Госпрограмма доступная среда на 2023 годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпрограмма доступная среда на 2023 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».

Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».

Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».

Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».

Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».

Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.

Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

  • доступность;
  • безопасность;
  • комфортность;
  • информативность.

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Читайте также:  Что будет несовершеннолетнему за езду без прав на машине

Этапы реализации программы

С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:

  1. 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
  2. 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
  3. 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
  4. Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
  5. 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.

Что ждет тех, кто уклоняется от реализации программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» не просто декларирует требования и пути их реализации, но и имеет механизмы принуждения к реализации. Если руководители учреждений и организаций не исполняют требования законодательства в этой области, к ним применяются штрафные санкции:

  • 2-3 тысяч рублей на должностных лиц, 20-30 тысяч на юрлица штраф за неисполнение требований доступности на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушение требования обеспечения специальными средствами официальных сайтов государственных органов;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушения, связанные с выделением на автостоянках специальных парковой для инвалидов.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.

Из них:

1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Читайте также:  Куда ставить печать в трудовой книжке при увольнении?

2. объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292 832 006,1 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2014 год — 8 999 525,8 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 11 082 759,1 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 15 365 896,3 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 24 125 126,2 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 26 474 603,6 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 29 253 299,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 29 896 799,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 30 576 799,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 30 576 799,3 тыс. рублей.

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1

. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне: на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Читайте также:  Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». Для создания собственной программы было переработано немало нормативных документов, регламентов на международном уровне. За время существования программы было сделано достаточно много, включая разработку законов, которые регламентируют порядок реализации программы.

При реализации программы за основу берутся следующие нормативные акты:

  • СП 59.13330.2020. Это свод правил, на основе которых выполняется оснащение помещений и прилегающей к организации территории.
  • Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Главный закон, содержащий нормы и требования к социальным объектам. Он предусматривает вид и порядок действий, которые нужно осуществить в рамках реализации программы.
  • Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Содержит перечень правил, необходимых для создания безопасной городской среды для инвалидов.
  • Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизненной позиции людей с ОВЗ.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»

Правительством предусмотрено, что за 1-2 года достаточно сложную с адаптацией инвалидов ситуацию не изменить. Поэтому на реализацию программы было выделено изначально семь лет. Планировалось, что доступная среда будет создаваться с 2011 по 2018 года. Но в 2018 году стало понятно, что программу нужно продлевать, и она получила еще 7 лет. Завершить внедрение программы планируется к 2025 году.

Пока предусмотрено 5 этапов адаптации городской и частной среды:

  • Первый этап. Длился с 2011 по 2012 годы. В этот период создавались законы, прорабатывалась программа, выявлялись наиболее значимые объекты.
  • Второй этап. Прошел в 2013-2015 годах. На этом этапе формировала инфраструктура и объекты для инвалидов за счет средства федерального бюджета. Основной акцент был сделан на организации по реабилитации инвалидов – их оснастили современным оборудованием, дали все необходимые технические средства.
  • Третий этап. Пришелся на 2016-2018 года. В этот период решались основные задачи правительства по адаптации объектов.
  • Четвертый этап. Начался после продления программы – в 2019 году и завершился в 2020 году. Был необходим для оценки работы программы, анализа выполненных задач.
  • Пятый этап. С 2021 по 2025 года. Завершающий этап выделен под увеличение числа регионов, участвующих в программе и объектов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *