Причины остановки транспортных средств в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины остановки транспортных средств в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Новый документ – приказ МВД №664 от 23.08.2019 года – содержит важные правила, регулирующие действия сотрудников ГИБДД при остановке и проверке автомобилей. Данный приказ обновленный в 2021 году и вступил в силу с 2022-2023 годов.

Какие правила содержит новый документ?

Один из основных аспектов нового документа – перечень действий, которые должны провести сотрудники ГИБДД при остановке автомобиля. В новом приказе указаны описание оснований для остановки, проверки и осмотра автомобиля, а также правила, которые должны соблюдаться при выполнении данных процедур.

Пункты приказа №664 содержат подробные инструкции о причинах остановки и проверки транспортных средств, включая проверку документов водителя и груза. Теперь, согласно новому документу, сотрудники ГИБДД имеют прямые указания и четкие правила, которые должны соблюдать при остановке автомобиля и проверке документов.

Новый приказ устанавливает также порядок осмотра автомобилей на предмет наличия запрещенных и опасных грузов, и контролирует действия сотрудников ГИБДД во время таких проверок. Данный документ позволяет регламентировать действия ГИБДД, чтобы избежать противоречий с законом и возможные нормативные коллизии.

Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.

Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.

Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.

Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в 2021 г.? Причина остановки ДПС

До 2021 года действовал приказ МВД России № 185, где в пункте 65 было указано, что основанием к остановке транспортного средства сотрудником ДПС являлась проверка документов на право управления автомобилем и в скобочка пояснялось, что на этом основании можно останавливать только на стационарных постах ДПС.

В 2021 году, данный приказ был отменен в связи с принятием МВД нового приказа за номером 664.

После прочтения данного приказа многие автолюбители и юристы пришли к выводу, что сотрудники ДПС не имеют больше права просто так останавливать автомобиль для проверки документов.

Сейчас поясню из чего они исходят.

Перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства предусмотрен п. 84 Административного регламента.

Там содержится целых 14 оснований для остановки транспортного средства.

Согласно подпункту 84.13 Административного регламента основанием для предъявления сотрудником ДПС требования об остановке водителем автомобиля являются — Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Читайте также:  5 ситуаций, когда — так и быть! — можно ехать на красный

Но, в этом же регламенте, есть пункт 106, в котором перечислены основания для проверки документов, их четыре, это:

  • выявление признаков нарушения ПДД;
  • наличие ориентировок, либо данных о причастности водителя к совершению ДТП, преступления, или подозрение что автомобиль находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • и последний самый главный пункт — остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1, 84.2, 84.3, 84.11 пункта Административного регламента.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

Обязанности инспектора дпс при остановке водителя 2021

По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

А какие причины для проверки документов?

Теперь перейдем к пункту 106 правил, введенных Решением №664. Здесь, к счастью, причин гораздо меньше.

Законные причины, по которым аудитор может проверить документ, следующие

  1. Сотрудник увидел признаки нарушения правил дорожного движения или других правовых или нормативных актов (кроме того, он может только предполагать такое нарушение, но не без оснований)
  2. идентификация водителей, пассажиров или самого транспортного средства, а также перечисленные выше
  3. специальные меры по снижению аварийности и последствий,
  4. Также, если есть основания для прекращения действия пунктов 84.1-84.3 и 84.11 Правил (пункты 1-3 и 11 в списке приостановленных корней выше).

Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС

Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *