Защита прав работников. Часть 32

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав работников. Часть 32». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Комментарии к ст. 356 ТК РФ

1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве — в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) — в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.

Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.

Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.

При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.

4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.

Другой комментарий к Ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Для реализации возложенных на нее задач федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий.

Задача обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина реализуется посредством осуществления органами федеральной инспекции труда следующих полномочий: проведение надзорно-контрольной деятельности за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, устранению причин нарушений законодательства о труде; рассмотрение дел об административных правонарушениях; выработка заключений по проектам нормативных документов; безвозмездное получение необходимой информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и иных организаций; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.

Читайте также:  Как самостоятельно закрыть ИП. Пошаговая инструкция

При реализации задачи распространения информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует причины выявленных нарушений законодательства о труде; информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников; информирует общественность о выявленных нарушениях.

Анализ действующего законодательства осуществляется посредством обобщения практики применения законодательства о труде; подготовки предложений по его совершенствованию. Ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства представляются Президенту РФ, в Правительство РФ и подлежат опубликованию.

2. Для выполнения возложенных на них задач федеральная инспекция труда и ее территориальные органы вправе привлекать квалифицированных экспертов (прежде всего в области медицины, механики, электричества и химии). Условия привлечения экспертов определяются соглашением между органами федеральной инспекции труда, с одной стороны, и экспертом либо соответствующим органом исполнительной власти, организацией, с которой эксперт состоит в трудовых отношениях, — с другой стороны.

3. Органы федеральной инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.29 — 5.34, 5.44 КоАП.

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

1. Деятельность уполномоченного органа реализуется в рамках полномочий, которыми наделен соответствующий орган в силу предписаний закона. Полномочия Роструда, который на сегодняшний день является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, детализированы в Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, причем они в значительной степени отличаются от положений комментируемой статьи. В связи с тем, что в настоящее время специально уполномоченным органом в области государственного контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства является Роструд, то именно ему присущи полномочия, перечисленные в комментируемой статье.

Одним из основных полномочий службы является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного полномочия осуществляется посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная функция Роструда включает в себя ряд административных процедур:
— планирование надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;
— организацию и проведение плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— организацию и проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— обеспечение уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Проверка, осуществляемая в рамках контрольно-надзорной деятельности, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:
— отсутствуют основания для проведения проверки;
— предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
— проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Основанием для неисполнения государственной надзорной функции может являться невозможность проведения государственного надзора в связи со следующими обстоятельствами:
— ликвидация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке;
— наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

2. Реализация полномочий Роструда заключается не только в проведении проверок соблюдения требований действующего законодательства, но и требует анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятия мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Анализ причин правонарушений требует заполнения форм, установленных приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 ноября 2011 года N 280 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию», отражающих основные показатели такого анализа и направления последующей деятельности в части предотвращения возможности совершения правонарушений в будущие периоды деятельности работодателя. При проведении анализа причин нарушений трудового законодательства рассматриваются все обстоятельства, при которых совершено нарушение, в целях устранения таких обстоятельств и недопущения их повторного совершения.

Анализ указанных обстоятельств является основанием для обобщения причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовки предложений по их совершенствованию. Таким образом, результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда являются основанием совершенствования действующих правовых норм в целях устранения потенциальной возможности совершения отдельных правонарушений.

3. Одним из способов пресечения правонарушений является привлечение виновных лиц к ответственности. Применению мер ответственности предшествует рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченным органом. Нарушения норм трудового законодательства должны быть установлены достоверно в рамках административного разбирательства, последствием которого может выступать применение мер ответственности к нарушениям.

Проведение административного разбирательства может осуществляться только уполномоченными должностными лицами Роструда с обязательным оформлением необходимых проце��суальных документов. В случае если результаты административного разбирательства выходят за рамки компетенции Роструда, то они вместе с материалами административного дела подлежат передаче по подведомственности, т.е. уполномоченному органу.

Положения комментируемой статьи, устанавливая обязанность соблюдения общих условий разграничения предметов компетенции отдельных органов государственной власти, определяют широкий круг субъектов, в отношении которых может производиться передача административного дела. Определение уполномоченного субъекта в данном случае производится в соответствии с компетенцией соответствующего субъекта. Такая передача осуществляется по подведомственности иному органу государственной власти, органу местного самоуправления, правоохранительному органу или суду.

Указанный спектр субъектов свидетельствует о необходимости соблюдения разграничения предметов ведения отдельных органов, а также специального порядка принятия решения в отношении отдельных видов правонарушений, например, исключительно в судебном порядке или на основании решения правоохранительного органа. В то же время рассмотрение результатов административного производства может способствовать выявлению признаков состава преступления, а соответственно, требует передачи дела в следственные органы или прокуратуру. Должностное лицо Роструда самостоятельно оценивает все полученные доказательства и определяет необходимость их передачи иному органу, о чем уведомляет руководителя в порядке административной подчиненности. Передача материалов административного дела осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия таких органов.

Читайте также:  Списание дебиторской задолженности — Ответ Бухгалтера

4. Одним из наиболее серьезных правонарушений в сфере труда является необеспечение условий охраны труда работников, следствием которого является несчастный случай на производстве. В подобных случаях должностные лица Роструда анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно.

Порядок реализации указанных полномочий определяется постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». На расследование несчастных случаев органами и должностными лицами Роструда в полной мере распространяются общие положения, установленные ТК РФ. Служба не только участвует в расследовании несчастных случаев, но также осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения таких расследований иными уполномоченными лицами. Закон вменяет в обязанности должностных лиц Роструда проведение проверок соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Органы надзора за соблюдением трудового законодательства

Надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства посвящена в первую очередь гл. 57 ТК РФ, а также другие нормативно-правовые акты.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

9 марта 2004 г. согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба по труду и занятости. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, а также Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, — федеральную инспекцию труда.

В отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Так, например, подобный надзор в промышленности и энергетике производит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано в суде в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Надо отметить, что инспекциям по труду предоставлены широкие полномочия, а также права по их реализации, которые направлены на защиту интересов работников.

Читайте также:  Как можно тонировать авто по закону в 2023 году

Ответственность за воспрепятствование проверке и невыполнение требований инспектора

В соответствии со ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей — в нашем случае таким должностным лицом является государственный инспектор — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.

Невыполнение же в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа по ст. 19.5 КоАП:

  • на граждан — от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Основные формы надзора и контроля

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.

Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.

Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.

Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.

Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.

Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.

Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:

  • отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
  • отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
  • или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации,
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие),
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм,
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф),
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку,
  • даты начала и окончания инспекции.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Основные формы надзора и контроля

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Основные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, регулируются Трудовым Кодексом. Согласно ст.356 ТК РФ, при нарушении прав в сфере труда, работник имеет право обратиться с жалобой или заявлением в инспекцию труда.

После написания жалобы ГИТ начинает проверку. Проверка может проводиться без выезда на предприятие (документарная) или с выездом (внеплановая проверка ГИТ). По итогам проверки, при выявлении несоблюдения норм ТК РФ, работодателя обязывают устранить нарушения в определенный срок. Если нарушение серьезное, на работодателя может быть наложен штраф.

Если на предприятии постоянно нарушаются права работников, то инспекция может приостановить деятельность организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *