Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обозначим, что такое расчеты по инкассо простыми словами, — это способ расчетов, при котором банк поставщика получает денежные средства от банка покупателя, например, за нарушение условий договора поставки.
Когда используют инкассовые поручения
Банками инкассовые поручения применяются в случаях, когда у организации присутствуют определенные нарушения, например:
- между организацией и поставщиком заключен договор поставки. В нем указано, что в случае неисполнения условий оплаты поставщик вправе обратиться в обслуживающий его банк и предъявить право на распоряжение средствами на счете покупателя в другой кредитной организации. Обычно при таком формате покупатель информирует кредитную организацию о заключении договора поставки и сообщает реквизиты поставщика, который вправе предъявить требования к его денежным средствам. Поставщик обязан предъявить в банк подтверждающие документы, например, договор поставки;
- фирма не заплатила налоги и проигнорировала требование инспекции об уплате недоимки, пеней, штрафа и налогового платежа. В этом случае инспекция примет решение о взыскании неуплаченной суммы с расчетного счета плательщика после завершения срока оплаты, указанного в требовании, но не позже 2 месяцев со дня его истечения на основании п. 3 ст. 46 НК РФ;
- по исполнительному листу от приставов компанию обязали заплатить денежные средства, но она не исполнила обязанность. Приставы вправе направить исполнительный документ с указанием номера дела в судопроизводстве для удержания денег со счета компании без ее согласия.
Юридическая защита в инкассо
В процессе инкассации денежных средств возможны ситуации, когда плательщик отказывается от выполнения поручения или наличие конфликта между исполнителем и должником.
В таком случае, основанием для взыскания задолженности может быть полное и бесспорное выполнение платежей в соответствии с порядком договора инкассо.
Для обеспечения защиты прав и интересов исполнителя, необходимо использование налоговой и бухгалтерской документации, подтверждающей факт перечисления денежных средств на счет получателя.
Договор инкассо должен содержать все необходимые положения и образцы банковских документов для правильного оформления материалов в банке и получения денег.
Назначение платежей должно быть указано четко и однозначно, чтобы исключить возможность ошибки со стороны банковского работника.
Порядок выполнения операций по инкассо должен быть согласован между организацией-исполнителем и банком.
Используя акцепт, организация-исполнитель может получить юридическую защиту от неправильного использования денег налогоплательщика.
Бухгалтер должен вести учет платежей по инкассо и сверять ее с документами из банка.
Документы, подтверждающие выполнение поручения инкассо, должны храниться в течение срока давности.
При возникновении споров между сторонами, необходимо обращаться к юристу, который проведет полную правовую оценку и подготовит материалы для следующей инстанции.
Инкассо — это удобный способ получения денежных средств, который идеально подходит для современных организаций. Использование данной услуги позволяет ускорить получение оплаты от покупателя, при этом не тратя время на оформление необходимых документов.
Основным преимуществом инкассо является возможность снизить риски задолженности по оплате товаров или услуг. Плательщик должен выполнить все условия договора на инкассо, которую он подписывает с банком. Если платежи не поступают в указанные сроки, организация получает право на взыскание долга в суде.
Инкассо представляет собой удобный и надежный способ перевода денег от покупателя на счет организации, при этом не нарушая бухгалтерские положения. Большинство банков предоставляют своим клиентам множество возможностей для оформления инкассо, предлагая различные виды услуг: от простых методов перевода до услуг по взысканию задолженности.
Для организации, оформившей договор на инкассо, важным является то, что в случае недостаточности суммы на счете платеж может быть отклонен. Это позволяет избежать непредвиденных расходов на обработку этих документов в банке.
Также следует отметить, что инкассо может быть использовано как основание для перечисления денежных средств на счет организации.
Для бухгалтера данная услуга является очень удобной, поскольку все материалы и документы для выполнения операций по инкассо хранятся в банке. Это позволяет снизить нагрузку на бухгалтерский отдел, освобождая его от необходимости заниматься множеством документов.
Таким образом, инкассо является полезной услугой для организаций, которые желают ускорить получение оплаты от своих покупателей. Это надежный метод выполнения платежных поручений и получения денег, который подразумевает полное соблюдение банковских положений и налоговой отчетности.
Наименование перевода | Описание |
---|---|
Инкассовое поручение | Поручение, выданное плательщиком банку на перечисление денег по заданному поручению. Данный перевод является полным поручением на перевод денежных средств и должен быть подтвержден банком. |
Авизо | Уведомление банком получателя о том, что на его счет переведена сумма денег. Не является полным поручением на перевод денег, а лишь уведомлением о выполнении перевода. |
Аккредитив | Документ, который банк выдает по просьбе заказчика для обеспечения оплаты товаров или услуг покупателем. Является гарантией получателю оплаты со стороны банка. |
Для оформления инкассового поручения необходимо заключить договор на инкассо между исполнителем и должником. Договором должны быть установлены порядок использования инкассовых поручений, номер бланка, налоговая и бухгалтерская документация и т.д. В договоре также должны быть установлены основания и порядок взыскания задолженности покупателя в случае бесспорной задолженности.
При оформлении инкассового поручения, бухгалтеру необходимо указать номер поручения, дату исполнения, назначение платежа, данные о плательщике и получателе. Кроме того, необходимо включить полное наименование организации, налогоплательщика и статус должника. Документ должен быть подписан исполнительным руководством и заверен банком.
Комментарий к ст. 60 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок и сроки исполнения банками поручений налогоплательщика на перечисление налога.
Статья 60 НК РФ указывает на наличие у организаций, имеющих статус банков, обязанности по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет.
Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате сумм налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на ее счете достаточных средств для его исполнения.
Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А42-7139/2008.
Факт исполнения организацией обязанности по уплате налога НК РФ не ставит в зависимость от дальнейшего перечисления сумм налога банком в бюджет.
КС РФ в Определении от 14.05.2002 N 108-О указал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.
Поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.
Если банк не исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, он нарушает установленный срок исполнения поручения.
Неисполнение банком платежных поручений клиента в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете влечет ответственность банка, а не налогоплательщика.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2012 N А40-79531/11-99-359).
НК РФ не установлена обязанность банков заполнять указанные поручения.
Следовательно, банк при оказании услуги налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации вправе взимать комиссионное вознаграждение.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 27.10.2010 N 03-02-07/1-497.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-25758/2012-АК отмечено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; поручение налогоплательщика исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения; при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика; при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.
Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете. При этом правовая позиция КС РФ относительно добросовестных налогоплательщиков одновременно предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.
Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 НК РФ путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 ГК РФ прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание денежных средств по поручениям налоговых органов только в счет уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ в пятую очередь.
Поскольку исполнение поручений налоговых органов на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую — четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ исполняются в пятую очередь.
Такая позиция приведена в письме Минфина России от 03.09.2014 N 03-02-07/1/44097.
Поговорим об инкассовых поручениях налоговых органов
Инкассовое поручение налогового органа не может быть принято к исполнению банком до окончания срока добровольного погашения выявленной задолженности. Для добровольного погашения выявленной задолженности налоговые инспектора в адрес налогоплательщика предварительно направляют требование об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 70НК РФ Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя — 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи 70 НК РФ.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Если же в течение 8 дней недоимка не уплачена, налоговые инспектора в срок до 2 месяцев со дня истечения срока требования взыскивают недоимку со счёта посредством инкассовых поручений. Одновременно с этим, налоговая Вам направит решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Если на р/счете не окажется требуемой суммы, счета заблокируют и будут снимать средства по мере их поступления.
Если недоимка не будет погашена в течение 1 года после даты, указанной для исполнения требования об уплате недоимки, налоговые инспектора обратятся к судебным приставам о взыскании недоимки за счет имущества.
Правомерен ли отказ ИФНС в отзыве инкассового поручения?
Цитата (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П)):Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк. Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения. Отзыв распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, осуществляется через банк получателя средств. Банк получателя средств осуществляет отзыв распоряжения получателя средств путем направления в банк плательщика заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве получателя средств в электронном виде или заявления получателя средств на бумажном носителе, с проставлением даты поступления заявления получателя средств, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств. Отзыв распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, осуществляется клиентом посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.
Как проверить правильность заполнения бланка инкассового поручения?
Инкассовое поручение — это документ, который позволяет уполномоченному банку списать деньги с вашего счета и передать их органу или компании, которые вы указали в поручении.
Чтобы избежать ошибок при выставлении инкассового поручения, необходимо следовать порядку и особенностям заполнения бланка. Но как проверить правильность заполнения инкассового поручения?
- Проверьте очередность заполнения полей: сначала указывается название органа или компании, которой передаются средства, затем номер и дата поручения, сумма и счет, с которого списываются деньги.
- Проверьте суть инкассо: бланк инкассового поручения 2023 года может использоваться для различных целей — начиная от списания налогового долга и заканчивая оплатой товаров и услуг. Убедитесь, что вы используете правильную форму инкассо для вашего случая.
- Проверьте налоговые данные: если вы используете инкассовое поручение для оплаты налогового долга, убедитесь, что вы правильно заполнили необходимые налоговые данные, такие как наименование и ИНН налогового органа.
- Проверьте данные счета: убедитесь, что вы корректно указали номер счета с которого списываются деньги и реквизиты банка.
- Проверьте наличие отличий: сравните данные, которые вы выписали на бланке инкассового поручения, и те, которые вы указали в других документах. Обратите внимание на названия органов и компаний, номера и даты поручений и счета.
Если вы уверены, что заполнили бланк инкассового поручения корректно, можете отправлять его на обработку. Но имейте в виду, что даже маленькие ошибки в порядке списания средств или в наименовании органа или компании могут привести к их неправильному употреблении. Поэтому будьте внимательны и в случае сомнений, лучше сначала проконсультироваться со специалистом в банке.
Советы по заполнению бланка инкассового поручения
Инкассовое поручение – это платежный документ, который используется для перевода денежных средств. Суть данного поручения заключается в том, что заказчик доверяет банку (инкассатору) приём и получение денежных средств от плательщика.
Особенности заполнения инкассового поручения:
- Порядок заполнения инкассового поручения может варьироваться в зависимости от органа, который выписывает поручение;
- Необходимо учитывать очередность заполнения граф, иначе могут возникнуть ошибки;
- Важно правильно указать на кого выставляется поручение – на инкассатора или на получателя денежных средств;
- Во избежание ошибок при заполнении поручения важно внимательно прочитать инструкцию;
- При заполнении не следует использовать сокращений или слов, которые не являются общепринятыми;
- При заполнении нужно указывать сумму оплаты как числом и словом (слово «рублей» указывать не нужно);
- Важно учитывать налоговые особенности при заполнении инкассового поручения.
Пример заполнения инкассового поручения:
№ | Наименование | Примечание |
---|---|---|
1 | Дата | Указывается дата выставления инкассового поручения |
2 | Сумма оплаты | Указывается сумма числом и словом без слова «рублей» |
3 | На кого выставлено поручение | Указывается имя инкассатора или получателя средств |
4 | Номер расчётного счёта инкассатора | Указывается номер расчётного счёта получателя |
5 | Цель платежа | Указывается кратко и чётко |
Важно учитывать все выше перечисленные советы и особенности при заполнении инкассового поручения, чтобы избежать ошибок и обеспечить правильное исполнение данного поручения.
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов
Статья 46 НК РФ определяет процедуру принудительного взыскания налогов, сборов и пеней с организаций, являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет средств, находящихся у этих организаций на банковских счетах.
Бесспорное взыскание денежных средств с банковских счетов организации производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Одновременно с вынесением решения о списании денежных средств со счетов организации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении расходных операций по счетам.
Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога. Это решение направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения. Однако хотелось бы отметить то обстоятельство, что нарушение пятидневного срока не влечет каких-либо правовых последствий, и законодатель вообще не предусматривает какую-либо ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога.
После вынесения решения налоговым органом о взыскании налога (сбора, пени) за счет средств, находящихся на банковских счетах, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Следует обратить внимание, что законодатель не ограничивает число банковских счетов, с которых могут быть списаны денежные средства организации, т.е. в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может направить инкассовые поручения на списание средств со всех известных налоговым органам банковских счетов организации. При этом банк, получивший инкассовое поручение, обязан безусловно исполнить это поручение, установленное гражданским законодательством Российской Федерации, не пытаясь оценить целесообразность исполнения поручения.
Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
Порядок направления инкассового поручения
После того как налоговый орган принял решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет средств, находящихся на счетах вашей организации в банках, он должен направить в банк соответствующее инкассовое поручение . Оно должно быть направлено в банк в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании .
Как вы знаете, решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств может быть принято только после истечения срока на добровольную уплату налога, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев после окончания этого срока .
Предположим, срок для добровольного исполнения требования об уплате налога истек 21 сентября 2009 г. Значит, решение о взыскании налога за счет денег налоговый орган может принять в период с 22 сентября по 23 ноября 2009 г. . Если решение о взыскании было принято в последний день срока (23 ноября 2009 г.), то последний день, когда можно направить инкассовое поручение в банк, — 23 декабря 2009 г.
Пункты 2, 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 4 ст. 46 НК РФ.
Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ; п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
Комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса
1. Согласно пункту 1 комментируемой статьи, банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством. Другие полномочия банков определяются в статьях 46, 60, 76, 86, 173 НК РФ.
Предъявление налогоплательщиком в банк платежного поручения на уплату является исполнением им своей налоговой обязанности. Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что момент исполнения налоговой обязанности связан со следующими обстоятельствами:
— предъявлением в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (в том числе юридическим и физическим лицом);
— моментом отражения на лицевом счете государственного или муниципального учреждения, открытом в органе федерального казначейства, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему;
— днем внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства;
— днем вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
— днем удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;
— днем уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (применения налоговой амнистии, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»).
Комментируемая статья конкретизирует обязанности банков, возникающие в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщиком, которая, согласно пункту 4 ст. 58 НК РФ, может производиться в наличной и безналичной формах. В частности, предъявление налогоплательщиком в банк поручения на перечисление в бюджетную систему и бесспорное списание недоимки по налогу на основании инкассового поручения налогового органа соответствует безналичной форме расчетов. Уплата налога в кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи происходит в наличной форме, но последующее перечисление налога осуществляется опять в безналичной форме, то есть с участием банка, который обслуживает соответственно расчетный счет местной администрации или организации федеральной почтовой связи.
Определение банка установлено Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Законами, на основе которых строится правовое регулирование отношений, связанных с денежными расчетами в Российской Федерации, помимо Федерального закона «О банках и банковской деятельности», являются Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» установлено понятие национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Перевод денежных средств представляет собой действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Понятие платежного агента шире, чем понятие банка, агентами могут осуществляться операции также с электронными денежными средствами. В комментируемой статье НК РФ не упоминаются платежные агенты, она содержит нормы, распространяющиеся исключительно на обязанности и ответственность банков в связи с перечислением денежных средств в уплату налогов. Это связано с тем, что зачисление средств на счет по учету доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытый Федеральному казначейству в Банке России, может осуществляться исключительно с банковского счета.
В п. 1 ст. 60 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.
Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).
Более широкий перечень форм безналичных расчетов установлен Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России 19 июня 2012 г. N 383-П, который включает в себя:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты инкассовыми поручениями;
расчеты чеками;
расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Из перечисленных форм для уплаты налога в настоящее время используются расчеты платежными поручениями и инкассовыми поручениями.
Банки в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.
Инкассовое поручение налогового органа:
Инкассовое поручение налогового органа — это особый вид банковского поручения, которое выдается налоговым органом в случае необходимости перечисления денежных средств в бюджет.
Основные принципы работы инкассового поручения налогового органа:
- Выдача поручения на основании налоговых документов. Инкассовое поручение налогового органа может быть выдано только на основании налоговых документов, которые подтверждают наличие задолженности перед бюджетом.
- Перечисление денежных средств в бюджет. Инкассовое поручение налогового органа предусматривает перечисление денежных средств счетов налогоплательщика или третьего лица в бюджет.
- Обязательное исполнение. Инкассовое поручение налогового органа является юридически обязательным документом, который должен быть исполнен в установленный срок.
Процесс исполнения инкассового поручения налогового органа может включать следующие этапы:
- Получение инкассового поручения налогового органа на основании уведомления от налоговой службы.
- Проверка подлинности поручения. Получатель должен проверить подлинность и достоверность инкассового поручения налогового органа.
- Перечисление денежных средств. Получатель должен осуществить перечисление денежных средств в бюджет согласно указаниям в инкассовом поручении налогового органа.
- Предоставление отчета. Получатель должен предоставить налоговому органу отчет о выполнении инкассового поручения.
Инкассовое поручение налогового органа играет важную роль в работе финансовой системы, упорядочивая процесс перечисления денежных средств в бюджет. Он гарантирует исполнение налоговых обязательств и соблюдение законодательства в сфере налогов.
Кто может получить инкассовое поручение
Инкассовое поручение налогового органа может быть выдано лицу, которое имеет статус налогоплательщика и имеет задолженность перед налоговыми органами. В зависимости от ситуации, инкассовое поручение может быть выдано как физическому лицу, так и юридическому лицу.
Для получения инкассового поручения необходимо предоставить налоговому органу все необходимые документы и сведения, подтверждающие наличие задолженности. Обычно к таким документам относятся:
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
- Документы, подтверждающие факт возникновения задолженности (налоговые расчеты, протоколы об административном правонарушении и др.);
- Документ, подтверждающий личность заявителя (паспорт, удостоверение личности и др.);
- Доверенность, если инкассо поручение получает представитель налогоплательщика.
Помимо этого, иногда могут потребоваться и другие документы, в зависимости от особенностей конкретной ситуации и требований налогового органа.
Важно отметить, что инкассовое поручение может быть выдано только лицу, которое является налогоплательщиком и имеет задолженность перед налоговым органом. Если у человека нет задолженности, ему не будет выдано инкассовое поручение. Если возникли вопросы относительно получения инкассового поручения, следует обратиться за консультацией к специалистам налогового органа.
Процесс получения инкассового поручения
Получение инкассового поручения налогового органа — это один из этапов процесса взыскания налога, штрафов или иных платежей. Рассмотрим основные этапы этого процесса:
- Инициирование взыскания. Инкассовое поручение налогового органа может быть выдано только после того, как будет принято соответствующее решение о взыскании платежей. Решение о взыскании может быть принято на основании результатов налоговой проверки или после рассмотрения жалобы налогоплательщика.
- Уведомление налогоплательщика. После принятия решения о взыскании, налоговый орган направляет уведомление о взыскании налогового платежа на адрес налогоплательщика. В этом уведомлении указывается сумма взыскиваемого платежа и срок его уплаты.
- Получение инкассового поручения. Если налогоплательщик не уплатил взыскиваемый платеж в указанный срок, налоговый орган может выдать инкассовое поручение. Инкассовое поручение содержит указание на уплату платежа в пользу налогового органа. При этом в поручении указывается сумма платежа, реквизиты налогового органа для перевода денежных средств.
- Способы получения поручения. Инкассовое поручение может быть доставлено налогоплательщику почтовым отправлением или через систему электронного документооборота. Если поручение передается по почте, то налогоплательщику необходимо оплатить услуги почтовой доставки.
- Оплата платежа. Налогоплательщик обязан уплатить указанную сумму платежа в установленный срок. Для этого налогоплательщику необходимо обратиться в свой банк и осуществить перевод денежных средств по указанным в инкассовом поручении реквизитам.
- Подтверждение платежа. После осуществления перевода, налогоплательщик должен получить подтверждение о совершении платежа. Это может быть платежное поручение, квитанция об оплате или иной документ, подтверждающий факт уплаты.
В случае невыполнения налогоплательщиком обязанности уплаты взыскиваемого платежа по инкассовому поручению, налоговый орган имеет право предпринять дополнительные меры и инициировать принудительное взыскание задолженности, например, через судебное разбирательство или списание средств с банковского счета налогоплательщика.
Определение инкассового поручения налогового органа
Инкассовое поручение налогового органа – это документальное распоряжение, выдаваемое налоговым органом, которое содержит перечень платежей, суммы налогов и сборов, а также указания о том, куда и в каком объеме должны быть перечислены эти платежи.
Инкассовое поручение является основным инструментом, с помощью которого государственный налоговый орган контролирует исполнение налоговых обязательств. Оно выполняет несколько функций:
- Документальное подтверждение – инкассовое поручение служит основанием для взыскания средств с налогоплательщика и фиксирует факт назначения и перечисления налоговых платежей.
- Установление обязательств – документ определяет сумму налогов и сборов, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствии с требованиями налогового законодательства.
- Определение срока уплаты – в инкассовом поручении указываются сроки, в которые налогоплательщик обязан осуществить перечисление денежных средств на счет налогового органа.
- Назначение банков-инкассаторов – налоговый орган может поручить банкам-инкассаторам осуществить сбор средств от налогоплательщиков и их перечисление в установленный срок. Это позволяет эффективно организовать процесс сбора налоговых платежей.
Инкассовое поручение устанавливает обязанности сторон – налогового органа и налогоплательщика. Налогоплательщик обязан оперативно и полностью перечислить указанные суммы на счет налогового органа в соответствии с требованиями и сроками, указанными в документе. В свою очередь, налоговый орган обязан контролировать исполнение обязательств и принимать меры по взысканию сумм налога в случае неуплаты.
Какие налоговые платежи осуществляются через инкассовое поручение?
Инкассовое поручение налогового органа является одним из способов оплаты налоговых платежей в России. Через инкассовое поручение можно производить оплату следующих налогов:
- Налог на прибыль организаций: это налог, который уплачивается организациями на основании их прибыли за отчетный период.
- Налог на добавленную стоимость (НДС): это налог, который взимается с производителей, торговых организаций и оказывающих услуги предпринимателей при реализации товаров и услуг.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): это налог, который уплачивается физическими лицами с доходов, полученных как от оплаты труда, так и от других источников.
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: это упрощенная система налогообложения, которая применяется для отдельных видов деятельности, таких как торговля, услуги, производство и отдельные виды сельскохозяйственной деятельности.
- Налог на имущество физических лиц (НИФЛ): это налог, который уплачивается физическими лицами с имущества, находящегося в их собственности.
Это лишь некоторые примеры налоговых платежей, которые можно оплатить через инкассовое поручение налогового органа. Конкретный перечень налогов зависит от региональных и федеральных законов, а также от вида деятельности организации или физического лица.