Кто непосредственно осуществляет государственное управление охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто непосредственно осуществляет государственное управление охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

Комментарий к ст. 216 ТК РФ

1. Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и на уровне отдельной организации.

В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

2. Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

    1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

    2. расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

    3. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

    Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда.

    Государственные инспекторы труда имеют право:

      1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

      2. осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

      3. запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

      4. предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

      5. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

      6. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

      7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

      8. запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

      9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.

      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 9.

      Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия челове��а (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

      Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

      Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.

      В нутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

      В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действует Государственная экспертиза условий труда в следующем составе:

      • Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

      • государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

      Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

      Другой комментарий к статье 216 Трудового Кодекса РФ

      Федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за охрану труда, является Минздравсоцразвития России, которое управляет охраной труда, а также выполняет многообразные функции, в том числе самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

      — перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

      — предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

      — порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ;

      — положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

      — правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

      — межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

      — типовые нормы труда;

      — нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

      — нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

      — нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

      — нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

      — рационы лечебно-профилактического питания;

      — перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

      — перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

      — перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

      — критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

      — методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

      — типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

      Читайте также:  КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

      Минздравсоцразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями осуществляет контроль за реализацией законодательства о труде, соблюдением установленных социальных гарантий и др.

      Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Указанные органы обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития России.

      Кроме того, профсоюзы имеют право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (ст. 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

      Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.

      В ч. 6 установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъекта РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также разрабатывают и реализуют региональные программы и мероприятия в области охраны труда.

      Что может Минтруда в отношении безопасности работ?

      Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:

      1) порядках:
      • назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат;
      • осуществления госэкспертизы УТ;
      • обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР;
      • определения уровней профрисков;
      • расследования НС и ПЗ;

      2) типовых инструкций;

      3) перечней:
      • факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко;
      • ежегодных мероприятий по ОТ (типовой);
      • работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет;
      • услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;

      4) норм, по которым:
      • выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ;
      • организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;

      5) правил:
      • безопасной организации разных видов и категорий работ;
      • финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;

      6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;

      7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.

      Государственная экспертиза условий труда

      За создание и утверждение методологии и последовательности выполнения государственной экспертизы условий труда отвечает Минтруд. Он устанавливает списки материалов, которые нужно предоставить на экспертизу (зависит от особенностей объекта, по которому проводится экспертиза). Для этого разрабатываются специальные административные регламенты.

      Структура государственного управления охраной труда

      Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

      Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

      Понятие государственного управления охраной труда

      Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

      Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

      • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
      • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
      • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
      • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

      Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

      Структура государственных органов, занимающихся охраной труда

      На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:

      Ступень иерархии госуправления Функции
      Федеральный уровень (общегосударственный уровень) Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
      Региональный уровень (уровень субъекта РФ) Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
      Муниципальный уровень (местный уровень) Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
      Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

      Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда

      Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?

      Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.

      Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?

      Ответ: Государственные инспекции по труду — это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.

      Обязанности представителей органов государственной охраны труда

      Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

      Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства. Причем для каждой из них существуют свои критерии оценки безопасности. Однако они не должны противоречить положениям Трудового Кодекса и Конституции РФ.

      Служба охраны труда в организации

      В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

      В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

      При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

      Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

      Кто осуществляет государственное управление охраной труда

      Во главе федеральных органов исполнительной власти стоит Правительство РФ, занимающее также лидирующую позицию при решении вопросов безопасности и охраны труда. Правительство РФ отдельные функции выполняет непосредственно силами властей, а на выполнение других задач предоставляет полномочия Министерству труда и иным федеральным органам.

      Таким образом, Правительство РФ:

      • занимается распределением полномочий в сфере охраны труда между ветками федеральных властей;
      • закрепляет в нормативных актах положения, регулирующие деятельность федеральных органов в области охраны труда и уточняющие подконтрольность и взаимодействие государственных органов между собой.

      Федеральные органы, получившие полномочия от Правительства РФ в сфере охраны труда, вправе выполнять перечисленные функции: разрешительные, координирующие, надзорные, исполнительные, контрольные и другие. Федеральные исполнительные власти осуществляют руководство охраной труда на территории всех регионов России в пределах переданных им полномочий.

      Однако, отдельные полномочия они вправе передавать органам местного самоуправления, но только если такие действия не нарушают нормы действующего законодательства (федерального и местного).

      Основные этапы по внедрению

      Внедрение СУОТ разбивается на следующие этапы:

      1. Предварительный анализ. Анализируется вид деятельности организации, входит ли она в какой-либо класс профессионального риска, определяется наиболее безопасный вид производственного процесса, выбираются оборудование и технологические линии, подготавливается территория и т.д. Для сотрудников подбираются СИЗ, организуется предварительный и периодический медосмотры. Подготавливаются гарантии и компенсации за работу в опасных или вредных условиях;
      2. Планирование СУОТ. Определяются концепция, цели и задачи в области охраны труда;
      3. Разработка и применение. Распределяются обязанности и проводится подготовка и обучение персонала. Обеспечивается доступность информации и подготавливается документация. Проводятся меры по предупреждению профзаболеваний и травматизма;
      4. Проверка СУОТ. Обеспечивается как текущий, так и реагирующий контроль. Проводится аудит СУОТ.
      5. Анализ функционирования.

      Работодателю необходимо анализировать работу СУОТ с определенной периодичностью, так как это обеспечит ее постоянную адекватность ситуации и результативность. В ходе анализа обязательно оцениваются возможности для улучшения, необходимость изменений.

      Для анализа используется следующая информация:

      • результаты аудита;
      • жалобы и иные сообщения от заинтересованных сторон;
      • показатели предприятия в сфере ОТ;
      • степень выполнения поставленных перед СУОТ целей;
      • результаты проведенных на предприятии расследований, а также действий по коррекции и предупреждению производственного травматизма;
      • итоги предыдущих анализов;
      • описание изменяющихся обстоятельств, в том числе новых требований со стороны законодательства;
      • список рекомендаций по улучшению.

      После проведения анализа могут появиться решения или предприниматься действия, направленные на изменения в параметрах СУОТ, которые направлены на ее улучшение. При этом все выводы обязательно документируются и доводятся до сведенья ответственных лиц и комитета по охране труда.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *