Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет. Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты. Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Сделки, которым не избежать контроля

В силу п. 2 ст. 105.14 НК РФ, по общему правилу сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  • хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД для отдельных видов деятельности (а сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом среди других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  • хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет нулевую налоговую ставку в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны.
  • сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
  1. одна из сторон является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  2. любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  • хотя бы одна из сторон является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую налоговую ставку и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях ст. 284.3 НК РФ.

Методы определения нерыночности цены договора.

Итак, допустим, взаимозависимость установлена, договор подходит под признаки подконтрольного, или имеет место многократное отклонение цены договора от рынка, и проявляются иные признаки получения необоснованной налоговый выгоды. Как же налоговая может вычислить рыночную цену сделки?

В налоговом кодексе в ст.105.7 закреплен весь арсенал способов для определения доходов (прибыли, выручки) для налогообложения: метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли. Кодекс определил как первостепенный метод – метод сопоставимых рыночных цен. Применение же других методов допустимо в случае доказанности, что приоритетный метод невозможно было применить либо если его применение не позволяет сделать обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цены проверяемой сделки рыночным ценам.

Примечательно, что, как разъяснил Верховный суд в Обзоре практики Верховного суда от 16.02.2017 года (п.6 Обзора), такие же методы при ценообразовании может и должен использовать и сам налогоплательщик. При этом если он использовал какой-либо из указанных методов, то налоговый орган при проверке также должен применить именно этот метод, если не докажет, что с помощью избранного метода сопоставить коммерческие и финансовые условия сделки с однородными сделками невозможно (ст.105.17 НК).

В опровержение применения налоговым органом избранного метода контроля и определенной им цены сделки налогоплательщик вправе приводить доказательства, что неполучение им рассчитанного данным методом дохода не являлось следствием взаимозависимости сторон проверяемой сделки, а имело иные экономические причины, или что вменяемая налогоплательщику налоговая выгода была учтена в целях налогообложения для совершения других операций и т.п. (п.11 ст. 105.7 НК, п.6 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года).

Понятно, что для целей использования в проверке метода сопоставимых рыночных цен налоговый орган на практике использует отчет об оценке. Верховный суд в п.7 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года разъяснил, что использовать отчет об оценке можно в качестве источника информации о сопоставимых сделках между невзаимозависимыми лицами, если нет сведений о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком с невзаимозависимыми лицами, и отсутствуют или являются недостаточными иные официальные источники сведений о сопоставимых сделках. Также отчет оценщика может быть применен вместо всех методов определения доходов, если налогоплательщиком совершена разовая сделка, а указанные методы не позволяют определить соответствие цены сделки рыночному уровню цен.

Контролируемые сделки

В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если такое несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), а именно:

  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
  • налога на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей плательщика НДС),
  • налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз, а налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Проверка сделок между взаимозависимыми лицами

Решение о проведении проверки сделки между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемой сделке или извещения налогового органа (п.1 ст.105.17 Налогового кодекса РФ). Форма решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2012 года № ММВ-7-13/907. Срок проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами начинает считаться со дня вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о ее проведении и до дня составления справки о проведенной проверке. Важно отметить, что период, подлежащий проверке, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведения проверки сделок совершенных взаимозависимыми лицами.

Проверка сделки между взаимозависимыми лицами не может проводиться два и более раза в отношении одной сделки за один и тот же календарный год. Более того, если у одной из сторон такой сделки уже была проведена налоговая проверка, и по ее результатам было установлено, что условия контролируемой сделки соответствуют условиям сделок между не взаимозависимыми лицами, то в отношении такой сделки налоговые проверки у других участников такой сделки проводиться не могут. В ходе проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе привлечь эксперта, специалиста, переводчика (при необходимости). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок за этот же период. Помимо указанного, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ, в отношении проверяемой сделки. Форма требования налогового органа утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338. Порядок направления указанного требования определен пунктами 1,2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование налогового органа в предоставлении документов при проверке сделки между взаимозависимыми лицами должно быть исполнено проверяемым лицом (участником сделки) в течение тридцати дней со дня получения такого требования. Запрашиваемая налоговиками документация в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами, доходы или расходы по которой, к примеру, были признаны в 2015 году, может быть истребована налоговым органом не ранее 01 декабря 2021 года. Требование в предоставлении документов в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами может быть направлено как самому налогоплательщику, так и его контрагентам. В таком случае порядок истребования налоговыми органами документов в отношении сделки установлен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

Документами в отношении сделки, являются документы, отражающие сведения о хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика (участника контролируемой сделки), связанной с такой сделкой:

  • список лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, описание условий контролируемой сделки, методики ее ценообразования, условия и сроки совершения платежей по данной сделке;
  • информация о функциях лиц, являющихся сторонами сделки, об используемых ими активах, а также о принимаемых ими коммерческих рисках, которые проверяемый налогоплательщик учитывал при заключении контролируемой сделки.

С 1 января 2012 года появился новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). С этого момента запрещено проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки1.

Читайте также:  Как вернуть деньги с "Киви-кошелька": советы и пошаговые инструкции

Основаниями для проведения проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами являются:

  1. Уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком (ст. 105.16 НК РФ). Если фирма совершает контролируемые сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, необходимо представить в налоговую инспекцию, как правило, не позднее 20 мая года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524 утверждены:

— форма уведомления о контролируемых сделках;

— порядок ее заполнения;

— формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме;

— порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме.

  1. Извещение налоговой инспекции, выявившей в ходе камеральной или выездной проверки факты совершения незаявленных контролируемых сделок (п. 6 и 7 ст. 105.16 НК РФ). О направлении этого извещения в ФНС инспекция обязана уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения. Форма извещения и порядок его направления должны утверждаться ФНС;

  2. Выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки. Такое извещение не препятствует продолжению проверки, в ходе которой инспекция выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок.

Новыми положениями Налогового кодекса предусмотрено понятие контролируемых сделок. Цены по этим сделкам налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие:

— Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

— Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

— Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Положение о контролируемых сделках к взаимозависимым лицам не применяется, если они до 2012 года заключили договоры займа, кредита (в том числе товарного и коммерческого), банковской гарантии, поручительства и условия этих договоров впоследствии не менялись (п. 2 ст. 2 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ).

Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, существенно расширен по сравнению с содержащимся в статье 20 Налогового кодекса. Он будет применяться при проверке тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 года. Если же доходы и расходы будут учтены начиная с 1 января 2012 года, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми. В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса признать лица взаимозависимыми можно в трех случаях:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Новый перечень оснований, по которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми, содержится в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса и включает в себя 11 случаев:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с п. 11 настоящего перечня), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; Порядок определения долей прямого и косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях установлен статьей 105.2 Налогового кодекса. Эти доли выражаются в процентах1.

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с п. 11 настоящего перечня);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами – родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям. Это возможно, если особенности отношений между ними могут повлиять на условия и результаты заключенных ими сделок, а также на экономические результаты их деятельности и деятельности представляемых ими лиц. Это влияние заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Реализация товаров, работ и услуг взаимозависимому лицу через посредников приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами. Такая сделка будет контролируемой, если посредники:

— не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Если все стороны и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами зарегистрированы в России или являются налоговыми резидентами России, то сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий (подп. 1–5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

1) сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает установленный лимит. В 2012 году он составляет 3 млрд. рублей, в 2013 году – 2 млрд. рублей. С 2014 года будет действовать лимит в 1 млрд. рублей;

2) одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое, а сумма доходов по сделкам между сторонами за календарный год должна превышать 60 млн. рублей;

3) среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и лица, не являющиеся их плательщиками. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн. рублей за календарный год;

4) хотя бы одна из сторон сделки – участник проекта «Сколково», применяющий освобождение от уплаты налога на прибыль или исчисляющий его по нулевой ставке. Среди других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от уплаты налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн. рублей за календарный год;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а среди других сторон есть лицо, им не являющееся. Сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год должна превышать 60 млн. рублей. Это условие будет применяться с 1 января 2014 года.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти;

  • черные металлы;

  • цветные металлы;

  • минеральные удобрения;

  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров определяются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Эти сделки являются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, превышает 60 млн. рублей за календарный год1.

Новыми положениями Налогового кодекса установлено, что контролируемыми являются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшорных зон, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации. Офшорная зона – это государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Этот перечень утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н. При этом если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в этот перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой сделки такая организация рассматривается как резидент офшора. Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн. рублей за календарный год.

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Положения о консолидированной группе налогоплательщиков пока только планируется внести в Налоговый кодекс;

2. Сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

– стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

– у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;

– они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;

– у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;

– отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2–5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса.

При этом, даже если сделка не соответствует признакам контролируемой, она может быть признана такой через суд. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Есть еще одно условие, необходимое для признания любой сделки контролируемой. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на добавленную стоимость. При этом в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяются только эти четыре налога.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Форма решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/907. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения1.

Читайте также:  Правила купли-продажи б/у автомобиля в 2023 году. Как лучше оформить договор?

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 Налогового кодекса, принимается с учетом определенных особенностей. Так, указанное решение может быть принято:

  • не позднее 30 июня 2014 года – в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в 2012 году;

  • не позднее 31 декабря 2015 года – в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в 2013 году.

Основание – пункт 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ. При этом, проверяя сделки между взаимозависимыми лицами, ФНС России не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки за один и тот же календарный год.

Кроме того, если у одной из сторон сделки была проведена проверка, по результатам которой было установлено соответствие условий контролируемой сделки условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то в отношении этой сделки не могут проводиться проверки у других ее сторон. При проведении проверок в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России вправе привлекать эксперта, специалиста и переводчика. Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Также ФНС России имеет право направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса, в отношении проверяемой сделки. Это требование должно быть исполнено в течение 30 дней со дня его получения. Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. Следует иметь в виду, что указанная в пункте 1 статьи 105.15 Налогового кодекса документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в 2012 году, может быть истребована у налогоплательщика ФНС не ранее 1 декабря 2013 года. Основание – пункт 8.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ.

Такое требование может быть адресовано не только налогоплательщику, деятельность которого проверяется, но и его контрагентам по проверяемой сделке. В этом случае порядок истребования документов регулируется статьей 93.1 Налогового кодекса.

К документации о сделке, в частности, относятся документы, содержащие сведения о деятельности налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку, связанной с этой сделкой:

— перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке, и прочую информацию о сделке;

— сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

Также к документации о сделке относятся сведения об использованных налогоплательщиком методах определения цен в сделках, такие как1:

  1. обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

  2. указание на используемые источники информации;

  3. расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

  4. сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

  5. другие сведения, указанные в статье 105.15 Налогового кодекса.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки.

Проверка не должна длиться больше шести месяцев, но в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Основания и порядок продления срока проведения проверки утверждены приказом ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/ 907. При этом, если у ФНС России в ходе проверки возникнет необходимость получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, срок проведения проверки может быть продлен еще на шесть месяцев. Если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и ФНС России так и не смогла получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца.

Основаниями продления срока проведения проверки до 12 месяцев являются1:

1) проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков;

2) возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.);

3) непредставление налогоплательщиком в установленный пунктом 6 статьи 105.17 Налогового кодекса срок документов, необходимых для проведения проверки. Так, эти документы он должен представить в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения. Основания и порядок продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами приведены в приложении № 3 к приказу ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/907.

Форма решения о продлении срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами утверждена упомянутым приказом.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки. Эта справка вручается представителю проверенной организации. Если по результатам проверки выявлено отклонение цен по контролируемым сделкам от рыночных, и это отклонение повлекло занижение налогов, то в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке составляется акт проверки. Форма акта проверки и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/907.

Акт проверки составляется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 100 Налогового кодекса. Это означает, что в акте должна содержаться следующая информация:

  • дата акта;

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;

  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налоговой инспекции, которую они представляют;

  • дата и номер решения о проведении налоговой проверки;

  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

  • период, за который проведена проверка;

  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

  • даты начала и окончания налоговой проверки;

  • адрес м��ста нахождения организации или места жительства физического лица;

  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об их отсутствии;

  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса в случае, если им предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Акт проверки должен содержать также документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен. Кроме того, акт должен содержать обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога, и расчет суммы такого занижения1.

Акт проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства (месту пребывания) физического лица, либо по предоставленному последним в налоговую службу адресу. Датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. На акт можно представить возражения в течение 20 дней с момента его получения. Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки и вынесение решения производятся в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.

Новыми нормами Налогового кодекса закреплены методы, которые Федеральная налоговая служба России может использовать при проведении проверки. Их пять:

  • метод сопоставимых рыночных цен. Этот метод является приоритетным, то есть применение других методов допускается, только если его применение невозможно или выводы по нему могут быть недостоверны. Этот метод заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен. Интервал рыночных цен определяется в порядке, установленном статьей 105.9 Налогового кодекса;

  • метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ). При применении этого метода сопоставляется валовая рентабельность, полученная стороной анализируемой сделки при последующей перепродаже товара, приобретенного по анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности. Рыночный интервал валовой рентабельности определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;

  • затратный метод (ст. 105.11 НК РФ). Он заключается в сопоставлении валовой рентабельности затрат стороны анализируемой сделки с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках. Этот показатель определяется по правилам статьи 105.8 Налогового кодекса;

  • метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ). Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у стороны анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;

  • метод распределения прибыли (ст. 105.13 НК РФ). По этому методу сопоставляются фактическое распределение между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, и распределение прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

Важная особенность при исполнении решений, вынесенных по результатам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, заключается в том, что недоимку, установленную в ходе этой проверки, можно будет взыскать только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Еще одна особенность исполнения решения по результатам проверки цен состоит в том, что если по результатам проверки одному из участников сделки доначислены налоги, то другой участник этой сделки может скорректировать свои налоговые обязательства. Например, если продавцу был доначислен налог на прибыль по причине увеличения доходов, то покупатель может уменьшить свой налог на прибыль, увеличив расходы по соответствующей сделке. Это называется «симметричная корректировка».

Симметричная корректировка делается только после того, как сторона, привлеченная к ответственности за неуплату налога в результате применения цен, отличающихся от рыночных, уплатит соответствующую недоимку. Для ее проведения нужно иметь уведомление о возможности симметричных корректировок. Это уведомление Федеральная налоговая служба России обязана направить налогоплательщику в течение одного месяца с момента погашения недоимки. Если же соответствующее решение обжалуется, этот срок может быть продлен до шести месяцев. На время судебного обжалования течение срока для направления уведомления приостанавливается до вступления судебного акта в силу.

Читайте также:  Перечень документов, необходимых для предоставления государственных услуг

Метод цены последующей реализации

Когда применяется. Когда на рынке нет сопоставимых сделок с аналогичными товарами (работами, услугами) или отсутствует общедоступная информация о таких сделках, провести сравнение цен невозможно. Налоговый кодекс предлагает в такой ситуации сравнивать общие показатели деятельности похожих (сопоставимых) организаций (ст. 105.10 НК РФ).

При этом речь не идет о простом сравнении показателей, например себестоимости или выручки нескольких организаций. Методы базируются на сравнении показателей рентабельности, в основу расчетов которых положены доходы и расходы разных организаций в их различных сопоставимых соотношениях (ст. 105.8 НК РФ).

Методу цены последующей реализации отдается приоритет в случае, когда товар, приобретенный в анализируемой сделке, перепродается без переработки. Этот метод также подходит для случаев, когда до перепродажи товара осуществлены (п. 2 ст. 105.10 НК РФ):

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление на партии, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, при котором характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик исходных товаров.

Метод сопоставимой рентабельности

Этот метод можно использовать, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок и использовать затратный метод и метод цены последующей реализации (п. 2 ст. 105.12 НК РФ).

Суть метода. Метод основан на сравнении операционной рентабельности, сложившейся у участника конкретной сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).

В качестве операционной рентабельности может использоваться (пп. 3, 5 ст. 105.12 НК РФ):

  • рентабельность продаж (применяется при последующей перепродаже товаров не взаимозависимым лицам);
  • рентабельность затрат (используется при производстве, при выполнении работ, услуг);
  • валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов (при перепродаже товаров не взаимозависимым лицам, если перепродавец несет незначительные коммерческие риски при перепродаже и при этом существует прямая связь между величиной валовой прибыли от продаж компании-перепродавца и величиной ее коммерческих и управленческих расходов;
  • рентабельность активов (при производстве товаров);
  • иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.

Формулы для расчета этих показателей приведены в ст. 105.8 НК РФ.

Особенность этого метода в том, что, прежде чем сравнивать показатели рентабельности, нужно определить, чью именно рентабельность сравнивать с рыночными значениями.

Итак, сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям (п. 6 ст. 105.12 НК РФ):

  • осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;
  • принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
  • не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

Сделки между связанными лицами

По НК РФ (ст. 40) стоимость сделки принимается как соответствующая рыночному показателю, пока не доказано иное. Практически все соглашения взаимозависимых персон находятся под пристальным вниманием налоговых структур, поскольку НК РФ определены полномочия по проверке адекватности и обоснованности ценовой политики в них.

Проверяется возможное увеличение или снижение стоимости, направленное на корректировку налогооблагаемой базы для получения вычета по налогам в сторону уменьшения или увеличения, занижения размера налога к оплате.

Контракт по НК РФ (ст. 105), в котором участники являются резидентами Российской Федерации, причисляется к контролируемым по признаку взаимозависимости, если:

  1. Доход за 12 месяцев оказался больше показателя в 1 млрд.руб. по всем контрактам.
  2. По договорам между взаимозависимыми участниками годовой доход получился больше 60 млн.руб., при этом:
    • любая сторона соглашения платит НДПИ по процентной ставке (предмет контракта – налогооблагаемая добыча полезного ископаемого);
    • любой из участников не оплачивает налог с прибыли (0%), при этом у другого участника подобная льгота отсутствует;
    • лишь один участник является резидентом ОЭЗ (СЭЗ), где действительны льготы по налогообложению прибыли;
    • кто-либо из участников ведет учет доходов (расходов) и является плательщиком налога по прибыли согласно ст. 275 НК РФ, а другой таковым не является либо является без учета расхода/дохода по ст. 275 НК РФ;
    • одна или обе стороны задействованы в (региональном) проекте инвестиционного характера с отсутствующей (0%) или сниженной ставкой по налогу с прибыли;
    • кто-либо из сторон или обе стороны имеют льготы (освобождение) по уплате НДС по ст. 141 НК РФ.
  3. Годовой показатель сделок, где один из участников работает по особому режиму (ЕСХН или ЕНВД), составил от 100 млн.руб.

Ответственность за отношения между взаимозависимыми лицами

Контроль ФНС над сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами, обусловлен вероятным воздействием на деятельность зависимого лица.

Налоговая инспекция учитывает взаимозависимость в процессе взыскания недоимки на счетах зависимых лиц. В данной ситуации требуется документальное подтверждение передачи лицу доли выручки или активов налогоплательщика.

Взаимная зависимость используется представителями ФНС в качестве эффективного инструмента, который позволяет выявлять уменьшение облагаемой налогами базы или неправомерное применение льгот на имущественный налог.

Физические и юридические лица, практикующие взаимозависимые отношения, могут столкнуться с определёнными рисками.

  1. ФНС вправе признавать контрагентов взаимозависимыми, если налогоплательщик в целях получения необоснованной налоговой выгоды манипулирует с ценами в сделке или пытается искусственным путём сделать её неконтролируемой. Однако это возможно только при наличии доказательства получения необоснованной выгоды.
  2. Вероятно начисление дополнительных налогов, если взаимозависимые лица провели сделку с ценами ниже рыночных.
  3. При уменьшении суммы уплаченных налогов ФНС выполняет коррекцию баз налогооблажения. При этом доначисления проводятся по принципу симметричности. Стоимость сделки корректируется у контрагентов одновременно, вследствие чего размер налога у одной из сторон может уменьшится, а у второй — наоборот, увеличиться.
  4. Неуплата налога или его уплата в неполном размере по причине нерыночных цен, фигурирующих в сделках, влечёт за собой штраф, размер которого составляет 40% от невыплаченной суммы налога. Минимальное значение данной суммы — 30 000 рублей.
  5. Предоставление недостоверных сведений в уведомлении относительно контролируемых сделок, как и самовольное непредоставление такого уведомления влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
  6. Лицу, которое выступает в сделке в качестве продавца, ФНС вправе доначислить налог на добычу полезных ископаемых, НДС, а также НДФЛ по предпринимательской деятельности в том случае, если второй контрагент не обязан уплачивать налог.

Для того, чтобы избежать ответственности, налогоплательщик должен предъявить доказательства использования рыночных цен в сделке либо заключения соглашения о ценообразовании.

С какого момента сделки подлежат контролю?

В соответствии с общей нормой (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ) новые правила о трансфертном ценообразовании, в том числе в части определения контролируемых сделок, вступили в силу с 1 января 2012 г., однако для отдельных положений Закона предусмотрен переходный период.

Так, только с 2014 г. начнут контролироваться сделки:

  • с участием независимых посредников, применяющих ЕСХН и ЕНВД (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • если одна из сторон сделки — резидент особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • между российскими взаимозависимыми компаниями, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд. руб.; для 2012 г. контролируемый ценовой лимит установлен на уровне 3 млрд. руб., для 2013 г. — 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • с иностранным взаимозависимым лицом без ограничения минимального лимита сделки, так как в 2012 — 2013 гг. эти сделки будут подлежать контролю только при превышении суммы доходов по ним за календарный год 100 и 80 млн. руб. соответственно.

Прайс на выполнение проекта

Оценка встроенного нежилого помещения 14 900 Р
Оценка отдельно стоящего здания от 34 900 Р
Оценка серийного технологического оборудования дог.
Оценка среднего бизнеса дог.

Какие налоги проверят

При определении взаимозависимости юридических лиц проверке подлежит полнота начисления и уплаты нескольких видов налогов:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ.

При проверке добросовестности взаимозависимых лиц ФНС может использовать разные методы оценки и анализа. Например, сопоставление рыночных цен и рентабельности аналогичных товаров, экспертное заключение, и т.д.

Для полноценного контроля деятельности ИФНС может запросить следующие документы:

  • перечень участников сделки;
  • описание условий заключенного договора;
  • разъяснение причин использованного метода реализации;
  • суммы доходов и расходов по сделке;
  • расчёт базы налогообложения и суммы налога.

Взаимозависимые лица – кто это?

В трактовке, представленной в российском налоговом законодательстве, к взаимозависимым отнесены физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, а именно:

а) когда одна организация непосредственно или косвенно (прим.: косвенное участие – это участие через последовательность иных организаций) участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

б) когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) когда лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) существует возможность признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям — по решению суда.

Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *