Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования

Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.

Причины отказа в социальной защите

Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).

Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:

  • отсутствие оснований для признания беженцем;
  • против мигранта возбуждено уголовное дело;
  • у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
  • прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
  • незаконное пересечение государственной границы России;
  • предоставление неполной или неправдивой информации;
  • брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
  • уже есть разрешение на временное проживание;
  • лицо уже находится под защитой ООН.

Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами

Миграционные процессы в современном мире во многом определяют экономический и социальный облик большинства государств.

Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80-х — начале 90-хх годов и не потеряли своей значимости и по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х годов пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской республике.

Термин «миграция населения» (от латинского — переселение) означает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.

Выделяют 4 основных типа миграции:

1) Эпизодическую (поездки на отдых, учебу); — возвратный тип.

2) Маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно); — возвратный тип

3) Сезонную (лесозаготовки) — возвратный тип.

4) Безвозвратный тип миграции.

По степени управляемости различают:

1) Организованную миграцию (осуществляемую при участии государственных или общественных органов); в 50-е годы — освоение целины, направленная путевками комсомола на строительство важных объектов и др.

2) Неорганизованную/ стихийная (осуществляется силами и средствами самих мигрантов).

По отношению к перемещению различают:

1) Добровольную (осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, получения образования).

2) Вынужденную (из-за военных действий, природных катаклизмов, промышленных аварий).

3) Принудительную (например: сталинские депортации народов).

Миграцию разделяют на:

1) Внутреннюю (кто перемещается в пределах одного государства).

2) Внешнюю (эмиграция и иммиграция). Выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на длительный срок.

Причины миграции:

— Резкое ухудшение межнациональных отношений;

— Спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных;

— Врожденная потребность людей искать достойное применение своих сил и способностей, стремление к лучшей жизни, профессиональному росту, повышению заработка.

Читайте также:  Нуждаешься — докажи. Сотни видов помощи малоимущим: кому, сколько и как дают

Все эти факторы с ростом безработицы обуславливают проблему миграции беженцев и вынужденных переселенцев.

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказания помощи переселенцам. В 1993 году приняты законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

Беженцем являются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также к определенной соц. группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица, человечества или др.

Вынужденный переселенец — это гражданин, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ, вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенным соц. группам, лицам, массовыми нарушениями общественного порядка и др. обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденными переселенцами также может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992 года были сформулированы положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказания помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой.

Миграционная политика — это совокупность соц.-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационных прав и соц.-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Приор��тетными направлениями миграционной политики являются:

1) Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами.

2) Управление миграционными процессами РФ, регулирование выезда и въезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков.

3) Содействие соц.-экономической адаптации и интеграции мигрантов путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

4) Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

1) Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации.

2) Распределение средств из бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием.

3) Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства.

4) Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции.

5) Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства.

6) Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране.

7) Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимает участие службы занятости.

Существует также несколько общественных фондов призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров), основательно разработавших конкретные планы, в т.ч. и идею возрождения угасших русских деревень.

Правовая база решения социальных проблем беженцев

Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.

Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.

Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев

Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.

Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).

Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок — месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.

Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.

Читайте также:  Закон о тишине в Кемеровской области в 2022 году в многоквартирном доме: режим

Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания.

Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами являются законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).

Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).

Таким образом, беженцем обычно считается человек, который пересек границу другого государства, убегая от опасности. В России беженцами называют людей, находящихся на территории РФ и не имеющих российского гражданства, которые по некоторым дискриминирующим причинам не имеют возможности вернуться к себе на Родину.

Вынужденные переселенцы – это те же беженцы, но являющиеся гражданами России. Они имеют гражданство РФ и подверглись дискриминации по пяти признакам: расовому, этническому, конфессиональному, социальному и политическому. Международное право не знает такой категории населения. В других странах существуют «внутри перемещенные лица». Это люди, которые вынужденно перемещаются внутри одной страны из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, либо военных действий. В РФ такого понятия в праве не существует. Хотя, именно под него попадают, например, беженцы из Чечни.

Сравнивая основные льготы, предоставляемые законодательством вынужденным переселенцам и беженцам, необходимо заметить: хотя закон предоставляет беженцам все основные права граждан России, однако существуют некоторые ограничения. Так, в отличие от вынужденных переселенцев они, например, могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в льготную очередь на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев – нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев – учащихся техникумов и студентов ВУЗов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

Решение о признании вынужденным переселенцем принимает территориальный отдел по делам миграции. В случае, если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, есть возможность подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.

Причины отказа в социальной защите

Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).

Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:

  • отсутствие оснований для признания беженцем;
  • против мигранта возбуждено уголовное дело;
  • у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
  • прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
  • незаконное пересечение государственной границы России;
  • предоставление неполной или неправдивой информации;
  • брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
  • уже есть разрешение на временное проживание;
  • лицо уже находится под защитой ООН.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

  1. Адлер А. Понять природу человека. М., 1992
  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
  3. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2007
  4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб, 2002
  5. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2007
  6. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. 2001
  7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2005
  8. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  9. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой, М.: Смысл, 2001
  10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001
Читайте также:  Льготы для пенсионеров свердловской области

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

Процедура получения свидетельства

До того как получить статус переселенца в России, первым делом оформляется ходатайство. Есть специально утвержденный бланк, который можно взять в отделении, скачать с официального сайта ГУВМ МВД РФ, найти на портале госуслуг. Прошение, в котором подробно излагаются обстоятельства переезда не по своей воле, подписывается заявителем. До 2021 года при этом выдавалась справка переселенца, теперь эта бумага отменена.

Ходатайство рассматривается до 3 месяцев, и по нему принимается решение: присвоить статус или отказать. При этом изучаются причины переезда, запрашиваются сведения о просителе, проводится собеседование. При положительном исходе дела лицу, подавшему прошение, на 5 лет выдается соответствующее удостоверение. В него включаются и дети. Туда же вписывают сведения о сумме пособия, компенсаций, отметки о медобследованиях.

Теперь вынужденному переселенцу предстоит найти подходящее место пребывания, трудоустроиться. Поэтому информация о том, куда поехать жить и работать в России, для таких лиц будет полезной. Если статус решено не присваивать, просителю сообщается об этом, указывается, по какой причине ему отказано, и как обжаловать вердикт.

Меры социальной поддержки и льготы вынужденным переселенцам в 2022 году

Меры социальной поддержки и льготы вынужденным переселенцам установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (в дальнейшем по тексту – Закон N 4530-I), которые включают:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 4530-I “Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка”.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 4530-I вынужденным переселенцем признается:

  1. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  2. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на российской территории.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Размер заработной платы, предлагаемой в России беженцам из Украины

Следует отметить, что в целом размер вознаграждения, выплачиваемого за работу гражданам РФ, не сильно отличается от того, что получают беженцы из Украины. Исключением здесь может стать предоставление жилья, а для вахтовиков – еще и питание, что снижает сумму выплат. Средние показатели по разным профессиям представлены в таблице.

Название должности Средний размер оклада по РФ в рублях
Продавец/кассир в магазине 23 000–30 000
Повар 60 000
Няня 40 000
Менеджер по продажам 40 000
Специалист колл-центра 25 000
Официант 50 000
Водитель 30 000–50 000
Строительные специальности 30 000–50 000
Сантехник 20 000–35 000

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *