Уполномоченный по правам ребёнка в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребёнка в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

Как и в какие сроки выносится решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

Задачи региональных омбудсменов

Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:

  • анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
  • работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
  • содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
  • подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
  • обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Читайте также:  В Госдуму внесли законопроект о повышении пенсии с 70 лет

Обращение к детскому омбудсмену

Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.

Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.

Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.

Какие есть варианты рассмотрения обращения

Здесь многое зависит от формата поданного документа. Это может быть предложение, заявление или жалоба. В первом случае речь идёт о конкретных рекомендациях гражданина по части совершенствования законодательства в области защиты прав ребёнка:

  • Заявление – это просьба подателя о помощи в реализации защиты интересов несовершеннолетнего. Сюда же относятся сообщения о несоблюдении правовых актов, недобросовестной работе муниципальных органов и нарушении конституционных прав ребёнка.
  • Жалоба – это аргументированная критика отдельных служб и конкретных лиц так или иначе препятствующих реализации законных интересов несовершеннолетнего. Во всех случаях омбудсмен рассматривает документ и даёт ответ по существу вопроса.

При обычном обращении принимает во внимание предложения подателя и разъясняет возможность или невозможность их реализации. На основании заявлений и жалоб уполномоченный организует проверки, о результатах которых также сообщает гражданину лично в письме или другим образом (СМИ, отчёты о проделанной работе на веб-портале омбудсмена и т.п.).

Каковы функции и обязанности уполномоченного по правам ребенка в России / Госправо

В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка (1989) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI.

содержалось требование о введении в РФ независимого контроля за положением детей и о формировании института Уполномоченного по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, также содержались в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (п.

31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 — 10 мая 2002 года).

В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних.

Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

Обращаться с жалобой к детскому омбудсмену вправе родитель, законный представитель и сам ребенок, чьи интересы были нарушены. Это также может сделать любой гражданин или организация, имеющие сведения о соответствующем нарушении. Поводом для обращения могут быть вопросы, касающиеся защиты интересов несовершеннолетнего относительно:

  • решения жилищных вопросов (расширения, улучшения жилплощади);
  • жестокого обращения с детьми;
  • оказания медицинской помощи;
  • опеки над несовершеннолетними (усыновления, лишения родительских прав);
  • помощи детям-инвалидам;
  • урегулирования конфликтов между несовершеннолетними и их законными представителями;
  • помощи в судебных процессах (в том числе обжалования уже принятых решений);
  • урегулирования проблем между участниками образовательного процесса (буллинга в образовательных учреждениях и т. д.);
  • бездействия/неправомерных действий со стороны власти и пр.

Как правило, обращение направляется, когда использованы другие правовые возможности и другие инстанции не помогли добиться желаемого результата. В таком случае с помощью жалобы омбудсмену можно оспорить неправомерное решение должностного лица или государственного органа.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Читайте также:  Сколько будет действителен просроченный паспорт РФ?

Должность уполномоченного по правам детей не прописана ни в одном законе. Это и есть основной ее недостаток. Одного лишь президентского указа недостаточно, чтобы организовать обширную и эффективную сеть органов, занимающихся правами детей.

Совсем все сложно с региональными омбудсменами. Они нередко подвергаются критике за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление прав несовершеннолетних. Например, дети могут ограничиваться в социальных, экономических или даже политических свободах. Известно, что ребенок имеет право на собственное мнение и участие в мирных собраниях. Сегодня власти полностью ограждают детей от политики, что, возможно, не совсем верно. Наконец, сама система защиты и поддержки детских прав выстроена не самым верным способом. Многими специалистами она признается крайне неэффективной и даже бесполезной.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

«Законодательная шапка»

В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.

«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».

Что такое публичная кадастровая карта?

На самом деле, история новой публичной кадастровой карты на территории России началась относительно недавно в рамках последнего десятилетия.

Публичная кадастровая карта стала успешным результатом введения всероссийского учёта недвижимости, который был успешно обновлен в 2013 году. В систему учёта попала абсолютно вся недвижимость, которая располагается на территории России и имеет владельцев.

Органом, который выполняет надзор за проведением учёта и создания публичной кадастровой карты, является Росреестр. На данный момент основной его задачей является постоянная запись о появляющихся на территории Российской Федерации недвижимых объектов, которые далее станут объектами тех или иных сделок. Учёт ведётся по специальным категориям, под которые подходит любая недвижимость, например, земельный участок, жилые объекты, здания под строительство.

Основным достижением кадастрового учёта, который был запущен несколько лет назад, стало создание общей единой базы ЕГРН, имеющей открытый доступ к информации. Сведения, входящие в данную базу, являются полноценно открытыми, а значит, доступ к ним есть у каждого человека, который желает получить определённый набор информации о том или ином объекте недвижимости. Для получения сведений необходимо только составить запрос. После оформления запроса на указанные контакты человеку будет отправлена вся информация по заданному объекту недвижимости. Сотрудники Росреестра за определённый промежуток времени сформируют выписку из ЕГРН. К сожалению, процедура занимает некоторое время, но важно, что нет никаких ограничений в предоставлении информации. Человек получит исчерпывающие сведения, которые известны государству о том или ином объекте недвижимости России.

Читайте также:  Региональные льготы ветеранам труда в 2023 г Астрахань льготы ветеранам труда

Запрос на выписку из ЕГРН занимает определённое количество времени, но требуемую информацию можно найти без запроса самостоятельно, что стало возможным после оформления публичной кадастровой карты Росреестра, которая работает в режиме реального времени онлайн. Информацию можно найти с абсолютно любого устройства, которое обладает выходом в Интернет. Можно как просто посмотреть, так и выслать сведения себе на собственный электронный ресурс при необходимости.

Старая и новая кадастровые карты?

При поиске определённого участка недвижимого объекта многие люди задаются вопросом, почему один и тот же объект имеет два кадастровых номера: старый и новый. На самом деле, такая ситуация коснулась многих объектов недвижимости на территории страны.

Сложившееся положение дел связано с тем, что новая кадастровая карта начала составляться с 2013 года, когда формировалась единая имущественная база. В неё вносились снова все данные об объектах недвижимости и были присвоены новые кадастровые номера, которые теперь закреплены за каждым участком.

Старая кадастровая карта действовала до 2007 года. Объекты недвижимости, входящие в неё, обладали старыми кадастровыми номерами, которые были обновлены после 2013 года для возобновления системы Росреестра. Данные земельных участков постоянно обновлялись.

Идентификационные номера старого типа существовали с 1992 года по 2007.

На данный момент если недвижимость обладает двумя кадастровыми номерами, то при заказе выписки из ЕГРН указывается оба идентификационных номера. Данные максимально важны, поскольку старый номер подтверждает, что объект недвижимости давно состоит на кадастровом учёте и был внесён изначально в реестр, который позднее изменился.

Стоит отметить, что в предыдущем кадастровом номере, который действовал до 2007 года, были некоторые отличия.

Старый кадастровый номер имел большее количество цифр, в результате чего зачастую в базе данных происходили ошибки, которые существенно затрудняли работу Росреестра и не давали возможность адекватно предоставлять информацию пользователям. Более того, зачастую возникали ситуации, когда несколько номеров просто дублировали одну и ту же информацию, которая касается разных объектов. Возникновение проблем обуславливалось тем, что с каждым годом росло количество недвижимости на территории России, происходило расширение субъектов имущественного права в стране. Необходимо было налаживать единую базу данных, которая будет адекватно осуществлять работу без сбоев и ошибок. Было принято решение переделать всеобщую базу, в связи с чем данная мера потребовала присвоения новых кадастровых номеров, которые станут наиболее удобными.

Права ребенка в России

У каждого человека есть набор личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Дети – это люди, не достигшие совершеннолетия. Эти люди имеют те же права, что и взрослые, за исключением политических прав. Особое внимание следует уделить личным правам ребенка. В этом и заключается цель деятельности Уполномоченного по правам ребенка в России: защита личных свобод и интересов детей.

Так какие права есть у русского несовершеннолетнего? Следует выделить самые основные из них, включенные в Декларацию прав ребенка:

  • Право на семью. Ребенок не может быть разлучен со своей семьей, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
  • Право на жизнь, здоровье и защиту.
  • Право на собственное мнение. В России дети, достигшие 10-летнего возраста, могут принимать решения относительно действий органов опеки и попечительства (например, с кем из родителей оставаться при разводе).
  • Право на общение. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, если это не запрещено судом.
  • Право на имя, фамилию и отчество.

Все эти нормы содержатся в Международной декларации прав ребенка. Они также продублированы в Семейном кодексе Российской Федерации. Защиту прав детей в Российской Федерации осуществляют органы опеки, судебной системы и прокуратуры. В 2009 году к этому списку добавился федеральный уполномоченный по правам ребенка. Деятельность уполномоченного по правам ребенка будет подробно описана ниже. В первую очередь будут рассмотрены общие данные, а также его непосредственные функции и задачи.

Задачи региональных омбудсменов

Для лучшего понимания того, чем именно занимаются защитники прав детей на местах, следует выделить несколько задач и правовых возможностей для этих людей. Это лишь некоторые из особенностей:

  • анализ ситуации с защитой свобод и прав несовершеннолетних;
  • работа по анализу, изучению и разработке дополнений к нормативным актам, связанным с защитой прав детей;
  • помощь в восстановлении интересов пострадавших детей;
  • обращаться в суд с заявлением о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав несовершеннолетних;
  • обеспечивать безопасность интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.

Деятельность рассматриваемых омбудсменов существенно отличается от работы правоохранительных органов. Поэтому прокуратура должна осуществлять контроль за правильным применением закона, а также координировать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный по правам ребенка не ищет проблемы, а занимается непосредственно ее решением. Определяет эффективные методы борьбы с несправедливостью, публикует отдельные случаи, консультируется с центральным комитетом или международными органами. Поэтому направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка невероятно много.

Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности

Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности уполномоченного по правам ребенка после общественного протеста. Астахов позволил себе неосторожное высказывание о детях, переживших катастрофу 2016 г. Его слова подверглись критике, после чего Павел Алексеевич был вынужден уйти в отставку. Но каковы должны быть условия для внешнего увольнения детского адвоката? Все правила подробно описаны в указе президента:

  • нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • признание лица недееспособным;
  • утрата российского гражданства или приобретение иностранного гражданства;
  • потеря способности выполнять свои обязанности;
  • совершить аморальный поступок;
  • исчезновение или смерть защитника ребенка.

Поэтому поводов для отстранения комиссара от должности множество.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *