Индексы-дефляторы Министерства экономического развития РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексы-дефляторы Министерства экономического развития РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
Применение дефляторов
Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Как используют в строительстве
Закупки строительных работ несколько отличаются от заказа товаров и услуг. При определении НМЦК по строительству заказчик руководствуется ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ и определяет цену проектно-сметным методом. Такие положения касаются не только строительства, но и работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту (письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017).
Ценообразование в градостроительной отрасли регламентируется Градостроительным кодексом РФ (ст. 8.3 ГК РФ). Сметное нормирование проводится по годам, с учетом индексов-дефляторов базового варианта.
Минстрой выпустил рекомендации, в которых указал: для пересчета сметной стоимости работ по контрактам на строительство используют дефлятор Минэкономразвития на 2021 год для смет — для приведения показателя в соответствие с уровнем цен на дату определения НМЦК. Для этого используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК (письмо Минстроя России № 9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Правило применяют, если ПСД разработана на основании сметно-нормативной базы, которую использовали на дату формирования НМЦК. Если сметный проект разработали по нормативной базе, не применяемой на момент формирования НМЦК, надлежит использовать индексы Росстата. Для пересчета используют:
Вот пример, как применять индекс-дефлятор при планировании строительных закупок на будущий период: индексировать текущую сметную стоимость аналогичных работ на прогнозный индекс Минэкономразвития для строительства. И на 2022, и на 2023 действует одинаковый показатель — 104,2.
Проектно-сметный метод следует применять и при закупках у единственного поставщика. Независимо от способа проведения закупки на строительные работы, НМЦК формируют с учетом положений приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2030 года
Итак, как было отмечено выше, любой индекс-дефлятор утверждается Минэкономразвития России. Индексы и коэффициенты носят прогностический характер и предоставляются на каждый год. Обычно дефляторы прорабатываются с расчетом не только на предстоящий календарный год, но и на несколько лет вперед. Прогноз индексов-дефляторов и инфляции до 2030 г Минэкономразвития вскоре будет возможно получить на официальном сайте вышеупомянутого учреждения. Кроме этого, обозначенные индексы печатаются и распространяются региональными изданиями в сфере экономики и ценообразования. Так, например, уточнить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года возможно в специализированных печатных изданиях и таблицах, подобных той, что на рисунке 1.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Применение индексов и дефляторов для расчета цен военной продукции
Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 №190. При определении цен продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, методам индексации базовой цены или методом индексации по статьям затрат применяются индексы базового варианта
среднесрочного Прогноза по видам экономической деятельности, к которым относится производство каждого конкретного вида продукции, материала, сырья, покупного комплектующего изделия, полуфабриката. При невозможности детализации затрат на производство оборонной продукции используется ИЦП «Промышленность (BCDE)». Индексация цен на военную технику и вооружение, включая оружие и боеприпасы, производится по индексу цен производителей на продукцию машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33). При расчете цены импортных ПКИ применим индекс изменения номинального обменного курса рубля. Стоимость работ и услуг сторонних организаций рассчитывается, как правило, по индексу, равному половине суммы индексов потребительских цен (ИПЦ) и цен . Предельный размер средств на капитальные вложения (работы по строительству, реконструкции, техперевооружению объектов капстроительства) определяется по индексу-дефлятору «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования».
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов и муниципальных образований. Правовые основы стратегического планирования (целеполагания, прогнозирования и программирования развития страны); а также полномочия, координация и порядок взаимодействия участников планирования всех уровней установлены Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относится прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, создаваемый в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу. Данный среднесрочный Прогноз одобряется Правительством России, и учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.
Как используют в закупках по 44-ФЗ
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.
Индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития: как считать, прогноз
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Отрасль экономики | Индекс-дефлятор по годам | ||
2019 | 2020 | 2021 | |
Промышленность | 103.3 | 102.9 | 103 |
Промышленность без топливно-энергетического комплекса | 104.1 | 104.1 | 103.9 |
Полезные ископаемые | 101.2 | 100.6 | 101 |
Топливно-экономические ископаемые | 100.9 | 100.4 | 100.8 |
Уголь | 104.5 | 104 | 103.7 |
Газ и нефть | 100.5 | 100 | 100.4 |
Металлическая руда | 104.2 | 102.5 | 102.7 |
Прочие ископаемые | 103.2 | 103.3 | 103.3 |
Обрабатывающее производство | 103.9 | 103.5 | 103.5 |
Пищевое производство | 103.1 | 103.2 | 103.5 |
Текстиль и кожа | 104.2 | 103.8 | 103.5 |
Древесина | 105.1 | 104.6 | 104.3 |
Бумага | 105.2 | 104.7 | 104.4 |
Нефтепродукты | 101.3 | 100.1 | 100.6 |
Химические вещества к медицинским изделиям из резины и пластмассы | 105.2 | 104.9 | 104.7 |
Неметаллическая минеральная продукция | 103.9 | 103.7 | 103.6 |
Черная металлургия | 104.2 | 104.7 | 103.7 |
Драгоценные металлы и ядерное топливо | 106 | 104.5 | 104.1 |
Готовые изделия из металла | 104.5 | 104.5 | 104.2 |
Машиностроение | 105.5 | 105.3 | 105.4 |
Прочее производство | 102.8 | 102.9 | 103.2 |
Электроэнергия газа и пара | 105 | 104.2 | 104 |
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов | 104 | 104 | 104 |
Сельское хозяйство | 103.5 | 103.1 | 103.3 |
Растениеводство | 103.7 | 102.9 | 102.9 |
Животноводство | 103.4 | 103.5 | 103.7 |
Транспорт, включая трубопроводы | 104.3 | 104.2 | 104.1 |
Инвестиции и капиталовложения | 105 | 104.4 | 104.2 |
Строительство | 105 | 104.8 | 104.5 |
Розничная торговля | 104.2 | 103.5 | 104 |
Платные услуги населения | 104.8 | 104.2 | 104.3 |
Ежегодные прогнозы Минэкономразвития Российской Федерации в области оборонной промышленности необходимы для того, чтобы планировать цены на создание и обслуживание продукции оборонного значения.
Расчетные коэффициенты помимо этого используют, чтобы определять стоимость гособоронзаказов по утилизации и предоставлению других услуг из перечня закупок.
Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.
Официальные индексы цен и индексы-дефляторы
Минэкономразвития уже выдало приказ об утверждении индекса-дефлятора на 2022 год и даже на 2023. При этом были учтены множество внешних и внутренних факторов, в той или иной мере влияющих на экономику государства.
Один из упомянутых факторов — санкции, введенные некоторыми странами в отношении РФ. Из-за них падает цена на сырье и растут таможенные сборы. Ввиду этого, определяя индекс-дефлятор, экономисты создают сразу 3 варианта развития событий:
- Базовый. Все факторы остаются неизменными. Санкции будут такими же, как и в прошлые годы. То же самое касается и стоимости нефти. Если говорить о таможенных пошлинах, то они будут на уровне 2018 года.
- Благоприятный. Подразумевает отмену или ослабление санкций и ограничений. В таком случае стоимость нефтепродуктов станет больше, а таможенные пошлины снизятся.
- Целевой. Неблагоприятный прогноз. Оправдается при влиянии на экономику неблагоприятных факторов, например, если санкции и ограничения будут ужесточены. Нефть подешевеет до самых низких из возможных показателей, пошлины, равно как инфляция и безработица, вырастут.
Получается, что индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития показывает, как будет развиваться российская экономика при воздействии на нее различных внешних и внутренних обстоятельств.
Минэкономразвития сообщает об индексах-дефляторах на будущий год заранее. Так, данные на 2021 год были утверждены приказом от 30.10.2020 года. Вместе с приказом идет разъяснительное письмо. Строительство в этом году получило показатель, равный 105,1, нефть — 103,6, сельское хозяйство — 103,3 и т.д.
В упомянутом выше документе указаны индексы-дефляторы и на 2022 год. Прогноз был одобрен на заседании правительства, прошедшем 16 сентября 2020 года. Утвержденные цифры для некоторых сфер указаны в таблице:
2020 | 2021 | 2023 | ||
ВВП | Номинальный объем (в млрд. руб.) | 106974 | 115533 | 124223 |
Темп роста (%) | 96,1 | 103,3 | 103,4 | |
Индекс-дефлятор (%) | 101,1 | 104,5 | 104,0 | |
Продукция сельского хозяйства | Темп роста | 101,0 | 102,1 | 102,1 |
Индекс-дефлятор | 99,3 | 102,6 | 103,8 | |
Оборот розничной торговли | Номинальный объем | 33313 | 36329 | 38850 |
Темп роста | 95,8 | 105,1 | 102,9 | |
Индекс-дефлятор | 103,4 | 103,8 | 103,9 | |
Промышленность | Индекс-дефлятор | 101,0 | 104,6 | 104,5 |
Приведенные цифры говорят о том, как будет развиваться та или иная сфера по базовому сценарию. Поэтому они не окончательные и могут меняться в зависимости от обстоятельств.
Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.
До сих пор «чёрное золото» правит балл в российской экономике, что подстёгивается ещё и немалым рыночным предложением. Поэтому не стоит удивляться 20% снижению в течение следующих шести месяцев. Подобное положение дел совсем не способствует стремительному убавлению темпов повышения стоимости. Потому что «деревянный» тут же обесценится, составив 75 единиц за 1 доллар и став причиной повсеместного удорожания.
Индекс-дефлятор на 2021 год: Минэкономразвития утвердило показатели
Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.
Отрасли | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 103,1 | 103,8 | 104,1 | 104,2 |
Добыча нефти и газа | 102,7 | 103,5 | 103,7 | 103,9 |
Обрабатывающие производства | 103,3 | 104,1 | 104,2 | 104,3 |
Промышленность | 103,4 | 104,0 | 104,1 | 104,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Строительство | 104,1 | 105,1 | 104,3 | 104,4 |
Сельское хозяйство | 103,1 | 103,9 | 103,9 | 104,2 |
Транспорт | 104,1 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 103,7 | 103,7 | 103,8 | 103,8 |
Оборот розничной торговли | 103,5 | 104,3 | 103,9 | 104,0 |
Платные услуги населению | 104,2 | 103,9 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.