Формы предварительного расследования и их соотношение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы предварительного расследования и их соотношение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Окончание предварительного расследования

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Комментарий к ст. 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).

3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.

4. О дознании см. коммент. к ст. 223.

5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.

Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:

— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.

Приостановление и возобновление предварительного следствия

В процессе предварительного расследования нередко возникают различные объективные обстоятельства, исключающие возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, которые, в свою очередь, делают невозможным окончание досудебного производства по уголовному делу и направление его материалов в суд. Такие обстоятельства могут существовать довольно длительный период времени и обусловливают процессуальную пассивность органов предварительного расследования. Поэтому законодатель предусматривает возможность приостановления предварительного расследования.

Приостановление предварительного следствия — это временное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отношений, обусловленное объективно сложившимися обстоятельствами, исключающими возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Таким образом, основания для приостановления предварительного расследования всегда представляют собой объективные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Эти основания регламентированы ч. 1 ст. 208 УПК. Условно их можно разделить на две группы:

1) основания, обусловленные процессуальными сроками, по которым приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении установленного по данному уголовному делу срока до знания или предварительного следствия. Эта группа включает два следующих основания: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2) основания, не обусловленные процессуальными сроками, по которым предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания его срока. В эту группу включены следующие основания: а) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; б) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. К подобным заболеваниям относятся психические расстройства и болезни, лечение которых проистекает в медицинских стационарах или при постельном режиме.

При этом вне зависимости от основания предварительное расследование может быть приостановлено только в случае, если по уголовному делу выполнены все остальные следственные действия и иные процессуальные мероприятия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и приняты меры по его установлению либо розыску (ч. 5 ст. 208 УПК).

Процессуальное решение о приостановлении предварительного расследования оформляется постановлением дознавателя или следователя, копия которого направляется прокурору. О приостановлении предварительного расследования уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Одновременно им разъясняется порядок обжалования данного решения руководителю следственного органа, прокурору или в суд. В случае приостановления предварительного следствия по не обусловленным процессуальными сроками основаниям об этом уведомляются также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.

На практике нередко возникает ситуация, когда по уголовному делу, расследуемому в отношении нескольких лиц, основания для приостановления касаются не всех, а только одного или нескольких соучастников. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 208 УПК уголовное дело в отношении этих лиц может быть приостановлено после выделения в отдельное производство в порядке ст. 154 УПК.

По приостановленному уголовному делу не допускается проведение ни следственных действий, ни иных процессуальных мероприятий, а также вынесение постановлений, направленных на решение задач предварительного расследования.

Вместе с тем в целях завершения досудебного производства и на правления его материалов в суд законодатель обязывает следователя (дознавателя), приостановившего уголовное дело, осуществлять различные непроцессуальные мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, исключивших участие подозреваемого или обвиняемого (ст. 209 УПК). В частности, это может выражаться в направлении в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям запросов, писем, телефонограмм и в истребовании от них различных документов.

Более того, следователь вправе по приостановленному уголовному делу поручать органам дознания проведение различных ОРМ, в том числе организацию розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, и контролировать ход их осуществления.

В частности, Председатель Следственного комитета РФ предписывает следователям вверенного ему ведомства не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего ОРД, а в необходимых случ��ях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу.

Розыск представляет собой систему непроцессуальных мероприятий, направленных на установление места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого в целях его фактического задержания и доставления в органы предварительного расследования (ст. 209 УПК). По территории проведения розыск может быть: местным, федеральным или международным. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Поэтому следователь (дознаватель) либо выносит отдельное постановление о розыске лица, либо указывает об этом в постановлении о приостановлении предварительного расследования. В случае обнаружения разыскиваемого он может быть задержан органом дознания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном гл. 12 УПК. При наличии соответствующих оснований в отношении его может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.

Возобновление приостановленного предварительного следствия — это процессуальная процедура, которая заключается в восстановлении всех ранее приостановленных правоотношений ввиду устранения обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном деле лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, или ввиду появления новых обстоятельств, требующих производства ряда процессуальных мероприятий без его участия.

Так, согласно ч. 1 ст. 211 УПК предварительное расследование возобновляется в случаях, если: а) отпали основания его приостановления; б) возникла необходимость производства новых следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого. Решение о возобновлении производства по уголовному делу оформляется соответствующим постановлением следователя (дознавателя). О возобновлении предварительного расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и другим заинтересованным лицам, а так же прокурору.

Уголовное дело может быть также возобновлено на основании постановления прокурора (ч. 11 ст. 211, ч. 31 ст. 223 УПК), руководителя следственного органа — для предварительного следствия (ч. 2 ст. 211 УПК) либо руководителя подразделения дознания — для дознания (ч. 31 ст. 223 УПК) в связи с отменой постановления следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя о приостановлении предварительного расследования.

Органы предварительного расследования преступлений

Военные следственные управления возглавляют их руководители, назначаемые на должности и освобождаемые от должности, по которой предусмотрено присвоение воинского звания высшего офицера (от генерал-майора юстиции и выше), Президентом РФ, а также руководители, назначаемые на должности и освобождаемые от должности, по которой предусмотрено присвоение воинского звания старшего офицера (до полковника юстиции включительно), Председателем Следственного комитета. Руководители военных следственных управлений окружного звена имеют первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников.

Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Эффективность деятельности органов предварительного следствия по предупреждению преступлений складывается из следующих элементов: 1.Выполнение следователем требований ч. 2 ст. 158 УПК выявление причин и условий способствующих совершению преступлений. 2.В соответствии с п. 2 постановления пленума верховного суда Российской Федерации «О повышении роли судов в выполнении требований закона направленных на выявление обстоятельств способствующих совершению преступлений и других правонарушений» принять меры к устранению причин и условий способствующих совершению преступлений. 3.Информирование сотрудников следственных подразделений по средствам массовой информации, сети Интернет, газетах по конкретным делам.4.Осуществление профилактической работы следователя на закрепленных участках обслуживаемой территории. Эффективность деятельности сотрудников следственных подразделений по предупреждению преступлений будет определятся тем, в какой мере выполняются обязанности прямо предусмотренные ч. 2 ст. 158 УПК РФ и п. 2 постановления пленума верховного суда Российской Федерации «О повышении роли судов в выполнении требований закона направленных на выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других правонарушений». Кроме того эффективность работы следственных подразделений в предупреждении преступлений, также будет завесить от качества и действительности вносимых представлений по устранению причин и условий способствовавших совершению преступлений. Именно эффективность выполнения следственными подразделениями профилактических работ, будет способствовать формированию благоприятных тенденций в состоянии и динамики преступности. И наоборот если в деятельности следственных подразделений не будет действительности в выносимых представлениях, выносимые представления будут не качественными и низкого уровня, то данное обстоятельства могут способствовать развитию неблагоприятных тенденций и увеличением преступности.

Читайте также:  Условия получения пособия по безработице через портал «Работа России»

Вам может понравиться => Федеральный Пенсионер Это

Сотрудники органов предварительного следствии, осуществляющие предварительное расследование по уголовным делам, одни из первых сталкиваются с совершенным общественно опасны деяний запрещенных уголовным законодательством. Именно от компетенции сотрудников предварительного следствия, их профессиональной подготовленности, настойчивости, инициативности зависит раскрытие и расследование преступлений, установление лиц причастных к совершению преступления, сбор и обобщение доказательств полученных в ходе предварительного расследования, которое обеспечивает осуществление справедливого правосудия по уголовным делам и реализацию задач уголовного судопроизводства. Именно следователь при производстве неотложных следственных действий (осмотр места происшествия, опрос потерпевшего, свидетелей и т.д.) выявляет причины и условия, которые способствовали совершению преступления или могут в последствии, сыграть такую роль. Кроме этого сотрудники органов предварительного расследования согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ должны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. О необходимости выявления причин и условий совершения преступления и их устранении говорится в п. 2 постановления пленума верховного суда Российской Федерации «О повышении роли судов в выполнении требований закона направленных на выявление обстоятельств способствующих совершению преступлений и других правонарушений»[12]согласно которому «При рассмотрении уголовного дела суду необходимо проверять, выявлены ли в ходе предварительного расследования причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, приняты ли меры к их устранению. Когда в материалах дела имеется представление органа дознания, следователя или прокурора об устранении указанных причин и условий, суд должен установить, приняты ли руководителями соответствующих предприятий, учреждений и организаций необходимые меры по представлению. Если меры приняты не были, надлежит указать об этом в частном определении (постановлении) и при наличии к тому оснований поставить перед вышестоящим органом вопрос об ответственности должностного лица».

Чем отличается следствие от дознания

Определение 1
Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

тема подробнее , а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК. Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности. После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться. Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым. Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток. После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней. И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., средний: 4,70 из 5)

Соотношение форм предварительного расследования.

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник , начальник специализированного подразделения дознания, , .

На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах): 1) предварительное следствие 2) дознание.

ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится последующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания».

Определение 1
Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

тема подробнее , а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание. Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Дознание проводится при расследовании преступлений, расследование которых не представляет большой сложности и являются менее общественно опасными по сравнению с преступлениями, расследование которых осуществляется в форме предварительного следствия.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передаёт уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности (ч.5 ст.152 УПК).

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Рассматривая вопрос об общих условиях производства следственных действий, необходимо обратиться к ст. 164-170 УПК РФ. Характеристику отдельных следственных действий рекомендуется давать по следующему плану: 1) понятие, цели, основания, виды; 2) оформление решения; 3) состав участников; 4) процессуальный порядок производства; 5) фиксация хода и результатов.

Раскрытым преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу. Предварительное расследование производится в двух формах предварительного следствия и дознания.

Сравните проверку показаний на месте со следственным экспериментом, допросом на местности и осмотром участка местности.

В ходе прохождения мною учебной практики я имела возможность изучить методику проведения некоторых процессуальных действий (осмотр места происшествия, допрос, обыск, выемка), лично присутствуя на них.

Как субъект уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление счита��тся раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ.

В отличии от предварительного следствия, при производстве дознания оно имеет статус подозреваемого. Уголовно-процессуальное доказывание по делу осуществляется в отношении подозреваемого. Статус обвиняемого приобретается после составления обвинительного акта, которым заканчивается дознание (ч. 1 ст. 225 УПК РФ).

Раздел VIII. Предварительное расследование (ст. 150 — 226)

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно — процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, ее формы, организации, органы, осуществляющие ее, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

  1. Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования. 8
  2. Полномочия следователя. 10
  3. Обязанности органов дознания. 14
  4. Общие условия производства предварительно следствия. 17

Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность // Большая советская энциклопедия. — М., 1970.

Клир Дж. Системология.
Автоматизация решений системных задач. — М., 1990.

Гончан Ю. А. Функциональный анализ уголовного судопроизводства: постановка проблемы // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): мат-лы междунар. науч,-практ. конф. — Екатеринбург, 2005. — Ч. 1.20. Сроки дознания и предварительного следствия порядок исчисления и продления? Шакуров Р. X. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. Исходя из анализа главы 22 УПК РФ, которая регламентирует производство предварительного следствия, можно сделать вывод о том, что систему предварительного следствия составляют следующие действия и решения процессуального характера: принятие следователем уголовного делак производству; выполнение следственных и иных процессуальных действий; привлечение лица в качестве обвиняемого; применение мер процессуального принуждения, приостановление предварительного следствия; окончание предварительного следствия.

Читайте также:  Все о смене юридического адреса: процедура, риски, документы

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание. Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления. Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

  • 1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;
  • 2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;
  • 3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь;
  • 4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.
Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для обще��тва, трудоемки и сложны в расследовании.

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).

Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.

Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Предварительное расследование преступлений осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания (в общем порядке / в сокращенной форме). Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением УД о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК.

Дознание производится:

а) по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК (например, ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 158 и др.);

б) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.

По письменному указанию прокурора уголовные дела, расследование по которым производится в форме дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование большинства уголовных дел осуществляется именно в форме предварительного следствия. Осуществляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В свою очередь, дознание является упрощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании. Т. е. в основу подразделения кладется тяжесть совершенного преступления.

Эти две формы соотносятся как две части одного целого.

Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Различия между дознанием и предварительным следствием.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1). Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком. Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

  • Проблемные стороны правового положения прокурора в досудебном уголовном процессе
  • Криминологическая характеристика несовершеннолетнего осужденного
  • Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот древесины в связи с изменениями в лесном законодательстве
  • Специалист как субъект уголовного процесса
  • Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц при их создании

ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

Читайте также:  Что нужно знать о приёмной кампании в вузы в 2023 году

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, проводит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаружение и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предварительного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причиненного преступлением. А это в свою очередь затруднит выполнение цели и задач уголовного судопроизводства, установления лица, совершившего преступление и назначения виновным справедливого наказания. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

«Ускоренное» дознание, т.е. в порядке ст.ст. 223-225 УПК РФ, как уже отмечалось, производится в течение 30 суток (с учетом продления – до 60 суток). Дальнейшее продление срока данного вида дознания законом предусмотрено в ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ. Такое возможно лишь в необходимых и исключительных случаях (многоэпизодные дела, с большим количеством участников, производство судебной экспертизы, исполнение запросов о правовой помощи) по правилам продления предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).

3) по уголовным делам, возбуждаемым по факту исчезнове­ния лиц в соответствии с п. 2 ст. 167 УПК до установления об­щественно опасного деяния, предусмотренного уголовным за­коном. Это дознание является самостоятельным видом дозна­ния, так как его нельзя отнести ни к одному из первых двух.
Дознание, проводимое в связи с исчезновением лица, не охва­тывается дознанием, предусмотренным ст. 186 УПК. Дознание,предусмотренное указанной статьей УПК, проводится по всемпреступлениям, уголовные дела о которых подследственны сле­
дователю.

2) срок производства дознания в соответствии со ст. 188 УПКне может превышать одного месяца со дня возбуждения уголов­ного дела и до дня передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу, в то время
как срок производства предварительного следствия, согласно ч. 1 ст. 190 УПК, — не более двух месяцев.

Таким образом, практический смысл заключается в экономии времени и ресурсов при расследовании простых правонарушений, в которых преступник очевиден, а доказывание его вины не представляет особой сложности. Это позволяет почти сразу передать дело в суд. В этом и заключается коренное отличие предварительного следствия от дознания.

  • инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
  • органы ФССП РФ;
  • начальники военных частей;
  • капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
  • главы дип. представительств и консульств РФ.

Основные же различия заключаются в том, что дознание (см. § 3 данной главы учебника) и предварительное следствие (см. §4 данной главы учебника) осуществляются разными органами. В опреде­ленных случаях дознание предшествует предварительному след­ствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуаль­ных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определе­нии, органы предварительного расследования наделяются законода­телем специальными полномочиями, которые в основном перечисле­ны в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказа­тельств виновности (или невиновности) лица в совершении преступ­ления. Если органами предварительного расследования собраны до­казательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выво­ды в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

  • 1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.
  • 2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.
  • 3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.
  • 4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.
  • 5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

Соотношение форм предварительного расследования

Форма предварительного расследования — это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.

как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст. 38, 41 УПК РФ);

соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);1) в производстве каждой из форм расследования разными органа­ми (ст. 38, 40 УПК);Соотношение предварительного следствия и дознания. К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся.

От оптимальности правового регулирования во многом зависит эффективность предваритель­ного расследования. Следует отметить, что УПК Казахстана содержат достаточно много проти­воречий и неточностей. Некоторые формулировки весьма громоздки.

  • этим не ухудшится положение подсудимого;
  • не нарушится его право на защиту;
  • не будет вменено обвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.
  • составлением обвинительного заключения;
  • вынесением постановления о прекращении уголовного дела;
  • вынесением постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о примене­нии принудительных мер медицинского характера.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия

По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • следователями органов федеральной службы безопасности;
  • следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
  • дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

Формы (виды) предварительного расследования: дознание и предварительное следствие

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, проводит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаружение и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предварительного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причиненного преступлением. А это в свою очередь затруднит выполнение цели и задач уголовного судопроизводства, установления лица, совершившего преступление и назначения виновным справедливого наказания. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

«Ускоренное» дознание, т.е. в порядке ст.ст. 223-225 УПК РФ, как уже отмечалось, производится в течение 30 суток (с учетом продления – до 60 суток). Дальнейшее продление срока данного вида дознания законом предусмотрено в ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ. Такое возможно лишь в необходимых и исключительных случаях (многоэпизодные дела, с большим количеством участников, производство судебной экспертизы, исполнение запросов о правовой помощи) по правилам продления предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *