Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное и уголовное наказание за правонарушения в одинаковой степени применяются в сфере компенсации алиментов в пользу малышей. В зависимости от причин не выплаты, а также количества допущенных нарушений, устанавливается состав уголовного или же административного проступка.

Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.

2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.

3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ «Об образовании» (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. О последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, предусмотренных ст.63 СК РФ, см. ст.69-74 СК РФ и комментарий к ним.

Комментарии к статье 63 СК РФ, судебная практика применения

Основание для отказа родителю в праве на воспитание детей

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» содержаться следующие разъяснения:

«..В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ) и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (ч. 1 п. 1 ст. 68 СК РФ). Вместе с тем суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ».

См. далее комментарии к статье 68 Семейного кодекса РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.

Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

>

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 63 СК РФ


1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в Саранске и Республике Мордовия

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Читайте также:  Страховые взносы в 2023 году ставки для юридических лиц

Статья за нарушение прав ребенка в среднем образовании

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность. Конвенции и соглашения По крайней мере, государственные чиновники приводят самые различные цифры. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Озеров сообщил, что, по разным оценкам, в России сейчас от 3 до 5 млн.беспризорников. Министр образования заявил, что «сейчас в России от 100 до 500 тыс. беспризорных и безнадзорных детей». Независимые эксперты говорят о четырех миллионах.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери. Информация об изменениях: Федеральным законом от 15 ноября 1997 г.

Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.

Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.

В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав

  1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
    При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
    О лишении и ограничении родительских прав, см. статьи 69 и 73 данного документа. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
  2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
  3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
    При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
    По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

[Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 63]

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Реализация права несовершеннолетних на собственное имущество в основных нормативных актах РФ

Российское законодательство стоит на страже интересов своих граждан. Не обошло оно своим вниманием и несовершеннолетних детей. Имущественные права ребенка предусмотрены, в первую очередь, Семейным Кодексом, а также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Читайте также:  Инструктаж по технике безопасности в 2023 году: виды, содержание, как провести

Право ребенка на образование, на защиту, свободно выражать свое мнение и др. вышеупомянутыми сводами законов реализуются имущественные права ребенка.

Имущественные права ребенка как гражданина РФ предусмотрены в Конституции Российской Федерации. В статье 35 данного свода законов говорится о праве каждого частного лица на частную собственность. Субъект, владеющий личным имуществом, может распоряжаться им соответственно с потребностями и пожеланиями. Лишение имущества происходит исключительно по решению суда, а само право на личную собственность охраняется законом.

Принимая статью Конституции как основу, Российское законодательство гарантирует реализацию права на имущественные права ребенка (включая сирот, детей-инвалидов, детей с ОВЗ). Речь идет о соответствующих положениях Гражданского и Семейного Кодексов. Таковыми, в частности, являются:

  • Статья 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  • Статьи 80, 93, 94 ГК РФ;
  • Статьи 26 и 28 ГК РФ;
  • Статья 37 ГК РФ;
  • Статьи 2 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Статья 59 Семейного Кодекса РФ.

Также, имущественные права ребенка упомянуты и в других нормативных актах.

Общая собственность родителей и детей

Пунктом 7 статьи 60 Семейного Кодекса РФ предусмотрено такое понятие, как общая собственность родителей и детей. Под ним подразумевается имущество, права на которое имеют и супруги, и ребенок (материальные и жилищные блага). Общая собственность родителей и детей бывает долевой и совместной.

Согласно со статьями 2 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», совместная собственность возникает вследствие приватизации без указания долей владельцев. В случае долевой собственности в процессе приватизации имущества указываются равные доли, принадлежащие совладельцам.

Общей собственностью могут владеть дети, не взирая на их социальный статус или психо-физические возможности (сироты, дети-инвалиды, дети с ОВЗ и т.д.).

Взять чужую потерянную вещь, зная, чья она

Я бы это назвала воровством. Вот допустим,идешь,идешь,а впереди тебя человек.И у него из кармана выпадает 5 тыс,ты это видишь,подбираешь и оставляешь себе.Мне кажется,что это тоже самое,что и воровство.Ведь представляете,придет тот человек домой,захочет взять свои 5 тыс,а их нет.Может быть для него это огромные деньги, а человек тупо считай их украл.Но. есть такое выражение «Что упало,то пропало», т.е.,что человек потерял,уже ему не принадлежит,но я с этим не согласна.Хотя в детстве у меня была такая ситуация.В магазине у мужчины упало 10 рублей,я это увидела и хотела подобрать их,когда он уйдет и оставить себе.Я ждала,ждала. Но в итоге он увидел,что у него упали деньги.Помню,я тогда огорчилась.Сейчас об этом вспоминаю и думаю,что я еще тогда была глупенькой и слишком маленькой.

Да. И все это понимают. Но если кто говорит наоборот, то он сам себя успокаивает, мол, я же не украл, а только поднял то, что плохо лежало. Уже сам факт, что ты знаешь чье это юридически ставит тебя в положение намеренного воровства. Так что пусть каждый сам делает выводы. Хочется ему иметь чистую совесть али нет.

Комментарий к статье 63 Семейного Кодекса РФ

1. Воспитывать детей — одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), — поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.

Порядок установления отцовства или материнства в отношении ребенка, если родителями у него являются несовершеннолетние лица

Установление отцовства или материнства в ситуации, когда родителями ребенка являются несовершеннолетние лица, происходит в общем порядке.

Происхождение ребенка от конкретной матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка матерью в медицинской организации.

Если несовершеннолетние родители состоят в браке, то отцом признается супруг матери ребенка. Факт регистрации брака между лицами должен быть подтвержден свидетельством о заключения брака.

В ситуации, когда несовершеннолетние лица не заключили брак, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления в орган ЗАГСа.

Важно знать: несовершеннолетний родитель, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно признавать или оспаривать свое материнство или отцовство. Кроме того, несовершеннолетняя мать ребенка, достигнув 14 лет, имеет право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *