Все что важно знать об издевательствах в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все что важно знать об издевательствах в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.
Какие опасности несет травля
Насилие – это не просто испорченное настроение и несколько синяков. Такое мнение априори не верно. Любую травлю нужно оперативно пресекать. Последствия могут стать губительными для психического и физического здоровья человека.
- Непрерывное давление может стать причиной сниженной самооценки, депрессии, серьезных расстройств психики и здоровья в целом.
- В отдельных случаях это подводит подростка мыслям о суициде.
- Важно, чтобы школьник был готов обратиться за помощью к взрослым.
- Родители должны создавать условия, в которых ребенку не страшно будет раскрыться, поделиться проблемами. Чрезвычайно необходимо, чтобы в сложном переходном возрасте чувствовалась поддержка и любовь семьи. В определенных условиях, может потребоваться помощь психолога. Если отношения в семье складываются не лучшим образом, на помощь должна прийти школа: школьный психолог, классный руководитель.
- Огромное значение имеет поддержка родственников и друзей.
- Особо сложный и деликатный вопрос – сексуальное насилие. Об этом готов рассказать не каждый подросток. Скорее всего чувство стыда будет серьезной проблемой. Важно создать условия, в которых подросток сможет раскрыться. Замалчивание может привести к повторению насильственных действий, а девушек – к ранней беременности.
Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга
Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:
- отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
- научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
- не задираться, не зазнаваться
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
- не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
- не демонстрировать свою элитарность
- не ябедничать
- не подлизываться к учителям
- не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
- не демонстрировать свою физическую силу
- не показывать свою слабость
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
- использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.
В последнее десятилетие появилось много кино, мультфильмов и телепередач для детей младшего возраста, в которых затронута тема школьных издевательств. Совместный просмотр или чтение могут подтолкнуть вашего ребенка к беседе на эту сложную тему.
Аманда Никерсон рекомендует посмотреть с детьми младшего возраста специальные выпуски «Улицы Сезам». Также она упоминает, что есть множество детских книг, которые рассказывают о конфликтах на детской площадке и о том, как быть добрым и отзывчивым другом.
Мультфильмы и истории, в которых речь не идет о травле, тоже могут вам помочь. Если один персонаж обижает другого, то на его примере вы можете обсудить, как не стоит вести себя с другими детьми. А также начать с ребенком беседу о его собственном опыте общения со сверстниками.
— Возможно, родители напрямую спрашивают детей об их школьных проблемах, — говорит Никерсон. — Но и этот способ будет вам полезен. Чем больше вы будете общаться — по поводу и без — тем прочнее станут ваши отношения. Дети будут охотнее рассказывать вам о своих проблемах.
Как пережить буллинг со стороны одноклассников?
Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.
Основная причина травли – отличие человека от других. Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.
Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:
1. Расскажите учителю.
Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.
Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.
2. Расскажите о проблеме родителям.
Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.
Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
Есть несколько очевидных и неочевидных признаков того, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию со стороны сверстников в школе. Рассмотрим распространенные:
- Резкое изменение поведения, ухудшение морального состояния. Если ребенок всегда был дружелюбным, веселым и жизнерадостным, без объективных причин утратил эти качества и стал слишком грустным, значит стоит насторожиться. Поспешных выводов делать не стоит: сначала попробуйте пообщаться с ребенком. Следует учитывать и то, когда состояние и поведение меняются: если в школу он идет радостным и веселым, а возвращается выжатым и подавленным, значит почти точно что-то не так. Вероятно, он начинает впервые подвергаться буллингу;
- Нежелание посещать школу. Если ребенок не хочет идти в школу и при попытке узнать, почему именно, «включает» замкнутость, можно говорить, что одна из причин нежелания – буллинг. Дело в том, что в таком случае сама мысль о посещении школы вводит ребенка в состояние стресса. Как и в первом случае, что нужно понимать, торопиться с выводами не стоит. Первым делом – беседа с ребенком. Иногда можно попробовать пообщаться с преподавателями: некоторые дети не рассказывают родителям о том, что слишком сильно тревожит их;
- Синяки, травмы. Это явный признак того, что ребенок подвергается физическому буллингу. Однако и здесь все неоднозначно: синяки могут быть следствием, например, неосторожного обращения со снарядами на физкультуре, а травмы возникать по причине гиперактивности и неосторожности на переменах, по пути домой или в саму школу.
Правильный подход к буллингу в школе: что могут сделать те, кто к нему причастен
Буллинг в школьной среде не обязательно должен быть постоянным. Ваш ребенок, учителя и вы как родитель можете сделать ряд вещей, чтобы справиться с этой проблемой.
Что вы можете сделать как родитель?
Помогите своему ребенку обрести здоровую уверенность в себе, проявляя к нему доверие, признательность и последовательность.
Внимательно слушайте ребенка и активно спрашивайте, не кажется ли ему что-то странным. Вы должны дать ему понять, что если у него возникнут проблемы, он всегда может с уверенностью обратиться к своим родителям.
Узнайте, где, когда, как и из-за кого страдает ваш ребенок.
Кроме того, дайте понять, что разговор ребенка с вами или учителем о случаях издевательств в школе не является доносом.
Также очень важно, чтобы вы уведомили школу. Поговорите с администрацией, директором и классным руководителем. Школьные психологи, если они есть, также могут помочь с травлей. Вместе вы можете разработать план действий, чтобы взять проблему под контроль.
Важны следующие моменты:
- сотрудничество с другими родителями;
- укрепление классового сообщества;
- профилактические меры для всей школы.
А что, если ваш ребенок издевается над другими одноклассниками
Нелегко смириться с тем, что ваш ребенок пугает кого-то или издевается над своими одноклассниками. Не стоит ни скандалить, ни просто наказывать домашним арестом и тому подобным. Агрессор тоже нуждается в помощи.
Найдите контакт и узнайте, почему ваш любимый человек так себя ведет. Вы также должны дать ему понять, что ни вы, ни учителя не потерпите издевательств в школе и поможете ему изменить свои модели поведения. Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы помочь ребенку.
Резюме: действие – это все и конец всего
Буллинг не относится к кратковременному конфликту или обычной ссоре между детьми.
Скорее, школьники регулярно подвергаются издевательствам в течение длительного периода времени. Они подвергаются явному или скрытому насилию и социально исключены. Это явление может коснуться практически каждого, и его всегда следует обсуждать в школе, чтобы привлечь внимание как учеников, так и учителей. Как родитель, вы можете и должны принимать меры, когда дело доходит до издевательств в школе.
Откровенно поговорите об этом с ребенком и посоветуйтесь с директором школы, учителем или, при необходимости, с психологом. Ваш ребенок не должен сопротивляться, а должен просить о помощи и стараться не пугаться. Это правда, что противодействовать издевательствам в школе становится все труднее, чем дольше сохраняется такое поведение. Но в любом случае важно что-то активно с этим делать. Ведь психическое равновесие учеников не должно нарушаться в долгосрочной перспективе.
Чаще всего с агрессией относятся к тем, кто отличается от других внешне или физически, — по данным исследования образовательной компании MAXIMUM Education, так считают 45% опрошенных. При этом каждый третий школьник рассказал, что травят тех, кто слабее и не может дать сдачи. А 24% респондентов уверены в том, что стать жертвой буллинга можно за мнение, отличное от других.
Результаты исследования свидетельствуют: в подавляющем количестве случаев ( 92%) школьники сталкиваются с моральными унижениями, а в 8% — это физические издевательства (побои, толчки и т.д.).
Эксперты образовательной компании подчеркнули, что каждый второй опрошенный сам находился в роли жертвы, а 37% респондентов были свидетелям травли. Чаще всего учащиеся (62% респондентов) сталкивались с агрессией по отношению к себе в средней школе. Каждый третий рассказал об издевательствах в начальных классах. Меньше всего случаев буллинга в старшей школе — всего 8%.
По словам основателя онлайн школы IT-профессий Rebotica Александра Киселева, нельзя сказать точно, что становится триггером (дословно — спусковым крючком) буллинга, каждый случай приходится рассматривать индивидуально.
— Подросткам в возрасте от 12 лет, когда начинается переходный возраст, часто хочется чувствовать причастность к группе, команде. Возникают ситуации, когда толпа дружит «против кого-то». Тогда изгой становится неким объектом, объединяющим обидчиков. Это простой путь самоутверждения, который, к сожалению, подростки выбирают всё чаще, — рассуждает Александр Киселев.
По словам Александра Киселева, первую волну преследований может вызвать всё, что угодно: внешний вид, финансовое положение семьи, даже то, что одноклассник «слишком умный». А дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, как на нее реагирует объект будущей травли. Некоторых школьников травить становится попросту неинтересно. Чаще всего в их числе те, кто чувствует себя уверенно благодаря тому, что реализует свои амбиции в дополнительном образовании или спорте.
Эксперты Академии безопасности Ольги Бочковой отмечают несколько стадий реакции на буллинг. Сначала школьник пытается договориться с обидчиками, пробует игнорировать происходящее и даже начинает чрезмерно агрессивно себя вести, словно от бессилия бросаясь в гнев и злость. Однако это не помогает именно потому, что коллектив уже принял решение травить конкретного человека. Обидчиков уже ничто не остановит.
— У человека формируются травма, сопряженная с насилием, и позиция личной беспомощности. Ребенок думает: «Что бы я ни делал, мне ничего не помогает. Поэтому вообще ничего не буду делать, потому что мне никто и ничто не поможет». Причем школьник считает, что все, включая взрослых, наверняка знают о происходящем, но не предпринимают никаких действий, чтобы помочь, — комментирует основатель Академии, клинический системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт Ольга Бочкова.
Действительно, согласно результатам опроса, каждый второй школьник считает, что взрослые недостаточно помогают жертвам травли.
В результате буллинга негативному воздействию подвержены все:
- жертва, в итоге склонна к депрессии, социальной тревожности и подвержена развитию психических расстройств;
- агрессор, приобретающий криминальные наклонности, также оказывается в группе риска по суицидальному поведению;
- наблюдатели, испытывающие психологический дискомфорт из-за неспособности помочь, которая в свою очередь рождается из страха оказаться на месте жертвы.
Каждый четвертый ребенок подвергается травле со стороны сверстников. Буллингом сейчас называют едва ли не все конфликтные ситуации, но это неправильная трактовка. Сора и даже драка между двумя сверстниками — это не травля. Реальный буллинг — это давление группы на одного. Давление может быть психологическим — ребенка морально унижают, оскорбляют, запугивают; или физическим — когда имеет место рукоприкладство, порча его вещей. Любая форма травли отражается на психическом состоянии жертвы и зачастую отражается на всей последующей жизни.
Буллинг — явление не новое, но рассматривать его как проблему общество начало лишь несколько десятков лет назад. В начале 20 века группа психологов занялась изучением травли и её последствий. Результаты ужаснули даже ученых. Буллинг в детских сообществах калечил больше жизней, чем война и стихийные бедствия.
В наши дни масштабы и последствия травли более страшны и опасны. Теперь издевательства над жертвой не прекращаются даже после того, как она покидает стены школы. Агрессоры преследуют её в социальных сетях и мессенджерах: публикуют унизительные фото с изображением ребенка, оставляют непристойные комментарии о нем, отправляют сообщения с угрозами. У этой формы травли есть собственное название — кибербуллинг.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками
Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:
- Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
- Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
- Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
- Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
- Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
- Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
- Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
- Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.
Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».
Составляющие компоненты: как проявляется травля
Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:
- обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
- в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
- агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
- акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.
Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.
Как бороться с травлей в школе. Профилактика Буллинга
Тема травли — комплексная проблема. К сожалению, такой тип поведения встречается даже у наших ближайших родственников — человекообразных обезьян. Некоторые члены коллектива, наиболее агрессивные хорошо чувствуют «слабое звено» и выдавливают его из стаи с различной степенью жестокости. К счастью, мы — не животные и можем и должны контролировать свои эмоции.
Для того чтобы не допускать буллинга, нужно работать с детским коллективом начиная с самого раннего возраста, это должно происходить как в дошкольных/школьных учреждениях, так и в домашней обстановке. И в первую очередь нужно работать над психологическими границами маленького человека. Он должен знать, что ни при каких обстоятельствах, не имеет права агрессивно реагировать на людей, которые не сделали ему ничего дурного, и при этом имеет полное право защищаться от агрессии соразмерным способом. И вот на эти границы и понимание, что такое здоровые соразмерные реакции и должно быть направлено педагогическое внимание взрослых.