Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о выборах?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о выборах?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Решения и действия (бездействие) ОГВ, ОМС, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Право обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Решения и действия (бездействие) ЦИК обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Обращения

  • о признании недействующими законодательных актов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов;

  • об отмене нормативных правовых актов избирательных комиссий;

  • о восстановлении пассивного избирательного права (главным образом жалобы на отказ в регистрации кандидата);

  • об устранении препятствий реализации активного избирательного права (жалобы на невключение гражданина в список избирателей, на непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования и т.д.);

  • о защите принципов реализации избирательных прав граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействия) участников избирательного процесса (заявления об отмене регистрации кандидата, об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов и др.)

Кто вправе обжаловать решения избирательной комиссии?

Закон содержит большой перечень лиц, кто имеет право обратиться в суд, в случае нарушения его избирательных прав, фактически это все лица, каким-либо образом участвующие в выборах или имеющие право на участие в них, то есть и избиратели, и кандидаты. Помимо них вправе обратиться с жалобой доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, а также наблюдатели

Даже не смотря на внешнюю простоту процедуры выборов — обжалование нарушений избирательных прав граждан РФ является очень сложный и трудоемкий процесс. Часто требуется еще и обжалование решения гражданского суда. Вот почему обращение к нам за юридической услугой – Ваш правильный выбор.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители выбирают нашу организацию в помощники, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получайте БЕСПЛАТНО совет адвоката по любому вопросу

Основные разновидности нарушений

Существует много противозаконных действий, которые нарушают избирательные права человека. Одни правонарушения ведут к привлечению к административной ответственности, а за другие в избирательном праве назначается уголовная ответственность.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относится:

  • формирование каких-либо препятствий для граждан, которые в результате таких действий не могут проголосовать за выбранного кандидата;
  • использование преимуществ на основании службы или должности для избрания на высокий пост;
  • подделка подписей кандидатов, которые якобы принимают участие в выборах;
  • принуждение людей к голосованию за определенного кандидата;
  • предоставление недостоверной информации о претендентах на пост;
  • нарушение правил работы СМИ;
  • намеренное нарушение правил функционирования избирательной комиссии или совершение противоправных действий по отношению к наблюдателям;
  • использование неправомерных приемов привлечения граждан во время агитации;
  • подделка документации, имеющей отношение к голосующим лицам или их подписям.

Справка! Вышеуказанные нарушения относятся не только к каким-либо выборам, но и к проведению референдумов.

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность

рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Этот вид административного наказания установлен за все административные правонарушения избирательного законодательства, предусмотренные КоАП РФ. Только две статьи (5.19 и 5.20) предусматривают применение наравне с административным штрафом дополнительного административного наказания — конфискации предмета административного правонарушения.

Установление санкции имущественного характера соответствует общемировой практике применения мер юридической ответственности за избирательные правонарушения.

Санкцией за совершение административно-правовых деликтов в сфере избирательных правоотношений в законодательстве зарубежных стран в большинстве случаев является выплата штрафа. В Польше штраф за совершение рассматриваемых правонарушений может составлять от 5000 до 50 000 злотых (что составляет примерно от 164 до 164 014 долл.), в Македонии — от 20 000 до 300 000 динаров (от 438 до 6569 долл.), в Болгарии — от 10 000 до 100 000 левов (от 6968 до 69 677 долл.), в США — не более 5000 долл. Необходимо отметить, что, несмотря на существенную разницу в размерах штрафа, в рассматриваемых государствах эти суммы служат барьером для нарушителей избирательного законодательства. Установление российским законодателем санкции имущественного характера в большинстве случаев оправданно и способствует упорядочиванию общественных отношений в сфере выборов. В некоторых же случаях размер санкции недостаточно велик, что не способствует профилактике недопущения правонарушений. Например, за предусмотренное ст. 5.16 КоАП РФ осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности установлен административный штраф для граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Читайте также:  Можно ли оформить машину на несовершеннолетнего? Регистрация авто на несовершеннолетнего

Особенности рассмотрения отдельных составов правонарушений

Выборы всех уровней по своей конституционно-правовой природе представляют собой выражение высшего непосредственного народовластия с целью формирования органов государственной власти и муниципального управления. Любое отступление от соблюдения требований закона, регламентирующего проведение выборов, может повлечь за собой искажение волеизъявления народа и нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц.

Одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума.

Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

В соответствии со ст. 17 Закона N 67-ФЗ, ст. 15 — 17 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах предусмотрен порядок составления списков избирателей, включения в эти списки избирателей и ознакомления их со списками избирателей. Согласно установленному порядку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей на основании сведений, представленных ей уполномоченными должностными лицами, и передает списки избирателей в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования обязана представить список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Также следует исходить из того, что право гражданина на ознакомление с документами, прямо затрагивающими его права и свободы, предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

Именно с этой целью участковая избирательная комиссия, с момента ее формирования информируя избирателей о дне и месте голосования, приглашает избирателя также для ознакомления со списками избирателей и члены комиссии несут дежурство в выходные дни. Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя в список либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Нарушение установленного порядка и влечет за собой административную ответственность по ст. 5.1 КоАП РФ. Субъектами правонарушения являются члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Субъективная сторона данного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности). Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор в порядке ст. 28.4 КоАП РФ. При необходимости по заявлениям может проводиться административное расследование.

Статус избирательных комиссий, комиссий референдума определен в ст. 20 Закона N 67. В соответствии с п. 10 и 13 обозначенной статьи, а также ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих комиссий, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Разумеется, невозможно обеспечить механизм исполнения указанных решений без установления ответственности. С этой целью законодателем установлена административная ответственность по ст. 5.3 КоАП РФ, которая звучит как неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 1). Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 этой же статьи, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 20 Закона N 67 государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в установленный срок. Указанные сведения и материалы представляются комиссиям бесплатно. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ, считается совершенным, если комиссии не были представлены запрашиваемые ею сведения и материалы, а также если они были представлены с нарушением установленных законом сроков. Субъектами указанного правонарушения выступают должностные и юридические лица. Например, Е., являясь должностным лицом, в обязанности которого входит своевременная подача в избирательную комиссию списков избирателей — личного состава части и прикомандированных военнослужащих, не передал в Избирательную комиссию Саратовской области сведения о временно прикомандированном к войсковой части рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 07.06.2004 Е. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Данная тема особенно актуальна на фоне приближающихся президентских выборов, которые пройдут 18 марта 2018 года и уже вызывают огромный интерес не только у россиян, но и во всё мире, но интерес представителей других государств носит более спекулятивный характер. Разобрать все нюансы и перипетии действующего избирательного законодательства в рамках статьи в принципе невозможно, да и было бы нецелесообразно, так как регулирующих нормативно-правовых актов сотни, и большинство из них постоянно подвергаются изменениям и корректировке. Для тех, кто всё же желает получить более полное представление о самой избирательной системе, существует, по сути, целая энциклопедия на официальном сайте ЦИК РФ.

Сейчас основное внимание следует уделить трём нормативно-правовым актам: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Также следует упомянуть и ФЗ № 67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно основополагающему документу, Конституции РФ, а именно части 2 статьи 32, которая устанавливает, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме», кроме недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы.

На основании вышесказанного можно утверждать, что каждый человек при условии соблюдения установленных требований имеет право быть избранным, например, в президенты, тем самым реализуя свои права.

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

  • предупреждение;
  • отказ в проведении выборов или референдума;
  • отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
  • взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
  • отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
  • отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
  • отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
  • лишение депутатского мандата;
  • отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
  • приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
  • исключение конкретного кандидата из перечня;
  • отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
  • отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
  • расформирование избирательной комиссии;
  • приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.

Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)

Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:

  • включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.

  • представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.

  • заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Читайте также:  Отпуск без сохранения заработной платы

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

  • Уголовный (статья 141);
  • об административных правонарушениях (5-я глава).

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

В связи с проведением на территории региона избирательной кампании Управление МВД России по Новгородской области напоминает об ответственности за нарушения избирательного законодательства РФ.

В настоящее время в новгородскую полицию поступило три обращения о возможных нарушениях законодательства о выборах в части подкупа избирателей. По всем данным сообщениям проводится проверка.

Полицейские напоминают, что за нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями СМИ, гражданами и другое.

За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).

Законодателем выделены в отдельные ст. правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (ст. 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.21, 5.50 КоАП РФ). При этом максимальный размер наказания для юридических лиц установлен ст. 5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и составляет до 1 миллиона рублей.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Статьей 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума ст. 141.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Также ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Кроме того, напомним, что с 2020 года УК РФ дополнен новой ст. 142.2, ответственность по которой наступает за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. За такое деяние можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

На этой неделе глава МВД Арсен Аваков обещал внести в Раду законопроект об усилении ответственности за нарушения во время выборов, в том числе подкуп избирателей. «Речь идет о том, чтобы наказывать за серьезные нарушения серьезными сроками. Участник схемы будет получать от трех до семи лет в тюрьме», — заявил Аваков.

Читайте также:  Спасибо за сына и... до свидания. Алименты можно законно не платить

При этом, по данным МВД, всего с начала старта избирательной кампании в полицию поступило 1871 обращение о нарушении предвыборного законодательства. Больше всего они касаются партии действующего президента.

«Партии «Блок Петра Порошенко» — 454 обращения о нарушениях, «Батькивщины» — 353, «Самопомочи» — 169, «Гражданской позиции» — 131, Радикальной партии — 122″, — сообщили в МВД. Там добавили, что чаще всего фиксируются случаи подкупа, незаконной наружной рекламы и хулиганства, когда идет вмешательство в ход митингов и т. п.

Адвокат Александр Дульский не исключает, что такие изменения в законодательстве могут быть скрытым инструментом для борьбы с политическими конкурентами. «Нужно смотреть наперед. В случае регистрации уголовного производства или сообщения о подозрении по новой статье, связанной с выборным процессом, человеку может быть запрещено общение, контакты с другими лицами и полиграфиями. То есть теоретически таким способом могут выбивать конкурентов», — сказал «Вестям» Дульский.

Как СБУ и МВД воюют из-за «сеток» и подкупов голосов на выборах

Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме

Уголовная ответственность за нарушение избирательных

прав и права на участие в референдуме

За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии. Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов и референдумов. Разумеется, она не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных и референдумных правоотношений. Целый ряд санкций за нарушение законодательства о выборах и референдумах содержится в избирательном (референдумном) законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях.

Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах и референдумах, уголовно-правовые санкции на практике имеют достаточно ограниченный масштаб применения*(1). В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов и референдумов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном (референдумном) и административном законодательстве.

Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141 и ст.142 УК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.141 УК РФ уголовно наказуемо воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по его проведению. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст.141 УК РФ, с квалифицирующими признаками, то есть соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается согласно ч.2 ст.141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст.141 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума*(2). Они регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях, специально оговоренных федеральным и региональным законодательством, — уставами муниципальных образований*(3). Особое место среди законодательных актов занимает Федеральный закон от 19 сентября 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащиеся в нем нормы имеют приоритет над положениями иных законодательных актов и рассчитаны на проведение выборов и референдумов любого вида и уровня*(4). Другие законы (федеральные и региональные) должны соответствовать требованиям этого федерального закона. Вместе с тем в них могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые дополняют гарантии, предусмотренные основополагающим федеральным законом о выборах и референдумах.

Объективную сторону состава данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие). Они выражаются, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательной комиссии или комиссии референдума как коллегиального органа, отвечающего за организацию и проведение выборов или референдума.

Воспрепятствование осуществлению гражданином своего избирательного права может иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня избирательных прав российских граждан. В с��ответствии со ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они характеризуются как конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение их результатов, а также в других избирательных действиях.

Совершенно очевидно, что данная характеристика объема избирательных прав граждан не может претендовать на исчерпывающую полноту. К ним необходимо отнести, с нашей точки зрения, также право участвовать в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством.

Электоральные возможности граждан могут вытекать также из иных федеральных законов: от 31 декабря 1999 года «О выборах Президента Российской Федерации», от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Помимо этого перечень избирательных прав граждан и их гарантий может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Так, Избирательный кодекс Тюменской области от 19 октября 1999 года предусматривает право граждан объединяться в группы избирателей, право избирателя предлагать для обсуждения и выдвижения в качестве кандидата любую кандидатуру (ст.3), а Избирательный кодекс Свердловской области (в редакции Закона Свердловской области от 24 декабря 1999 года) — право кандидатов создавать в пределах территории соответствующего избирательного округа штабы (центры) поддержки своей избирательной кампании (ст.56).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *