Акцизы на бензин в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акцизы на бензин в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Акцизы на бензин в 2022 году

36) автомобильный бензин класса 5:

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 13 793 рубля за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 14 345 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 14 919 рублей за 1 тонну;

В Налоговом кодексе размер акциза приведен для 1 тонны бензина. Чтобы получить величину налога в 1 литре бензина, нужно произвести несложные расчеты:

АИ 92 АИ 95 АИ 98
Плотность, кг/м3 735 750 765
Литров в тонне 1360 1333 1307
Акцизы на литр в 2021 году 9,75 руб. 9,95 руб. 10,15 руб.
Акцизы на литр в 2022 году 10,15 руб. 10,35 руб. 10,56 руб.

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

  • А как у них, и у нас (я про США)?

    Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

    Ставки акциза на бензин

    Как для автомобильного, так и для прямогонного бензина устанавливаются твердые ставки – определенная сумма на единицу измерения. В отношении бензина единицей является тонна, потому для этого типа подакцизных товаров ставки определяются в виде конкретной величины за тонну с детализацией по классам (для автомобильного бензина).

    Размеры ставок на 2016-2017гг. показаны в 193 ст. НК РФ, в которую в отношении бензина были внесены изменения с 01.04.16 в части повышения до конца 2016г.

    Уровень рыночных цен на бензин определяется не только величиной включенного в них акциза, но и прочими факторами – спрос, предложение, конкурентность среди перепродавцов, соотношение цен на внутреннем и мировом рынках. Индексация в 2016г. ставок обусловлена ростом затрат на финансирование дорог, а также инфляционным процессом в стране. Низкие мировые цены на нефть требуют компенсации выпадающих бюджетных доходов за счет повышения акцизов с помощью увеличения текущих ставок. Именно этим объясняется очередное повышение акциза на бензин с апреля 2016г.

    Вместе с тем в 2017г. запланировано небольшое снижение ставок на автомобильный и прямогонный бензин.

    Налоговые вычеты по акцизу на автомобильный бензин

    200 ст. НК РФ определяет систему вычетов в отношении акцизного налога, которая имеет свои нюансы и особенные моменты применения.

    Суть вычета та же, что и для НДС – акцизная величина к уплате с реализаций, авансов и импорта может быть сокращена на величину акциза, направленного к вычету.

    Конечная сумма к уплате формируется с учетом заявленного к вычету налога. Если акциз к вычету превышает начисленную к уплате величину, то плательщик имеет право получить возмещение из бюджета.

    К вычетам можно отнести те суммы оплаченного налогоплательщиком или импортером акцизного налога, которые предъявил поставщик по поставляемым подакцизным товарам, используемым в качестве сырья для производства другого подакцизного товара.

    Например, фирма приобретает у другой компании прямогонный бензин с целью использования его для производства автомобильного бензина. В этом случае акциз, предъявленный на прямогонный бензин поставщиком, после оплаты покупатель сможет принять к вычету при расчете акциза на автомобильный бензин.

    Также к вычету можно направить акциз по тем товарам, которые были возвращены покупателем.

    Лица, имеющие свидетельство на производство бензина прямогонного типа, имеют право на вычеты следующих сумм:

    • Акциз, посчитанный при продаже или передаче такого бензина владельцу сырья, из которого он изготовлен, в случае если этот владелец сырья перепродает полученный прямогонный бензин лицу, обладающему свидетельством на его переработку;
    • Акциз по операциям из пп.7 и 12 п.1 ст.182 НК РФ, совершаемым с прямогонным бензином;
    • Акциз, умноженный на коэффициент из п.15 ст.200 НК РФ, при совершении операций из пп.21, 23 и 24 п.1 ст.182 НК РФ.

    Право на вычет приобретается при наличии имеющегося документального подтверждения такого права. Одним из основных документов для возможности вычета является счет-фактура с выделенной величиной акциза. Также список необходимой документации в отдельных случаях определяется 201 ст. НК РФ.

    Перспектива внедрения законодательных инициатив

    Инициативы, о которых идет речь, существуют уже давно, но пока не находят поддержки в структурах государственной власти. Так, Министерство финансов РФ считает, что акцизы на бензин, подлежащие уплате гражданами, на практике будет крайне сложно администрировать. Кроме того, как полагают чиновники Минфина, введение дополнительных акцизов может спровоцировать неоправданный рост стоимости топлива.

    Читайте также:  Растаможка авто в Казахстане 2023 год

    Несмотря на неоднозначное восприятие инициативы на уровне исполнительной ветви власти, депутаты Госдумы, а также их региональные коллеги в парламентах субъектов РФ считают необходимым продолжить диалог на тему замены транспортного налога акцизами. Технически администрирование данных платежей должен облегчить, как полагают депутаты, электронный документооборот, всё более активно внедряющийся в практику сбора налогов.

    Настаивая на замене транспортного налога акцизами, следует также учитывать и возможные негативные последствия такого шага для самих плательщиков налога: с исчезновением налога исчезнут и льготы, которыми сейчас пользуются владельцы транспортных средств.

    Со списком «транспортных» льготников вас познакомит материал.

    Включен ли акциз в стоимость бензина при продаже конечному потребителю

    В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.

    Подробнее о вычетах, установленных для плательщиков НДС, читайте в статье «Что такое налоговые вычеты по НДС?».

    Нефтеперерабатывающие заводы, имеющие свидетельства на операции с нефтепродуктами, вправе использовать вычет. Что касается АЗС, то воспользоваться вычетом по акцизам они не могут, так как вычеты могут применить только налогоплательщики акцизов, к которым АЗС, занимающиеся перепродажей подакцизных товаров, не относятся (см. ст. 179, 200 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-07-06/22469). Акцизы на бензин, моторные масла, дизельное топливо, предъявленные производителем, АЗС включает в стоимость этих товаров (п. 1 ст. 199 НК РФ). Таким образом, в стоимость ГСМ, реализуемых конечному потребителю, включены акцизы, которые АЗС уплатила производителю.

    Поэтому уже сейчас автолюбители фактически платят акцизы в размере, пропорциональном расходованию топлива. В этом смысле сложно обнаружить в рассмотренной нами выше законотворческой инициативе принципиальную новизну.

    Если инициатива по видоизменению транспортного налога, о которой мы сказали в начале статьи, будет реализована (то есть соответствующий налог для физлиц будет заменен акцизом), то можно предположить, что необходимость в дополнительном администрировании акцизов возникнет в целях раздельного учета объемов топлива, реализуемого физлицам и юрлицам, возможно, как результат появления новой разновидности акциза или налога с продаж, установленного только для физлиц.

    Цены на бензин в мире: сколько стоит топливо в разных странах

    «Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%, — говорится в документе.

    И это еще не все: оказывается, нынешние 40-43 рубля за литр далеко не предел, повышение стоимости горючего нас ждет еще не один раз. Только по официальным данным в 2020 году налоговые ставки акцизов увеличатся дважды.

    Первый раз был в январе, второй случится летом. Таковы изменения в Налоговый Кодекс РФ, разработанные Минфином. — С 1 июля 2020 года акцизы на автомобильный бензин класса 5 увеличились на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рубля за тонну (7,7%) — значится в релизе.

    Аналогичное увеличение налогов законодатели уже предусмотрели на 2020 и 2020 годы. В среднем на 3,5 процента ежегодно.

    С 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов.

    В числе нарушителей крупные гиганты «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг» и «Башнефть».

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română
      • Previous article
      • Next article
      • Čeština
      • Español
      • Français
      • Italiano
      • Nederlands
      • Polski
      • Português
      • Русский
      • Türkçe
      • Norsk
      • Svenska
      • Dansk
      • Suomen kieli
      • Magyar
      • Română

        Налоги на транспортное топливо пропагандируются как способ уменьшить загрязнение и возможность глобального потепления, а также сберечь энергию. Установление более высоких налогов на ископаемое топливо делает бензин таким же дорогим, как и другие виды топлива, такие как природный газ, биодизель или электрические батареи, за счет затрат для потребителя в виде инфляции, поскольку транспортные расходы на транспортировку товаров по всей стране растут.

        Сторонники считают, что автомобили должны платить за дороги, которые они используют, и утверждают, что налог с пользователей не должен применяться к проектам общественного транспорта.

        Межправительственная группа экспертов по изменению климата , то Международное энергетическое агентство , то Международный валютный фонд и Всемирный банк призвали правительства увеличить бензин налоговые ставки в целях борьбы с социальными и экологическими издержками потребления бензина.

        Где топливо обойдется дешевле

        Самый дешевый в мире бензин – в самых бедных странах, которые добывают нефть. Рекордно низкие цены – в двух странах:

        • Венесуэла – там литр стоит 2,5 цента, или 1,83 российских рубля. Правда, завидовать жителям страны по понятным причинам не стоит – во всем остальном жизнь там напоминает скорее выживание;
        • Иран – там цена литра бензина стоит 5,1 цента, или 3,77 рубля. Причина – находившийся под западными санкциями Иран долго не мог поставлять нефть за рубеж, и был вынужден перерабатывать и продавать нефтепродукты внутри страны по бросовым ценам. Правда, есть и минус – автомобили иранского производства расходуют в разы больше топлива, чем западные или восточные аналоги.

        Дальше идут страны с более-менее адекватными ценами – Ангола с бензином по цене около 21 рубля, Сирия с 23 рублями, Алжир с ценой в 24,3 рубля за литр и Кувейт с бензином по 25,5 рублей. Как ни странно, Казахстан, продающий российский бензин, показывает даже более низкие цены (34,5 рублей за литр), чем Россия (51,3 рубля) или нефтедобывающий Азербайджан (43,2 рубля).

        Как можно заметить, среди стран с самым дешевым бензином почти нет развитых (кроме разве что небольшого Кувейта с зарплатами инженеров и врачей в 300-500 тысяч рублей). Это объясняется легко – чем богаче страна, тем больше жителей могут себе позволить купить автомобиль, и тем острее становится проблема пробок и отсутствия парковочных мест. В итоге власти ищут компромисс – такие налоги и акцизы, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт.

        Но есть и несколько исключений:

        • небольшие нефтяные арабские монархии – Кувейт (25,5 рублей за литр бензина), Бахрейн (39 рублей), Катар (42,4 рубля), Оман (45,6 рублей) и ОАЭ (53,2 рубля за литр бензина). Эти страны разбогатели на нефти и удерживали низкие цены на нефтепродукты, но сейчас постепенно начали облагать их налогами;
        • США – литр бензина стоит 96,4 цента (хотя измеряют объем там галлонами – он стоит 3,65 доллара). В рублях это больше, чем в России – 70,82 рубля за литр, однако уровень жизни в США в целом значительно выше российского. В США цены определяются рынком, поэтому в отдельные моменты могут резко взлетать, и так же резко падать (как в марте 2020 года, когда литр бензина стоил менее 60 центов).

        В этом сравнении цены на бензин и дизельное топливо в России оказываются не самыми высокими – около 50-52 рублей за литр 95-го бензина и 53-55 рублей за литр дизельного топлива. О таких ценах мечтают многие европейцы, но принципы экологической безопасности и углеродной нейтральности сильно изменили ситуацию.

        Какие типы АЗС существуют

        • Классическая АЗС, в которой резервуары с топливом располагаются под землей, раздача производится через колонки ТРК.
        • Блочная АЗС. У этого типа заправок ТРК располагается прямо над блоком хранения топлива автозаправочной станции, делает оборудование единым модулем.
        • Контейнерная АЗС. Хранилища размещаются под землей, ТРК и блок хранения объединены. Выделяют типы «А» и «Б», которые отличают вместимостью.
        • Модульная АЗС. ТРК и контейнер объединены в единую конструкцию. Так же делятся по типу «А» и «Б». Передвижная АЗС. Топливная система хранения и раздачи имеет шасси, Но в качестве топлива здесь можно реализовывать только бензин.

        Для открытия мини-заправки будет достаточно регистрации ИП, если вы планируете открытие классической АЗС с магазином и кафетерием, необходимо будет регистрация ООО.

        НДС и налог на реализацию ГСМ (НГСМ)

        Определим сумму НДС, подлежащую оплате. Хотелось бы обратить внимание на следующее. В Законе Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» определены облагаемый НДС оборот, ставки налога и порядок его исчисления. Законом установлено, что облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость (п.1 ст.4 Закона). Однако нигде не сказано, что из облагаемого НДС оборота исключаются платежи в дорожные фонды или, конкретнее, налог на реализацию ГСМ, что НДС при продаже ГСМ исчисляется особым образом. В Законе также не сказано о применении особой расчетной ставки НДС при продаже ГСМ.

        Указание о применении расчетной ставки 13,79% есть только в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (абз.19 п.19 разд.IV) и только в связи с определением сумм зачета налога на добавленную стоимость при приобретении ГСМ за наличный расчет через АЗС. Далее в Инструкции приводится пример, из которого можно понять, что налог на реализацию ГСМ не включается в оборот, облагаемый НДС. Из приведенного в Инструкции примера следует, что при отпуске ГСМ к продажной стоимости прибавляется 20% НДС и 25% НГСМ. Иными словами, продажная стоимость ГСМ составляет 145%, из которых 20% — НДС, 25% — НГСМ, 100% — сама продажная стоимость товара без налогов. Еще раз повторю, что такой расчет налогов не предусмотрен в Законе, а только косвенно следует из примера, приведенного в Инструкции. Хотелось бы, чтобы это было закреплено законодательно.

        На практике, однако, редко встречаются организации, определяющие продажную стоимость без налогов. Покупателя и продавца интересует, сколько всего нужно заплатить за товар, т.е. во что эта покупка обойдется. Поэтому в большинстве случаев организация — продавец сначала определяет отпускную цену, в которую включено все, а затем «обратным счетом» определяет сумму налогов.

        Актуальная цена бензина в США в 2022 году

        Как и раньше, сейчас цена бензина в Америке отличается в разных штатах, далее я приведу средние цены для всей Америки и расскажу, про самые дорогие и дешевые штаты. Сначала я приведу стоимость в долларах за галлон, именно так рассчитывается стоимость топлива в Америке в 2022 году. А во второй таблице вы найдете цену за 1 литр в долларах, и далее в третьей таблице, стоимость 1 литра бензина в рублях. Но перед этим быстрый экскурс в обозначение бензина в США, так как оно отличается от российского:

        • Regular Unleaded – это аналог российского 92 бензина. Иногда этот тип называется на заправках в США цифрой 87.
        • Mid-Grade Unleaded – это аналог российского 95 бензина. Иногда этот тип называется на заправках в США цифрой 89.
        • Premium Unleaded – это аналог российского АИ-98 бензина. Иногда этот тип называется на заправках в США цифрой 91 или реже 93.

        Стоимость литра на 03.12.22

        Вид топлива Рубли, RUB Доллары, USD Евро, EUR
        Бензин АИ-92 46.89 0.76 0.72
        Бензин АИ-95 51.60 0.84 0.79
        Бензин АИ-98 61.95 1.00 0.95
        Дизельное топливо 54.45 0.88 0.84
        Газ 21.90 0.35 0.34

        Как уже отмечалось выше, баррель – это не единая мера измерения, а целая система, величины которой разнятся в зависимости от измеряемого вещества. К примеру, английский баррель сформировался на основе пивного барреля, и с 1824 года равен 163, 66 литрам. В США стандартный баррель для измерения жидких веществ возник на основе винного барреля, и в настоящее время он равняется 119,24 литрам. Примечательно, что при измерении пивных напитков величина барреля изменяется и составляет 117,3 литров. При определении объема сухих веществ в США используется «сухой баррель» величиной 115, 6 литров.

        Французский баррель или баррик (barrique) равен 225 литрам. В качестве измерительной единицы используется не во Франции, а на Гаити. Кстати, в переводе с английского языка, баррель означает «бочка», что, собственно, отчетливо понятно при виде емкости.

        Сколько бензина получается из 1 барреля нефти

        Начиная подсчеты важно помнить, что в 1 нефтяном барреле 158,988 литров объема. Если немного усреднить – в 1 тонне 7.3 барреля. В процессе перегона нефти и прохождения всех процессов по “превращению” её в топливо и продукты, “употребляемые” автомобилями, дизельной техникой и самоходными машинами, объем (за счет дополнительных присадок и химических реагентов) увеличивается примерно на 9 литров. В среднем из 1 барреля сырой нефти выходит:
        – 102 литра бензина различного октанового числа (конкретики не будет, все зависит от перегонного процесса),
        – 30 литров дизельного топлива различных марок,
        – 25 литров сверхчистого авиационного керосина,
        – 7 литров мазута,
        – 1 литр моторного масла
        Данный расчет брался согласно статистике, публикуемой российскими нефтеперегонными заводами. Если учесть, что процесс перегона сырой нефти в разных странах отличается малозначительно, можно взять эти данные за основу, заключив главное – на сегодняшний день стоимость 1 литра бензина при цене барреля в $30.34 и курсе 79.82 рубля за 1 доллар США в идеале должна составлять 23.81 рубль за литр (высчитывается стоимость барреля в рублях и делится на количество литров – 102). Повторимся – это цена, взятая без учета затрат на добычу, транспортировку, перегонные процессы и доставку бензина на точки реализации. Нынешняя же картина цен на бензин такова: 1 литр наиболее распространенного АИ 95 составляет от 33.41 до 39.79 рублей за 1 литр (данные по Москве и московской области).
        Теперь давайте вспомним, что российскую экономику часто называют сырьевой. Что это значит? Львиная доля поступлений в бюджет страны складывается из собранных пошлин и акцизов за экспортируемые нашей страной добытые полезные ископаемые и нефть с газом в списке на первых позициях. Это сырье, из которого в дальнейшем получаются вышеуказанные продукты переработки. Для насыщения внутреннего рынка оставляется определенное число углеводородов, которые отправляются на нефтеперерабатывающие предприятия с дальнейшей реализацией внутри страны. При этом стоит отметить, что у любого полезного ископаемого существует себестоимость добычи. В среднем себестоимость 1 добытого барреля нефти обходится российской нефтяной компании в 50 долларов.

        Если не проводить расчетов на тему того – сколько в итоге в совокупности стоят продукты переработки барреля нефти, можно заключить, что 102 литра бензина в России на сегодняшний день стоят (36,6 *102 = 3 733). То есть добытый при себестоимости в 50 долларов 1 баррель российской нефти, продаваемый сегодня на бирже в среднем за 30 долларов в переработанном состоянии в России стоит 3 733 рубля. При курсе доллара в 79.82 рубля за 1 доллар данная цена более чем оправдана.
        Объяснять – почему российские компании (как и все остальные в мире) сегодня работают в убыток, скорее всего не нужно. Ровно как и добавлять, что у любого нефтедобывающего оборудования есть свой срок службы и в дальнейшем его потребуется менять на новое, модернизировать линии добычи и переработки. Повышение цен на бензин в России сегодня – реальность, с которой мы обязаны мириться и не потому, что так хотят нефтемагнаты, а потому что об этом твердит суровая реальность. Для последующего насыщения рынка придется резервировать средства, модернизация производства должна быть и она будет, добыча прекращаться не должна до тех пор, пока человечество не найдет альтернативных способов выработки энергии, при которых нефть и другие полезные ископаемые будут не так нужны.

        Как упоминалось выше, в России средние розничные цены на топливо значительно ниже, чем в странах Европы. Страны закупают нефть у нас, добавляют свои налоги и наценки, и в итоге цена на бензин, дизель, керосин и прочие химические объекты возрастает в 2-3 раза. И тут все логично, в чем же тогда парадокс?

        В том, что наличие нефтедобывающих и перерабатывающих заводов внутри страны не снижает цены, а наоборот, держит на уровне мирового рынка. И в таких «равных» условиях, даже при наценке, для жителей Европы не возникает особых затрат на топливо, чего не скажешь о соотечественниках. Но это уже вопрос среднемесячной зарплаты.

        Для граждан Евросоюза расходы на автозаправку не превышают и 2% от среднего заработка. Не будем сегодня заострять внимание на уровне дохода россиян, думаю, что причина вышеуказанных отличий очевидна.

        Совсем недавно Игорь Сечин, он же Глава «Роснефти», определил затраты для добычи нефти на месторождениях компании суммой, менее 3$ за баррель. Словно подтверждая его слова, бывший замминистра энергетики Кирилл Молодцов оценил себестоимость в 2 доллара.

        А если работа относится к трудноизвлекаемым запасам – 20 долларов. Казалось бы, затраты РФ на разведку и добычу сырья вполне умеренны, но на внутреннем рынке наблюдается непрерывное повышение стоимости бензина в стране.

        И, наконец-то, это привлекло внимание Минфина. Согласно статистическим данным Росстата, начиная с января, цены выросли на 3,4% на бензин и 4,2% на дизтопливо. Таким образом, можно подсчитать, что тариф в этом году растет значительно быстрее, что не могло не вызвать недовольство граждан.

        В результате происходящего, правительство решилось на неожиданный шаг – вместо привычного увеличения акцизов, их решили уменьшить на 3000 рублей за тонну бензина. Хотя, не стоит надеяться, что заправки снизят стоимость, но все же появляется возможность увидеть стабильность нынешних цен.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *