Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации

На защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, направлен Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1).

В соответствии со статьей 28 Закона №1244-1 все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 рублей, независимо от места проживания.

Страховым событием в данном случае является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.

Граждане, пребывавшие в зоне чернобыльской катастрофы, имеют право на заключение договора добровольного государственного страхования здоровья в связи с риском развития заболевания, связанного с воздействием радиации, в любых страховых компаниях. Условия страхования и суммы выплат определяются договором.

Проведение обязательного бесплатного государственного страхования пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 года №851 «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее Постановление №851) возложено на Российскую государственную страховую компанию.

Пунктом 2 Постановления №851 установлено, что органы государственного страхования Российской Федерации несут страховую ответственность с 26 апреля 1986 года, то есть с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выплачивают страховые суммы пострадавшим гражданам или их наследникам в следующих размерах:

  • в случае смерти застрахованного — 200-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
  • при установлении застрахованным лицам инвалидности:
    • I группы — 150-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
    • II группы — 100-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
    • III группы — 50-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
  • застрахованным, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, — 30-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты.

Следует учитывать, что выплата страховых сумм производится только в том случае, если в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством РФ, имеется указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Выплаты страховых сумм производятся с учетом ранее выплаченных застрахованному сумм по данному виду страхования и не должны превышать размера 200-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, при этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению, в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и по другим видам страхования.

Финансово-экономическая деятельность

Расходы по выплатам за вред здоровью, причиненный вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Категория граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации.

Нормативные правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации аварии на ПО « МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча».


Право – ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, ликвидации аварии на ПО « МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» распространяется на следующих граждан:

инвалидам ЧАЭС, ПО « МАЯК» I и II групп. Срок предоставления государственной услуги – ежегодно, в 2021 году размер выплаты составляет 1696,55 руб.

Инвалидам ЧАЭС, ПО « МАЯК» III группы. Срок предоставления государственной услуги – ежегодно, в 2021 году размер выплаты составляет 1357,26 руб.

Право – ежегодная компенсация на оздоровление распространяется на следующих граждан: участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в п.3 ч. 1 ст. 13 Закона ( 1986-1987 г.г. и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»), граждане (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк». Срок предоставления государственной услуги – ежегодно, в 2021 году размер выплаты составляет 1017,93 руб. Граждане, указанные в п.4 ч.1 ст.13 Закона, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, участники ликвидации аварии на ПО « Маяк» в 1959 году. Срок предоставления государственной услуги – ежегодно (по личному заявлению), в 2021 году размер выплаты составляет 678,58 руб. Граждане, указанные в п.4 ч.1 ст.13 Закона, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 – 1990 годах. Срок предоставления государственной услуги – ежегодно (по личному заявлению), в 2021 году размер выплаты составляет 339,32 руб. Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения на ЧАЭС в 1986 году, граждане, эвакуированные и переселенные вследствие аварии на ПО «Маяк». Срок предоставления государственной услуги – ежегодно, в 2021 году размер выплаты составляет 339,32 руб.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие гражданства Российской Федерации; отсутствие постоянной регистрации в Волоконовском районе; отсутствие удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Наличие в заявлении и (или) документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  • Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»

ДОКУМЕНТЫ

  • заявление
  • заявление в письменной форме, с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки;
  • реквизиты счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации.

Какие льготы положены чернобыльцам в 2019 году

  1. На возмещение вреда, причиненного здоровью.
  2. На возмещение вреда личному имуществу.
  3. На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
  4. На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
  5. На получение социальных выплат.
  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.

Государственная помощь вдовам чернобыльцев

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.

Пенсионное обеспечение

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:

  • Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
  • Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
  • Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
  • НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.

Назначение пенсий и льгот

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ от 20.11.90 № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп. 3 и 5) ст. 15 этого Закона.

Читайте также:  Трудовой спор между работником и работодателем: порядок и сроки рассмотрения

В судебной практике очень распространены дела по спорам граждан, пострадавших при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, о выдаче им удостоверения инвалида о праве на льготы.

Относятся ли граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы»?

Ответ на этот вопрос опубликован в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. Как указал Верховный Суд РФ, «Удостоверение инвалида о праве на льготы» установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов ВОВ, предусмотренные этим Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Распространяются ли меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС?

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. дан ответ и на этот вопрос.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подп. «а» п. 41, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то в силу подп. «г» п. 41 причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), содержатся в Разъяснении Минтруда России от 15.04.03 № 17.

Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фро��те, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на ЧАЭС опре­деляется федеральными государственными учреждениями МСЭ в соответствии со ст. 24 Закона от 15.05.91 № 1244–1 и пп. 9–12 Разъяснения от 15.04.03 № 17 с иными формулировками, например: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т. е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС, данные льготы не распространяются.

В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.

Распространение норм Закона на пострадавших при других авариях

Пункт 17.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 11.05.07 № 23) посвящен вопросам применения судами норм Закона от 15.05.91 № 1244–1 в отношении граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой.

В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.

В каком объеме действующая редакция Закона от 15.05.91 № 1244–1 распространяется на категории граждан, пострадавших вследствие иного радиационного воздействия?

С учетом правовых позиций, высказанных в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.05 № 385-О, в Постановлении от 14.12.00 № 35 (п. 17.1) дается следующее разъяснение. Закон от 15.05.91 № 1244–1 к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом от 15.05.91 № 1244–1, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.

Такое разъяснение позволит упростить и ускорить пересмотр многих судебных решений, которыми гражданам было отказано в реализации их прав.

Читайте также:  Налоги и взносы ИП на УСН 6% без работников в 2023 году: сколько нужно платить?

Выплаты ликвидаторам ЧАЭС в Москве в 2022 году вырастут в 3 раза

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 31403,74 руб.
    • инвалидам II группы — 21982,64 руб.
    • инвалидам III группы — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 31403,74 руб.
    • родителям погибшего — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

Компенсационные выплаты участникам, инвалидам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также семьям умерших граждан этих категорий

  1. Компенсирует материальный ущерб, полученный в результате утраты следующего имущества:
    • жилого пространства, гаража, дачи, строений хозяйственного назначения, которыми лицо владело вплоть до начала 1994 года;
    • предметов домашнего обихода, зараженных радиацией;
    • посевов и насаждений.
  2. Единовременно выплачивает каждому переселившемуся члену семьи установленную сумму.
  3. Полностью возвращает средства, потраченные на проезд любым гражданином и на погрузку/разгрузку багажа, если речь идет о нетрудоспособных людях, семьях, воспитывающих 3-х и более детей, одиноких матерях и женщинах.
  4. Ежемесячно выплачивает сумму для оздоровления.

Компенсации Чернобыльцам в 2022 году

Большинство людей, которые пострадали от радиационного излучения, ввиду полученных заболеваний и ухудшения общего состояния вынуждены были поменять род деятельности и найти работу, наиболее подходящую им по медицинским показаниям. Из-за этого граждане начали получать меньшие по размеру заработные платы. Именно поэтому государство взяло на себя обязанности по расчету и начислению доплаты к зарплатам Чернобыльцев. Сумма доплаты определяется следующим образом:

  • 881 рубль 25 копеек в месяц на самого Чернобыльца и его детей в возрасте до 14 лет (на покупку продуктов питания);
  • 3 685 рублей 17 копеек в месяц для Чернобыльца, получившего III группу инвалидности;
  • 9 212 рублей 98 копеек в месяц для жертвы аварии на ЧАЭС, которому была присвоена II группы инвалидности;
  • 18 425 рублей 94 копейки в месяц для пострадавших от радиации настолько, что им была присвоена I группа инвалидности.

Какие льготы имеют вдовы чернобыльцев

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.

Классификация статуса «чернобылец» 1, 2, 3 и 4 категории

Впоследствии происшествия на ЧАЭС вся территория, на которую распространилось радиационное воздействие, была разделена на четыре зоны:

  • отчуждения – земли, наиболее загрязненные, а потому не предназначенные для проживания и ведения хозяйственной деятельности;
  • отселения – территории, жители которых вынуждены были выехать в более безопасные районы, но получили право на возвращение по факту нормализации радиационного фона;
  • проживания с правами на отселение – земли, решение на выезд за пределы которых граждане имели право принять самостоятельно;
  • проживания при наличии привилегированного социально-экономического статуса.

Жители всех этих зон получили права на возмещение причиненного катастрофой вреда, на меры социальной и материальной поддержки.

Существует классификация людей со статусом чернобыльцев также на четыре категории:

  • первая – ликвидаторы, получившие инвалидность во время пребывания в очаге катастрофы или же подвергшиеся лучевому заболеванию;
  • вторая – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с даты происшествия и до 1 июля 1986 года (вне зависимости от продолжительности пребывания), с 1 июля по 31 декабря 1986 года (от пяти суток), на протяжении 1987 года (от четырнадцати суток), эвакуированные из области отчуждения (включительно с еще не родившимися на тот момент детьми, которые получили этот статус по достижении 18 лет) и обязательного выселения;
  • третья – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года (до пяти суток), на протяжении 1987 года (до четырнадцати суток), с 1988 по 1990 годы (от одного месяца), работники пунктов санобработки граждан в течение 1986 года (от четырнадцати суток), а также жители зон обязательного и добровольного переселения, не вошедшие в предыдущую категорию;
  • четвертая – люди, на постоянной основе проживающие в области радиологического контроля, осуществляемого в усиленном режиме, если до начала 1993 года они пробыли там четыре и более лет.

Могут получать в 2022 году льготы чернобыльцы 1 категории, а также последующих групп, если ими будет оформлен соответствующий статус и получено удостоверение, подтверждающее его.

Пособия для проживающих в чернобыльской зоне

Ранее было так:

  • работающие женщины получали пособие по уходу за ребенком в двойном размере в течение 3-х лет (т.е. 40% х 2 = 80% от средней заработной платы);
  • неработающие женщины получали минимальное пособие в двойном размере в течение 3-х лет.

Теперь с 1 июля 2016 года:

  • работающие женщины до 1,5 лет получают стандартное пособие по уходу за ребенком (т.е. 40% от среднего заработка) плюс 3000 рублей, а с 1, 5 до 3-х лет получают выплату в размере 6000 рублей;
  • неработающие женщины до 1,5 лет получают минимальное пособие по уходу за ребенком плюс 3000 рублей, а с 1, 5 до 3-х лет получают выплату в размере 6000 рублей.

Категории лиц, которые имеют право на пособие по уходу за ребенком, не изменились (они стандартны и определены федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), а именно —

  • Заявление.
  • Паспорт + копию со страничкой регистрации.
  • Документ (удостоверение)чернобыльца и его копию
  • Свидетельство, подтверждающее рождение ребёнка + копию.
  • Выдержку о составе семьи.
  • Справку о том, что второй родитель не получает эту выплату
  • Трудовую книжку, заверенную в установленном порядке (для случая, если заявитель работает в зараженной зоне, а проживает на нормальной территории)
  • Справку с места работы с указанием адреса (для случая, если заявитель работает в зараженной зоне, а проживает на нормальной территории)
  • Выдержу с реквизитами карты из банка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *