Плюсы и минусы приватизации в России в 1990

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы приватизации в России в 1990». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.

Одной из основных дилемм концепции приватизации является выбор между централизованным подходом (приватизация «сверху») и децентрализованным подходом (приватизация «снизу»).

Первый подход означает, что государство приватизирует компании без их согласия.

Второй подход заключается в том, что правительство только устанавливает необходимые правила, а приватизацию проводят сами компании. Большинство правительств выступают за приватизацию «сверху», потому что считают, что именно так можно обеспечить быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» поддерживается в основном трудовыми коллективами компаний.

Во многих странах процесс приватизации не распространяется на отрасли, характеризующиеся естественной монополией (железная дорога, коммунальное хозяйство и т.д.). В этих отраслях, даже если они приватизированы, невозможно создать конкретную среду и тем самым повысить эффективность.

Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?

На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.

  • купить дом
  • купить коттедж
  • купить участок
  • снять дом

В СССР люди в боль­шин­стве сво­ём бес­сроч­но и без­воз­мезд­но арен­до­ва­ли квар­ти­ру у госу­дар­ства. Дого­вор соци­аль­но­го най­ма тогда заме­нял ордер на предо­став­ле­ние жилья. Ком­му­наль­ные услу­ги сто­и­ли дёше­во, аренд­ной пла­ты как тако­вой не было. Поми­мо это­го, мож­но было сто­ять в оче­ре­ди на улуч­ше­ние жилищ­ных условий.

Коопе­ра­тив­ное жильё стро­и­лось за счёт госу­дар­ствен­ных ссуд и пае­вых всту­пи­тель­ных взно­сов чле­нов коопе­ра­ти­ва. Оста­ток дол­га пога­шал­ся жиль­ца­ми в тече­ние ряда лет. Огром­ным плю­сом было то, что поль­зо­ва­ние зай­мом было бес­про­цент­ным, либо выпла­чи­ва­лись какие-то сим­во­ли­че­ские про­цен­ты, чего в насто­я­щее вре­мя труд­но и представить.

Мину­са­ми были:

  • невоз­мож­ность рас­по­ря­жать­ся недви­жи­мо­стью (в том чис­ле и коопе­ра­тив­ной), про­да­вать её, заве­щать, исполь­зо­вать в каче­стве зало­га при полу­че­нии кре­ди­та и т.д.;
  • суще­ство­ва­ла нор­ма жилой пло­ща­ди на чело­ве­ка, кото­рая не поз­во­ля­ла полу­чить нор­маль­ную боль­шую квартиру;
  • мед­лен­ное про­дви­же­ние очереди.

Послед­нее — факт не абсолютный:

  • в боль­ших сто­лич­ных горо­дах в оче­ре­ди мож­но было про­сто­ять 10 — 20 лет, но в неболь­ших, где раз­ви­ва­лось про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство, квар­ти­ру мог­ли предо­ста­вить за два ‑три года;
  • слу­жеб­ное жильё выде­ля­лось порой вне очереди;
  • отдель­ные кате­го­рии граж­дан (инва­ли­ды, вете­ра­ны, афган­цы, мате­ри-оди­ноч­ки) име­ли пра­во на вне­оче­ред­ное полу­че­ние жилья;
  • коопе­ра­тив­ные оче­ре­ди про­дви­га­лись зна­чи­тель­но быстрее.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Замечание 2

Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.

Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.

«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.

«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.

Замечание 3

Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.

В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.

Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Замечание 4

Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.

Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.

Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.

Замечание 5

В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.

Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.

Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов, чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.

Две «Волги» за ваучер

Первый этап приватизации, получивший название ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.

Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым он мог распорядиться по своему выбору: обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) или просто продать ваучер.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать. Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге каждый сможет получить по две «Волги», так и не сбылись.

Читайте также:  Льготы Ветеранам Труда И Инвалидам 3 Группы Одновременно

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, примерно 40 миллионов — в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи государственных предприятий, в 1993 году их число возросло до 88,6 тысячи, в 1994 году — до 112,6 тысячи.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта).

К концу 1994 года в абсолютном большинстве регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. Согласно всероссийскому опросу городского населения, который проводился в июне 1994 года, 58% из почти двух тысяч респондентов отрицательно ответили на вопрос о том, достигла ли ваучерная приватизация заявленных целей.

Неэффективными считает результаты приватизации первой половины 90-х годов и президент «Деловой России» Борис Титов.

«Конечно, тогда была чековая приватизация, приватизация с инвестиционными программами, которые тоже не выполнялись. Конечно, было все очень хаотично и не дало того эффекта, который должно было дать. Мы, конечно, перешли к рынку, но какими мучениями и какой тяжестью — от этого нужно было бежать точно», — сказал Титов агентству «Прайм».

Результаты чековой приватизации вызывают сомнения и вопросы и у научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, который с 1992 года был членом совета по предпринимательству при президенте РФ, а с ноября 1994 года был назначен министром экономики.

«Приватизация массовая, с использованием ваучеров, вызывает много сомнений и вопросов, но в целом, с моей точки зрения, по тем обстоятельствам, которые тогда складывались, она была неплохо продумана», — полагает Ясин. По его мнению, этот этап приватизации не привел к ожидаемым результатам, так как само общ��ство к этому не было готово.

«С самого начала был замысел, что эта приватизация станет одновременно и началом развития фондового рынка, чековые фонды должны были превратиться в паевые. Таким образом, должна была появиться инфраструктура фондового рынка. Но этого не получилось, главным образом, из-за того, что само общество к этому было не готово», — считает эксперт.

Проблема, по мнению Ясина, заключалась в том, что «результаты приватизации достались не всем, многие продали свой ваучер «за бутылку», но трудно было ожидать чего-то другого, в результате появились собственники не из руководства предприятий, а посторонние предприниматели».

В целом он считает массовую приватизацию успехом, «потому что довольно значительная программа, мы приватизировали около 50% активов — это очень много».

Все пошло не так

Затем в середине 1995 года для пополнения государственной казны был запущен механизм залоговых аукционов. Назывались они так потому, что, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако выкуплены обратно они не были.

На залоговые аукционы были выставлены акции 12 крупных предприятий, от их продажи было выручено 5,1 триллиона рублей.

Счетная палата, анализируя процессы приватизации госсобственности в РФ с 1993 по 2003 год, выявила значительные нарушения при реализации активов. По ее утверждению, «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер».

Кроме того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства.

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Преимущества и недостатки приватизации

В квитанции по квартплате исчезнет плата за найм квартиры, но появится за кап.ремонт — пп. 2 п. 2 ст. 154 ЖК. На моей практике квартплата увеличивалась от 10 до 30 %. В каждой ситуации по-разному. Льготы по ЖКХ после приватизации сохраняются.

Квартиру при приватизации граждане не выкупают, ее отдают им в собственность бесплатно — ст. 1 Закона о приватизации. Но сначала придется собрать много документов с разных организаций. Некоторые из них платные, например, технический паспорт или нотариальный отказ от участия в приватизации. Эти документы нужно подать в отдел приватизации и ждать ответа.

Можно нанять юриста или риэлтора, чтобы он занялся приватизацией квартиры. Услуга стоит от 15 тысяч рублей.

Если приватизированная квартира сильно пострадает от пожара, взрыва газа или наводнения, то собственникам государство новую квартиру в собственность не даст. Весь риск собственники берут на себя — ст. 211 ГК РФ. При пожаре или взрыве собственники могут требовать компенсации от виновника проишествия — ст. 1064 ГК РФ. Очень редко муниципалитет может дать собственникам жилье для проживания из маневрированного фонда. Обычно это комната в общежитии. Она дается временно и только когда собственники докажут, что им больше негде жить — ст. 95 и 106 ЖК.

Приватизированную квартиру можно застраховать от таких чрезвычайных ситуаций. За страховку нужно платить фиксированную сумму каждый год. Часто страховые компании неохотно отдают положенные деньги при страховом случае. Поэтому приходится с ними судиться.

Если пострадает муниципальная квартира так, что в ней невозможно будет жить, то муниципалитет должен предоставить аналогичное жилье в социальный найм вне очереди — пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК. Например, сгорела однокомнатная, то должны дать однокомнатную такой же площади. Все это делается через районную администрацию, для этого создается комиссия.

На деле все гораздо хуже. Муниципалитет очень неохотно предоставляет взамен жилье. У внеочередников тоже есть своя очередь. Мои знакомые погорельцы получили жилье только через 9 лет. И то когда подали на муниципалитет в суд.

Если приватизируют квартиру несколько человек, то каждому будет дана равная доля в собственность. Собственники квартиры могут ее продать, подарить, сдать в аренду и проводить другие сделки — п. 2 ст. 209 ГК РФ. От продажи можно купить себе новое жилье. Например, более просторную квартиру с помощью ипотеки. Тоже самое может сделать собственник своей доли отдельно от других.

Собственник квартиры или доли может при жизни завещать ее кому захочет — Глава 62 ГК РФ. Если завещания нет, то после смерти собственника его имущество делится между наследниками по закону в порядке очереди — Глава 63 ГК РФ . Совершеннолетним наследникам придется заплатить нотариусу 0,3% от стоимости принятого наследства — пп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.

Читайте также:  Два кадастровых номера на одну квартиру что делать

Муниципальную квартиру нельзя оставить в наследство, ведь она принадлежит государству. Если умрет наниматель/главные квартиросъемщики, то его члены семьи не теряют право проживать в муниципальной квартире. Но только когда они вписаны в договоре соц.найма/ордере или прописаны в квартире. В этом случае один из членов семьи может переоформить на себя договор соц.найма — п. 2 ст. 672 ГК РФ.

Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты

Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.

Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.

Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.

Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответствовать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его предполагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году. В условиях безудержной инфляции времен ваучерной приватизации. Это фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи высокодоходных активов (ликероводочных производств и т.п.). Все это стало возможным под прикрытием президентских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.

В России отсутствовала ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации. Так, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к приватизации» предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод, «Мурманский морской торговый порт», и многие другие. Отсутствовал общественный, независимый от власти контроль за проведением приватизации и ее результатами.

Приватизация: 30 лет спустя

Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…

Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Законодательством Российской Федерации установлены чёткие требования к гражданам, которым предоставлено право получить муниципальную жилплощадь. Поэтому положительное решение принимается только при условии, что заявитель относится к группе льготников. Каждая поданная заявка тщательно проверяется на соответствие всем критериям, таким как:

  • есть ли у гражданина какая-либо недвижимая собственность для проживания – преимущество для тех, у кого нет никакого жилья;
  • в каких условиях проживает заявитель на момент обращения – преимущества тем, кто живёт в аварийном помещении;
  • проживает ли с заявителем кто-либо, имеющий опасное хроническое заболевание – если да, полагается отселение;
  • сколько жилой площади приходится на одного проживающего человека в квартире или доме заявителя – если менее десяти метров квадратных, это также повлияет на положительное решение.

Другими словами, органы социальной защиты и государство при рассмотрении отдаёт предпочтение именно малообеспеченным гражданам. Получение статуса малообеспеченного в каждом регионе России происходит по разным требованиям и зависит от среднего уровня дохода в регионе. При расчёте ежемесячного дохода семьи будут учитываться доходы каждого её члена, независимо от того, проживают ли все они в одной квартире или частном доме.

Для военнослужащих, например, существует правило о том, что претендовать на муниципальное жилье они могут лишь после двадцати лет службы или по истечению десяти лет для льготников.

Читайте также:  Как увеличить чистые активы ООО

Стоит ли приватизировать квартиру?

Прежде чем определиться с выбором, связанным с приватизацией квартиры, необходимо знать плюсы и минусы самого процесса приватизации и последствия.

С одной стороны, приватизированную квартиру в будущем можно продать, обменять, извлечь выгоду при различных сделках, а с другой — такая квартира требует повышения расходов. Собственник жилья будет уплачивать налог на недвижимость, который, в свою очередь, значительно увеличился в связи с его расчетом, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также нести расходы в связи с капитальным ремонтом в многоквартирном доме.

Гражданин-собственник не имеет права на улучшение жилищных условий, в отличие от нанимателя, и если он захочет поменять квартиру на жилье с большей площадью, то это будет происходить за его счет.

Малоимущие граждане могут столкнуться с финансовыми проблемами в дальнейшем, если захотят приватизировать свое жилье, поэтому перед тем как решить этот вопрос следует проанализировать все обстоятельства.

Пожилые люди-пенсионеры, проживающие в муниципальном жилье, также имеют право на приватизацию. В таком случае граждане смогут завещать это жилье своим детям или внукам.

Но есть и отрицательные стороны: если вдруг квартира окажется разрушенной в результате наводнения, пожара или другого бедствия — новое жилое помещение государство не предоставит. Собственник разрушенного жилья должен позаботиться о восстановлении квартиры самостоятельно.

Каким образом проводилась приватизация в России?

Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.

Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике. Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.
Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.

Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:

  • ликвидацию государственной монополии;
  • переход к смешанной модели экономических отношений;
  • децентрализацию национального хозяйства;
  • минимизация роли государства в управлении экономикой.

Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.

Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.

Обязательна ли приватизация квартиры?

Приватизация подразумевает под собой процесс перехода государственного жилого имущества в руки собственника. Более подробно понятие «приватизация» описано в статье 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1.

Приватизировать жилое помещение или оставить все как есть — индивидуальный выбор каждого человека. Право на приватизацию квартиры возникает у гражданина, который проживает в квартире, оформленной по документу социального назначения. Обязывать приватизировать жилье никто не имеет права.

Так как с 2021 года приватизация продлена бессрочно, граждане, проживающие в квартирах по договору социального найма, вправе самостоятельно решать приватизировать ли жилье и в какой срок.

Пример

Сидоров А.О.проживал со своей женой и трехлетним сыном в квартире, оформленной по договору социального найма. Вместе с женой они приняли решение приватизировать свое жилище. После подачи заявления на приватизацию и имеющихся документов на квартиру Сидорову А.О. отказали в составлении договора о приватизации, объяснив это следующими моментами: в заявлении Сидоров А.О. не упомянул своего трехлетнего сына, а также не предоставил письменного согласия от супруги.

Когда можно приватизировать муниципальную квартиру

В законе отсутствуют ограничения

, связанные со сроком приватизации муниципального жилья. Квартиру данного типа можно оформить в собственность сразу после заключения договора социального найма и сбора необходимой документации.

Выделяют определенный порядок

приватизационного процесса и
перечень требуемых для предоставления сведений:

  • Обращение в Бюро технической инвентаризации (БТИ) для заказа обследования имущества по наличию незаконных перепланировок.
  • Запрос в банковскую организацию для выдачи копии финансового лицевого счета.
  • Выписка из домовой книги, получаемая в органах жилищно-коммунального хозяйства.
  • Нужна справка, подтверждающая отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг.
  • Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние лица, необходимо разрешение от органов опеки и попечительства.
  • Дополнительно понадобятся
    : договор социального найма, паспортные данные жильцов, свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан.
  • После сбора всех сведений, лицо обращается в жилищный отдел местной администрации для оформления договора приватизации
    . Подается заявление и необходима явка всех прописанных в квартире лиц.

Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:

  • у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
  • перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
  • у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
  • граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
  • жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
  • инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *