Подписан закон о ликвидации унитарных предприятий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подписан закон о ликвидации унитарных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2020 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.
Поводами к закрытию организаций являются:
- инициатива собственника;
- судебное решение.
Постановление о закрытии МУП выдается администрацией округа и подписывается главой местного государственного органа управления. Затем его выносят на обсуждение совету депутатов.
Учредитель организации может принять подобное решение по причине:
- отсутствия вовлеченности в работу МУП;
- убыточности или нерентабельности;
- выполнения поставленных задач.
Ликвидация по инициативе суда осуществляется в связи с:
- учреждением компании, осуществленном с большими и непоправимыми нарушениями законодательства;
- отсутствием лицензии или разрешения;
- нарушением правовых актов;
- противозаконной деятельностью.
В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.
Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.
Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.
Шаг 6. Окончание выплат.
Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.
Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.
В законодательстве появится особая процедура для малого и среднего бизнеса — исключение из ЕГРЮЛ по желанию учредителей. Она потребует от владельцев компании меньше усилий и займёт около 3,5 месяцев.
Если проект закона утвердят, ООО будут исключать из ЕГРЮЛ в таком порядке:
Участники юрлица принимают решение о прекращении его деятельности и отправляют заявление об этом в регистрирующую налоговую. Это нужно сделать в том же порядке, в котором компания вносит другие изменения в ЕГРЮЛ.
↓
Налоговая делает запись о предстоящем закрытии ООО. На это отводится 5 дней.
↓
Информацию о том, что компания прекращает деятельность, нужно разместить в Вестнике государственной регистрации. В законопроекте не сказано, кто это делает. Но Минэкономразвития разъяснило, что от владельцев бизнеса потребуется только первичное обращение в налоговую, поэтому, вероятно, публикацией будет заниматься ФНС.
↓
Кредиторы и другие заинтересованные лица могут обратиться с возражениями против закрытия ООО. Они вправе сделать это в течение трёх месяцев.
↓
Если возражения не поступили, налоговая исключает компанию из ЕГРЮЛ.
Ожидается, что новые правила начнут применяться с середины 2023 года, чтобы ФНС успела подготовиться.
Какие ГУПы и МУПы продолжат работать
В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:
- органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
- естественных монополий;
- в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- за пределами территории России;
- в районах Крайнего Севера;
- с радиоактивными отходами;
- по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.
В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.
Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.
Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.
Шаг 6. Окончание выплат.
Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.
Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.
В регионах уже начали появляться «дорожные карты» по ликвидации УПов. Вот пример одной из них:
ВАЖНО! При необходимости законом предусмотрено проведение процедуры банкротства.
«Частники приберут к рукам имущество, а тарифы повысятся». «Реформа МУПов» дошла до второго чтения
«Это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста»
К 2023 г. в России должны быть ликвидированы ГУПы и МУПы. Идею таким способом поддержать конкуренцию на региональных рынках выдвинула Федеральная антимонопольная служба, депутаты Госдумы в декабре поддержали проект закона в первом чтении. Широкая дискуссия, связанная, в первую очередь, с социальными рисками для населения, стала поводом для общественных слушаний проекта. Авторы выводят из-под действия закона предприятия сфер естественных монополий и организации, созданные для обеспечения обороны и безопасности. Ко второму чтению список исключений дополнится регионами Крайнего Севера и территориями, в которых конкуренции нет в принципе – сельские местности, где всю работу выполняют МУПы. Однако эксперты считают, что в результате «реформы» население может столкнуться с ростом тарифов, а муниципалитеты рискуют лишиться своего имущества.
Указание президента России об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках Федеральная антимонопольная служба трансформировала в полный запрет на создание новых ГУПов и МУПов и ликвидацию существующих.
Инициатива вызвала немало замечаний: Совфед указывал, что закон препятствует исполнению регионами и муниципалитетами своих социальных обязательств; регионы были обеспокоены ликвидацией предприятий в таких сферах, как эксплуатация аэродромов, горноспасательное обслуживание предприятий добывающих отраслей и подземного строительства, производство и реализация лекарств и медизделий, доставка продуктов питания в труднодоступные местности.
На прошедших на днях слушаниях в Общественной палате РФ глава комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов еще раз обратил внимание на то, что МУПы выполняют значительный объем работ по жизнеобеспечению, и необходимо просчитать все риски при реорганизации МУПов в другие формы.
В России порядка 18 тыс. МУПов и ГУПов, 15 тыс. из которых – муниципальные, рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. При этом еще в 2013 г.
, когда впервые была поставлена задача по сокращению количества таких предприятий, в России их насчитывалось 13 тыс.
Тенденция увеличения госсектора негативно влияет на конкуренцию, однозначно заявляют антимонопольщики, – МУПы мешают работать «частникам».
«От предприятий запланировано поступление в бюджет 865 млн руб., но только одно предприятие в год получает субсидии на 100-200 млн руб.
МУПы планово убыточны, сама экономика подстегивает их показывать убыток, а не прибыль, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии», – сказал Пузыревский, иллюстрируя неэффективность унитарных предприятий.
Другой аргумент ФАС в пользу проекта – закрытая отчетность МУПов: отследить, куда уходят деньги, не может никто, кроме собственника.
На данном этапе антимонопольщики предлагают выключить из проекта территории, в которых конкурентной среды нет, например, в большинстве сел жизнь завязана на одной единственной муниципальной аптеке и магазине.
Вторая поправка касается регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые тоже могут не менять форму МУПов. Участники обсуждения отметили тонкий момент, связанный с объединением территорий в городские округа, который идет в ряде регионов.
После ликвидации сельских администраций произойдет слияние МУПов, но закон, если он будет принят, помешает этому процессу.
Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать
Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года.
До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением.
Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.
Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.
В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы
Документ: Новации, о которых идет речь в этой статье, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Он внес изменения в федеральные законы от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:
- — осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; - — обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
- Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:
- — в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества; - — общества с ограниченной ответственностью.
- Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.
- На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов
Реорганизация ФГУП и МУП
- Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
- По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
- Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
- Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.
6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.
Кто может выступать инициатором
Обе процедуры не начинаются просто так. Кто-то должен их инициировать. Для каждого случая инициатива должна исходить от разных лиц или организаций. В этом тоже кроется разница между ликвидацией и обанкрочиванием.
Ликвидацию компании могут инициировать:
- непосредственно компания, которая будет ликвидирована, точнее, её владелец;
- ФНС;
- контрагенты.
Но если очевидной причины для ликвидации фирмы нет, как, например, огромного долга, невыгодности работы в данном направлении или чего-то подобного, решение об уничтожении фирмы должно быть поддержано большинством заинтересованных лиц. Например, учредителями компании.
А вот инициаторы банкротства отличаются. Если есть основания для подобного решения, инициировать начало банкротства могут:
- сам предполагаемый банкрот;
- кредиторы, перед которыми должник имеет долг, что не оплачивался более трёх месяцев;
- госорганы;
- временная администрация;
- контролирующие органы.
После того как начали процедуру, нужно выяснить, сколько она будет длиться.
В России, например, добровольное уничтожение:
- при помощи управляющей компании, срок исполнения 20 дней и стоимостью 25 000 рублей;
- через офшорную компанию – 5 дней/41,500 руб.;
- упрощённой процедуры банкротства – 8месяцев/150 000 руб.;
- официальное – 6 месяцев/30 000 руб.;
Расчётный счёт закрывается за 5 дней/2 500 руб.
Плюсом добровольного уничтожения считается полное погашение долговых претензий, исключение из ЕГРЮЛ. Минусом то, что процесс долгий, с многочисленными проверками. В результате могут быть штрафные санкции, пеня, которые нужно обязательно заплатить.
Закрытие компании в Украине:
- уничтожение ООО – 3 месяца/2000 гривен;
- смена учредителя – 3 дня/5900 гривен;
- уничтожение СПД – 3 месяца/2000 гривен;
- банкротство ООО – 9 месяцев/24 000 грн.;
В первом чтении одобрен проект об их реорганизации или ликвидации
Законопроект о запрете с 2022 года создания новых государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов) сегодня прошел первое чтение в Госдуме.
Уже существующие предприятия должны быть к 2022 году преобразованы или ликвидированы. Не коснутся изменения только некоторых из них — например, работающих в сфере естественных монополий или учрежденных Минобороны и ФСБ.
Сегодня Госдума в первом чтении одобрила о запрете создания новых ГУПов и МУПов с 2022 года. Он не предполагает полного упразднения унитарных предприятий — возможность их создания сохраняется для трех групп предприятий:
- созданных в соответствии с федеральными законами, актами президента или правительства;
- учрежденных Минобороны или ФСБ;
- образованных в сфере естественных монополий.
Этот список может быть расширен — как ранее рассказывал глава ФАС Игорь Артемьев, исключения могут быть сделаны для ФСИН, предприятий в области культуры и искусства (в частности, Госфильмофонда и «Мосфильма»), а также для обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера. Соблюдение условий создания новых ГУПов и МУПов будет контролировать ФАС, выдавая заключения о соответствии антимонопольному законодательству.
Ликвидация организации в 2022 году
Случается так, что унитарное предприятие неспособно в срок исполнить свои обязательства по договору с кредиторами. В итоге появляется кредиторская задолженность, влекущая за собой проблемы финансово-хозяйственные, административно-законодательные и пр.
При наличии у муниципального унитарного предприятия задолженностей, процедура прекращения осуществляется в общем порядке и с полным соблюдением требований действующего законодательства.
На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.
Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.
В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.
Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.
Порядок ликвидации муниципального предприятия
- Формирование ликвидационной комиссии.
- Решение вопросов о времени и порядке осуществления ликвидации.
- Выбор способа, используемого для уведомления кредиторов о прекращении деятельности.
- Направление соответствующей информации в орган регистрации.
- Заключение владельца предприятия о начале ликвидационной процедуры.
- Информация о составе комиссии, сформированной для прекращения деятельности предприятия.
- Справка о прохождении регистрации в установленном порядке (форма Р16001).
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
Ликвидация унитарного предприятия
Назначенный управляющий принимает на себя все обязанности по дальнейшему ведению дел на предприятии. В его распоряжение переходят все полномочия руководителя и собственника имущества. Распоряжаться активами должника введенный управляющий вправе без каких-либо ограничений. Также на него не распространяются ограничения, которые действовали в отношении руководителя унитарной организации.
- потери интереса собственника к хозяйственной деятельности предприятия;
- низкой рентабельности или убыточности;
- достижения поставленной цели;
- окончания действия договорных отношений и нежелания их продлевать.