Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.
В соответствии с нормами ч. 4 ст. 368 ГК РФ, п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ:
– гарант – это банк или иная организация, которая выдает независимую гарантию;
– принципал – это участник, который предоставляет обеспечение заявки, или поставщик (исполнитель, подрядчик), который предоставляет обеспечение исполнения договора;
– бенефициар – это заказчик.
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Размеры обеспечения исполнения контракта
Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.
Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.
Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Для каких целей нужна БГ
При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса. Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы. Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.
Размер выплаты, а также события, которые считаются гарантийным случаем, оговариваются в документе, выдаваемом банком. Оформление БГ производится за счет и по инициативе юридического или физического лица, принимающего участие в госзакупках.
Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения
Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:
- период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
- отсутствие убыточной деятельности;
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.
Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:
- анкету-заявку;
- копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
- бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
- копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
- копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
- свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
- другие документы по усмотрению банка.
Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.
Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.
Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:
- банковские депозиты;
- векселя и другие ценные бумаги;
- объекты недвижимости;
- транспортные средства и прочее.
Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].
На что следует обратить внимание
Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.
Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.
Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:
Пример формулировки по частичной предоплате:
Изменения по предоплате
С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.
По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).
Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.
Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:
- новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
- условие об авансировании прописано в тексте контракта;
- изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.
Расчет суммы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Рассчитать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ можно, исходя из НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта). Определение конечной суммы будет зависеть от заказчика, но действовать он сможет в рамках рассчитанного диапазона значений.
Согласно 44-ФЗ, котировка обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены. Диапазон значений можно рассчитать по схеме:
Начальная цена контракта |
Размер обеспечения |
До 50 миллионов рублей |
от 5% до 30% от НМЦК, но не менее перечисленного заказчиком аванса. |
Свыше 50 миллионов рублей |
от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы выплаченного аванса. |
Как пользоваться положением и типовыми формами для независимых обеспечений по 223-ФЗ?
Корпоративные торги по 223-ФЗ регулируются вступившим в силу с 1 июля 2022 года 109-ФЗ от 16 апреля 2022. В числе прочих изменений закон меняет правила утверждения обязательных требований к независимым гарантиям в конкурентных процедурах для представителей малого и среднего бизнеса и в закупках отдельными видами юридических лиц. При осуществлении закупок среди отдельных видов юридических лиц закупающие организации должны принимать поручительства банков из утвержденного списка.
Срок действия независимой гарантии в рамках закупок для отдельных видов юрлиц по 223-ФЗ должен быть:
- для обеспечения заявок: дата окончания срока подачи заявок + минимум 1 месяц;
- для обеспечения исполнения контракта: дата окончания срока исполнения главного обязательства + минимум 1 месяц.
Данное условие о сроке действия НГ указывается в независимом обеспечении.
Требования к независимой гарантии изложены в 223-ФЗ:
- по обеспечению заявки – ч.14.1 ст.3.4;
- по обеспечению исполнения обязательств – ч.31 ст.3.4.
Основные условия:
- гарантия является безотзывной;
- в документе регламентируется порядок перечисления средств на р/сч организации и указывается ответственность за несоблюдение сроков;
- гарант переводит заказчику денежную сумму в 10-дневный срок после поступления запроса, если основания для отказа в перечислении средств отсутствуют.
Банковские поручительства по ОИК не должны содержать условия о выдаче гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
На сайте правовой информации 10 августа 2022 года разместили Постановление Правительства РФ № 1397 от 9 августа 2022, которое регламентирует использование независимых поручительств в электронных конкурентных процедурах на закупку ТРУ с ограничениями для представителей МСП.
Ключевые нормы для независимых гарантий для МСП вводятся в практику с 1 октября 2022 года.
Примечание: положение о работе с реестром по ч. 8 ст. 45 44-ФЗ для целей закупок отдельными видами юрлиц вступит в силу с 1 апреля 2023 года.
Типовая форма независимой гарантии разработана и для обеспечения заявки, и для исполнения обязательств, — об этом говорится в ПП № 1397. Согласно этому Постановлению будут применять:
- дополнительные требования для обеспечения заявки и исполнения контракта;
- формы документов, которые предоставляются заказчиком гаранту вместе с требованием об уплате денежных средств;
- проект типовой формы независимой гарантии;
- бланк требования об уплате средств;
- правила работы с реестром по ч.8 ст.45 44-ФЗ в рамках процедур для отдельных видов юрлиц.
Дополнительные требования к поручительствам банков также изложены в соответствующем положении, на котором придется основываться сторонам. Согласно положению новая форма независимой гарантии в 2022 году применяется в бумажном либо электронном виде. Помимо всего остального, она должна содержать сведения:
- обязанность банка или гарантийной организации до конца исполнить взятые на себя обязательства, даже если они исключены из списков уполномоченных организаций;
- место разбирательств в случае возникновения спорных ситуаций, связанных с исполнением договоров.
Размер обеспечения контракта
При этом в соответствии с частями 2, 2. 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки: Положения Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае: Размер обеспечения исполнения контракта В случае, если аванс превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. если НМЦК более 15 млн руб.
В этом случае исполнитель подавая документы на участие в торгах должен быть готов перечислить сумму средств указанную заказчиком в качестве подтверждения выполнения обязательств.
При выборе заказчиком денежных средств как обеспечение заявки по 223-ФЗ размер суммы составляет долю в процентах от стоимости контракта в целом. В обычном варианте это около 0, 5-5%, но в случае если в торгах участвуют малые субъекты предпринимательской деятельности его понижают до 2%.
Размер обеспечения исполнения договора
Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной документации.
Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.
На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ. Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.
При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.