Как заполнить отчет о целевом использовании полученных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заполнить отчет о целевом использовании полученных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Получение целевых средств чревато головной болью для бухгалтерии. Это и дополнительные проводки, и заполнение отчета. Получил — отчитайся по пунктам и постатейно. Отчет о целевом использовании заполнить достаточно просто, если внимательно изучить, что отражается в соответствующих строках.

Отчет о целевом использовании полученных средств

Одной из составляющих бухгалтерской отчетности, помимо баланса и отчета о прибылях и убытках, является отчет о целевом использовании полученных средств. Данная форма сдается в налоговый орган, орган статистики, другим заинтересованным лицам (например, лицам, предоставившим целевые средства).

Отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006) составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Внимание! Общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, представляют бухгалтерскую отчетность один раз по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.

Прочие НКО составляют отчет о целевом использовании полученных средств при необходимости, а также если это предусмотрено в учетной политике организации.

Название некоторых строк отчета говорит само за себя, и их заполнение никакой трудности не представляет. Рассмотрим детально заполнение отчета о целевом использовании в разрезе строк, заполнение которых может вызвать сомнения.

Кто сдает отчет о целевом использовании полученных средств

приказа Минфина России от 5 октября 2011 г. № 124н). Приказ Минфина России вступил в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Отчет сдается в налоговый орган, орган государственной статистики, другим заинтересованным лицам (например, лицам, предоставившим целевые средства).

Отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006) составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Прочие НКО составляют отчет о целевом использовании полученных средств при необходимости, а также если это предусмотрено в учетной политике организации.

Порядок заполнения отчета
В отчете о целевом использовании полученных средств отражается:
— остаток средств на начало отчетного года;
— поступление средств;
— использование средств;
— остаток средств на конец отчетного года.

В чем необходимость данного отчета

Отчет о целевом использовании средств – это документ, содержащий информацию об остаточном количестве денег на счетах организации после их расходования в течение отчетного периода.
Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.

Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:

  • Для отчетности перед налоговыми органами;
  • Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
  • Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.

Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Читайте также:  Отчетность ИП на УСН в 2022 году: что и когда сдавать

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Уточнен порядок заполнения кодовой зоны отчетов

Установлено, что в заголовочной части бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств коды указываются в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) должны приводиться согласно указанным по строкам общероссийским классификаторам. В частности: вид деятельности — в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (ранее — ОКВЭД); коды форм бухгалтерской отчетности — в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93 (в редакции приказа Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст):

отчет о целевом использовании средств форма по ОКУД 0710003 (ранее — 0710006)
отчет об изменениях капитала форма по ОКУД 0710004 (ранее — 0710003)
отчет о движении денежных средств форма по ОКУД 0710005 (ранее — 070004)

С чего начинать заполнение отчета о целевом использовании средств

Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:

  • организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
  • общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
  • прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.

Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:

  • о наличии средств на начало отчетного периода;
  • о размерах и источниках поступлений за этот период;
  • расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
  • о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.

Структурное оформление

Включает в себя четыре раздела. Каждый из них заполняется обязательно. Структурную организацию стоит рассмотреть поближе.

  • 1-я часть называется «Входящим Сальдо» Она показывает, какими средствами из вышеуказанных источников обладает компания на начало этого налогового периода, а также какой суммой располагала на конец предыдущего периода.
  • 2-я часть указывает «Поступившие средства». Название говорит само за себя, здесь отображаем все финансовые поступления компании.
  • 3-я часть именуется «Использованными средствами». Она не только отражает, сколько было потрачено, но и цели, на которые пошли затраты. Список целей начинается проведением целевых видов мероприятий, вроде благотворительных акций, и заканчивается расходами на удержание управленческого аппарата.
  • 4-я часть «Сальдо в конце года». Данным разделом отображают те средства, которые компания в данном отчетном периоде не использовала. То есть которые остались на счетах.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”.

Кто заполняет отчет о целевом использовании средств

Отчет о целевом использовании средств является обязательной составной частью годовой бухотчетности, создаваемой организациями только одного типа — некоммерческими (НКО). Иным юрлицам эту форму заполнять не нужно.

Данный документ не просто дополняет отчетность НКО, а оказывается одним из основных, поскольку набор составляемых по итогам года бухотчетов для таких организаций ограничен (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • бухбалансом;
  • отчетом об использовании денежных средств;
  • необходимыми приложениями к этим формам.

Отчет, посвященный использованию целевых денежных средств, отражает объемы поступления денег в НКО (с раскрытием основных видов источников) и израсходованные суммы (в разбивке по основным направлениям использования). Данные в него вносят за 2 года (текущий и предшествующий), показывая цифры отдельно для каждого из периодов. Особая строка отводится для доходов от предпринимательской деятельности, которую НКО вправе вести для достижения целей, ради которых организация создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

В приложениях подлежат раскрытию сведения (пп. 2.1, 2.3 информации Минфина России ПЗ-1/2015):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • о доходе, заработанном НКО, при его существенной доле в объеме поступлений;
  • движении денежных средств, если информацию о нем НКО решила отражать добровольно или если этого требует законодательство РФ.
Читайте также:  Перечень документов, необходимых для предоставления субсидии

До отчетности за 2011 год отчет о целевом использовании средств именовали также формой 6 (согласно официальной нумерации действовавших в тот период бланков), и такое название можно встретить до сих пор, хотя современные формы бухотчета подобным образом не нумеруются.

Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2021 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но с 2013 года (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, из текста приказа № 66н исключено. Таким образом, составлять эту форму предстоит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО (ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исключение составляют НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение года составили до 3 млн руб.

Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчет представляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. НКО представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Этим же документом определена и форма отчета.

Читайте также:  Перечисление зарплаты умершего работника

НКО должна выделить источники формирования ее имущества. В отчете предложены следующие источники:

  • членские взносы;
  • целевые поступления от российских физических лиц;
  • целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;
  • целевые поступления от российских коммерческих организаций;
  • целевые поступления от российских некоммерческих организаций;
  • целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • целевые поступления от иных иностранных организаций;
  • гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;
  • средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
  • доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные источники формирования имущества (иные средства (доходы)).

Как правило, формирование счета 86 включает аналитику по источникам поступления, однако при заполнении статей отчета по расходам НКО могут возникнуть трудности. Детализация расходования целевых денежных средств формой предусмотрена, но выбор статей (наименование расходов) закон оставляет за НКО.

Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства требует расшифровки расходов в рамках российских и иностранных поступлений. В этом случае во избежание дополнительных расчетов и разночтения отчетности НКО мы рекомендуем воспользоваться статьями расхода, определенными в отчете о движении денежных средств Приложения к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеру следует только разделить расходование целевых и иных денежных средств, которые, в свою очередь, также подразделяются в зависимости от источников поступления (иностранные или российские). Если НКО работает исключительно с российскими поступлениями или, напротив, с иностранными, то заполнение данного раздела отчета не составит труда. Однако на практике целевые средства поступают как из российских, так и иностранных источников, что осложняет работу бухгалтера по заполнению отчета.

Следует обратить внимание на то, что, если НКО для заполнения сведений о расходовании целевых средств за счет средств российских и иностранных поступлений использует данные отчета о движении денежных средств, бухгалтер должен помнить о возможных расхождениях с отчетом о целевом использовании полученных средств.

Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, также требует разделения на российские и иностранные поступления расходов по приобретению основных средств и иного имущества НКО. Заполнение данных разделов вызовет трудности в случае отсутствия соответствующей аналитики при ведении учета в течение отчетного года. Поэтому представляется целесообразным учитывать требования к заполнению данного отчета и заблаговременно при принятии на учет основных средств и иного имущества отражать аналитику по источнику финансирования каждого объекта, принятого на учет.

В заключение выделим наиболее важные рекомендации, которые могут помочь не только бухгалтеру при подготовке к заполнению форм отчетности НКО, но и аудитору при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО с целью выражения мнения о ее достоверности:

  • отчетность НКО взаимосвязана и не должна содержать противоречивых данных;
  • желательно разработать систему аналитического учета, позволяющую группировать расходы за отчетный год в соответствии с требованиями отчетности;
  • при правильном формировании аналитических счетов заполнение одной формы может помочь в заполнении другой;
  • в случае выполнения дополнительных расчетов по зап��лнению тех или иных граф, особенно, если возникают спорные ситуации, разумно, по нашему мнению, оформлять справку-расчет (бухгалтерскую справку), поскольку при формировании отчетов в следующем отчетном периоде может оказаться нарушенным принцип последовательности применения порядка заполнения форм отчетности для НКО.

В чем необходимость данного отчета

Он в полной мере отражает поступление различного рода взносов – членских, добровольных и прочих. Составляется отчет по установленной законодателем форме, все разделы которой обязательны к заполнению.

Эта бумага вместе с бухгалтерским балансом необходима:

  • Для отчетности перед налоговыми органами;
  • Для предоставления в территориальные органы власти с целью формирования статистических данных;
  • Для раскрытия информации перед членами организации, которые выполняли финансовые вложения.

Важно: подавать форму необходимо совместно с прочими документами в положенное время. Как правильно заполнить авансовый отчет – пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Регулируется составление данного документа соответствующими нормативными актами:

  • ФЗ РФ №402 от 2011 года;
  • Приложение Приказа Минфина РФ №4 от 2010 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *