Что означает в правах категория М и как ее получить?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает в правах категория М и как ее получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в вашей школе вождения требуется класс «М», то перед оплатой курса необходимо пройти медицинское освидетельствование и получить справку на водительские права. Можно оплатить часть обучения, и кандидаты могут обнаружить, что существуют медицинские противопоказания для получения прав на вождение скутера. Деньги за полученные знания о мопеде вам вернут крайне редко.

Разница между категорией М и А

Закон [1] относится к мотоциклам класса А и мопедам класса М. Сюда входят лишь некоторые четырехколесные транспортные средства.

Здесь необходимо знать, чем отличаются транспортные средства, указанные в лицензии. К каким категориям относятся мопеды и четырехколесные транспортные средства с пробегом до 1 км, а к каким кубометры? Информация доступна в стандарте [2]:.

  • Мотоциклы — 2- и 3-колесные мотоциклы требуют двигателей с цилиндрами объемом до 50 куб. см или мощностью до 4 кВт (5. 3 л. с.) и могут развивать скорость до 50 км/ч.
  • Мотоциклы — если они оснащены тележкой, 2- или 3-колесные — с двигателями объемом свыше 50 куб. см или мощностью 4 кВт (5. 3 л. с.) и развивающие скорость до 50 км/ч.

Права категории М – что это такое?

Перечень лицензий в Российской Федерации определен статьей 25 Федерального закона № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Ранее владельцы мотоциклов могли ездить без прав. Однако постоянные нарушения правил дорожного движения и многочисленные аварии, произошедшие с лицами, не имеющими водительского удостоверения, свидетельствуют о необходимости ужесточения законодательства.

Доступность Мопед стоит недорого. Отсутствие необходимости в водительских правах побудило многих бесконечное количество людей сесть за руль мотоцикла и скутера. Выезжая на автомагистрали, владельцы транспортных средств подвергают риску свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Нововведения привели к ужесточению контроля за безопасностью дорожного движения. Введение категории М в водительских удостоверениях спасло множество жизней. Сегодня даже владельцы небольших мопедов обязаны получить водительское удостоверение класса М.

Права класса М позволяют управлять транспортным средством объемом не более 50 кубических метров. Однако водительские права разных категорий не требуют отдельного обучения. В этом случае категория М по определению считается открытой.

Требования для получения удостоверения

Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:

  1. Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
  2. Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
  3. Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
  4. Сдача экзамена в ГИБДД.

Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:

  • основы ПДД;
  • особенности управления автотранспортом;
  • порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
  • степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.

При сдаче «теории» курсанту «разрешено» допустить не более двух ошибок. После этого он будет допущен к практической части тестирования, которое включает:

  • движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
  • основы маневрирования и движения по восьмерке;
  • прочие требования инспекторов.

Если тестирование не удастся пройти сразу, разрешена вторая и третья попытка (каждая — с перерывом в 7 дней). В случае трехкратной «несдачи», следующий допуск к практическому тесту можно будет получить только через месяц.

Особенности получения и сдачи экзамена

Чтобы получить права категории М, необходимо продемонстрировать на экзамене следующие знания:

  • Правила дорожного движения.
  • Техника безопасности управления транспорта категории М.
  • Способы общения во время езды.
  • Ответственность за управление мопедом без разрешения.

Также нужно продемонстрировать умение управление скутером, а также знания в техническом обслуживании ТС при поломке во время поездки.

Теоретическую часть сдают при помощи компьютера. Максимально допустимое количество ошибок – 2. После сдачи теории кандидат сдает практическую часть на площадке для мототранспорта.

Он должен выполнить следующие маневры под надзором инструкторов:

  • Проезд по коридору из установленных конусов с выполнением разгона, остановки и разворота.
  • Маневрирование по «змейке».
  • Проезд по «колейной доске».
  • Заезд на малой скорости – проехать 10 метров более чем за 5 секунд не касаясь ногами земли.
  • Проезд по «восьмерке».
Читайте также:  Выберите способ записи на прием:

Со скольки лет можно получать ВУ

Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;

    • на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
    • на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
    • на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.

Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.

Практический экзамен на получение категории М

Затем проводится практический экзамен в ГИБДД на получение категории М. Во время него оценивается умение трогаться с места, маневрировать, использовать зеркала заднего вида. Проверяются и иные знания, которыми человек должен обладать для использования транспортного средства. Весь комплекс упражнений состоит из 3 частей. Если человек выполнил их все, считается, что он сдал экзамен. На пересдачу направляются лица, которые не выполнили упражнения.

Экзамен не предполагает вождение по городу. Сдача тестирования проводится после того, как человек прошёл обучение в лицензированной автошколе. Самоподготовка недопустима. Водительское удостоверение категории М предоставляется лишь после того, как человек успешно прошел все испытания.

На какие скутеры не нужны права

Наличие прав — обязательное правило для всех водителей. Документ выдают после прохождения обучения в автошколе и сдачи экзаменов. «Корочку» нужно всегда иметь при себе, садясь за руль: сотрудник ГИБДД имеет полное право остановить автомобиль или мотоцикл, а его водителя попросить предъявить документ.

Нет «корочки» с собой — положены предупреждение или штраф. Нет документа вообще, то есть водитель не учился, экзамены не сдавал, а просто ездит по дорогам «в свое удовольствие», — штраф будет выше. И не важно, за рулем автомобиля, мотоцикла или мопеда находится водитель. Безопасность дорожного движения возможна лишь в том случае, если все его участники знают и соблюдают ПДД. А как это обеспечить, если водитель и в автошколе не учился?

«Правилами дорожного движения и законом «О безопасности дорожного движения» определены группы транспортных средств, для управления которыми необходимо получать права, — комментирует Антонова. — Речь идет обо всех механических транспортных средствах, оснащенных двигателем объемом от 50 кубических сантиметров или электрическим двигателем с номинальной мощностью от 4 кВт».

Хотите ездить на скутере без прав? Запоминайте характеристики, которыми он должен обладать:

• скорость до 50 км/ час — на большее мопед не может быть способен, и именно такая спецификация должна быть указана в его «паспорте»; • двигатель объемом до 50 кубических сантиметров, а если модель оснащена электрическим мотором, тогда его мощность должна находиться в пределах 0,25-4 кВт, не больше.

Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Чтобы определить, нужно ли сдавать на права для управления мопедом, предварительно следует разобраться, какие транспортные средства относятся к ним. Определение мопеда указано в ПДД. Это 2-х и 3-х колесные транспортные средства с определенными техническими параметрами:

  • развиваемая скорость — не более 50 км/ч;
  • объем двигателя — меньше 50 куб. см (для электродвигателя — мощность 0,25 кВт – 4 кВт).

К мопедам относятся и квадрициклы, если их технические характеристики подходят под вышеуказанные параметры.

Какая требуется категория?

Если сила двигателя – 49 кубов, удостоверение должно содержать спецкатегорию – “М”, тогда права подойдут на мопед 49 кубов. Но законодатель учел простоту вождения мопедом и разрешил правомерно управлять им при наличии в правах и других открытых категорий.

Согласно п. 7 статьи 25 ФЗ №196, любые водительские удостоверения категорий А, В, С, D и с иными подкатегориями (А1, В1 и так далее), дают право на управление транспортными средствами, признаваемыми мопедами.

Читайте также:  Льготы вдовам военных пенсионеров в 2023 году

Как видно, все достаточно просто: так как М – это низшая водительская категория, езда на мопеде допустима с любым удостоверением, независимо от категории ТС, на вождение которыми такое в/у дает право. Даже в случае, когда непосредственно категория М в нем и отсутствует.

Обратите внимание! Это не касается водителей, которые имеют медицинские противопоказания к езде на мопеде. Такие противопоказания и ограничения обозначаются отметкой “ML” в 12 столбце водительской “корочки” и прямо запрещают водителю управлять скутером, какой бы рабочей мощностью тот не обладал, и какие бы водительские категории в удостоверении не были указаны

Если такая отметка внесена в права по ошибке – обратитесь в подразделение ГИБДД с заявлением на внесение исправлений. Но для этого, скорее всего, придётся получить новую медсправку, в рамках которой врачи убедятся в действительном отсутствии таких противопоказаний.

В соответствии с со статьёй 25, одиннадцатым абзацем пункта 1 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в редакции от 30 декабря 2018 года основной документ, подтверждающий право сидящего за рулём человека управлять автотранспортным средством, должен иметься у владельцев:

  • мопедов;
  • квадрициклов (квадроциклов).

Все эти устройства, а также скутеры, относятся к категории «М», выделенной законодателем в конце 2013 года. К их определяющим технологическим особенностям относятся:

  1. Объём двигателя. Он должен составлять до 50 кубов — в противном случае транспортное средство будет причислено к мотоциклам. При возникновении спорных ситуаций сотрудник Госавтоинспекции должен отправить мопед или скутер на экспертизу — с тем, чтобы окончательно определить принадлежность к одной из категорий.
  2. Наибольшая развиваемая скорость. Устройства, включаемые в категорию «М», могут «разгоняться» вплоть до 60 километров в час — при превышении этого предела вновь встанет вопрос об определении принадлежности.
  3. Мощность. Транспортное средство, оснащённое электрическим двигателем, должно «вкладываться» в диапазон 0,25…4 киловатта.
  4. Число колёс. Мопеды и скутеры по умолчанию оборудуются двумя колёсами, квадроциклы — четырьмя.

Есть и приятная сторона: согласно второму абзацу пункта 7 упомянутой статьи управлять мопедами и скутерами может водитель, имеющий любую другую категорию — отдельного курса проходить не нужно. Главное, чтобы в правах была, помимо основной, проставлена и «дополнительная» категория — иначе сотрудник ГИБДД не преминет выписать штраф, и водителю придётся предпринимать меры для защиты своих прав в суде.

Необходимый возраст для вождения

Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.

В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).

К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:

  • масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
  • эффективная мощность до 15 кВт

Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:

  • до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
  • 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)

К мопедам так же относятся:

  • квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
  • скутера с аналогичными рабочими параметрами

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:

  1. Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
  2. Мопеды и скутеры относятся к категории М.

Как правильно ездить?

Вот некоторые правила, которые обязательно нужно запомнить!

  • Скутер должен двигаться по краю крайней правой полосы движения. В правилах оговаривается исключение – выезжать можно только для объезда автобуса, осуществляющего посадку пассажиров.
  • На многополосной проезжей части, в случае необходимости разворота или поворота налево, скутер или мопед не имеет права на такие действия. Однако, водитель может остановиться, провести в руках транспортное средство через пешеходный переход, вновь оседлать железного коня и ехать дальше.
  • Обязательно наличие шлема!
  • Интересный момент по поводу перевозки пассажиров. Количество мест для сидения должно оговариваться в техническом паспорте мопеда. Дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в специальных креслах.
  • Водители, не имеющие опыт вождения, не могут перевозить пассажиров, даже при наличии места. Такими водителями считаются те, у которых с момента получения прав не прошло 2 года.
  • Нельзя бросать руль! Хотя бы одной рукой, но всегда нужно держать руль мопеда во время езды.
  • Запрещается транспортировка. Вообще! Нельзя транспортировать скутер или мопед другим транспортным средством. Также не разрешается буксировать мопедом или скутером никаким способом. Допускается только наличие специально предназначенного прицепа. Обычно это боковой прицеп – коляска.
  • Обязательно во время движения включать ближний свет фар. Это поможет другим участникам движения ясно определять положения вашего транспортного средства. В этом значительно выигрывают скутеры японского производства. У них, как правило, свет автоматически всегда включен.
Читайте также:  ВС разобрался, было ли нарушение длящимся или повторным

Каковы правила перевозки пассажиров на мото

В существующих ПДД в пункте 22.2 подробно описано, кто имеет право перевозить пассажиров на мототранспорте. К ним относятся водители с водительским удостоверением категории «А» и имеющие подкатегорию «А1» более чем 2 года.

В правилах, определяющих условия, в которых перевозятся пассажиры мототранспортными средствами, говорится:

  1. Водители и их пассажиры в обязательном порядке надевают мотошлемы, которые застёгиваются перед посадкой. Это основное правило распространяется на поездку по сельской или городской местности, в любую погоду, хоть днём хоть ночью, не зависимо от скорости транспорта и продолжительности маршрута. Шлем защищает голову в экстренных случаях!
  2. На транспорте без коляски разрешается провозить одного пассажира, если есть заднее сидение, подножки и прочно прикреплённая ручка.
  3. На мотоцикле с коляской можно везти двух пассажиров, один из которых находится позади водителя, другой — в боковом прицепе.
  4. Нельзя пользоваться для перевозки людей кузовом грузового или спортивного мототранспорта;
  5. Посадка и высадка пассажиров осуществляется после окончательной остановки мотоцикла и только со стороны пешеходной дорожки или обочины.
  6. При возникновении неисправности транспорта, его нужно остановить на дороге и предложить пассажирам сойти и покинуть дорожное полотно.

Важно! Сидящего в коляске защищает не только шлем, но и тент, который закрывается до начала поездки. По правилам сидящему в прицепе человеку запрещается во время пути размахивать руками, вставать с сидения и отцеплять тент.

Правилами особое внимание уделяется пассажиру – ребёнку.

В них говорится об условиях перевозки детей:

  1. Скорости, которая не должна быть более 50 км/час.
  2. Недопустимости безостановочной перевозки в течение целого дня, ребёнку нужен отдых.
  3. Запрет на крутые маневры мотоциклистом.
  4. Обязательного наличия защитных шлемов, которые запрещено надевать во время движения. Детский шлем должен соответствовать размеру головы ребёнка, он дополнен смягчающими подушечками, небьющимся стеклом и крепкими ремешками.
  5. Допускается везти двух пассажиров на сидении позади водителя, если один из них ребёнок, при достаточной длине сидения.
  6. Чтобы ребёнок не мог препятствовать движению, необходимо применение специальных транспортных приспособлений для его фиксации: кенгуру или слинги.
  7. Если малышу нет 12 лет и он едет в мотоколяске, то он должен быть посажен в дополнительное автокресло; в противном случае он садится в коляску только с взрослым.
  8. В пункте 22.9 говорится о детях до 12 лет, которые должны сидеть перед мотоциклистом и ни в коем случае позади него.

Скутеры с объёмом двигателя более 50 см3

Совсем по-другому дело обстояло в отношении тех скутеров, объём двигателей которых составлял более 50 см3. Для них существует специальная категория прав — «А1», которая подразумевает мотоциклы малой мощности, к которым и причисляются скутеры. Минимальный возраст для сдачи на права этой категории также составляет 16 лет, но получить их, разумеется, сложнее. При сдаче на права категории «А1» предстоит пройти теоретическую часть и непосредственную езду на автодроме. Также стоит отметить, что категория «А1» автоматически предоставляется тем, кто сдал на категорию «А», лишь с небольшой разницей в цене.

Права категории «А1» предусматривают езду не только на скутере, но и на мопедах и лёгких мотоциклах. Но всё же они ограничиваются максимальной мощностью в 125 см3. Наличие этих прав делает скутер популярным не только у подростков, но и у более взрослой молодёжи.

Нужны ли права на скутер в 14 лет

Интересно: в законе есть пояснение, если вы имеете ВУ с категориями «А» и «В», то сдавать экзамены на категорию «М» не нужно, разрешается управлять скутером при любой открытой категории классом выше. Какие существуют нюансы Закон предписывает, что права на управление скутером – обязательны.

Тем, кто давно за рулем автомобиля, мотоцикла или грузовика, еще раз проходить обучение в автошколе на категорию М не нужно. С какими правами можно управлять различными транспортными средствами, представлено в виде схемы на рисунке ниже. Водители, которые имеют удостоверение тракториста, управлять скутером не могут. Водительское удостоверение на 50-кубовый скутер С 2013 года в Федеральном законе о ПДД в водительских удостоверениях нового образца появилась новая категория для скутеров. Так, водитель, который желает пользоваться данным видом транспорта, должен получить соответствующее разрешение в органах ГИБДД. Правда, процедура получения прав на новую категорию М до сих пор находится на этапе разработки и полна незакрытых вопросов. В ПДД с каждым годом то вносят изменения, связанные с вождением скутера, то снова убирают новые пункты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *