Понятие обязательного пенсионного страхования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие обязательного пенсионного страхования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
- Конституции Российской Федерации;
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
Система индивидуального (персонифицированного) учета
Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.
На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:
ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.
В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.
Особенности андеррайтинга в пенсионном страховании
В связи с тем что пенсионное страхование является разновидностью договоров страхования жизни, подходы к проведению андеррайтинга также во многом схожи. Однако существует ряд отличий, которые определяются некоторой спецификой страховых рисков в пенсионном страховании.
Во-первых, следует учитывать, что обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты наступает только с момента достижения застрахованным возраста, установленного в договоре страхования. В случае смерти застрахованного до наступления данного момента наследникам выплачивается выкупная сумма, в размере фактически сформированного страхового резерва по договору страхования. Основной риск страховщика связан с тем, доживет ли застрахованный до конца срока выплаты страховой ренты, и в какой момент наступит его смерть (при срочном страховании жизни).
В пожизненном страховании риск страховщика связан с отклонением продолжительности жизни застрахованного от среднестатистической величины. При большей продолжительности жизни размер суммарной выплаты по договору будет больше, чем ожидалось.
Во-вторых, как мы выяснили, на длительность периода, в течение которого будет выплачиваться рента, влияет состояние здоровья застрахованного (которое частично определяется его состоянием до момента заключения договора: перенесенными заболеваниями, операциями и пр.), его профессиональная деятельность и образ жизни застрахованного на момент заключения договора страхования и до момента начала периода страховых выплат ренты.
Таким образом, в первую очередь при оценке риска страховщик должен определить состояние здоровья застрахованного, возможные сценарии его состояния в долгосрочной перспективе (предрасположенность к различным заболеваниям, наследственность и пр.). Далее страховщиком должна быть оценена степень влияния профессиональной деятельности, образа жизни на состояние здоровья застрахованного и, соответственно, продолжительность его жизни в отдаленном временном интервале (пенсионном периоде). Более подробно процедуры андеррайтинга здоровья, профессии и образа жизни рассматриваются в следующей главе.
В государственном пенсионном страховании андеррайтинг сводится к тщательной проверке документов, подтверждающих права застрахованного на получение и размер пенсии (возраст, стаж и условия работы, размер заработной платы) и права на социальные льготы (правительственные награды, место и условия трудовой занятости).
Следует отметить, что увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах представляет серьезную проблему для сохранения финансовой устойчивости пенсионных систем и вынуждает государство увеличивать возраст выхода на пенсию и размеры пенсионных взносов. Подобные изменения рассматриваются и в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ.
Обязанности страховщика
При обязательном пенсионном страховании у страховщика возникает обязанность на:
- проведение контрольно-ревизионной деятельности по деятельности страхователей;
- требование от юридических (физических) лиц устранения обнаруженных нарушений;
- сотрудничество с налоговыми органами по получению сведений о налогоплательщиках по единому государственному реестру юридических лиц и единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей;
- по запросу для налоговых органов предоставление информации;
- управлением бюджетными средствами Пенсионного фонда РФ, а так же контроль над их целевым расходованием;
- предоставление интересов застрахованных лиц;
- осуществление возврата страховых сумм в случае некорректной работы (ошибки) страхователя;
- осуществление обмена информацией с органами исполнительной власти;
- осуществление контроля над правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов в ПФ РФ;
- подготовка обоснования размера по тарифам страхового взноса;
- назначение, перерасчет, своевременная выплата трудовых пенсий на основе персонифицированных данных индивидуального учета;
- предусмотренные законодательным актом Российской Федерации прочие обязанности Пенсионного фонда РФ.
Уплата страховых взносов за работника
Работодатели являются одним из главных звеньев в цепи обязательного пенсионного страхования. Из их взносов в ПФР выплачиваются текущие пенсии и формируются пенсионные выплаты для тех, кто работает.
С 1 января 2021 года с целью дифференцирования учета страховых взносов были изменены коды бюджетной классификации, применяемые в системе ОПС, для лиц, уплачивающих взносы за себя. Кроме того, КБК подверглись изменению для всех типов страхователей в целях раздельного учета пени и процентов со страховых взносов.
Для каждого работника создается отдельная база с начала расчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Если рабочие места связаны с опасностью для жизни и здоровья, база для начисления страховых взносов не ограничивается.
Если у работодателя есть несколько оснований для уплаты взносов, каждое отчисление имеет свой документооборот и проходит отдельно. В случае наличия для перечислений и страховой, и накопительной пенсии, взносы на них должны производиться совокупно, без деления.
15 число каждого месяца — последний день для перечисления в Пенсионный фонд России взносов по обязательному пенсионному страхованию, оплата должна производиться ежемесячно. При просрочке уплаты взносов, они подлежат взысканию в установленном законом порядке.
- В 2021 году согласно Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. № 1378 предельная сумма, с которой с которой уплачиваются взносы по системе ОПС, равна 1 021 000 рублей (в 2017 году было 876 000 руб.).
- 22% — основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
- + 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
Принципы ОПС в России
Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:
- ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
- государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
- правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
- работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
- государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
- ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
- ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
- пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
- возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
- страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.
Субъекты обязательного пенсионного страхования
-----------------------------------------------¬
------+Субъекты обязательного пенсионного страхования+----¬
¦ L-------------T----------------T---------------- ¦
¦/ ¦ ¦/ ¦
------+--------¬ ¦ -------+-------¬ ¦
¦ Страхователь ¦ ¦ ¦ Страховщик ¦ ¦
L-----T--------- ¦ L------T-------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦/
¦ ¦/ ¦ --------------+--------¬
¦ --------+------¬ ¦ ¦ Федеральные органы ¦
¦ ¦Застрахованные¦ ¦ ¦государственной власти¦
¦ L-------T------- ¦ L-------------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----+------------T------+---------T------+----------T---------+------¬
¦Лицо, которое ¦Лица, за которых¦Орган, который ¦Федеральные ¦
¦осуществляет ¦осуществляется ¦осуществляет ¦органы ¦
¦уплату страховых¦уплата страховых¦обязательное ¦исполнительной ¦
¦взносов на ¦взносов на ¦пенсионное ¦власти, ¦
¦обязательное ¦обязательное ¦страхование (ПФР,¦законодательной ¦
¦пенсионное ¦пенсионное ¦негосударственные¦власти, органы ¦
¦страхование ¦страхование ¦пенсионные фонды)¦судебной власти,¦
¦ ¦ ¦ ¦Президент РФ ¦
L----------------+----------------+-----------------+-----------------
Рис. 1
В ряде случаев одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. Характерным примером этому являются лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно: индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, нотариусы и т.д. Данные категории граждан осуществляют уплату взносов самостоятельно (т.е. выступают в качестве страхователей) и делают это в том числе за себя (т.е. выступают в качестве застрахованных лиц).
Статьей 12 Закона N 167-ФЗ определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования. При этом необходимо отметить, что под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание, Государственную Думу и Совет Федерации), органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции РФ.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации».
Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.
Обязательное пенсионное обеспечение
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом в общеобязательном порядке при наступлении страхового случая в виде выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Его система включает:
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Что нужно знать о пенсионных накоплениях
ознакомиться с инфографикой
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
- формировать только страховую пенсию
- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
- либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
Обязательное пенсионное страхование
Пенсия — наиболее распространенный вид социального обеспечения лиц пожилого возраста и нетрудоспособных граждан.
Обязательное пенсионное страхование:
- система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица),
- получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Участниками системы обязательного пенсионного страхования являются:
- страхователи;
- страховщик;
- застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
- те, кто производит страховые выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица;
-
индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:
- Пенсионный фонд РФ (ПФР);
- Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются:
- граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ;
- работающие по трудовому договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными в Пенсионном фонде РФ лицами.
Особенности обязательного пенсионного страхования смотрите в материалах данного раздела.