Что делать если на вас возбуждено уголовное дело?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если на вас возбуждено уголовное дело?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

Комментарий к ст. 146 УПК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

———————————

См.: Постановление КС РФ от 14 января 2000 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ» // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО (при принятии дела к своему производству). При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания. Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждения дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. коммент. к ст. 151). Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. коммент. к ст. 171).

4. Часть 3 коммент. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем — руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. Основанием для отмены постановления о возбуждении дела прокурором является его незаконность и (или) необоснованность. В некоторых случаях эти основания в силу их очевидности могут быть установлены прокурором путем изучения копии самого постановления (в нем не указана информация, предусмотренная ч. 2 ст. 146; оно вынесено ненадлежащим лицом, например, подлежащим отводу, или постановление органа дознания не утверждено начальником органа дознания; допущена грубая ошибка в квалификации преступления по нормам УК, истекли сроки давности уголовного преследования — п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК; не соблюден порядок возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, — ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст. 24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: повода для возбуждения дела, объяснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и др.

Уголовно-процессуальный закон прямо предусматривает обязанность следователя предоставить прокурору лишь те материалы, которые послужили основанием для возбуждения дела. Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод о том, что прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; часть 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» и ч. 4 ст. 21 УПК закрепляет право прокурора истребовать информацию, справки, документы и их копии. По буквальному смыслу комментируемой нормы «с момента получения материалов» прокурор изучает не только копию постановления, но и материалы проверки. Именно такие предписания содержит п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Данный Приказ обязывает прокуратуру вести учет в специальных книгах копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним и постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел.

Читайте также:  Превышение скорости на 20 км отменили

6. Комментируемая норма устанавливает срок для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела — 24 часа. ��граничение срока в данном случае обеспечивает стабильность предварительного расследования и судебного разбирательства, так как отмена решения о возбуждении дела делает юридически ничтожными все результаты расследования. Вместе с тем сравнительно малый срок не позволяет произвести содержательную проверку законности и обоснованности данного решения.

Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела — начальная обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.

Значение этой стадии заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начало производства по нему — одно из необходимых условий быстрого выявления преступлений и всестороннего и объективного расследования уголовных дел. Следует учесть, что незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко — к безнаказанности лиц, совершивших преступления. В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, влекущие за собой принятие решения о возбуждении уголовного дела, а также и исключающие производство по делу, т.е. влекущие за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Порядок возбуждения уголовного дела

Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

Кто может инициировать возбуждение уголовного дела

По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.

Инициатор Категория дел
следователь по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия
дознаватель по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания
орган дознания по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ уг.дела в отношении определенных лиц
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ

Отказ в возбуждении уголовного дела

Отказать в ВУД праве уполномоченное лицо после проведения проверочных мероприятий в трехдневный, десятидневный или месячный срок в зависимости от сложности совершенного деяния. При наличии спорных оснований руководитель правоохранительного органа или прокурор имеет право отменить постановление, которое вынес следователь.

Отмена постановления об отказе в возбуждении дела выносится прокурором или начальником следственного органа. После чего следователь снова принимает уголовное дело к производству и в течение десяти дней обязуется принять новое решение по делу, проверив все обстоятельства. Отмена постановления об отказе в ВУД подразумевает проведение еще нескольких следственных действий, необходимых для установления полной и объективной картины совершенного деяния.

Срок для уведомления подозреваемого о возбуждении уголовного дела

Лицо задержано по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ): при совершении преступления, непосредственно после совершения, если на него указали потерпевшие или очевидцы, либо на нем, его одежде, в жилище обнаружены явные следы преступления.

В отношении него возбуждено уголовное дело. Когда при проверке заявления (сообщения) о преступлении установлены данные, позволяющие подозревать в его совершении конкретное лицо, уголовное дело возбуждается в отношении этого лица. В этом случае основанием признания лица подозреваемым становится постановление о возбуждении уголовного дела.

Если же преступление совершено неустановленным лицом, то уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления, а подозреваемого в деле на этот момент нет.

— собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств (см. статью «Доказательства», конструктор ходатайства о приобщении доказательства к материалам уголовного дела). Уголовное дело также было возбуждено по факту совершения преступления, по нему производится расследование в форме дознания (только в форме дознания!), собраны достаточные данные, чтобы подозревать конкретное лицо. В этом случае дознаватель составляет уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому (он приобретает этот статус с момента вручения уведомления под роспись в протоколе), а также направляет прокурору. Подозреваемый в уголовном процессе (ст. 46 УПК РФ) — это человек, в отношении которого есть предположение, что он совершил преступление, однако имеющихся доказательств недостаточно, чтобы предъявить обвинение. Так как становятся подозреваемым?

вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица за совершение конкретного преступления;

— лицо в отношении, которого избрана мера пресечения до предъявления ему обвинения;

Подозреваемый имеет право на защиту. Если лицо задерживается по подозрению в совершении преступления, то защитник предоставляется ему с момента задержания, на практике при составлении протокола задержания. При вручении уведомления защитник предоставляется с момента вручения копия уведомления. Когда можно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела? Сложилась порочная практика, при которой вопреки положениям УПК РФ вопрос о задержании фактически принимают оперативные сотрудники полиции, которые после согласований с начальником полиции, прокурором говорят лицу ведущему расследование задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления или нет. Подозреваемый-это уголовно преследуемое лицо на досудебном производстве. В соответствии со ст.46 УПК РФ подозреваемый это лицо :

  • Вид документа, должность и расшифровка с указанием лица, вынесшего данное решение;
  • Причины по которым выносится данное постановление;
  • Статья УК, решение по направлению дела далее, копия уведомления повествующая о том, что дело далее направляется в прокуратуру и подпись уполномоченного.
Читайте также:  Существует ли ответственность за неуплату страховых взносов

Сведения поданные о преступлении не могут остаться без указания имени автора, так как не являются поводом для создания уголовной работы. Должны быть изложены в устной или письменной форме. В текущем году установлены следующие сроки для принятия решения: Важно! Принять решение возбуждать дело прокурор обязан по закону даже при наличии косвенных оснований и поводов, вызывающих малейшие подозрения в совершении тем или иным субъектом преступления. Каким образом должно быть направлено уведомление о возбуждении уголовного дела в отношении лица (почтой, смс, другими средствами), сроки направления?

Возможность выделения материалов существует в отечественной следственной практике уже довольно давно. Тем не менее, многие теоретики права сходятся во мнении, что такое мероприятие нельзя назвать правильным. Дело в том, что наличие необходимости выделения материалов говорит о том, что в деле имеются недочеты и разветвления, что для правильного расследования недопустимо.

Судебная практика применения рассматриваемого процессуального действия, касается дальнейшего вынесения судом вердикта по обвинению субъектов в результате выделения материалов. Как правило, выделение материалов не является препятствием для признания субъекта фигурирующего в материалах виновным. Этот процесс дает возможность лишь смягчить приговор и привлечь к ответственности правонарушителей до определенного время остававшихся неизвестными.

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Сроки ознакомления с материалами

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

Сроки рассматриваемой стадии

Она должна завершиться не позже трехдневного срока с момента получения сообщения об опасном для социума противоправном деянии (вышеупомянутые субъекты обязаны принять, затем проверить его и впоследствии вынести решение в вышеуказанный срок). Однако руководитель органа дознания и начальник следственного органа могут продлить сроки возбуждения уголовного дела вплоть до 10 дней. Это становится возможным по соответствующему ходатайству дознавателя либо следователя.

Если требуется провести документальные проверки, изучение документов, предметов, ревизии, сроки возбуждения уголовного дела могут быть продлены начальником следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по соответствующему ходатайству (дознавателя) вплоть до месяца.

Повод к наступлению рассматриваемой стадии должен быть обязательно зарегистрирован. Принятие заявлений производится на основании разного рода НПА. В разных ведомствах существует ряд инструкций касаемо порядка приема, дальнейшей регистрации и последующей проверки, исходя из заявления об опасном для социума противоправном деянии.

В прокуратуре есть инструкция, в которой прописан единый порядок приема, регистрации, проверки таких сообщений в системе вышеупомянутого следственного комитета при нашей прокуратуре. Итак, должностное лицо, оформившее данного рода заявление, должно выдать заявителю специальный талон-уведомление о том, что оно принято, с указанием на нем времени и даты. Эти бланки – документы строгой отчетности.

Также существуют и книги регистрации таких сообщений и происшествий. Срок рассматриваемой доследственной проверки начинается с указанного в данном талоне времени.

Напоследок стоит напомнить, что порядок возбуждения уголовного дела зафиксирован в УПК РФ.

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Читайте также:  Проект изменений 228 в 2023 году

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ статьями 146, 147 определяет сотрудников государственных органов, уполномоченных возбуждать дела:

  1. В отношении деяний небольшой, средней тяжести: органы дознания или дознаватели (представлены уполномоченными лицами Военной полиции Вооружённых Сил РФ, Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (при нанесении вреда посредством пожаров), Министерства внутренних дел РФ, Пограничной службы ФСБ России, Следственного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы России).
  2. В отношении противоправных деяний публичного, частно-публичного и частного преследования (в том числе убийств, грабежей, разбоя, краж), распределённых статьёй 151 УПК РФ по подследственности: руководители следственного органа и следователи (представлены должностными лицами Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности).

Это общий перечень уполномоченных лиц, выполняющих функциональную нагрузку на доследственном этапе уголовного преследования.
Помимо этого, функции возбуждения дела в соответствии со статьёй 146 УПК могут передаваться:

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководителям геологоразведочных партий и зимовок, начальникам российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • главам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, если преступление совершено в пределах территории такого представительства или учреждения.

В ситуации, когда подозреваемыми (обвиняемыми) по делу предположительно являются представители правоохранительной системы или обладатели особых правовых статусов, право инициации уголовной процедуры в соответствии со статьёй 448 УПК передаётся специальным субъектам, и может сопровождаться дополнительными процедурами:

Должностное лицо, возбуждающее уголовное дело Специальный субъект Орган, проводящий согласительную процедуру – основание (при наличии)
Председатель Следственного комитета РФ Судья Конституционного Суда РФ Согласие Конституционного Суда РФ
Судья Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, федерального арбитражного суда, военного суда Высшая квалификационная коллегия судей РФ
Иные судьи Соответствующая квалификационная коллегия судей
Представитель Федерального Собрания Генеральный прокурор РФ направляет представление соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу
Генеральный прокурор РФ Президент РФ направляет представление коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ
Исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета РФ Председатель Следственного комитета РФ
Председатель Следственного комитета РФ Председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ Не требуется
Уполномоченный по правам человека в РФ Не требуется
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ Не требуется
Член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ Не требуется
Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Не требуется
Прокурор района, города, приравненных к ним прокуроров, руководитель и следователь следственного органа по району, городу, а также адвокат Не требуется
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления Не требуется
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса Не требуется


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *