Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговое законодательство предусматривает право на возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств — налога, авансовых платежей, сборов и страховых взносов, пеней или штрафа. Переплату можно вернуть или зачесть. Процедура возврата и зачета таких сумм одинакова для налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов либо налоговых агентов. Заявитель обращается в налоговый орган и представляет данные: в каком размере и по какому налогу излишне уплачена сумма, и каким образом он намерен использовать сумму переплаты.

Как распорядиться положительным сальдо ЕНС

Ввиду перехода с 2023 года на новый порядок уплаты налогов в виде единого налогового платежа в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся вопросов распоряжения суммами, которые являются переплатой и отражаются как положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС).

Ст. 78 (зачет) и 79 (возврат) претерпели изменения, поэтому перед тем, как обратиться в ИФНС, следует ознакомиться с нововведениями.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.

За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.

Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.

За период с 01 по 22 января — 28 января.

Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.

Рекомендации. Как избежать неприятностей с ЕНП

В начале 2023 года в налоговых органах по каждому налогоплательщику сформируется сальдо единого налогового счета по состоянию на 31.12.2022 г. на основании имеющихся у налоговых органов сведений о суммах задолженности по налогам или переплате (излишне перечисленных денежных средств). Эту сумму желательно проверить и убедиться, что она правильная. Для этого до конца года лучше сформировать справку о состоянии расчетов:

Личный кабинет налогоплательщика → Жизненные ситуации → Запросить справку и другие документы → Запрос справки о состоянии расчетов

Также желательно проверить, чтобы все камеральные проверки были окончены, суммы налогов уплачены или возвращены до конца года в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае разбираться придется дольше и сделать это будет сложнее.

Читайте также:  История первого автомобиля в мире

Иногда без заказа справки о состоянии расчетов понять ситуацию по долгу или переплате просто невозможно. В личном кабинете информация или отсутствует или недостоверна. Хочется верить, что внедрение ЕНП положит конец встречающейся на протяжении многих лет проблеме, а также облегчит уплату налогов.

Что такое единый налоговый платёж

Единый налоговый платёж (ЕНП) — это особый порядок перечисления платежей. Единым он называется потому, что все деньги следует перечислять по одним реквизитам. Теперь не нужно заполнять несколько платёжных поручений на разные налоги и взносы: большую их часть можно перевести общей суммой, заполнив всего одну платёжку.

Предполагается, что единый платёж должен упростить бизнесу расчёты с бюджетом. Пока же компании не вполне разобрались с новым порядком, возникает много вопросов и сложностей. Со временем всё станет понятно и бизнес сможет адаптироваться к изменениям.

Единый платёж распространяется на:

  • почти все налоги и сборы, за исключением отдельных;
  • авансовые платежи по ним;
  • страховые взносы, кроме взносов за работников на травматизм;
  • пени, проценты и штрафы.

Единый налоговый платёж с 1 января 2023 года ввели для всех и повсеместно. У организаций и ИП нет права выбора. Если платёж входит в ЕНП, то есть должен перечисляться с единого налогового счёта, то плательщик обязан придерживаться такого порядка.

Но в ЕНП входят не все налоги.

Зачет между одним бюджетом

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Главное, чтобы эта сумма направлялась в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была излишне уплачена сумма налога (п.5 ст.78 НК РФ).

Данное условие проведения зачета является общим. Его нужно соблюдать независимо от каких-либо иных обстоятельств, связанных с возникновением налоговой переплаты или непосредственным зачетом налога.

Достаточно часто встречается такая ситуация. Налоги, по которым образовалась переплата и в счет которых она направляется, подлежат уплате не по месту нахождения налогового органа, проводящего зачет, а через другие налоговые органы. Арбитражные суды неоднократно указывали, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в проведении зачета при условии, если оба эти налога зачисляются в один и тот бюджет. Эти выводы содержат Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2004 г. по делу N КА7А40/589704 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2004 г. по делу N А42-5941/03-26.

Не изменяются общие правила выбора бюджета (внебюджетного фонда) и в особых случаях проведения зачета, регулируемых специальными нормами Налогового кодекса.

Налоги — в разные бюджеты

Действующим законодательством предусмотрены налоги, которые организация уплачивает одновременно в несколько бюджетов или внебюджетных фондов. Например, это налог на прибыль (п.1 ст.284 НК РФ), единый социальный налог (п.1 ст.243 НК РФ). В этом случае зачесть переплату в счет других налогов можно только в той части, в которой она приходится на этот же бюджет (внебюджетный фонд).

Например, переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет может быть направлена на исполнение обязанности по уплате только тех налогов, которые также зачисляются в федеральный бюджет (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 14 мая 2003 г. по делу N Ф09-1358/03-АК).

Налоговое законодательство не предусматривает также зачета налога на прибыль, недоплаченного в бюджет одного уровня, за счет суммы этого налога, излишне уплаченного в бюджет другого уровня (Постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу N А68-106/АП-02).

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).

На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).

Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:

— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;

— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.

Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.

Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:

— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);

— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).

Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. укрепление системы здравоохранения;

2. поддержка доходов граждан;

3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;

4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;

5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Деньги исчисленные и удержанные

Прежде, чем оказаться в государственной казне, подоходный налог сотрудника проходит две стадии. Ежемесячно, по окончании отчётного периода, бухгалтерским отделом производится начисление НДФЛ. Средства будут перечислены бюджету позднее, в момент фактического получения работниками заработной платы. Получается, что первым порядком налоговый агент насчитывает (удерживает) сумму, положенную для перевода, вторым — совершает само исчисление. В бухгалтерии любой компании ведутся расчётные журналы, для каждой операции имеется собственный. В них вписывают сведения о сотруднике: его доходы, ставки, начисленные и удержанные суммы.

Законодательно описан и факт невозможности перевода налоговых средств, связанной с непреодолимыми причинами. Если компания-налоговый агент попала в эту ситуацию, она обязана как можно скорее подать в инспекцию соответствующие бумаги, фиксирующие происходящее.

Читайте также:  Как оформить сверхурочную работу?

Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов.

Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.

Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.

Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.

Федеральными являются следующие налоги:

Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.

Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных.

Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.

Распределение налогов между бюджетами 2021

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.

Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.

При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.

Как предпринимателю или организации вернуть переплату по налогам

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет – об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2. Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Читайте также:  Изменения в отчетности с 2023 года

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).

Пример 3

Предположим, что инспекция 26 октября 2015 г. излишне взыскала налог в сумме 1 000 000 руб. Решением суда взыскание было признано незаконным. Налог был зачтен 25 декабря 2015 г. Таким образом, период, за который должны быть начислены проценты, составляет 60 дней. Ставка рефинансирования в течение этого периода составляла 8,25% годовых.

Если рассчитывать проценты по формуле, предлагаемой чиновниками, то в качестве процентов организация должна получить 13 750 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 360 дней × 60 дней).

Если же пользоваться формулой, предложенной Президиумом ВАС РФ, то сумма ­процентов окажется меньше – 13 562 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 365 дней × 60 дней).

  • Свежие
  • Посещаемые

Итак, до 01.10.2020 зачесть налоговую переплату можно было только в погашение налога или иного обязательного платежа бюджета одного уровня. Новые правила изменили этот порядок, теперь произвести зачет переплаты по налогам можно, невзирая на уровень бюджета, по которому покрывается недоимка за счет излишне перечисленных сумм. К примеру, из переплаченных в федеральный бюджет налоговых средств можно покрыть недоимки/штрафы фирмы по налогам, направляемым в региональный бюджет и наоборот.

С изменением этого критерия изменен и порядок возврата средств на счет налогоплательщика. Если по налогам любого бюджетного уровня имеется задолженность, то возвратить деньги на счет можно лишь после погашения за счет переплаты всех долгов – налогов, штрафов, пеней всех уровней бюджетов.

С 2021 г. скорректированы условия зачета переплаты по транспортному и земельному налогу юрлиц. Это связано с тем, что начиная с отчетности за 2020 год, ИФНС начнет уведомлять компании о размере налоговых платежей самостоятельно. Поэтому зачет переплаты по этим налогам в 2021 году и в дальнейшем времени будет производиться не ранее дня направления инспекциями сообщений об их исчисленной величине. Эта норма прописывается в новом п. 5.1 ст. 78 НК РФ, вступающем в силу с 01.01.2021.

Федеральный бюджет на 2023 год сверстан с дефицитом 2,93 трлн руб., или 2 % ВВП. Планируется потратить 29,06 трлн руб. В последующие годы предполагается сокращение дефицита: в 2024 год расходы над доходами по плану должны превысить 1,4 % ВВП, в 2025 — 0,7 %. Из представленных в проекте бюджета расчетов понятно, что самым сложным для российской экономики будет следующий год.

На фоне продолжающегося санкционного давления со стороны отдельных иностранных государств, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей российской экономики, а также сохранения макроэкономических рисков прогнозируется снижение доходов федерального бюджета на 5,6% к 2022 году – в номинальном выражении российская экономика сможет сгенерировать в 2023 году 26 130,3 млрд рублей.

Сокращение доходной части произойдет за счёт уменьшения нефтегазовых доходов. По отношению к ВВП их падение составит к 2025 году 3% – с 8% ВВП в 2022 году до 5% ВВП. Такой эффект ожидают от снижения цен на нефть и сокращение общей добычи, а также от изменения структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. Подсчитано, что это приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях с 42,1% в 2022 году до 30,3% в 2025 году.

По причине отказа ряда стран от сотрудничества с Россией в нефтяной сфере, а также из-за дисконта при продажах основных товаров российского экспорта принято решение пересмотреть показатели добычи нефти в стране. В 2022 году оценка снижена до 515 млн тонн, в 2023 году – до 490 млн тонн. В 2024-2025 годах уровень добычи нефти будет составлять в среднем около 500 млн тонн, отмечается в проекте бюджета.

За счет сокращения нефтегазовых доходов ожидается сокращение доходов федбюджета с 27,6 трлн руб. в 2022 году до 26,1 трлн в 2023 году с последующим восстановлением до 27,2 трлн в 2024 году (+4,2% к 2023 году) и 27,9 трлн в 2025 году (+2,7% к 2024 году) на фоне выхода российской экономики на траекторию роста. По отношению к показателю экономического роста в проекте бюджета отображается сокращение доходов с 19% ВВП в 2022 году до 17,4% ВВП в 2023 году, в последующие годы закладывается постепенное восстановление нацэкономики – сокращение доходов бюджета до 17,1% ВВП в 2024 году и до 16,4% ВВП в 2025 году.

Тем не менее, прогнозируется рост нефтегазовых доходов в реальном выражении – в 2023 году он ожидается на уровне 7,3% с последующим поступательным ростом до 2025 года на уровне 21,6%. Наполнение бюджета будет обеспечено благодаря росту поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций), дополнительным поступлениям при корректировке налогообложения отдельных отраслей экономики и в результате улучшения собираемости налогов. Так доля ненефтегазовых доходов в федеральном бюджете вырастет с 57,9% в 2022 году до 69,7% в 2025 году. С учетом базовых нефтегазовых доходов на уровне 8 трлн. руб. ежегодно в 2023-2025 годах, дополнительные нефтегазовые доходы составят 939 млрд руб. в 2023 году (0,6% к ВВП), 656,3 млрд руб. в 2024 году (0,4% к ВВП) и 488,5 млрд руб. в 2025 (0,3% к ВВП).

Несмотря на расчет дополнительных нефтегазовых доходов, в 2023 году не планируется пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ). Одна из причин – увеличение расходов, связанных с поддержкой экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления. Резерв денежной массы Россия продолжит формировать только с 2024 года, наполнив фонд дополнительными доходами от углеводородов сразу за два прошедших года. В результате подобных отчислений национальная «кубышка» должна составить 6,6 трлн рублей. При этом отмечается, что если ситуация того потребует, то в 2023 году средства ФНБ могут быть использованы на замещение государственных внутренних заимствований правительством без согласования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *