Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.
Анализ обеспечения безопасности труда на предприятии
Обмен информацией заключается в:
-
получении, документировании и реагировании на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда, в том числе на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда;
-
регулярной подготовке отчетов и информировании персонала о происшествиях, инцидентах, несчастных случаях и случаях профессиональных заболеваний, имевших место как в самой организации, так и в аналогичных и иных организациях;
-
учете мнений собственных работников и работников подрядных организаций;
-
проведении собраний по вопросам безопасности и охраны труда и привлечения к участию в этих собраниях работников подрядных организаций;
-
распространении сведений об инновациях, новых направлениях и положительной практике в вопросах охраны труда.
Кроме того, работники должны знать, кто является их представителем по вопросам охраны труда в пределах организации, а также представителем высшего руководства организации по вопросам охраны труда.
Пример 6. Несоответствие процедур обмена информацией требованиям ГОСТ.
Номер раздела ГОСТ 12.0.230 (номер элемента системы) – 4.6.
- Безопасные условия труда являются начальным (и основным) этапом сертификации работ по охране труда.
- МОТ-СУОТ 2001 «Руководство по системам управления безопасностью и охраной труда».
- Раздорожный, А.А. Охрана труда и производственная безопасность / А.А. Раздорожный.
- Общие сведения об электромеханической службе метрополитена.
- Опасные факторы, которым подвергается слесарь-электрик метрополитена.
- За сохранность на рабочем месте ограждений, плакатов, заземлений, запирающих устройств.
- Работа Электромеханической службы (ЭМС) на первый взгляд наименее заметна для пассажиров.
- Бригада слесарей-электриков состоит из 6 человек.
- Наряд разрешается выдавать на одно или несколько рабочих мест одного присоединения.
- Разрешается рассредоточение членов бригады по разным рабочим местам в пределах этой секции.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)
35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).
36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.
37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.
38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.
39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.
40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:
- Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
- Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
- По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
- Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.
42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.
43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.
V. Общие требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве
89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:
- Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
- Определить средства защиты работников
- Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ
90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:
- Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
- Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
- Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре
91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.
92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.
Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.
93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.
При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.
94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.
95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.
96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.
При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.
Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.
97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.
Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.
98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).
Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.
99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.
Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.
100. Поверхность грунта, на которую устанавливаются средства подмащивания, должна быть спланирована (выровнена и утрамбована) с обеспечением отвода с нее поверхностных вод. В тех случаях, когда невозможно выполнить эти требования, средства подмащивания оборудуются регулируемыми опорами для обеспечения горизонтальности установки или временными опорными сооружениями, обеспечивающими горизонтальность установки средств подмащивания.
101. Средства подмащивания, расположенные в непосредственной близости от проездов транспортных средств, должны быть ограждены отбойными брусами.
102. Подвесные лестницы и площадки, применяемые для работы на конструкциях, должны устанавливаться и закрепляться на монтируемые конструкции до подъема последних.
103. Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или людей надлежит на время производства работ ограждать или охранять.
Строительные леса и другие средства подмащивания с площадками, огражденными перилами, следует применять при проведении работ:
- Около и над вращающимися работающими машинами, транспортерами
- С использованием ручных машин и порохового инструмента
- Газосварочных и электросварочных работ
- По натяжению проводов и поддержанию на высоте тяжелых деталей
Проблема № 4. Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности
Новые требования закона по ТБ для метро были изданы 05.04.2017 г. На проведение оценки уязвимости и выявление слабых мест в защищенности законом был отведен 3-месячный срок, после чего также в 3-месячный срок должен быть разработан следующий, пожалуй, самый фундаментальный документ – план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), в него войдут порядки, инструкции и прочие документы, на основании которых предприятие будет осуществлять защиту объектов.
Несмотря на это, к концу 2019 г. в России нет ни одного утвержденного и действующего ПОТБ объекта метро по новым требованиям! Причиной тому является и несогласованность новых требований с законодательством в сфере закупок, и длительное согласование подготовленных ПОТБ в утверждающем органе, и многое другое.
Более того, отсутствует методика разработки ПОТБ, которая возложена на СТИ. До 2016 г. методики не было и для работ по оценке уязвимости, но затем появился национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57119–2016. Документ установил порядок, этапы и результаты проводимых мероприятий. Для разработки ПОТБ подобная методика отсутствует, хотя, как уже было сказано, данный документ является фундаментальным в области реализации ТБ объекта.
Глава 3. Разработка рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»
Анализ кадровой политики и осуществления кадровых функций деятельности ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» проведенный в рамках дипломной работы, позволяет высказать рекомендации по совершенствованию и повышению уровня эффективности системы управления персоналом на основе методов, характеризующих формирование системы управления персонала и методов определения направления дальнейшего развития системы. Последние включают следующие мероприятия:
1) повышение информированности всех работников ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» о действующих программах обучения, адаптации, молодежных программах и др.;
2) систематическое проведение мониторинга удовлетворенности каждой программой обучения и в целом всех действующих программ улучшения условий труда;
3) увеличить охват действующими программами работников предприятия;
4) поощрять личную инициативу работников к принятию участия в действующих программах повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
Для реализации данных рекомендаций предлагается усовершенствовать функцию оценки персонала и его развития.
1. Внутреннее обучение. А) Теоретическое обучение — обучающие программы: тренинг, семинар; программа ориентации для нового сотрудника. Б) Практическое обучение — управление проектами; замещение руководителя на время отпуска; стажировка на других рынках, в других компаниях; ротация, смена должности, работа в разных функциональных подразделениях; работа в межфункциональных группах.
2.Самообучение — самостоятельные задания в программе обучения; профессиональная обучающая литература; периодические издания; информация из Интернет сайтов; участие в конференциях, презентациях; дистанционное обучение (через Интернет-доступ к программам обучения компании), составление индивидуального плана развития сотрудника.
3. Наставничество — развитие через обучение других: подготовка и проведение обучающих программ для коллег; подготовка политик, процедур и инструкций в отношении бизнеспроцессов.
1. Специалисты по подбору персонала на этапе собеседования фиксируют информацию о карьерных и профессиональных планах кандидата и передают полученные данные в отдел обучения и развития.
2. На предприятии должны учитываться пожелания кандидатов, прошедших конкурсный отбор, в течение всего периода их работы в компании.
3. Чем выше позицию занимает сотрудник, тем больше полномочий он имеет и соответственно тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен владеть.
4. Ротация кадров — соискатели выбираются из числа перспективных сотрудников компании.
5. Ротация функций – при достижении сотрудником определенного профессионального уровня надо что-то изменить в его работе, чтобы у него не снизилась мотивация.
Мероприятия по совершенствованию управления персоналом
Для совершенствования мониторинга персонала в компании предлагается внедрить оценку персонала с помощью процесса выявления талантов (TIP). TIP – осуществлять как ежегодную процедуру оценки
Результаты деятельности – уровень выполнения текущих обязанностей
Для сотрудников, которые не имеют достаточного потенциала, их оценивают, как специалисты и руководство компании ориентировано на управление результатами их деятельности, то есть на их развитие по текущей позиции. При низком потенциале работник оценивается как просто специалист. При среднем потенциале работник оценивается как опытный специалист. В случае если сотрудники имеют низкую результативность, то проводят мероприятия по их перемещению или увольнению. На основании портфолио сотрудников должны быть разработаны мероприятия, подходящие для каждого отдельного сотрудника. Сотрудники, имеющие потенциал и высокий потенциал для продвижения рассматриваются как приоритетные в компании. Поэтому необходимо выявить наилучший способ продвижения таких сотрудников по карьерной лестнице. Для таких сотрудников разрабатывается карьерный план и меры по развитию, направленные на устранение пробелов в компетенциях в соответствии с Карьерным планом. Для категории «Потенциал, достаточный для продвижения» необходимо продвижение на следующую ступень. Для этого руководитель отдела кадров убеждается, что в Карьерном плане сотрудника выбрана правильная целевая позиция. Поэтому чем более достоверна и полна информация, тем больше возможность ее использования при сопоставлении возможностей. Данному сотруднику предлагается обновить резюме в базе компании, установить рабочего агента и подать заявку на опубликованные вакансии. Сотрудникам, которые готовы на переезд, предлагается попробовать свои силы в другом филиале или представительстве компании, рассматриваются возможные вакансии, и выдвигается кандидатура данного сотрудника.
Кроме того для данных сотрудника проводится анализ риска удержания, чтобы убедиться в правильном понимании причин его удержания в компании. В компании также должно быть предусмотрено развитие и подготовка сотрудников с «Потенциалом достаточным для занятия новой позиции» через 2 года или 5 лет. Для этого необходимо убедиться, что в карьерном плане сотрудника выбрана правильная целевая позиция и указаны необходимые меры развития, и что они должным образом осуществляются. Далее разрабатывается более детальный план развития. Поэтому для данного сотрудника д��лается приоритетным развитие сотрудника в ходе рабочего процесса, определяется, какие еще навыки следует приобрести сотруднику для занятия новой должности, например, составление бюджета, управление проектом. Далее проводится более подробная оценка сотрудника методом 360 градусов, и сотрудник направляется на переобучение, заносится в план преемственности должностей и проводится риск удержания данного сотрудника для выявления правильности понимания причин его удержания в компании. Для категории сотрудников «исполнитель» характерно, что он имеют текущую оценку деятельности 3 или 4 и потенциал развития на текущем уровне. Необходимо проведение мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня результативности, рассмотрение возможностей роста на текущей позиции или горизонтального продвижения. Поэтому необходимо признать его хорошую работу, способствовать улучшению результативности сотрудника, поддержанию его мотивированности, удержанию в компании. Для этого необходимо использовать программу производственного обучения и портфолио по обучению и развитию персонала, определяется оставшийся потенциал для улучшения эффективности деятельности, при его наличии, рассматриваются возможности его горизонтального продвижения, так как на данный момент отсутствует возможность вертикального продвижения на запланированную позицию. Поэтому нужно оказать поддержку в развитии сотрудника с целью достижения большего потенциала и включить сотрудника в План преемственности должностей на горизонтальном уровне. Для категории сотрудников «опытный специалист» характерно, что он имеет ограниченный потенциал для принятия большей ответственности. Поэтому необходимо проведение мероприятий, направленных на поддержание высоких стандартов деятельности. Для этого должна быть признана его хорошая работа, дана оценка его потенциала для улучшения, созданы благоприятные условия для развития сотрудника с целью совершенствования его навыков, поддержанию его мотивированности, удержанию, выявлены возможности улучшения знаний и навыков, передачи опыта сотрудника другим, усовершенствованы его профессиональные ожидания, персональные предпочтения и поведение, определен потенциал роста в сферах: активности и амбиций, способности к обучению, перспективному и систематическому мышлению, применения новаторского подхода, взаимодействия с сотрудниками. Рассмотрим категорию «предполагаемый потенциал», то есть сотрудников с оценкой деятельности 1 или 2 и потенциалом A или B.
Для данной категории сотрудников необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности на текущем уровне, перед повышением сотрудника на уровень выше. Для них рекомендуется повышать эффективность на текущей позиции, убедиться, что результат в 2 балла не повторится в следующем году, понять почему сотрудник не работает в полную силу: причина в его мотивации, в неопытности, нехватки поддержки. Нужно согласовать задачи для улучшения эффективности деятельности, оказать поддержку, разработать основные мероприятия для достижения бизнес целей и поведенческих задач.
Анализ организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда
Акционерное Общество «Учебно-опытное хозяйство «Пригородное».
Юридический и почтовый адрес: 656922, Алтайский край, г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, 44. Дата преобразования предприятия 3 августа 2011 г.
Организация является правопреемником ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ.
Хозяйство расположено в северо-западной пригородной части г. Барнаула, в 18 км от учебных объектов института и в 25 км от пристани и элеватора. Оно организовано в 1958г. на базе молочно-овощного совхоза «Пригородный», который в свою очередь, был создан в 1956г. при объединении экономически слабых колхозов и земель государственного фонда году с целью практического обучения студентов на базе развитого сельскохозяйственного производства.
При анализе организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда мы ознакомились с локальными документами по охране труда и результатами специальной оценки условий труда на предприятии. Ведутся журналы всех инструктажей, журнал учета несчастных случаев.
Травматизм и работа с животными
В принципе, все указанные причины травматизма можно увидеть и в сельском хозяйстве, при этом в число «других причин», как правило, попадают специфические травмы, характерные только для данной отрасли. Так, например, работа с животными – один из самых главных источников травматизма в сельском хозяйстве. Следует заметить, что данная ситуация характерна не только для РФ, но наблюдается и в США, Дании, Австралии и во многих иных зарубежных странах (согласно исследованиям Waller (1992 г.), Erlich (1995 г.), Carsentsen, Lauritsen и Rasmussen (1995 г.) и др.)
В России же только за последние два года произошло несколько сотен тяжёлых несчастных случаев, в том числе и с летальным исходом, среди работников животноводства. Наиболее часто наблюдаются случаи травматизма при работе с крупным рогатым скотом (коровы, быки), лошадьми, свиньями.
Обстоятельства такого травмирования совершенно различны – несчастные случаи могут происходить и с пастухами при выпасе скота, и с операторами машинного доения при дойке, и с ветеринарными работниками при осуществлении ими ветеринарных процедур. Итоговые результаты почти всегда одинаковы: сочетанные черепно-мозговые травмы, переломы рёбер, конечностей, позвоночника, травмы глаз, головы, разрывы внутренних органов, не говоря уже о многочисленных ушибах, повреждениях мягких тканей, гематом etc.
В качестве типичного примера приведём несчастный случай, произошедший 10 июля 2021 г. в Пильнинском районе Нижегородской области: на пастбище при перегоне стада пастух пострадал от удара быка. В результате происшествия работник получил тяжёлые повреждения здоровья в виде открытой черепно-мозговой травмы, множественных переломов позвоночника, глубоких повреждений мягких тканей.
Следует отметить, впрочем, что довольно часто представляется весьма затруднительным однозначно классифицировать причину травмирования работников. Так, в рассмотренном выше примере травмирования пастуха Государственная инспекция труда запросила результаты медицинской экспертизы на предмет нахождения пострадавшего в алкогольном опьянении во время несчастного случая. В случае, если факт опьянения работника будет установлен, тогда в качестве одной из причин травмирования можно будет считать нарушение работником трудового распорядка, а также – неудовлетворительную организацию производства работ со стороны руководства (допуск к работе сотрудника в состоянии алкогольного опьянения).
Поэтому для принятия действенных мер по снижению уровня производственного травматизма в сельском хозяйстве, помимо прочего, следует назвать необходимость тщательного, всестороннего и объективного (не формального!) расследования несчастных случаев в целях установления непосредственной причины травмирования и комплекса, скажем так, «сопутствующих» им причин.
Конечно, вышеприведённые соображения можно распространить и на прочие отрасли народного хозяйства, однако именно в сельском хозяйстве на них, в силу высокого уровня травматизма в отрасли, следует обратить большее внимание.
Статистика производственного травматизма в России в 2019 году
Безусловно, Вы хотите знать, какая отрасль по итогам 2019-ого года заняла первое место по травматизму? Пожалуйста. Прежде всего, это деятельность водного транспорта (на 1000 работников пришлось 11,2 погибших). Более того, это специализированное строительство (куда же без стройки) — там погибло 10,7 человек (опять же, исходя из расчета на тысячу работников). Наконец, тройку анти-лидеров замыкает производство особых видов машин и оборудования. Этот показатель составил в отрасли 9,8 смертей. Таким образом, на конец 2019-ого года это самые опасные для работы отрасли.
Тем не менее, давайте обратимся к динамике производственного травматизма за последние 10 лет. Безусловно, приятно видить, что для данных показателей динамика отрицательна. Тем не менее, числа всё ещё достаточно велики.
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Пострадавших, тыс. чел. | 47,7 | 43,6 | 40,4 | 35,6 | 31,3 | 28,2 | 26,7 | 25,4 | 23,6 | 23,3 |
Погибших, тыс. чел. | 2,00 | 1,82 | 1,82 | 1,70 | 1,46 | 1,29 | 1,29 | 1,14 | 1,07 | 1,06 |
Правовая основа СУОТ
В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.
1. Самарская Н.А.
Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена
// Экономика труда. (№ 3 / 2019). В статье представлены результаты исследования условий труда работников метрополитена, выявлены особенности воздействия на работников вредных и опасных факторов производственной среды. Целью исследования является разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников в организациях метрополитенов Российской Федерации. Научная новизна результатов исследования заключается в мониторинге фактического состояния условий труда и аналитической оценке их изменений, а также в разработке профилактических мероприятий по регламентации требований безопасности при проведении работ в метрополитене.
Самарская Н.А. Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена // Экономика труда. – 2021. – Том 6. – № 3. – с. 1271-1284. – doi: 10.18334/et.6.3.41051.
2.
Хоменко А.О., Чекмарева М.А., Заболотских Т.В., Ильин С.М., Самарская Н.А.Специфика психологических и социально-психологических рискориентировынных подходов к управлению охраной труда
// Экономика труда. (№ 2 / 2019). Анализ причин травматизма на производстве показал значительный вес человеческого фактора. Одной из причин проявления человеческого фактора является неадекватная реакция работника на риск и рисковое поведение работника в производственной среде и проведении им технологических операций. Неадекватность восприятия риска связана с психологическими особенностями личности работника. Так же на рисковое поведение работника влияет социально-психологические отношения в социуме предприятия, ближнем круге общения работника и производственных отношениях коллектива предприятия.
Хоменко А.О., Чекмарева М.А., Заболотских Т.В., Ильин С.М., Самарская Н.А. Специфика психологических и социально-психологических рискориентировынных подходов к управлению охраной труда // Экономика труда. – 2021. – Том 6. – № 2. – с. 901-912. – doi: 10.18334/et.6.2.40693.
3.
Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Королев В.И.Информационные технологии в анализе и прогнозировании производственного травматизма
// Экономика труда. (№ 2 / 2019). Информационные технологии являются эффективным инструментарием для моделирования и анализа процессов, отражающих тенденции изменений тех или иных показателей экономической деятельности. В сохранении экономически активного трудоспособного населения большая роль отводится организации и управлению охраной труда, где особое место занимает профилактика производственного травматизма. Особо следует выделять несчастные случаи на производстве со смертельным исходом и несчастные случаи с тяжелыми последствиями, так как они наносят невосполнимый урон трудовым ресурсам. Использование современных информационных технологий как инструмента для обработки статистических данных по видам несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями позволило провести более глубокий анализ и спрогнозировать тенденции в изменении показателей травматизма. В результате выявлены наиболее значимые виды негативного воздействия производственной среды для определения приоритетных направлений деятельности в области охраны труда по профилактике производственного травматизма
Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Королев В.И. Информационные технологии в анализе и прогнозировании производственного травматизма // Экономика труда. – 2021. – Том 6. – № 2. – с. 913-922. – doi: 10.18334/et.6.2.40793.
4.
Сульдикова И.В., Новикова Н.А., Бабарыкин Ю.А.Управление жизнедеятельностью человека труда: современные принципы и направления в социально-культурной сфере
// Лидерство и менеджмент. (№ 4 / 2018). В статье рассматриваются особенности трудовых отношений в сфере культуры в контексте современной социально-экономической ситуации, характеризующейся снижением уровня жизни населения и требующей качественного изменения в подходе к основным аспектам философии жизнедеятельности. На основе анализа современных экономических и социальных условий отмечается, что основной закон в природе для живого организма, открытый Чарльзом Дарвином: приспосабливайся и выживай – является основным при управлении собой, семьей, организацией и предприятием, что также является верным и для специалистов, работающих в сфере социально-культурной деятельности. Управление социально-культурной сферой представляет собой очень сложную, комплексную систему, которая предполагает разработку целей, принципов, системы и применения современных методов.
Сульдикова И.В., Новикова Н.А., Бабарыкин Ю.А. Управление жизнедеятельностью человека труда: современные принципы и направления в социально-культурной сфере // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 5. – № 4. – с. 183-192. – doi: 10.18334/lim.5.4.40091.
2.1. В тоннели или на наземные участки метрополитена во время движения электропоездов и при наличии напряжения на контактном рельсе допускаются работники метрополитена. Управления (Отдела) Внутрен них дел по охране метрополитена, отдела военизированной пожарной охраны метрополитена для выполнения работ:
2.1.1. По устранению неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или вызвавших нарушение нормальной работы метрополитена, при любых размерах движения (приложение 1);
2.1.2. Предусмотренных технологическими процессами при размерах движения 30 и менее пар поездов в час и при наличии пропуска со штампом в тоннель под напряжением и наряда (приложение 2). Право на выдачу наряда на допуск в тоннель и на наземный участок имеют руководители метрополитена, служб, дистанций, электродепо, а также лица, определенные приказами этих руководителей. Наряд составляется в одном экземпляре и действителен на срок не более семи суток с момента выдачи.
Перечень объектов, на которые разрешается проход (проезд) для выполнения работ, предусмотренных технологическим процессом, составляется по образцу (приложение 3) начальниками служб и утверждается начальником метрополитена по согласованию с техническим инспектором ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на метрополитене.
2.2. Пребывание работников во время движения электропоездов в тоннелях стесненного габарита приближения строений и негабаритных местах между оборудованием и ближайшим ходовым рельсом ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Перечень перегонов с тоннелями стесненного габарита приближения строений составляется по образцу (приложение 4) начальником службы тоннельных сооружений (пути и тоннельных сооружений) и утверждается начальником метрополитена с учетом местных особенностей.
2.3. В случаях, предусмотренных приложением 1 настоящих Правил:
2.3.1. Проход (проезд) работников метрополитена в тоннели и на наземные участки производится по пропускам без нарядов и независимо от размеров движения.
2.3.2. Пропуск в тоннели, на электроподстанции и в выработки, а также на наземные участки работников аварийных и спасательных служб МПС, Минтрансстроя и городских организаций (пожарная охрана, горноспасательные команды, милиция, горгаз, горводопровод, горэнерго и т.п.) во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе осуществляется дежурным по станции без пропусков по указанию поездного диспетчера, переданному на основании устной заявки работника метрополитена по должности не ниже заместителя начальника дистанции, старшего электромеханика (старшего мастера) СТП или ПВС или ответственного дежурного соответствующей службы.
Проход осуществляется в сопровождении работника соответствующей службы метрополитена, имеющего постоянный пропуск со штампом, дающим право прохода в тоннель и на наземный участок во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе, который должен контролировать выполнение сопровождаемыми лицами требований настоящих Правил и инструкций по охране труда.
2.4. Проход работников метрополитена по тоннелям и наземным участкам и нахождение там для выполнения работ или других заданий во время движения электропоездов допускается при обязательном устном или письменном предупреждении в соответствии с п.18.33 ПТЭ машиниста каждого электропоезда о необходимости вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если возникнет в этом необходимость.
Одновременный пропуск работников в тоннель и на наземный участок во время движения электропоездов или при наличии напряжения на контактном рельсе разрешается группами от двух до пяти человек. При этом интервал между группами должен быть не менее интервала между поездами.
Как исключение, разрешается проход в тоннель и на наземный участок в одно лицо: дежурному по станции для установки сигнала остановки после прекращения движения поездов при наличии напряжения на контактном рельсе, машинисту электропоезда, машинисту-инструктору для принятия состава из ночного отстоя либо выхода из тоннеля или с наземного участка после расстановки составов на ночной отстой.
Выполнение таких работ, как перевод стрелок вручную, запирание стрелки на закладку, требующих выхода на путь одного дежурного по станции, оператора поста централизации, электромеханика СЦБ, дорожного мастера, разрешается только после закрытия светофоров, ограждающих эту стрелку.
2.5. Работники метрополитена и другие работники, направляющиеся в тоннель и на наземный участок метрополитена, должны предъявить дежурному по станции пропуск, выданный установленным порядком, а в случаях, предусмотренных п. 2.1.2. настоящих Правил, — и наряд (см. приложение 2) и сообщить причину прохода на объект, о чем дежурный по станции докладывает поездному диспетчеру.
4.1. После закрытия станции на выход работник УВД (ОВД) по охране метрополитена, несущий дежурство на этой станции, проверяет пропуска и служебные удостоверения у всех лиц, находящихся на станции. Лица, не имеющие указанных документов, удаляются со станции.
4.2. После снятия напряжения с контактного рельса входить в тоннель и на наземный участок имеют право только работники, имеющие пропуска со штампом «Тоннель», после регистрации в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель, находящейся в помещении дежурного по станции. Порядок регистрации работников, входящих в тоннель и на наземный участок в ночное время при отсутствии напряже ния на контактном рельсе и выходящих из тоннеля и с наземного участка перед началом движения электропоездов, устанавливается начальником метрополитена.
6.1. Проход (проезд) работников метрополитена в тоннель и на наземный участок и пребывание там разрешаются только в сигнальных жилетах и при наличии сигнальных фонарей или флагов.
6.2. Для руководителей вышестоящих организаций, метрополитена, служб и дистанций на каждой станции должно быть по четыре сигнальных жилета и четыре сигнальных фонаря (на наземных станциях дополнительно по четыре сигнальных красных и желтых флага).
6.3. При проходе (проезда) работников по тоннелям, а также по наземным участкам (при плохой видимости) для выполнения работ дежурные по смежным станциям должны включить рабочее и аварийное освещение тоннелей, что свидетельствует о присутствии людей в тоннеле.
6.4. Отключение освещения, включенного на период прохода (проезда) и производства работ, осуществляется дежурными по станции по указанию поездного диспетчера на основании сообщения об окончании работ и выходе всех работников на станцию.
6.5. Требования техники безопасности при выполнении конкретных работ в тоннеле и на наземном участке по технологическому процессу или в случаях, предусмотренных приложением 1 настоящих Правил, должны быть изложены в местных инструкциях, действующих по каждому предприятию.