Предоставление политического убежища

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление политического убежища». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статус политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ, его обладатель вправе рассчитывать на въезд и пребывание в РФ. Искать себе укрытие на территории другой страны закрепляется за каждым человеком. Получив политическое убежище, иностранец получает гарантию в том, что даже в случае, если его страна запросит экстрадицию, выдан он не будет. В этом случае отказ в экстрадиции не рассматривается, как акт недружелюбия. Получивший такой статус гражданин должен будет выполнять определенные условия, иначе он может потерять политическое убежище.

Как получить статус политического убежища в РФ в 2023 году

Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.

В каких случаях можно утратить статус политического убежища

Потерять присвоенный статус в соответствии с действующим российским законодательством можно всего по 4 основаниям:

  1. Возвращение человека на родину (если речь идет об иностранном гражданине) или в страну, где он постоянно проживал ранее и из которой бежал по мотивам преследования (если речь об апатридах, т.е. лицах без гражданства какого-либо государства).
  2. Переезд на постоянное место жительства из России в другую страну (не страну гражданства или предыдущего проживания).
  3. Отказ самого политического беженца, оформленный в надлежащей форме.
  4. Вступление лица в российское гражданство или гражданство третьего государства.

Как видно, утрата предполагает осознанные действия самого лица, которые априори ведут к утрате политического убежища в России.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.
Читайте также:  Какие выплаты положены в России на 3 ребенка в 2022-2023 году

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Замечание 1

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Читайте также:  Я Скрылся С Места Дтп: Что Делать?

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Какие основания являются подходящими?

Если государство или государственные структуры преследуют гражданина за его политическую или общественную позицию, угрожают ему, возбуждают уголовные дела в отношении опозорившегося лица, он имеет все основания просить убежища в странах Европы и других регионах.

Также запросить убежище можно, если гражданин проживает на территории, где объявлено военное положение и идут боевые действия.

До великого политического кризиса русские несколько раз становились политическими беженцами в Европе. Убежище часто получали представители ЛГБТ-сообщества, которых осудили и пытались линчевать на родине, а также граждане, занимающиеся политическими делами, например, сепаратисты, участники массовых мероприятий, экстремисты и другие.

Политическое убежище для жителей украины

В 2023 году гражданин Украины, ходатайствующий о политическом убежище, может получить его гораздо проще, по гуманитарным соображениям. Статус предоставляется в соответствии с принятой директивой Европейской комиссии о временной защите (2022/382), вступающей в силу с 4 марта и на следующие 12 месяцев.

Все страны-члены ЕС готовы принять украинцев. Для пересечения границы достаточно любого удостоверения личности. Статус беженца предоставляется в первой стране, в которую прибыл гражданин Украины. Всю Европу транзитом пересечь невозможно из-за более выгодных условий и дотаций. Страна, где человек прошел паспортный контроль как беженец, станет его кризисным центром. Во время обработки заявки нельзя работать и покидать свою территорию.

Процедура предоставления убежища

Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.

Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Кто может предоставлять политическое убежище в рф

Получение политического убежища в россии для граждан украины Ходатайство подается в Федеральную Миграционную Службу России в семидневный срок с момента прибытия в Россию или с момента возникновения невозможности вернуться в страну, гражданином которой является ходатайствующее лицо. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.На время рассмотрения ходатайства лицо получает от ФМС России справку о законном пребывании лица на территории Российской Федерации. Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если 1.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Читайте также:  Как законно уволить пенсионера с работы без его согласия

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия МВД России и территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяет Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 05.12.2007 г. №451

Из президента в учёные

15 лет находился у власти в Киргизии Аскар Акаев, но в 2005 году масштабные акции протеста, прозванные «Тюльпановой революцией», вынудили его бежать в Россию. Вслед за бывшим президентом сюда немедленно прилетели запросы о его выдаче: на родине против него возбудили уголовные дела. Но обратно пришли только новости об отставке, о которой Акаев официально объявил только в Москве.

На своей второй родине бывший член ЦК КПСС занялся тем, что он оставил после начала политической карьеры: научной работой. Выпускник Ленинградского института точной механики и оптики Акаев устроился на работу в МГУ, был избран иностранным членом Российской академии наук «за выдающиеся исследования в области оптической обработки информации» и до сих пор продолжает заниматься различными социально-политическими исследованиями.

Немало политических беженцев было в России и из Грузии. Когда Эдуард Шеварднадзе взял курс на интеграцию Грузии в НАТО, одним из его главных оппонентов стал министр госбезопасности Игорь Гиоргадзе. Он считал, что страна должна сохранить внеблоковый статус и стать своеобразной «Закавказской Швейцарией». Трения между двумя политиками нарастали. После покушения на Шеварднадзе 29 августа 1995 года Гиоргадзе был освобожден от занимаемой должности. Он уехал в Москву, где опубликовал открытое письмо Шеварднадзе, в котором обличал последнего в коррупции и начале войны в Абхазии. В ответ прокуратура Грузии объявила Гиоградзе в международный розыск по подозрению в покушении на президента. В Москве выдавать политика отказались.

Интервью для получения статуса

Без него получить указанный статус невозможно. Оно может проводиться как наедине между просителем и ответственным лицом, так и в присутствии свидетелей. Собеседование проводится на языке принимающей стороны, поэтому если вы его не особо знаете, то желательно прийти с переводчиком. Принимающая сторона им вас обеспечивать не будет. Ну разве что вы являетесь значимой политической персоной.

Все ответы на вопросы собеседования должны даваться в четкой форме. Помните, что вопросы могут варьироваться, то есть сотрудник будет вас спрашивать об одном и том же, но под разными углами, и если ваши ответы будут разниться, то может последовать отказ.

Помните, что вы будете общаться с живым человеком. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш рассказ был четко сформулированным и понятным для инспектора.

Результаты интервью будут сообщены претенденту как минимум через несколько дней, а то и недель.

Так, от вас попросят сдать биометрические данные, обычно это отпечатки пальцев.

Основания для получения статуса беженца в Америке

Причинами предоставления политубежища в США являются преследования в прошлом или наличие обоснованных опасений за свою жизнь в будущем. Термин «преследование» не имеет конкретного определения, однако он тесно связан с иммиграционным законодательством Соединенных Штатов Америки. Преследование происходит, когда нарушения или угрозы в области прав человека носят постоянный или систематический характер, а правительство либо не защищает своих граждан, либо, в некоторых случаях, активно участвует в подобного рода действиях. Это может произойти в связи с одним или несколькими факторами:

религиозным убеждением;

участием в определенных социальных группах;

расовым признаком или национальной принадлежностью;

политическим взглядом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *