Пенсия на горизонте. Как отстоять права работникам предпенсионного возраста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия на горизонте. Как отстоять права работникам предпенсионного возраста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подобные истории отнюдь не редкость, а проблема нехватки страхового стажа, который учитывается при назначении трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, не преувеличена. Например, если страховой стаж человека составляет менее 10 лет, в большинстве случаев он может рассчитывать лишь на социальную пенсию. Ее размер составляет 50% бюджета прожиточного минимума, а это на данный момент всего около 155 руб.

Гарантии работникам предпенсионного возраста

С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.

Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.

С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.

Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:

– 61 год для мужчин;

– 56 лет – для женщин.

Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).

Трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже (но не менее 10 лет) может увеличиться практически в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией. Но это все равно существенно меньше, если сравнить, к примеру, с размером средней пенсии по возрасту неработающего пенсионера – она сейчас составляет порядка 580 руб.

По словам специалиста по трудовому праву, юриста Марии ДОРОФЕЕВОЙ, согласно нашему законодательству работниками предпенсионного возраста считаются те, кому остается два года или меньше до получения права на пенсию по возрасту. У них есть определенные трудовые гарантии. В некоторых случаях предпенсионный возраст может составлять до пяти лет, если наниматель подписал соответствующее тарифное (отраслевое) соглашение, указал это условие в своем коллективном договоре или входит в объединение предприятий, подписавшее такое соглашение.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Изменения в назначении пенсий отдельных категорий граждан с 1 января 2021 года

Если провести сравнительный анализ по уровню дохода и Беларуси, то последние заметно проигрывают в этом. Так, средняя пенсия в РФ в пересчете на белорусские рубли равна 430 рублям, и это значительно выше, чем получают белорусы. Хотя также стоит принять во внимание разницу по регионам, во многих уголках России пенсионные выплаты сопоставимы с пенсиями в Белоруссии.

А вот в сравнении с Украиной доходы белорусских пенсионеров выглядят позитивно — там средняя пенсия в переводе на белорусскую валюту составляет 140 рублей. Ну а в сравнении с Россией доходы украинских пенсионеров выглядят совсем мизерными.

Если сравнить пенсии с пенсиями в Западной Европе или США, то все три страны сильно проигрывают.

Важная составляющая системы соцзащиты в Республике Беларусь – пенсионное обеспечение. На выплаты от государства может рассчитывать каждый нетрудоспособный гражданин. С 2017 года происходит постепенное увеличение пенсионного возраста. Размер пенсионных пособий зависит от стажа работы, места и занимаемой должности. Система обеспечения в стране действует на распределительной основе. На выплату пособий уходят взносы работающего населения. Из нашего обзора, вы узнаете, как изменился размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси за последние годы.

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Изменения в пенсионном обеспечении и социальном страховании

Для того чтобы рассчитать пенсию, сотрудники Пенсионного фонда изучают заработок последних 23 лет, фактический стаж. Каждый год цифра будет увеличиваться на 1 год, до тех пор, пока не приравняется к фактически имеющемуся стажу. Это, безусловно, справедливо, ведь кто-то проработал 30 лет, а кто-то – 23. Имеет значение не только продолжительность работы, но и вид деятельности. Так, если есть опыт предпринимательской деятельности, учитывается фактический доход. Когда речь идет о наемном труде, учитывается 40% средней заработной платы.

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Предусмотрена доплата ко всем минимальным пенсиям. Составляет она 20% средней заработной платы. Прибавка начисляется тогда, когда размер средней заработной платы увеличивается. Таким образом, незащищенной категории граждан в республике нет. Каждый человек имеет право работать и получить льготы от государства, но с учетом опыта работы, личного жизненного опыта.

1. Указом предусмотрено, что в стаж работы для назначения трудовых пенсий засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности.

Таким образом, максимальный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, увеличен с 9 до 12 лет.

Соответственно, периоды, когда матери, родившие 4 и более детей, не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет (сейчас – в пределах 9 лет).

В Указе отмечено, что трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., в связи с изменением стажа работы для назначения трудовой пенсии по предусмотренному основанию перерассчитываются.

Иными словами, норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим 4 и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1.01.2021.

Пенсии будут перерасчитываться с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом.

В органы по труду, занятости и социальной защите необходимо представить заявление и документы, подтверждающие рождение 4 и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела), пояснило Минтруда и соцзащиты.

2. Трудовая пенсия по возрасту женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа работы не менее 20 лет, в т.ч. не менее 10 лет стажа с уплатой страховых взносов в ФСЗН (далее – страховой стаж).

Таким образом, сокращается период страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, т.к. для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях требуется наличие страхового стажа:

  • в 2021 г. – не менее 18 лет;
  • в 2022 г. – не менее 18 лет 6 месяцев;
  • в 2023 г. – не менее 19 лет;
  • в 2024 г. – не менее 19 лет 6 месяцев;
  • в 2025 г. – не менее 20 лет.

Расширен круг ее получателей.

Лукашенко о новых решениях по пенсионному возрасту

Официальный сайт газеты «Светлае жыццё» Все права принадлежат редакции газеты «Светлае жыццё». При использовании публикаций сайта ссылка на источник и автора обязательна.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

Прирост базовой может оказаться самым солидным за последние годы. Соответственно, при росте базовой величины повысятся и привязанные к ней пошлины и штрафы.
Глобальные экономические проблемы. Личные сбережения. Ждет ли нас новый кризис и как ему противостоять. Что ждет отечественную экономику. На чем можно заработать деньги. Перспективы малого бизнеса.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2022 году

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957 01.07 — 31.12.2017 50,5 01.07 — 31.12.1957 01.07 — 31.12.2018 61 01.01 — 30.06.1958 01.07 — 31.12.2019 61,5 01.07 — 31.12.1958 01.07 — 31.12.2020 62 01.01 — 30.06.1959 01.07 — 31.12.2021 62,5 01.07 — 31.12.1959 и младше 01.07 — 31.12.2022 63

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году ��одготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

Читайте также:  Какие права у беременной женщины на работе в РФ

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.

На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:

  • Для граждан — 62 года.
  • Для гражданок — 57 лет.

Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:

  • Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
  • Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
  • Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.

Чтобы не запутаться с возрастом оформления пенсии, белорусские граждане могут воспользоваться таблицей:

Год/ пенсионный возраст (лет) 2019 2020 2021 2022 2023
Граждане 61,5 62 62,5 63 63
Гражданки 56,6 57 57,6 58 58

Важно сверяться со своим годом рождения и периодом, с которого возможно оформить пенсион.

Специалисты уверены, что увеличение пенсионного возраста для белорусов не прекратится к 2023-му. Вероятнее, к тому времени правительство подготовит следующую реформу. Большинство мнений сходится к мысли, что главным образом она коснется женщин. Возможно, пенсионный возраст для гражданок повысится до 60 лет. Такое предложение рассматривалось при подготовке реформы 2017 года, но в конечном счете от него отказались.

Преференции граждан предпенсионного возраста

  • дата наступления предпенсионного периода отличается для граждан разных годов рождения:
  • при определении начала ППВ необходимо ориентироваться на год рождения;
  • время переходного периода продлится до 2023 года.
  1. Сложность трудоустройства. В большинстве случаев работодатели предпочитают нанимать молодых сотрудников. Исключение составляют вакансии с требованием наличия высокого профессионального уровня либо низкооплачиваемые должности, на которые молодые сотрудники не желают трудоустраиваться. Доля руководящих работников ППВ ниже участия лиц более молодого возраста.
  2. Снижение размера дохода. Более поздний период назначения пенсионного пособия влечет уменьшение фактического дохода.
  3. Проблемы с обжалованием дискриминации работодателей по вопросам трудоустройства предпенсионеров. Самостоятельно лицам ППВ подготовить результативный иск достаточно сложно. Обращение к юристам или адвокатам потребует значительных затрат.

Предпенсионный возраст узаконят при повышении пенсионного возраста – льготы, сколько лет

При этом предоставляется такая льгота исключительно при наличии ИПК свыше 30, а также стажа в 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Предоставляются такие льготы только гражданам, признанным в установленном порядке безработными и вставшим на учет в центре занятости.

С повышением пенсионного возраста предполагается установить предпенсионный возраст в размере 5 лет до дающего право на получение пенсии. Однако конкретных правовых механизмов по причине того, что пенсионная реформа не была принята окончательно, еще нет. Так, может подразумеваться как фиксированное причисление к лицу предпенсионных работников женщин и мужчин, достигших возраста в 55 и 60 лет соответственно, так и просто ведение расчета исходя из имеющихся прав для выхода на пенсию, которые могут возникать и ранее означенного срока.

Все, что нужно знать о предпенсионном возрасте

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

  • до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
  • с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
  • с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
  • с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

  • В 2017 году – минимум 16 лет:
  • В 2018 году – минимум 16,5 лет;
  • В 2019 году – минимум 17 лет;
  • В 2020 году – минимум 17,5 лет;
  • В 2021 году – минимум 18 лет;
  • В 2022 году – минимум 18,5 лет:
  • В 2023 году – минимум 19 лет;
  • В 2024 году – минимум 19,5 лет;
  • В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Новый год — новые изменения. Что нас ждет с 1 января 2021 года?

Во многих странах практика повышения пенсионного возраста уже получила широкое распространение. Это связано с необходимостью реформировать действующую систему и снизить существующую нагрузку. Социальное и материальное обеспечение граждан при этом нисколько не страдает, наоборот – подобные меры актуальны в связи с необходимостью улучшить сложившееся положение. Правительство старается действовать постепенно, чтобы изменения не казались такими резкими. И чтобы сами граждане привыкали к изменениям.

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

  • Как вернуть деньги за несостоявшийся тур? 28.01.2021
  • Состоялось заседание совета Брестской областной коллегии адвокатов 27.01.2021
  • Гимн Победы солдату пою! 16.01.2021
  • Эх, пути-дороги фронтовые … 13.01.2021

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. В 2020 это 17,5 лет, а к 2025 планируют увеличить до 20 лет. В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Учеба в вузе и декретный отпуск не считаются, а с этого года в стаж входит служба в армии.

Читайте также:  ЕДВ: получить ежемесячную денежную выплату в 2022 году

Белорусы, которые не выработали новый страховой стаж, попадают в «пенсионную ловушку» и не могут претендовать на трудовую пенсию, им назначают только социальную: мужчинам – с 65 лет, женщинам – с 60 лет. Сейчас это 129 рублей 6 копеек.

Как продлевать контракты лицам предпенсионного возраста

Дополнительное освобождение от работы. Работники околопенсионного возраста ежегодно могут получать освобождение от работы на два трудодня для медицинской диспансеризации. На это время сохраняется и рабочее место и средний заработок. Когда получить эти дни решает сам работник. Он лишь пишет заявление начальству, которое не вправе отказать в такой просьбе. При этом предпенсионеру не нужно предоставлять подтверждение, что он действительно был в медучреждении.

Усиленная ответственность работодателя. В целях ликвидации произвола со стороны руководства введена специальная статья в уголовном кодексе (144.1 УК РФ).

Теперь намек на возраст не может быть поводом для отказа в трудоустройстве «новобранца» или увольнения уже работающего. Наказание предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 360 часов.

В настоящее время в думе рассматривается законопроект, который вероятнее всего утвердят. Согласно проекту, у мужчин 1958 г.р. и старше и женщин 1963 г.р. и старше, независимо от назначения пенсии, имеется право требовать алименты со своего супруга и (или) детей.

Ранее это право принадлежало только нетрудоспособным гражданам (то есть или инвалидам, или пенсионерам). Соответствующие статьи семейного кодекса (87, 89, 89, 90) будут касаться и ЛППВ.

Ещё один законопроект на рассмотрении в парламенте. Также имеет серьезную перспективу на принятие. Он касается привилегий ЛППВ в наследственных делах.

Обязательная доля в наследственном имуществе. Как и прочим социально незащищенным категориям (пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние) предусмотрены льготы женщинам и мужчинам предпенсионного возраста в виде предоставления части имущества, на случай не упоминания таких граждан в завещании. Таким образом, есть если родственник наследодателя (мужчина 60 и старше лет, а женщина от 55 лет) не вписан в завещание и не признан недостойным наследником, то он может по умолчанию претендовать на половину того имущества, которое ему бы полагалось по закону (то есть в порядке, когда завещание отсутствует).

Выдача начисленной, но не полученной при жизни зарплаты, пенсии и пр. Также ЛППВ могут рассчитывать на указанные средства, которые не включаются в наследственную массу. Заявить о своем праве можно в течение 4 месяцев со дня смерти наследодателя. Эти суммы выдаются без дробления между другими наследниками, кроме прочих нетрудоспособных наследников или иждивенцев, проживавших с наследодателем.

Как дополнительная поддержка, региональные льготы лицам предпенсионного возраста примерно однотипные. В краях/областях/республиках принимаются свои законы. Власти это делают по своему усмотрению. Поэтому в каждом субъекте РФ могут быть свои комбинации видов помощи с местными особенностями.

В общих чертах лояльность региональных властей выражается следующей поддержкой граждан:

Бесплатный проезд. Обычно льготы на проезд предпенсионерам касаются внутригородского общественного транспорта, пригородного железнодорожного транспорта, исключение составляет такси и подобный транспорт. В некоторых областях пользование транспортом является безлимитным (по проездным документам, социальным картам и т.д.), в других выделяется определенная денежная компенсация, в третьих предоставляются скидки.

Например, в Краснодарском крае предусмотрена льготная цена для пользования рейсовыми автобусами в сумме 250 рублей, троллейбусами — 340 руб., трамваями- 340 руб., а вместе на трамваях, троллейбусах и автобусах — 580 рублей.

Обеспечение лечебными путевками. В частности такой вид льготы есть для людей предпенсионного возраста в Москве. Как правило, путевки дают лицам, у которых есть медицинские показания к посещению профилактических лечебных мест (курортно-санаторные учреждения). Бесплатно выдаются сами путевки, а также оплачивается проезд туда и обратно. Нередко, обязательным условием для помощи является низкий уровень дохода гражданина.

Бесплатная диспансеризация. Гражданам предоставляется право на полное медицинское обследование. То есть сдать анализы, проконсультироваться у врачей, получить данные о состоянии здоровья и пр.

Предоставление лекарств. Медикаменты полагаются нуждающимся по рецептам врачей. Чаще всего их выдают в специализированных гос/муниципальных аптеках. Предоставление полностью безвозмездное или частично за счет властей.

Например, в Красноярском крае покупка лекарств компенсируется в сумме 50 процентов.

Компенсация расходов на жилье. Денежное возмещение может быть после оплаты (то есть на основании платежных документов) или получение денег наперед (исходя из прежних сумм оплат). Чаще всего регионы берут на себя расходы на взносы на капитальный ремонт, за коммунальные услуги (воду, тепло, электричество), вывоз мусора и пр. Где-то компенсация предоставляется в 100 процентом размере, а где-то в 50 процентом размере. При этом во внимание принимаются и другие обстоятельства:

  • состав семьи;
  • наличие иждивенцев;
  • дополнительные льготные статусы;
  • фактический размер площади и т.д.

Так, к примеру, в Московской области в общем порядке скидки в размере 50 процентов, а одинокому гражданину — 100 %. Компенсация выдается в пределах стандарта нормоплощади жилья (на 42 кв.м — одинокому ЛППВ, 21 кв.м.– если в семье предпенсионера 2 члена, 18 кв. м. — если в семье более 3 членов).

Послабление на земельный налог. В отдельных областях/краях/республиках (далеко не во всех) предусмотрены освобождения от налога на расширенных условиях, нежели это предусмотрено на обще федеральном уровне.

Например, в Санкт-Петербурге, если участок площадью не более 0,25 Га, то собственник-предпенсионер полностью освобожден от налогового бремени.

Освобождение от транспортного налога. Во многих субъектах автовладельцам пожилого возраста (от 60 лет мужчины и 55 лет женщины) сохранены скидки на автоналог. Варианты этих скидок разнообразны в зависимости от:

  • мощности ТС;
  • вида средства (автомобиль, моторные лодки, снегоходы, мотоциклы и пр.);
  • страны производителя;
  • возраста ТС и пр.

Например, в Нижегородской области скидка на налог предоставляется в 50-ти процентном размере для машин до 150 л.с.

Субсидии на средства связи и информации. Этот вид помощи подразумевает возмещение затрат на услуги стационарной телефонной связи, Интернета, радио, телевидения. Иногда даже речь идет о бесплатных подписках на периодические печатные издательства – местные газеты и журналы.

Разновидности субсидий также многообразные в зависимости от части страны. В Татарстане, допустим, пожилым жителям компенсируют ½ стоимости абонентской линии фиксированной телефонной связи, радио и коллективной ТВ-антены.

Есть тенденция, что повсеместно будут выдавать оборудование для поддержания телесигнала в связи с переходом на цифровое телевещание.

Адресная помощь. Её предоставляют тем, кто находится в тяжелых жизненных ситуациях. Этот вопрос рассматривает в индивидуальном порядке. Правда, есть набор жизненных случаев, при которых допустима помощь и лимиты выплат.

Особый вопрос касаемо льгот ветеранам труда предпенсионного возраста. Статус «Ветерана труда» могут присвоить при наличии 25/20 летного (в зависимости от того мужчина или женщина) выслуги лет или 15 летнего стажа в конкретной отрасли при безупречной трудодеятельности. Как видно, выход на пенсию не является обязательным условием.

Региональным законодательством предусмотрены поблажки для тружеников одновременно с общей социальной поддержкой.

То есть, кроме имеющихся видов помощи, труженики могут претендовать дополнительно на:

  • расширенные льготы по ЖКХ;
  • бесплатное зубное протезирование;
  • систематические (ежемесячные/ежегодные) денежные выплаты;
  • прочая поддержка.

Предпенсионный возраст. Что это? Льготы предпенсионеров

Три года назад Правительство РФ приняло решение изменить формат выдаваемого пенсионного свидетельства. Перемены были вызваны большими затратами на выпуск документа старого образца и внедрением базы данных, позволяющей содержать информацию о зарегистрированных лицах в электронном формате.

До 2015 удостоверение пенсионера имело вид красной книжки с гербом Российской Федерации на обложке и соответствующим названием, нанесенным золотым напылением.

Законодательная реформа 2015 года коснулась и подтверждающих документов граждан, получающих статус пенсионера по другим причинам.

Сотрудники МВД за 90 суток до даты увольнения из органов подают заявление в ПФ РФ, поскольку формирование дела и назначение пособия осуществляется согласно последнему месту службы. Для получения дубликата при утере бывшие служащие обращаются в отдел кадров ОВД.

Старый образец документа.

До 2018 года правовых механизмов в отношении предпенсионного возраста практически не существовало, так как новый закон вступит в силу с 1 января 2019 года, а практические порядки и инструкции по его применению находятся только на стадии разработки. В то же время, существуют определенные льготы для граждан, которые попали под действие пенсионной реформы и не смогли уйти на пенсию согласно ранее существовавшим положениям.

В переходный период возраст выхода не пенсию будет постепенно повышаться, чтобы избежать шокового эффекта и социальной несправедливости в отношении тех, кто должен был оставить работу уже в следующем году. Для обозначения равномерного повышения пенсионного предела можно сгруппировать эти данные в таблицу по годовым нормам для пожилых специалистов. При этом следует учитывать, что этот период не будет более увеличиваться и составляет всего 5 лет.

Таблица с учетом переходного периода для выхода на пенсию будет выглядеть следующим образом.

Страховой стаж в Беларуси с 2022 года

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.

Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.

Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:

  • на 2020 год — 17,5 лет;
  • на 2021 год — 18 лет;
  • на 2022 год — 18,5 лет;
  • на 2023 год — 19 лет;
  • на 2024 год — 19,5 лет;
  • с 2025 года — 20 лет.

Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:

  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды с детства;
  • многодетные матери, родившие более 5 детей;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих, погибших при исполнении;
  • лилипуты и карлики.

Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:

  • осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
  • прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.

В общий стаж входят периоды:

  • армейской и военной службы;
  • уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
  • уход за инвалидом первой группы;
  • уход за лицом старше 80 лет;
  • получение любого вида гос. образования в дневной форме;
  • получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).

Прошение на получение пенсии необходимо подать в органы по труду, занятости и социальной защите. Если вы работаете, то прошение подаёт работодатель, если нет или работаете на себя, тогда заявление нужно подавать лично.

При подаче документов работодателем, последний несёт материальную ответственность перед пенсионером, в случае если документы оформлены частично или несвоевременно. Так же работодатель будет наказан, в случае подачи недостоверных документов, необходимых для назначения и перерасчёта пенсии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *