­щения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользовате­лям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, а также нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сель­скохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

В соответствии с нормами указанного Положения помимо понятия убытков (о котором говорилось выше) устанавливается понятие «потери». Под потерями понимается сокращение (безвозвратная потеря) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшение их качества (снижение плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций. Потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления пло­щадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

При предоставлении сельскохозяйственных угодий для несельскохо­зяйственных нужд во временное пользование или в аренду размер потерь сельскохозяйственного производства исчисляется в процентах к нормати­вам стоимости освоения новых земель. За каждый год временного поль­зования до 3 лет или аренды до 10 лет включительно взимается 5% уста­новленного норматива. За последующие годы аренды: от 11 до 20 лет — 2 % за каждый год, от 21 до 50 лет — 1 % от норматива.

Подобные нормативы утверждаются также на уровне субъектов Рос­сийской Федерации. Так, в г. Москве распоряжением мэра Москвы от 7 декабря 1998 г. № 857-РМ утверждено Положение «О порядке изъятия в г. Москве земельных участков и возмещении при этом причиненных убытков»1. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 15 июня 1993 г. № 442-р утверждены «Нормативы оценки плодово-ягодных насаждений для возмещения стоимости этих насаждений гражданам при отводе при­надлежащих им земельных участков для государственных или обществен­ных нужд».

Кроме термина «убытки» при нанесении урона в законодательстве используется термин «вред».

Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако тер­мин «вред» может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в гла­ве 59 ГК РФ.

При причинении вреда возникают обязательства вследствие причине­ния вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как пра­вило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношени­ях. Это является еще одним отличием вреда от убытков, которые причи­няются друг другу сторонами в договорных отношениях (см. приведенный выше пример).

Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при неприятии мер по предотвращению эррозии почв (бездействие).

Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями для возмеще­ния вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя.

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на мо­мент возмещения вреда (ст. 393 ГК РФ).

Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно (как правило, такое положение возникает при причинении вреда окружающей среде, животному миру и т. п.). В этих случаях исходные начала для оп­ределения размера возмещения устанавливаются в нормативном порядке: либо утверждаются таксы, либо определяются методики подсчета, либо указываются иные способы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *