Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Планируемые изменения в правила проведения перерасчетов потребителям платы за коммунальные услуги при нарушении качества коммунальных услуг, допущенном по вине РСО или УО (ТСЖ).
Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения равна сумме обязательств УО за период действия договора ресурсоснабжения, поделённой на количество месяцев их действия (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Допустим, единовременно снять показания индивидуального прибору учета во всех квартирах многоквартирного дома не удалось, и пришлось оперировать данными, не соответствующими фактическому потреблению коммунальных ресурсов. Тогда может случиться так, что управляющая компания получит отрицательную разницу между индивидуальным потреблением коммунального ресурса и общедомовым его потреблением за расчетный месяц.
Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств.
Механизм Расчета Сверхнормативных Сои При Прямых Договорах С Рсо 2021 Год
По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.
Поэтому УК до 30 июня 2021 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.
С 1 июля 2021 года введены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2021 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.
2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2021 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
РСО могут фактически начать выполнять функцию паспортного стола: устанавливать количество проживающих в квартире, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими приборами учета воды, электричества и газа.
УК имеют свой взгляд на проблему неплатежей. По их мнению, вина отчасти лежит на механизме внесения платы жильцами. Сроки не синхронизированы. По закону управляющие организации обязаны не позднее 15-го числа оплатить РСО стоимость всего ресурса, потребленного в прошедшем месяце. Но сама УК плату с жильцов получит позже.
Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.
23 марта 2021 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Судебный акт |
Позиция суда |
Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017 |
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается) |
Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017 |
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды |
Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017 |
Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы: – в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды; – неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса |
Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017 |
Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение |
Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).
Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Кто должен выставлять счёт на оплату КР на СОИ?
- Благодаря заключению прямых договоров можно избежать роста задолженности за коммунальные услуги.
- Новый механизм не только повышает надежность расчётов. Он избавляет жильцов от необходимости оплаты услуг посредника. Это должно привести к снижению стоимости ресурсов примерно на 10%.
Порядок заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями прописан в ФЗ №59. Изменения в законодательстве были связаны с необходимостью исключения из схемы расчетов недобросовестных УК. Несмотря на то, что большинство жильцов своевременно рассчитывается за услуги ЖКХ перед поставщиками образовалась огромная задолженность. Управляющие компании использовали средства, полученные от людей не по назначению.
Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.
Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2020 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.
Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение. Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД. Но это снижает прибыль.
Поэтому УК до 30 июня 2020 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.
2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
- Прямые договоры. Как найти общий язык с РСО?
- Кто и в каких случаях является исполнителем коммунальных услуг? Какие права и обязанности это влечет? Что поменяется в ПП 354 и ПП124 в следующем году?
- Когда РСО может отказаться от перехода на прямые договоры?
- Законный способ перейти на прямые договоры в домах с ИТП (в том числе правильная формулировка на ОСС). Положительные заключения ГЖИ.
- Порядок заключения договора КР на СОИ между УО и РСО. Обязательное заключение, нужно ли понуждение. Положительная судебная практика для УО по взысканию ОДН за 2020 год, отрицательная практика за 2020 и 2020 годы, основные аргументы.
- Вскрывшиеся проблемы при переходе на прямые договоры: переход с прямых платежей, подтверждение исторически сложившихся договоров, нежилые помещения (новый поворот в судебной практике), новостройки, односторонний переход на прямые договоры, внесение изменений в договор управления, реализация перехода.
- Судебная практика Верховного суда и последующие решения судов по оплате тепловой энергии по нормативу (от УО в РСО) при двухкомпонентном тарифе.
- Грубые нарушения лицензионных требований, Постановление Правительства 1090 от 13.09.2020. Разбираем каждое нарушение и по каждому даем рекомендацию – как действовать, чтобы минимизировать риски. В том числе подробно разберем:
- непроведение гидравлических испытаний;
- непередача техдокументации при переходе дома, восстановление отсутствующей тех.документации, источники средств;
- управление МКД без лицензии;
- отсутствие договора КР СОИ;
- отсутствие договоров на лифты и ВДГО;
- наличие долгов перед РСО больше 2 среднемесячных величин;
- ведение реестра собственников;
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за рас��етный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Судебный акт |
Позиция суда |
Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017 |
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается) |
Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017 |
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды |
Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017 |
Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы: – в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды; – неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса |
Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017 |
Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение |
Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).
Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Новая схема оплаты услуг ЖКХ напрямую РСО
Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.
23 марта 2022 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Основная причина перехода на прямые договора — это долги управляющих организаций перед РСО. Речь идет о случаях, когда УК собирают деньги с жильцов, но ресурсникам их не переводят. По оценкам Минстроя РФ, подобные долги составляют около 250 млрд. рублей. При этом, стоит отметить, что сами россияне платят за услуги ЖКХ достаточно исправно – собираемость платежей составляет более 88%. Законодатели считают, что прямые договора помогут решить эту проблему.
Президент РФ в конце марта 2022 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
На прошлой неделе парламентарии одобрили законопроект о прямых договорах в ЖКХ. Эксперты считают, что прямые договора не решат полностью проблему долгов перед ресурсниками, но позволят не плодить новые.
Рассмотреть изменения, внесенные в Жилищный Кодекс, в части прямых договоров; рассмотреть сложные вопросы, получить комментарии экспертов по теме семинара.
Впрочем, в конечном счете все оплачивается из кармана жильцов. Когда призывали устанавливать индивидуальные приборы учета, тоже много говорили про экономию и снижение платежей. В результате оказалось, что такая экономия бьет по доходам «СибЭКО», и компания повышает тарифы. Оценить, как повлияет введение нормативов на наши платежи, можно будет только в июле, когда придут платежки. Но кое-что можно сказать и сейчас. Государственная жилищная инспекция НСО сообщает, что в многоквартирных домах, где установлены ОДПУ и проведены мероприятия по энергоэффективности, расход КР оказался ниже нормативов. То есть теперь жильцы этих домов будут платить на 10-15 процентов больше, чем раньше. Там же, где постоянно присутствовал перерасход КР, размер платы за него уменьшился или остался прежним. Иными словами, там, где люди старались экономить, теперь будут платить больше, а там, где плевать хотели на экономию, — меньше. Но и тут тоже есть логика, потому что слова «коммунальный» и «коммунистический» — однокоренные. Но это очень своеобразная логика.
Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации.
Согласно статье 156 ЖК РФ, собственники помещений в МКД могут самостоятельно установить порядок начисления платы за коммунальные ресурсы. При этом данная статья не определяет порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов. Порядок распределения сверхнорматива КР на СОИ регулируется с помощью проведения общего собрания, на котором собственники принимают решение относительно данного вопроса.
Норматив – показатель максимального расхода ресурсов, возможность превысить который законодательно не предусмотрена. Но на деле собственники могут принять решение распределять сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов между всеми владельцами помещений в МКД.
Порядок ввода приборов учёта коммунальных ресурсов в эксплуатацию закреплён в п.п. 81(4) – 81(7) ПП РФ № 354. При этом исполнитель КУ должен проверить соответствие установленного оборудования технической и заводской документации, схему монтажа оборудования согласно техзаданию и его комплектацию, работоспособность системы.
Как правило, приёмка в эксплуатацию автоматизированной системы учёта проводится в три этапа, которые соответствуют ГОСТ 34.601:
1. Приёмка работ по монтажу оборудования и проведение предварительных испытаний.
2. Период опытной эксплуатации.
3. Приёмка системы в постоянную эксплуатацию с составлением актов приёмки комплекса к учёту.
Принимает АИИСУ комиссия, в которую должны входить представители ресурсоснабжающей компании, управляющей домом организации, подрядчика, производившего монтаж и наладку автоматической системы. Также в комиссию можно включить председателя Совета многоквартирного дома или уполномоченного представителя от собственников.
Акт о вводе системы в эксплуатацию составляется минимум в двух экземплярах: один – для РСО, второй – для управляющей домом организации или ТСЖ как заказчика работ (п. 81(7) ПП РФ № 354). В документацию по приёмке системы в эксплуатацию необходимо включить акт приёмки работ по монтажу АИИСУ, акт ввода системы в работу и вся исполнительная и техническая документация по оборудованию.
Все эти документы включаются в состав технической документации на многоквартирный дом и при смене формы управления или управляющей организации в полном комплекте передаются в новую УО, в ТСЖ или собственнику, определённому на ОСС (п.п. 24, 27 ПП РФ № 491).
В соответствии с распоряжением правительства РФ в 2021 году произошло повышение лимитов страховых выплат на 10%. Сколько составляет эта сумма, и что делать в случае, если размер СВ больше предельного значения, читайте далее.
- Организации и ИП отдельно рассчитывают, какой лимит установлен для каждого сотрудника и физлиц, с которыми компания заключила договор гражданско-правового характера, индивидуально.
- Размер базы рассчитывается нарастающим итогом за период с 1 января по 31 декабря текущего года. После окончан��я расчетного периода, лимиты базы обнуляются и отсчет начинается заново.
- Сумму страховых взносов определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.
Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.
Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.
УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.
Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.
Для вычислений берутся объемы помещений:
- площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
- общих проходов;
- подъездов;
- холлов, вестибюлей, колясочных;
- комнаты консьержки.
Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.
В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.
Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.
Ответы на распространенные вопросы про расчеты между РСО и УК при отрицательном объеме КР и СОИ
Вопрос №1: Управляющей компании было выявлено отрицательное значение между объемом коммунального ресурса, который должен быть оплачен потребителями многоэтажного дома за расчетный период (месяц)) и объемом коммунального ресурса, определенного по показателям прибора учета за расчетный период (месяц). Причиной тому было не одновременное снятие показателей индивидуальных приборов учета в домах жильцов многоквартирного дома. Может ли управляющая компания уменьшить объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам на отрицательную величину?
Ответ: Нет, учесть отрицательный показатель в целях уменьшения объема обязательств управляющей компании перед РСО в будущих расчетных периодах разрешается только в отношении конкретного жилого дома, по которому было обнаружено отрицательное значение потребления коммунального ресурса.
Вопрос №2: Было ли удовлетворено исковое требование управляющей компании, подавшей иск в Верховный Суд РФ с просьбой о признании пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договори ресурсоснабжения недействительным?
Ответ: Нет. Суд разъяснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав.
Минстрой разъяснил порядок расчета платы за КР на СОИ
Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.
Московская область (г. Москва) | 0,61 | 2,88 | подробнее |
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) | 0,43 | 1,66 | подробнее |
Нижегородская область | 0,39 | 1,60 | подробнее |
Свердловская область (г. Екатеринбург) | 1,96 | 4,16 | подробнее |
Саратовская область (г. Саратов) | 1,82 | 2,44 | подробнее |
Омская область (г. Омск) | 1,039 | 1,943 | подробнее |
Томская область (г. Томск) | 0,82 | 1,42 | подробнее |
Новосибирская область (г. Новосибирск) | 0,728 | 0,973 | подробнее |
Липецкая область (г. Липецк) | 0,37 | 1,24 | подробнее |
Ростовская область (Ростов-на-Дону) | 0,55 | 2,24 | подробнее |
Ярославская область (г. Ярославль) | 0,646 | 1,010 | подробнее |
Республика Татарстан (г. Казань) | 0,272 | 0,272 | подробнее |
Республика Крым (г. Симферополь) | 0,21 | 0,58 | подробнее |
Краснодарский край (г. Краснодар) | 0,322 | 1,412 | подробнее |
Республика Башкортостан (г. Уфа ) | 0,295 | 0,791 | подробнее |
Республика Адыгея (г. Майкоп) | 0,315 | 1,357 | подробнее |
Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.
В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.
Начисление сои при прямых договорах с рсо 2021г.
В общем платить я не стала, а платежки все приходили. В итоге долг накопился не такой уж и большой, но все таки не приятный. Потом добрые люди, соседи все объяснили, ошибку свою поняла, смирилась, долг заплатила.
Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.
В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Первый путь — мошеннический.
Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».
Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков.
Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.
В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.
По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.
– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса
Упомянутая норма не имела никакого отношения к приборам учета электроэнергии, а касалась правил расчета объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Дело в том, что недобросовестная УК может не очень бережно относиться к общему имуществу и коммунальным ресурсам, – например, не ремонтировать внутридомовые системы водоснабжения (отсюда – протечки), не отключать на светлое время суток фонари и лампы в подъездах (отсюда – перерасход электричества) и т.п. Чтобы стимулировать ее к энергобережливости, было введено правило – жители дома платят за те «общедомовые» коммунальные ресурсы, которые не превышают некоторый норматив, одобренный органом власти. Все, что «натекло» («набежало», «нагорело») сверх такого норматива – УК оплачивает из собственного кармана, если только собственники добровольно не возьмут на себя эту финансовую ношу или не оборудуют дом умной системой счетчиков. Вопрос в том, как это сосчитать, – Жилищный кодекс требует специальных правил перерасчета платы за КР на СОИ в составе платы за жилье, причем утвержденных Правительством РФ.
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, должна ли управляющая организация делать собственникам корректировку платы за КР на СОИ при наличии в доме общедомового прибора учёта, могут ли её обязать это сделать и как этого избежать.
Упомянутая норма не имела никакого отношения к приборам учета электроэнергии, а касалась правил расчета объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Дело в том, что недобросовестная УК может не очень бережно относиться к общему имуществу и коммунальным ресурсам, – например, не ремонтировать внутридомовые системы водоснабжения (отсюда – протечки), не отключать на светлое время суток фонари и лампы в подъездах (отсюда – перерасход электричества) и т.п. Чтобы стимулировать ее к энергобережливости, было введено правило – жители дома платят за те «общедомовые» коммунальные ресурсы, которые не превышают некоторый норматив, одобренный органом власти. Все, что «натекло» («набежало», «нагорело») сверх такого норматива – УК оплачивает из собственного кармана, если только собственники добровольно не возьмут на себя эту финансовую ношу или не оборудуют дом умной системой счетчиков. Вопрос в том, как это сосчитать, – Жилищный кодекс требует специальных правил перерасчета платы за КР на СОИ в составе платы за жилье, причем утвержденных Правительством РФ.
- Н – установленный норматив по региону на электроэнергию, холодную или горячую воду;
- So – данные по величине площади общедомовой собственности, включающей кроме подъездов чердачные и подвальные помещения;
- Sк – площадь квартиры потребителя;
- S – значение общей площади многоквартирного дома, не зависимо от принадлежности.
Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.
Сои Сверхнорматива В Тсж
Еще один момент — посмотрите все свои оплаты по договору. Обычно когда поставки и агентский — пока идет суд — люди же все равно платят в РСО, то есть сумма долга каждый день погашается. И часто получается, что пока решение выносится — долги за этот период уже погашаются поступившими платежами.
Ссылайтесь на ст. 319.1 ГК РФ. Все платежи жителей идут в погашение долга по договору поставки по более ранним срокам задолженности. А РСО обычно их включает в тот месяц когда оплачено жителем, что неверно, так как платежи идут в оплату долга по поставке КУ по договору между РСО и УО, а на основании агентского зачисляются в оплату по договору поставки. То есть, все деньги жителей зачисляются сначала в оплату долга УО за более ранний период независимо от того, за какой конкретно они платили в РСО. Как раз применение ст. 319.1 ГК РФ. РСО пытаются как то оспорить это, но обычно в договоре поставки или агентском такие подробности зачисления денег от жителей не прописаны. но все равно внимательно посмотрите оба договора.
И ваши платежи как платились от УО? Если без указания периода — тоже долги гасятся за более ранние месяцы. У меня так РСО отказывались от иска, так как пока суд да дело уже долг весь каждый день гасился жителями. Аналогично были построены отношения) И еще их бардак, который на руку. Отдел по работе с должниками — нарисует цифры, а юристы в суде не могут ни одну объяснить)
У вас получает 2 договора: 1 — ресурсоснабжения — платите по ОДПУ, 2 агентский на сбор средств и начисление собственникам, то есть все деньги прямо в РСО идут и начисляют они же. Соответственно: по договору поставки — ваша часть — КР весь по ОДПУ за минусом начисленных и собранных средств с потребителей.
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354 (индивидуальное потребление).
Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива
По сути в законе описаны все возможные схемы перерасчета.
Сама процедура перерасчета такова.
При наличии в доме ОДПУ и отсутствии решения собрания о том, чтобы распределять КР на СОИ по факту, либо при наличии решения о распределении КР на СОИ по среднему потреблению – КР на СОИ доначисляется течение I квартала года, следующего за расчетным годом на полный объем.
Постановлении № 92 вступает в силу с 1 сентября 2022 года. А значит, 1-3 кварталы 2022 года в довыставленный объем не войдет, если иное не будет доработано законодательством.
Если после 1 сентября 2022 года УК или ТСЖ прекращают управление домом, то они вправе довыставить весь небаланс по КР на СОИ в своей последней квитанции.
После 1 сентября 2022 года у УО будет несколько вариантов:
1) оставить все как есть. Возможность перераспределения и доначисления КР на СОИ в любом объеме – серьезный демотивирующий фактор с точки зрения налаживания коммерческого учета. А раз так, то нужно ждать I квартала года, следующего за расчетным годом и выставить весь небаланс жителям. Теперь это законное право.
2) попытаться наладить коммерческий учет, несмотря на право выставить фактически потреленный ресурс в любом объеме. Да, формально УК и ТСЖ имеют право довыставить годовой небаланс, но это плохо скажется на лояльности жильцов.
Можно попробовать сосредоточить коммерческий учет в своих руках (даже при прямых договорах) и полноценно вести его. Это способно минимизировать небалансы, а значит довыставление в I квартале года, следующего за расчетным годом, будет в меньшем объеме, чем могло бы быть. Это сгладит недовольство жителей.
3) С учетом того, что факт КР на СОИ теперь все равно придется оплатить, жителей проще уговорить на то, чтобы выставлять КР на СОИ по ежемесячному объему по показаниям общедомового прибора учета (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Жителям удобнее ежемесячно оплачивать КР на СОИ, пусть даже завышенный, чем заплатить за него в бешеном объеме раз в году. Стоит вынести этот вопрос на общее собрание, привести все полные аргументы за и против и проголосовать.
Присоединяйтесь к нашим социальным сетям, чтобы всегда оставаться в курсе новостей ЖКХ.
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Плата за водоотведение в квартире при отсутствии индивидуального счетчика сточных вод будет по-прежнему начисляться исходя из объема холодной и горячей воды, которую собственник потребляет за месяц.
Однако, как объяснила эксперт, при отсутствии одного из счетчиков, в том числе если истек срок поверки, в расчете будут применять норматив потребления – соответственно холодной или горячей воды.
Также новые правила позволяют не платить за ту воду в составе общего объема сточных вод по дому, что использовали для полива газона и зеленых насаждений, для залива катка и ледяных горок на придомовой территории. Однако для этого нужен акт, подписанный представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и управляющей организации по дому.
– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса
Упомянутая норма не имела никакого отношения к приборам учета электроэнергии, а касалась правил расчета объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Дело в том, что недобросовестная УК может не очень бережно относиться к общему имуществу и коммунальным ресурсам, – например, не ремонтировать внутридомовые системы водоснабжения (отсюда – протечки), не отключать на светлое время суток фонари и лампы в подъездах (отсюда – перерасход электричества) и т.п. Чтобы стимулировать ее к энергобережливости, было введено правило – жители дома платят за те «общедомовые» коммунальные ресурсы, которые не превышают некоторый норматив, одобренный органом власти. Все, что «натекло» («набежало», «нагорело») сверх такого норматива – УК оплачивает из собственного кармана, если только собственники добровольно не возьмут на себя эту финансовую ношу или не оборудуют дом умной системой счетчиков. Вопрос в том, как это сосчитать, – Жилищный кодекс требует специальных правил перерасчета платы за КР на СОИ в составе платы за жилье, причем утвержденных Правительством РФ.
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, должна ли управляющая организация дел��ть собственникам корректировку платы за КР на СОИ при наличии в доме общедомового прибора учёта, могут ли её обязать это сделать и как этого избежать.
Упомянутая норма не имела никакого отношения к приборам учета электроэнергии, а касалась правил расчета объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Дело в том, что недобросовестная УК может не очень бережно относиться к общему имуществу и коммунальным ресурсам, – например, не ремонтировать внутридомовые системы водоснабжения (отсюда – протечки), не отключать на светлое время суток фонари и лампы в подъездах (отсюда – перерасход электричества) и т.п. Чтобы стимулировать ее к энергобережливости, было введено правило – жители дома платят за те «общедомовые» коммунальные ресурсы, которые не превышают некоторый норматив, одобренный органом власти. Все, что «натекло» («набежало», «нагорело») сверх такого норматива – УК оплачивает из собственного кармана, если только собственники добровольно не возьмут на себя эту финансовую ношу или не оборудуют дом умной системой счетчиков. Вопрос в том, как это сосчитать, – Жилищный кодекс требует специальных правил перерасчета платы за КР на СОИ в составе платы за жилье, причем утвержденных Правительством РФ.
Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.
Это проблема управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК: «небаланс » они оплатят ресурсникам за свой счет. Причем, по задумке законодателей, переписавших Жилищный кодекс, такое положение дел стимулирует УК, ТСЖ и ЖСК заниматься энергосбережением, тщательнее следить за утечками в сетях, всерьез бороться с воровством ресурсов, выявлять тех, кто «рисует » нули в показаниях квартирных счетчиков…
3. Исходя из решений общего собрания, которые могут предполагать расчет по КР на СОИ:
— по среднемесячному объему потребления КР на СОИ в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— по объему потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.