Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.
Читайте также:  Налог на колодцы должны платить не все

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)

В каких случаях требуется аудиторское заключение?

Бухгалтерская отчетность, подлежащая опубликованию должна включать аудиторское заключение (п. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете) С 1 января 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности представляется только в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Особенности осуществления аудита

Для того, чтобы сделать обязательный аудит, сначала проводится исследование всех активов и пассивов, а также расходов и доходов. Далее изучается действие различных факторов и делается политика учета, осуществляется изучение характера движения денег и сравнивается прогноз руководства, а далее будет рассмотрено будущее развитие бизнеса. Согласно уровням доходов и финансовой общей ситуации, компания может уже далее развивать свой бизнес. Большую роль здесь будут играть показатели общего оборота, аккуратность и четкость учета, объемы материальных запасов, кредиторская и дебиторская задолженность, инвестиции, учтенные обязательства и даже детали инвентаризации.

Обязательный аудит идет с предварительного общего планирования, сначала идет знакомство с самой фирмой, определяется объем работ, исчисляется стоимость услуг и затем делается договор. Теперь аудиторы составят четкий план дальнейших действий и определят характер работы, теперь уже начинается и сама проверка компании. Здесь обязательно идет анализ финансовой отчетности и проверка на соответствие работы компании законодательным стандартам. Согласно итогам сделанной проверки, будет составлен отчет, то есть официальный документ для оценки достоверности работы компании.

Требуется, чтобы сделанный отчет имел все данные о трудностях работы организации, которые были уже обнаружены благодаря финансовому аудиту. Документ будет содержать еще рекомендации от специалистов, что требуется для уменьшения дальнейших финансовых рисков. Заказчик должен будет получить на руки после аудита «Аудиторский итог», где говорится о реальности информации, предоставленной для аналитической работы специалистов, а также заказчик получит экспертизу имущественного положения и документ о качестве работы самой фирмы.

У аудиторских современных компаний имеется солидный опыт в проведении аудита для самых различных компаний страны, так как такой проект имеет слишком много сложностей и своих уникальных особенностей, которые будут зависеть от сферы общей деятельности самой фирмы. Аудиторы должны быть очень внимательными и добросовестными, а кроме аудиторской стандартной услуги могут еще оказывать консультации, которые будут касаться налогов, управления, автоматизации и структурирования фирмы. Чтобы избрать аудиторские компании для своей фирмы, можно просмотреть рейтинг РА «Эксперт», где указаны лучшие аудиторские консалтинговые группы.

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Читайте также:  Время и место открытия наследства по закону

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Аудиторская проверка ООО — правовое регулирование

Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения аудита, является закон «Об аудиторской…» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Согласно ст. 1 данного закона аудит представляет собой комплекс проверочных мероприятий, проводимых для составления профессионального и компетентного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. При этом в силу п. 5 ст. 1 закона № 307 аудит является самостоятельным и независимым видом контроля отчетности и не подменяет собой другие (в частности, не влияет на порядок проведения камеральных или выездных налоговых проверок).

Согласно ст. 3, 4 закона № 307 аудит вправе осуществлять соответствующие коммерческие организации, входящие в состав членов СРО, либо ИП, имеющие квалификационные аттестаты и также входящие в СРО.

Выполняется аудит, согласно ст. 14 закона № 307, на основании договора, заключаемого между аудитором и проверяемой организацией. На данный договор помимо норм указанного закона распространяются также требования главы 39 ГК РФ, в которой прописаны основы сделки по возмездному оказанию услуг.

Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2022 году

До 2022г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Аудит финансовой бухгалтерской отчетности, проводимый в обязательном порядке, должен выявить соответствие результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия нормам действующего законодательства, а также подтвердить достоверность сведений, содержащихся в бухгалтерских документах.

Аудиторы должны при проверке руководствоваться утвержденными процедурами проверки учетной информации и придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Читайте также:  Документы при приеме на работу

Кроме того, аудиторы руководствуются следующими документами:

  • Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации;
  • «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» (согласно Приказу Министерства финансов № 34н от 29.07.1998 года);
  • Положением «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным Приказом Министерства финансов № 43н от 06.07.1999 года;
  • Приказом Министерства финансов № 66н от 02.07.2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

Все выявленные нарушения и отклонения обязательно должны быть указаны в письменном отчете, а руководство предприятия должно быть ознакомлено с этим отчетом.

Цели и задачи процесса

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — сложная процедура, заключающаяся в тщательном изучении и анализе всех документов фирмы. Основной целью процесса выступает подтверждение того, что все имеющиеся сведения являются достоверными и актуальными.

Процедура проверки может выполняться работниками компании или специально приглашенными аудиторами. Независимые аудиторы должны обладать правом на такую деятельность и обладать лицензией на выполнение проверки.

В крупных компаниях наиболее часто открываются собственные отделы аудита и ревизии. Сотрудники этого отдела занимаются регулярной проверкой отчетности, чтобы выявить ошибки, нарушения в работе бухгалтеров или вовсе незаконную деятельность со стороны сотрудников фирмы.

Внешний аудит проводится только независимыми экспертами, которые не заинтересованы в результатах процедуры.

Когда требуется добровольный аудит?

Добровольная юридическая проверка бухгалтерской отчетности проводится по инициативе предпринимателя. Наиболее часто данная процедура необходима в следующих ситуациях:

  • требуется привлечь инвесторов для расширения бизнеса, поэтому руководитель должен передать потенциальным партнерам подтверждение законности работы и достоверности бухгалтерской отчетности;
  • возникает необходимость оформить банковский кредит;
  • проводится процесс часто перед налоговыми проверками, что позволяет убедиться, что в документах отсутствуют ошибки и нарушения, за которые фирма может привлекаться к ответственности;
  • у руководителя фирмы возникают сомнения в компетентности или честности сотрудников.

Цель может быть совершенно любой, но при этом работники фирмы не имеют права отказывать в передаче или анализе документов. Руководитель фирмы может пользоваться услугами независимых экспертов или привлекать для проверки собственных работников.

Какие организации обязаны проходить аудит

Предпринимателю или владельцу фирмы важно знать, подлежит ли его бизнес обязательной проверке финансовой отчетности организации. Чтобы выяснить данное обстоятельство, нужно обратиться к 5 статье указанного выше федерального закона. Статья довольно объёма и содержит очень подробный перечень направлений. Например, все государственные корпорации обязаны проходить данную процедуру ежегодно. Относительно частных фирм и компаний можно резюмировать, что только несколько разновидностей подлежит обязательному аудиту:

  • Разновидности АО (ОАО, ЗАО, ПАО).
  • Кредитные организации (в том числе микрофинансовые).
  • НПФ (негосударственные пенсионные фонды).
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Организаторы азартных игр.
  • Объединение туроператоров и отдельные туроператоры, работающие в сфере выездного туризма.
  • Политические партии.
  • Саморегулируемые организации (НКО, объединяющие предпринимателей в определённой отрасли производства).
  • Инвестиционные фонды.
  • Страховые фонды.

Цели и задачи обязательного аудита

Главная цель обязательного аудита — это оценка достоверности и законности данных, представленных в отчетной бухгалтерской документации. Исходя из основной цели обязательного аудита, к его основополагающим задачам можно отнести:

  • оценку общего уровня ведения бухгалтерской отчетности;
  • оценку достоверности и законности данных, указанных в документах;
  • помощь руководству организации путем определенных рекомендаций на основании найденных недочетов и нарушений;
  • проверку соответствия налоговых платежей текущему государственному законодательству;
  • оценку перспектив роста финансовых резервов организации (так называемый перспективный анализ).

Таким образом, проводя проверку, аудитор должен составить свое мнение о проверяемом предприятии по таким критериям, как общая приемлемость документации, ее обоснованность и законченность, правильность оценок, классификаций и разделений, а также аккуратность в процессе составления отчета и степень его раскрытости.

Бухгалтерские отчеты представляют собой упорядоченный систематизированный комплекс сведений об имеющихся активах и обязательствах предприятия, а также о результатах его деятельности в финансовом выражении.

Функции бухгалтерских отчетов:

  • информационная, то есть давать сведения об общем финансовом положении субъекта;
  • контрольная, то есть обеспечивать возможность сверки бухгалтерских показателей с фактическим положением дел.

Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько классификаций отчетности:

  • В соответствии с временным критерием она бывает годовой и периодической (полугодовой, квартальной, месячной и т.п.).
  • В зависимости от полноты представленной информации ее делят на внутреннюю (для собственных нужд) и внешнюю (для сторонних пользователей).
  • По степени агрегирования показателей отчетность может быть первичной и сводной. Первая строится на основе первоисточников (накладных, счет-фактур и прочей документации). Вторая компонуется на основе первичной путем объединения и обобщения представленных показателей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *