Изъятие ребенка из семьи: как устроена эта процедура

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребенка из семьи: как устроена эта процедура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Нет социальной поддержки семей

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.

«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.

Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло. «И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке. Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова.

В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.

Как вести себя во время проверки органами опеки

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

В каких случаях могут отобрать детей

Жизненные ситуации, в которых может оказаться семья, могут быть самыми разными. Поэтому и понятие «угрозы жизни и здоровью ребенка» тоже довольно расплывчато. Например, нет четких критериев, по которым эту угрозу можно оценить.

В законе сказано лишь, что из-за действий или бездействия родителей (или одного из них) должна возникнуть «реальная угроза смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка». Например, когда родители не дают ему воды, плохо кормят, не предоставляют кров или надолго оставляют грудного ребенка без присмотра.

Вместе с тем, ребенка нельзя отобрать, если в семье материальные трудности, но при этом родители добросовестно исполняют свои обязанности и по возможности стараются обеспечить его всем необходимым «в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи».

Для того чтобы прийти с визитом к вам домой, представителям органов опеки нужны основания — например, жалоба. Составить ее может кто угодно: соседи или даже прохожий, который увидел, что ребенка бьют или оскорбляют.

Иногда «подать сигнал» обязывает закон: например, когда полицейский обнаружил потерявшегося ребенка или когда врач или учитель в школе заметил у ребенка подозрительные гематомы или другие повреждения. Если такая жалоба получена, органы опеки, в свою очередь, тоже обязаны проверить поступившую информацию, а в случае изъятия — составить акт об этом и начать готовить документы для суда.

Встреча «визитёров» с родителями

Независимо от авторов «звоночка» встреча нежданных гостей должна проводиться родителями адекватно с пониманием исполнения должностных обязанностей представителями. Недопустимо проявление агрессии по отношению к органам или выражения явной растерянности и желания прекращения визита. До проведения проверки следует ознакомиться с документами проверяющих, при наличии подозрений позвонить в службу по поводу уточнения.

Со своей стороны предъявить контролёрам:

  • документы, подтверждающие интересующие личности (паспорта родителей, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей);
  • обзор мест, отведенных для проживания и развития детей (предметы мебели для сна и обучения, детского гардероба);
  • объективные причины инициирования визита (конфликтная ситуация с соседями или знакомыми, борьба за детскую привязанность со стороны бывшего супруга, отсутствие компромисса по воспитанию с детским учреждением);
  • письменное подтверждение несогласия со сделанными выводами при указании в акте с сопутствующим детальным разъяснением (например, отсутствие уборки – это не антисанитария, а жилой беспорядок, не препятствующий развитию детей и не таящий угрозу здоровью и т.д.).

Как проводится проверка органами опеки и на что они обращают внимание?

Распоряжение (акт) об отобрании оформляется на основании представленного ходатайства и акта проверки жилищных условий.

При посещении семьи, где проживает ребенок, нуждающийся в экстренном изъятии, комиссия обращает внимание на несколько факторов:

  • ремонт и чистота в квартире;
  • внешний вид ребенка и членов семьи;
  • наличие визуальных признаков заболеваний у несовершеннолетнего;
  • питание ребенка (содержимое холодильника);
  • санитарное состояние жилья: наличие насекомых, грязи, неисправных систем водоснабжения, и пр.;
  • наличие домашних животных;
  • взаимоотношения между членами семьи;
  • потребность в лекарствах и госпитализации ребенка.

Процедура возврата детей

Вернуть ребенка, которого забрали органы опеки, можно лишь путем подачи ответного заявления в суд. Подобная мера требуется как при частичном, так и полном аннулировании родительских прав. Действующие лица остаются теми же (прокурор, представитель органов опеки, биологические родители или опекуны).

Во время разбирательства дела истцу предстоит доказать суду, что основания, из-за которых ребенка изъяли, более не актуальны. Будут проводиться дополнительные расследования для определения условий проживания. Если выявятся положительные изменения, то судья может частично вернуть права, чтобы наблюдать за дальнейшим исправлением родителей или полностью снять ограничения. Подавать ходатайство необходимо не позднее 6 месяцев с момента изъятия детей.

В судебной практике встречаются случаи, когда родители подают исковое заявление о неправомерном изъятии детей. В такой ситуации процедура возврата аналогична предыдущей. Во время разбирательства необходимо предъявить доказательства, опровергающие доводы органов опеки. Для повышения вероятности положительного исхода рекомендуется обратиться к опытному адвокату, который будет защищать права и интересы родителей в суде.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Главным нюансом рассматриваемой 77 статьи СК РФ является тот факт, что органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру:

  • Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;
  • Изучение имеющейся информации;
  • Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;
  • Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие отпрыска;
  • В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;
  • До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечением органов опеки;
  • Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство.

Комментарий к Статье 77 СК РФ

1 – 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

——————————–

Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

– сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

– временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии – в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

– в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родит��лей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Законодательное регулирование

  1. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
      Статья 69. Лишение родительских прав;
  3. Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  4. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  5. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  7. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.
Читайте также:  Увеличение выслуги с 20 до 25 лет для получении пенсии военнослужащим

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Как можно вернуть несовершеннолетнего в семью

Процедура возврата ребенка в семью напрямую зависит от причины изъятия:

  1. При лишении родительских прав. Согласно ст. 72 СК РФ лишенным родительских прав матери или отцу несовершеннолетнего дается шесть месяцев для восстановления в правах родителей в судебном порядке.
  2. При ограничении в родительских правах. В соответствии со ст. 76 СК РФ, ограниченные в родительских правах граждане имеют право в течение шести месяцев обратиться в суд с иском об отмене ограничения.
  3. При изъятии несовершеннолетнего по ст. 77 СК РФ. В этом случае родители также лишаются родительских прав и у них также есть шесть месяцев для инициирования процесса по восстановлению в правах родителей. Но здесь все будет зависеть от того, насколько серьезными были причины изъятия. К примеру, если ребенка забирали из семьи по факту нарушения его половой неприкосновенности, то вряд ли в дальнейшем суд позволит такому родителю восстановиться в родительских правах.

Нередко обыватели путают изъятие ребенка из семьи и временное помещение его в социальное учреждение по акту полиции. К примеру, малыш случайно потерялся и был обнаружен нарядом полиции, гуляющим по улицам без сопровождения взрослых. Он настолько мал, что не может сказать, кто его родители, или на какой улице он живет. До тех пор, пока законные представители ребенка не будут найдены, он помещается в детский реабилитационный центр. Но как только родители отыщутся и докажут сотрудникам ООП, что происшествие произошло случайно, они не злоупотребляют алкоголем, не имеют психических отклонений, ребенок будет возвращен в семью.

Изъятие ребенка из семьи допустимо только по причинам, указанным в Семейном Кодексе. Любые другие основания для отобрания малыша недопустимы. Но иногда сотрудники опеки и попечительства слишком рьяно относятся к своим служебным обязанностям и допускают изъятие несовершеннолетнего по любому поводу, иногда надуманному. В случаях неправомерных действий сотрудников органов опеки и попечительства без помощи опытного юриста не обойтись. Родители должны заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося в семейном праве. Бороться в одиночку с неправомерными действиями сотрудников ООП – значит поступать опрометчиво и недальновидно.

Вы всегда можете обратиться за помощью к сотрудникам нашего сайта. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам, либо написать сообщение онлайн.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните Москва и Московская область
  • позвоните Санкт-Петербург и область

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

Считается, что забрать ребенка могут и у нормальных родителей. Данная информация частично правдива. Однако в основе действий отдела опеки лежит сигнал. Причем не важно от кого он поступил.

Пример. Родители Кати развелись. Девочка осталась проживать с отцом. Мужчина вступил во второй брак. Отношения между Катей и мачехой не сложились. Девочка попросила у отца новые дорогие сапоги. Семейный бюджет не мог позволить такую покупку. Получив отказ, Катя позвонила по телефону доверия и сообщила, что отец и мачеха ее избивают. Сообщение было передано в отдел опеки. Специалисты посетили семью. Девочка подтвердила, что ее бьют. Несовершеннолетняя была помещена в приют до выяснения обстоятельств.

Ситуация в примере является достаточно распространенной. Дети часто применяют возможность подачи сигнала в отдел опеки в качестве шантажа. В силу возраста они не всегда могут оценить последствия для себя.

Важно! Специалисты не могут посетить семью без оснований. Но при наличии сигнала обязаны реагировать. Причем, изъятие является крайней мерой.

Как можно вернуть несовершеннолетнего в семью

Процедура возврата ребенка в семью напрямую зависит от причины изъятия:

  1. При лишении родительских прав. Согласно ст. 72 СК РФ лишенным родительских прав матери или отцу несовершеннолетнего дается шесть месяцев для восстановления в правах родителей в судебном порядке.
  2. При ограничении в родительских правах. В соответствии со ст. 76 СК РФ, ограниченные в родительских правах граждане имеют право в течение шести месяцев обратиться в суд с иском об отмене ограничения.
  3. При изъятии несовершеннолетнего по ст. 77 СК РФ. В этом случае родители также лишаются родительских прав и у них также есть шесть месяцев для инициирования процесса по восстановлению в правах родителей. Но здесь все будет зависеть от того, насколько серьезными были причины изъятия. К примеру, если ребенка забирали из семьи по факту нарушения его половой неприкосновенности, то вряд ли в дальнейшем суд позволит такому родителю восстановиться в родительских правах.

Нередко обыватели путают изъятие ребенка из семьи и временное помещение его в социальное учреждение по акту полиции. К примеру, малыш случайно потерялся и был обнаружен нарядом полиции, гуляющим по улицам без сопровождения взрослых. Он настолько мал, что не может сказать, кто его родители, или на какой улице он живет. До тех пор, пока законные представители ребенка не будут найдены, он помещается в детский реабилитационный центр. Но как только родители отыщутся и докажут сотрудникам ООП, что происшествие произошло случайно, они не злоупотребляют алкоголем, не имеют психических отклонений, ребенок будет возвращен в семью.

Изъятие ребенка из семьи допустимо только по причинам, указанным в Семейном Кодексе. Любые другие основания для отобрания малыша недопустимы. Но иногда сотрудники опеки и попечительства слишком рьяно относятся к своим служебным обязанностям и допускают изъятие несовершеннолетнего по любому поводу, иногда надуманному. В случаях неправомерных действий сотрудников органов опеки и попечительства без помощи опытного юриста не обойтись. Родители должны заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося в семейном праве. Бороться в одиночку с неправомерными действиями сотрудников ООП – значит поступать опрометчиво и недальновидно.

Вы всегда можете обратиться за помощью к сотрудникам нашего сайта. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам, либо написать сообщение онлайн.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

Читайте также:  Имеют ли права сократить зарплату беременным

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните Москва и Московская область
  • позвоните Санкт-Петербург и область

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Вот истории с форума, посвящённого семейным отношениям:

«Лежала в больнице с сыном, у нас в палате два таких ребёнка были: один из неблагополучной семьи (с ним бабушка лежала), второй ребёнок с мамой. Там соседка нажаловалась, что гуляли с ребёнком и отец пил пиво, вот ребёнка и забрали без разборок и потом вернули».

«Пару лет назад в нашем городе была история. У семьи музыкантов забрали ребёнка по сигналу соседей. Родители подрабатывали тем, что играли на улице, ребёнок или спал в коляске, или гулял с мамой. Музыканты эти непьющие, но вид у них был как у хиппи. Соседи решили перебдеть, поскольку люди, не похожие на всех, вызывают подозрение. Родители обратились в СМИ. Через неделю где-то им ребёнка вернули, но опека взяла на карандаш. Сейчас они, похоже, уехали из города».

«Буквально в августе у знакомых девочку забрали. Упала с качели во дворе. Было несколько свидетелей. Девочку повезли в травмпункт. Воскресенье было. В понедельник пришли из опеки и забрали девочку от бабушки. Конечно, потом ребёнка отдали, но осадок остался».

По мнению президента благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской (в рамках своей деятельности фонд также помогает родителям решить проблемы с опекой), такие ошибки, к сожалению, нередки из-за несовершенства самой системы.

— Решение о том, насколько опасна ситуация для ребёнка, принимается на основании субъективного представления обычного человека о том, как хорошо или плохо может быть ребёнку в семье. Не более получаса времени нужно сотрудникам опеки по приходу в семью, чтобы принять решение о том, может ли в ней жить ребёнок. Но эту процедуру осуществляют люди, которые не являются специалистами ни в социальной работе, ни в психологии, ни в детско-родительских отношениях. И именно это приводит к таким негативным последствиям, — отмечает Альшанская.

Процедура изъятия ребёнка из семьи действует ещё со времён советской власти. Но до сих пор не существует специальности и системы профессиональной подготовки людей, которые бы могли объективно принимать решения, оценивать ситуацию, разбираться в проблемах каждой семьи, а не делать выводы за пять минут.

— Это абсурд, что практически любой человек может прийти в другую семью и просто навскидку определить, жить там ребёнку или не жить, есть угроза или нет. Так эта процедура ни к чему, кроме бесконечных ошибок, приводить не может. Наоборот, удивительно, что их так мало.

Такие ошибки крайне негативно сказываются и на родителях, и на детях, подчёркивает Альшанская. Ведь сначала ребёнка в довольно агрессивной манере выдёргивают из семьи, а потом, будто ничего не произошло, возвращают обратно.

— Если у нас действительно есть задача изменить ситуацию в интересах ребёнка, то нужно развивать совсем другие службы, другие варианты помощи и другой подход, — отмечает Елена Альшанская.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина считает, что действующая схема защиты детей устарела.

«Ребёнка из привычной среды без согласия забирают якобы для спасения. При угрозе жизни и здоровью необходимо в первую очередь помочь, а уже потом принимать экстренные меры, если они необходимы. Но зачастую они и не требуются. Эта мера использовалась как политический инструмент и является сомнительным способом защиты», — считает Мизулина.

Как рассказала RT сенатор, механизм изъятия детей из семьи был введён большевиками в 1926 году как способ разрушения буржуазной семьи, если родители неправильно готовили ребёнка к социальной деятельности.

«Семейный кодекс — единственный, который не подвергался системным изменениям с 1995 года. Поскольку Россия сейчас идёт по пути стратегии сбережения, то необходимо новое, современное законодательство. Семьи нуждаются в помощи, а не в наказании», — считает Мизулина.

По мнению сенатора, в изменённом кодексе, например, должно быть прописано приоритетное право родственников на усыновление, чего в данный момент нет.

«Сейчас создана сеть инфраструктуры с социальными центрами реабилитации, которая постоянно поддерживает максимальную наполняемость таких учреждений. Несмотря на это, количество изымаемых детей с каждым годом сокращается. Органы опеки стали действовать аккуратнее, но система всё равно даёт сбои», — констатирует Мизулина.

Слова собеседницы RT о сокращении изъятий подтверждаются статистикой. Так, по данным Росстата, в 2012 году были лишены родительских прав более 52 тыс. родителей. В 2017 году их число сократилось до 37,9 тыс. А вот количество родителей, которых ограничили в правах, возросло с 8,8 тыс. в 2012-м до 9,6 тыс. в 2017-м.

По официальной статистике Министерства просвещения РФ, в 2018 году органы опеки выявили 47 242 ребёнка, оставшихся без попечения родителей (сироты, а также дети из неблагополучных семей и те, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни), а в 2017-м — 50 201. Информация о том, сколько из них были в итоге изъяты, сколько возвращены назад родителям, а сколько переданы в приёмные семьи и детские дома, не раскрывается.

RT обращался в Министерство просвещения за официальной статистикой по изъятиям детей из семей, однако в течение двух недель ведомство такие данные не предоставило.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *